Новые активные формы обучения и воспитания для формирования духовно -нравственных ценностей обучающих
статья (старшая группа)
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_aktivnye_formy_obucheniya_i_vospitaniya_dlya_formirovaniya_duhovno.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые активные формы обучения и воспитания для формирования духовно -нравственных ценностей обучающих
«Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви,
ни чести – ничего чем человек есть человек.»
В Белинский
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию мира взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми.
Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к духовно нравственным ценностям в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера. Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Поэтому формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников на современном этапе общества приобретает особую значимость.
Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь происходит процесс духовного развития. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности.
Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, экологического, а также физического воспитания.
Планируя свою работу по духовно – нравственному воспитанию, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к труду.
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в проектной деятельности, в театрализации, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками
Работа по патриотическому воспитанию строится таким образом,
чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника. Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку - маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. Так же ставим акцент детей и о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках. В нашей группе с воспитанниками были реализованы проекты «Мамочка, любимая», «Мой папа самый, самый»
В нашей группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию; оборудованы стенды «Моя Родина – Россия», «Уральский край»; подготовлены презентации: «Уральцы и Уральский быт», «Предметы русской старины», «Природа родного края»; подобран дидактический материал по темам: «Моя семья», «Государственная символика России и Свердловской области», «Исторические уголки Полевского»; методическая художественная литература. Особенно большой интерес вызвало у ребят знакомство с произведениями нашего земляка П.П. Бажова.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводим консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, создали детско -родительский клуб «Капельки», привлекаем родителей к сбору материала для оформления тематических альбомов
Мною, воспитанниками и их родителями разработаны и реализованы проекты: «Моя семья», где дети совместно с родителями составили «Древо своей семьи», практико-ориентированный проект «Мы за чистый город», позволил обратить внимание детей на очень важную для сегодняшнего дня задачу – как спасти родной город от загрязнения, проект «Теплая грядка» помог детям в ходе экспериментальной деятельности вырастить на участке овощи. Во время реализации данного проекта дети познакомились с разными профессиями. Реализованы проекты «Поэтическая осень на Урале», «Мой город Полевской», «Думная Гора», «9 мая - День Победы», «Люби и знай свой край родной», «Город, в котором я живу», «Моя малая родина», «Малахитовая шкатулка». Таким образом, дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть окружающего мира.
К Дню Великой Победы проводим акции «Георгиевская ленточка» «Сирень Победы», «Цветок Победы». В реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто» принимали и принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители. Результат проделанной работы с родителями – исследовательские проекты «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», фотопроекты, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, «Мы всегда будем вместе», участие с опытом работы в областной акции «Марш Победы», участвовали неоднократно в акции «Своих не бросаем»
В практической деятельности свою эффективность зарекомендовал ЛЭПБУК с разными категориями детей. Мной были изготовлены ЛЭПБУКИ различной тематики: «Хлеб», «город Полевской», «Наш Бажов», «9 мая» и т.д. Использование данной настольной книги, обеспечило равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Работа над созданием лэпбука учит дошкольника обрабатывать и систематизировать информацию, лучше ее запомнить. Кроме этого, развиваются его творческие способности, и у ребенка поддерживается интерес к обучению.
Поддерживаю прочные отношения с социальными партнерами:
- Дошкольными учреждениями ПГО (Совместное проведение и участие в городских мероприятиях).
- Детской школой искусств (Посещение концертов, участие в конкурсах).
- «Централизованной библиотечной системой» (Обзорные экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах, тематические мероприятия с детьми и родителями, постоянно действующая библиотека для детей в детском саду, реализация проекта «Бабушкин сундучок».
- Городским краеведческим музеем (Экскурсии, выставки, беседы, тематические мероприятия с детьми и родителями).
- Экспозиционным выставочным залом им. П.П. Бажова (Экскурсии, посещение выставок).
- МАУ ДО ПГО «Центром развития творчества им. П.П. Бажова» (Участие в организуемых выставках, конкурсах, расширение пространства ДОУ по дополнительному образованию, кружковая работа).
Взаимодействие с социокультурными и образовательными учреждениями города позволяет моим воспитанникам повысить культурный уровень, способствует социализации, а также раскрытию познавательного, эстетического, творческого потенциала детей.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Какие нравственные качества сформируются у ребенка, зависит, прежде всего – от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»
Конкурс на соискание ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"Номинация: «Больше, чем профессия»ПРОЕКТ«Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное вос...
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ»
Аккорд. ЗаповедьМама, ты же чувствуешь смысл моего лепетания? Так пойми, о чём я толкую: чтобы твоя долгая забота о моём воспитании увенчалась успехом, дарю заповедь:ВОСПИТЫВАЙТЕ МЕНЯ В ЛЮБВИ, КРАСОТЕ...
Интерактивные формы организации работы с родителями по формированию духовно-нравственных ценностей.
Статья на тему "Интерактивные формы организации работы с родителями по формированию духовно - нравственных ценностей"...
Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда")
Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №2...