Семинар – практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации»
учебно-методический материал
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Формы и методы работы. Пути реализации»
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
План проведения
I часть. Информационная.
1.Вступительное слово о значении поставленной проблемы.
1.2. Определение цели, задач патриотического воспитания дошкольников. Содержание работы по возрастным группам.
1.3 Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством музыкального воспитания.
1.4. Модель формирования патриотических чувств дошкольников.
II часть. Практическая.
2.1. Анализ результатов анкетирования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
2.2. Задание № 1. Педагогам предлагается по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что….».
2.3. Игра КВН на тему: «История, традиции и культура народов России»
2.4. Музыкальная минутка: «Попурри из песен Осетии» (музыкальные руководители)
2.5. Задание № 2. Предлагается педагогам разбиться на группы и нарисовать символ (эмблему понятия «патриотизм, Родина»). Затем каждая команда поясняет, почему она изобразила данное понятие именно так.
III. Домашнее задание. Оформить уголок патриотического воспитания в своей группе. Представить формы работы с детьми по патриотическому воспитанию в своей группе (открытые мероприятия)
IV. Обмен мнениями.
V. Завершение.
Вступительное слово на семинаре- практикуме
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению».
Уважаемые коллеги!
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов, живущих в Осетии. Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?
Определим цель патриотического воспитания. Напомню, что цель – это то, к чему надо стремиться. Через патриотическое чувство мы будем воспитывать личность, гражданина своей страны. На основе нормативно-правовых документов можно определить цель патриотического воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральные законы РФ: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
- Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 о концепции национальной безопасности РФ.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2001-2005.
- Проект Национальной доктрины образования в РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.
Основные задачи:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Сопутствующие задачи:
- Задачи нравственного воспитания:
- воспитание чувства доброты, сопричастности к сопереживанию других, умения прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению;
- формирование умения толерантного отношения к другим.
2. Задачи эстетического воспитания:
- воспитание эстетических чувств к окружающему миру;
- бережное и созидательное отношение к природе.
3. Задачи интеллектуального воспитания:
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие умения анализировать происходящие события.
4. Задачи физического воспитания:
- развитие физических качеств, будущих защитников своей Родины (сила, ловкость, выносливость, гибкость);
- развитие морально-волевых качеств (храбрость, смелость, целеустремленность, решительность).
5. Задачи трудового воспитания:
- бережное отношение к продуктам своего труда;
- добросовестное отношение к любой работе;
- добиваться поставленной цели;
- уметь доводить дело до конца;
- формирование навыков коллективного труда;
- желание трудиться систематически.
Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.
В первой младшей группе формируются:
- навыки самообслуживания;
-воспитание доброжелательности;
-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);
- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках
- благожелательные взаимоотношения в группе
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
В средней группе формируются:
- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;
- доброжелательные отношения в группе;
- чувство долга;
- навыки вежливого обращения;
- представления о родственных отношениях в семье.
В старшей группе формируются:
- взаимоотношения в группе;
- межличностные отношения;
Умение оценивать свои поступки и поступки других;
- интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе, взаимовыручке;
- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
В подготовительной группе формируются:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;
- умение вежливого обращения к окружающим;
- умение давать самооценку своих возможностей;
- освоение позиции ученика, члена коллектива;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- стремление к учебе;
- представление о долге.
Игра КВН: «История, традиции и культура народов России»
Вопросы к участникам:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?(флаг)
3. Официальная эмблема государства? (герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)
6. Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)
8. Какой город был столицей России и почему его так назвали?
9. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
10. Почему Красная площадь так называется? («Красная» — значит красивая)
Дидактическая игра: «Назови правильно»
Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест Осетии.
Участники должны назвать то, что изображено.
Дидактическая игра: «Разрезная картинка»
Собрать разрезную картинку, с изображением достопримечательностей Осетии и назвать ее.
«Пословицы о Родине»
Золоту — старости нет, Родине — цены нет.
Всякому мила своя сторона.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
Человек без Родины — что соловей без песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"
Данная разработка позволяет провести обзор по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....
Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ " «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».
Цель проведения: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов дошкольного учреждения по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошколь...
Семинар – практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Конспект семинара – практикума для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»
Цель: систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников.Задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патри...
Семинар-практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошко...