Семинар – практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
консультация
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sp_p_nravstvenno-partioticheskoe.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7
Семинар – практикум для педагогов
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила: Абрамова Татьяна Алексеевна, воспитатель Провела: 15 октября 2020 |
г. Химки
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт;
4. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Форма: деловая игра
Предварительная работа:
- изучение литературы по данному вопросу;
- подготовка атрибутов к игре «Слабое звено».
Введение. Обоснование темы семинара-практикума.
Деловая игра на тему: «Слабое звено».
Ход семинара-практикума:
Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в игре .
Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение; история РФ и РБ; народно-прикладное искусство; ФГОС ДО.
Правила игры:
Ваша задача: за короткий промежуток времени дать как можно больше правильных ответов, а также следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. Победит тот, кто без ошибок покажет свои знания по патриотическому воспитанию на более высоком уровне.
Наша игра будет проходить с 2 командами.
В начале семинара каждый из вас получил жетон. Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй состав.
Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.
Представление жюри в лице старшего воспитателя.
Прежде чем приступать к какому-либо делу, всегда нужно быть в знаниях теоретически подкованным. Поэтому в начале нашей игры мне хотелось бы вам кратко рассказать об организации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Планировать работу целесообразно по темам:
- Моя семья;
- Моя улица;
- Мой детский сад.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А.С. Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность(занятие).
НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.
Игра
емля, где ты родился? (Родина.)
Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)
Что изображено на гербе Республики Бурятия? (.)
Древнее название России? (Русь.)
Кого из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального развития дошкольников? (Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.)
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство привязанности.)
“Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм.)
Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным краем.)
Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)
Официальная эмблема государства? (Герб.)
Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
Назовите столицу России? (Москва.)
– Ну, вот, наша игра завершилась. Дадим время нашему уважаемому жюри подвести итог нашей игры и решить чья команда оказалась слабым звеном. А мы пока жюри выносит свое решение, проведем диагностическое упражнение «Стирка».
И так слово для поздравления жюри.
Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"
Данная разработка позволяет провести обзор по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....
Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»
Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...
Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка.
Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка....
семинар-практикум для педагогов "Нравственные аспекты воспитания дошкольников"
Семинар- практикум для педагогов посвящен вопросан нравственного воспитания.На семинаре воспитателям предлагается через различные формы и методы шире познакомиться с темой.Предлагаются различные упраж...
Конспект семинара – практикума для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»
Цель: систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников.Задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патри...