РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по логопедии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2018-2020.docx | 73.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад No 78 «Исток»
__________ /С.Н.Ермолаева/
Приказ от ________No ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: учитель-логопед
Фоминова Екатерина
Владимировна
Смоленск 2018г.
Содержание. | Стр. |
1. Пояснительная записка. Актуальность. | 3 |
2. Особенности организация программы. Режим и структура занятий. | 5 |
3.Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы. | 6 |
4. Условия реализации программы. | 7 |
5. Формы подведения итогов реализации программы | 8 |
6. Диагностическая карта уровня развития детей 7. Перспективное планирование в старшей группе | 9 10 |
8. Перспективное планирование в подготовительной группе | 14 |
9. Заключение | 17 |
10. Список литературы | 18 |
Пояснительная записка
Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Занятия оригами в развитии детей имеют огромное значение. Это интересное и доступное им искусство.
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии речи ребенка, общей и мелкой моторики рук, творческого воображения, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, способности бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Деятельность кружка разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, формировать у детей способность эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
Цель – развитие индивидуальности и творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности.
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- формировать навыки самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
Развивающие:
- развивать все компоненты связной речи, её грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения.
- развивать общую и мелкую моторику рук, формировать точные и согласованные, координированные движения рук.
- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие, воображение, фантазию, мышление, глазомер.
- развивать у детей эстетический вкус, художественно-творческие способности и уверенности в своих силах.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности - желание придумывать свои поделки, обыгрывать свои поделки, показ спектаклей (настольный театр, составление рассказов и сказок по своим поделкам.
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности. Предполагает широкое применение соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
- принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с воспитателем, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип доступности программы для дошкольного возраста; Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Особенности организация программы. Режим и структура занятий
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми, с нормальной в развитии речи, так и с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Занятия в данной программе не делятся на практические и теоритические. На одном занятии совмещается и теория и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей.
Дети создают не только поделки в технике оригами, но и создают коллективные или индивидуальные композиции, используя аппликацию, или дорисовывают необходимые элементы.
Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, театральные постановки и т.д.).
Данная программа рассчитана на детей от 5 до 7лет.
Занятия эффективнее проводить по подгруппам- 6-8человек.
Категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: все желающие дети.
Данная программа рассчитана на 2 учебных года.
Занятия по оригами проводятся один раз в две недели во вторую половину дня, участие детей не регламентировано, дети посещают кружок по желанию. Продолжительность занятий для:
старшей группы – 20 мин.,
подготовительной группы – 20-25 мин.
Количество занятий – 18-24.
Формы работы
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Практический.
- Наглядный.
Методы работы
- Беседа, рассказ, сказка.
- Рассматривание иллюстраций, картин, презентаций.
- Показ образца выполнения последовательности работы.
- Игры, конструирование, аппликация.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Решение проблемных ситуаций.
- Выставки.
Общий план занятий
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение названия базовой формы;
- повторение действий прошлого занятия;
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
- повторение правил складывания.
- Практическая часть:
- Показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы
В результате обучения по данной программе дети:
- будут владеть понятиями основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб) и узнавать их при появлении в процессе складывания;
- познакомятся с названиями и приемами складывания основных базовых формы оригами: «книжечка», «треугольник», «воздушный змей» и т.д.;
- овладеют различными приемами работы с бумагой: сгибание, проглаживание, надрезание;
- следовать устным инструкциям;
- создавать изделия оригами и композиции с этими изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Условия реализации программы
Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:
- наглядно-дидактические пособия;
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши;
- групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся для родителей:
– в группе,
– в детском саду.
• Участие в конкурсах детского сада.
Оценка результативности программы:
Занятия по дополнительному образованию «Волшебный мир оригами» посещали дети, зачисленные на логопункт.
Целью занятий является:
Коррекция имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством развития мелкой моторики в процессе овладения элементарными приемами техники оригами.
Критерии оценки:
Высокий уровень (в) – соответствует возрасту;
Средний уровень (с) – отдельные компоненты не развиты;
Низкий уровень (н) – большинство компонентов недостаточно развиты.
Диагностическая карта уровня развития детей Старшая группа (2018 – 2019 гг.) | ||||||||||||||||||
Дети Ф.И. | Моторные навыки | Речевые навыки | ||||||||||||||||
Аккуратность и тщательность разглаживания линии сгиба | Складывание листа бумаги пополам, по диагонали (совмещение углов и краев листа бумаги) | Умение загибать углы к центру листа, отгибать назад по намеченной линии | Умение ребёнка следовать устным инструкциям | Использование в речи основных геометрических понятий: квадрат, прямоугольник, угол, сторона, вершина, центр, диагональ | Вербализация схемы исполнения поделки | |||||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||||
| Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | Н | С | ||||||
| С | В | Н | С | С | В | С | В | Н | С | С | В | ||||||
| Н | С | Н | С | С | С | С | В | Н | С | С | В | ||||||
| С | В | С | С | Н | С | С | В | Н | С | Н | С | ||||||
| Н | С | Н | С | Н | С | Н | В | Н | С | Н | С | ||||||
| С | В | С | С | С | С | С | В | С | С | С | С | ||||||
| С | В | С | С | С | С | С | В | С | С | С | В | ||||||
| Н | С | Н | С | С | С | Н | С | Н | С | Н | С | ||||||
| С | С | Н | В | С | С | С | С | Н | С | С | В | ||||||
| С | В | С | В | С | В | С | В | С | В | С | В |
МОТОРНЫЕ НАВЫКИ | РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ | ||||||||||||
Уровень развития | Мониторинг | Аккуратность и тщательность разглаживания линии сгиба | Складывание листа бумаги пополам, по диагонали (совмещение углов и краев листа бумаги) | Умение загибать углы к центру листа, отгибать назад по намеченной линии | Умение ребёнка следовать устным инструкциям | Использование в речи основных геометрических понятий: квадрат, прямоугольник, угол, сторона, вершина, центр, диагональ | Вербализация схемы исполнения поделки | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Высокий | Начало года | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Конец года | 5 | 50 | 2 | 20 | 2 | 20 | 7 | 70 | 1 | 10 | 5 | 50 | |
Средний | Начало года | 6 | 60 | 4 | 40 | 7 | 70 | 7 | 70 | 3 | 30 | 6 | 60 |
Конец года | 5 | 50 | 8 | 80 | 8 | 80 | 3 | 30 | 9 | 90 | 5 | 50 | |
Низкий | Начало года | 4 | 40 | 0 | 0 | 3 | 30 | 3 | 30 | 7 | 70 | 4 | 40 |
Конец года | 0 | 0 | 6 | 60 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Диагностическая карта уровня развития детей Подготовительная группа (2019 – 2020 гг.) | ||||||||||||||||||
Дети Ф.И. | Моторные навыки | Речевые навыки | ||||||||||||||||
Аккуратность и тщательность разглаживания линии сгиба | Складывание листа бумаги пополам, по диагонали (совмещение углов и краев листа бумаги) | Умение загибать углы к центру листа, отгибать назад по намеченной линии | Умение ребёнка следовать устным инструкциям | Использование в речи основных геометрических понятий: квадрат, прямоугольник, угол, сторона, вершина, центр, диагональ | Вербализация схемы исполнения поделки | |||||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||||
| С | С | С | В | С | В | С | В | С | С | С | В | ||||||
| В | В | С | В | В | В | В | В | С | В | В | В | ||||||
| С | В | С | С | С | В | В | С | С | В | В | В | ||||||
| В | В | С | В | С | В | В | В | С | В | С | В | ||||||
| С | В | С | В | С | В | В | В | С | В | С | В | ||||||
| В | В | С | В | С | В | В | В | С | В | С | В | ||||||
| В | В | С | С | С | С | В | В | С | В | В | В | ||||||
| С | С | С | В | С | В | С | В | С | С | С | В | ||||||
| С | В | В | В | С | В | С | В | С | В | В | В | ||||||
| В | В | В | В | С | В | В | В | В | В | В | В |
МОТОРНЫЕ НАВЫКИ | РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ | ||||||||||||
Уровень развития | Мониторинг | Аккуратность и тщательность разглаживания линии сгиба | Складывание листа бумаги пополам, по диагонали (совмещение углов и краев листа бумаги) | Умение загибать углы к центру листа, отгибать назад по намеченной линии | Умение ребёнка следовать устным инструкциям | Использование в речи основных геометрических понятий: квадрат, прямоугольник, угол, сторона, вершина, центр, диагональ | Вербализация схемы исполнения поделки | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Высокий | Начало года | 5 | 050 | 2 | 20 | 1 | 10 | 3 | 30 | 1 | 10 | 5 | 50 |
Конец года | 8 | 80 | 8 | 80 | 9 | 90 | 9 | 90 | 8 | 80 | 10 | 100 | |
Средний | Начало года | 5 | 50 | 8 | 80 | 9 | 90 | 7 | 70 | 9 | 90 | 5 | 50 |
Конец года | 2 | 20 | 2 | 20 | 1 | 10 | 1 | 10 | 2 | 20 | 0 | 0 | |
Низкий | Начало года | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Конец года | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Перспективное планирование работы в старшей группе
Тема года: «Игра»
Цель. Развитие творческих способностей детей путем конструктивной деятельности – оригами.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения техники оригами, с видами и свойствами бумаги.
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, смекалку, внимание, память, логическое мышление, фантазию, воображение, выразительность устной речи, обогащать словарный запас детей.
- Формировать умение детей дополнять работы в технике оригами аппликацией, рисованием, создавать тематические композиции, умение планировать свою деятельность.
Название месяца | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Сказка квадратика. Стр. 29 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить со свойствами бумаги. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Октябрь | Воздушный змей. Стр. 56 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; формировать умение мастерить воздушного змея по пооперационной карте, складывать бумагу по диагонали и с боков; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Дом. Интернет. | Формировать умение складывать бумагу пополам, используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. | Бумага, ножницы. | |||
Ноябрь | Теремок. Стр. 40 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Заинтересовать изготовлением простейших головных уборов для театрализованной игры; учить брать на себя ту или иную роль. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Грибы. (интернет ресурсы) | Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь». | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | |||
Декабрь | Снеговик. (интернет ресурсы) | Формировать умение детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную). | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Елка. Стр. 31 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать формировать умение детей делать фигурки в технике оригами, познакомить с новой базовой формой; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Бумага, ножницы, цветные карандаши, клей. | |||
Январь | Снежинка. (интернет ресурсы) | Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом. | Бумага, ножницы, цветные карандаши, клей. | ||
Снегирь (интернет ресурсы) | Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы, хорошо приглаживая сгибы. | Бумага, ножницы, цветные карандаши, клей. | |||
Февраль | Зайчик. Стр. 43 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Самолет. Стр. 39 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | |||
Март | Веер. Интернет. | Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Курочка. Котик. Интернет | Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. | Бумага, ножницы, цветные карандаши, клей. | |||
Апрель | Подснежник. Интернет. | Формировать умения детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол. Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Ветреная мельница. Интернет. | Создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; вызвать желание использовать готовые фигурки в самостоятельной деятельности. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | |||
Май | Бабочки и лягушки. Стр. 34 Т.И. Тарабанина «Оригами для начинающих» | Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. | Бумага, ножницы, цветные карандаши. | ||
Итоговое занятие | Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников. | Выставка работ. |
Перспективное планирование работы в подготовительной группе
Тема на год: "Театр оригами"
Цель: расширение кругозора; развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие интеллекта в целом.
- развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации;
- формирование трудовых навыков при работе с бумагой;
- воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности, целеустремлённости; художественного вкуса, фантазии.
Название месяца | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | Дата проведения | Отметка о выполнении |
Сентябрь | «Встреча с Веселым Квадратом» - организационная встреча. Базовые формы. | Вспомнить с детьми, что такое оригами, условные обозначения и основные понятия, применяемые в оригами. Вспомнить базовые формы: книжка, треугольник, воздушный змей; выявить уровень способностей детей в изготовлении поделок в технике оригами. | Схемы, поделки, книга «оригами для начинающих». Схемы базовых форм; цветная бумага. | ||
Октябрь | Заяц | Складывать бумагу по пунктирным линиям гармошкой. | Бумага серого и белого цвета. | ||
Лягушка | Складывать бумагу гармошкой по диагонали. | Зеленая бумага. | |||
Ноябрь | Лиса. | Предложить детям изготовить фигуру лисы на основе базовой формы «треугольник»; формировать способность сгибать угол в форме клюва. Развивать детскую фантазию и воображение во время работы. | Оранжевая бумага. | ||
Медведь | Коричневая бумага. | ||||
Декабрь | Снежинки | На основе наглядных образов показать детям различные способы изготовления снежинок из бумаги разной фактуры. | Белая бумага. | ||
Открытка | Продолжать развивать способность делать композиции. | Разноцветная бумага и цветные обрезки. | |||
Январь | Игрушки – забавы. | Создать радостное настроение; вспомнить способы складывания бумаги изученные раннее. | Разноцветная бумага и цветные обрезки. | ||
Февраль | Снеговик | Закреплять способность детей складывать базовые формы. Закреплять способность складывать фигуры катера и парохода; познакомить с приемом вытягивания, для придания объема. | Белая бумага. Цветные квадраты. | ||
Открытка для папы. | |||||
Март | Открытка для мамы. | Создать атмосферу праздника, закреплять способность детей в изготовлении цветов разными способами; продолжать формировать способность составлять композицию. Вспомнить базовую форму – книжка и прием вытягивания для создания объема. | Разноцветные квадраты. Белые и зеленые листы бумаги. | ||
Подснежники | |||||
Апрель | Ворон | Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции; закрепить последовательность складывания базовой формы – воздушный змей; вспомнить технику складывания бумаги для клюва. Предложить детям изготовить поделки используя раннее полученные знания. | Черная бумага Цветные квадраты. | ||
Маски для сказки. | |||||
Май | Звезда героя. | Создать условия для самостоятельного подбора материала для изготовления поделки и использования ранее полученных способностей. | Цветные квадраты и прямоугольники. Альбом. Цветные квадраты и прямоугольники. | ||
Оформление выставки «Мир оригами» | Привлечь внимание родителей, воспитывать у детей чувство гордости и радости от выполненных работ. |
Заключение
Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:
- у ребят вырос интерес к изготовлению игрушек и поделок из бумаги;
- дети получают простейшее представление о бумаге (фактура, форма, цвет);
- дети проявляют индивидуальность, воплощают свои замыслы в игре, ощущают радость от творчества;
- у детей развивается диалогическая и монологическая речь, при обыгрывании и рассказывании о своей поделке или игрушке.
Оригами – идеальный способ проведения досуга.
При изготовлении оригами мной использовалась только бумага и картонные листы.
Список использованной литературы:
- Е.Черенкова. Оригами для малышей:200 простейших моделей. - М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век,2011.
- С.В.Соколова. Оригами для старших дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2010.
- А.Гарматин. Оригами для начинающих. -Ростов н/Д: Владис,2009.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
- Щеглова А.В. «Оригами. Самые красивые модели».- Ростов н/Д: Владис,2010.
- «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)
Творческий отчет о работе кружка «Волшебный мир оригами»
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок. (Сухомлинский).
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры, и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц.
В течение 2018-2019 учебного года работал кружок дополнительного образования «Волшебный мир оригами». Кружок посещали 10 детей, в возрасте 5-6 лет (старшая группа, занятия проводила 1-2 раза в месяц, с октября по май, продолжительностью 20 минут.
В начале учебного года выявила, умеют ли дети работать с бумагой, умеют ли дети правильно держать ножницы. На основе полученных данных составила план на весь учебный год со следующей целью.
Цель программы – развитие индивидуальности и творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Поставила перед собой следующие задачи.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить детей со свойствами бумаги и техникой оригами, повысить интерес к этой деятельности.
- обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- формировать навыки самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
Развивающие:
- развивать все компоненты связной речи, её грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения.
- развивать общую и мелкую моторику рук, формировать точные и согласованные, координированные движения рук.
- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие, воображение, фантазию, мышление, глазомер.
- развивать у детей эстетический вкус, художественно-творческие способности и уверенности в своих силах.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость.
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности - желание придумывать свои поделки, обыгрывать свои поделки, показ спектаклей (настольный театр, составление рассказов и сказок по своим поделкам.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Беседа, рассказ, сказка.
- Рассматривание иллюстраций, картин, презентаций.
- Показ образца выполнения последовательности работы.
- Игры, конструирование, аппликация.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Решение проблемных ситуаций.
- Выставки.
Бумага - доступный для ребенка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании.
Занятия по изготовлению поделок оригами не только воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребенка, способствует развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, улучшает восприятие, формирует у ребенка навыки пространственной ориентации, стимулирует речевое развитие.)
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами.)
Детям нравится заниматься оригами. Вводное занятие было посвящено искусству оригами, его истории.
Я показывала и проговаривала последовательность изготовления поделки. Показывала и объясняла, как нужно выполнять тот или иной сгиб. Подводя итоги занятия, я оценивала аккуратность выполненной работы каждым ребенком.
Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение.
Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей?
• способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• симулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;
• составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков и умения последовательно ее выполнять.
Таким образом, подводя итог работы кружка к концу года, я могу утверждать, что благодаря оригами у детей сформировались такие качества как:
• точность
• согласованность движения кисти рук,
• ловкость движений пальцев,
• аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму.
Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнения работы).
Дети быстро осваивают:
• количественный счёт (сначала вместе с воспитателем, потом самостоятельно, от правильного или неправильного счёта зависит конечный результат, например, поделка из нескольких квадратов);
• величину (большой - средний - маленький квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
• геометрические фигуры (вся программа построена на освоении геометрических фигур, преобразовании одних в другие, прибавляется творческий порыв детей, стремление очеловечить предметы).
Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития детей, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали. Таким образом, я считаю, что занятия оригами очень полезны для детей.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 -7 лет) «Весёлый Светофорик»
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста ( 6- 7 лет) МАДОУ д./с.№ 38 г. ...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»
Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРУЖКА ПО ВОКАЛУ «ЛАДУШКИ» для детей 6 - 7 лет на 2019/2020 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования (далее – программа) разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) ...
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "волшебный карандаш"
Каждый ребенок любит рисовать. Вместе с речью, дети осваивают и создают самостоятельно свой рисунок. Учиться рисовать можно не только карандашами и кисточками, но и с помощью традиционных и нетрадицио...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...