Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."
консультация (подготовительная группа)
Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельности - игра, насыщенная переживаниями. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
В развитии эмоциональной сферы ребенка, наряду с другими видами искусства, важное место занимает музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 18.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя
в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 87» г. Воронеж
музыкальный руководитель Черникова Т. В.
Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности детей. С помощью эмоций ребенок сигнализирует взрослым о своем самочувствии, желаниях, нуждах, это происходит в процессе общения. Чтобы быть успешными в современном обществе дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с окружающими, проявлять уважение к сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты.
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
В ходе развития эмоциональной сферы дошкольника отмечают следующие особенности:
В процессе роста ребенка намечается отчетливая тенденция к преодолению импульсивности поведения.
Постепенно вместе с эмоциями, которые носят лишь ситуативный характер, возникают эмоции, имеющие уже более стойкий характер.
В изменении эмоциональной сферы ребенка существенное место занимает усиление регулирующих моментов в переживании и выражении эмоций.
Эмоции человека общественны по своей природе, возникают благодаря определенным условиям жизни и воспитания в обществе.
Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельности - игра, насыщенная переживаниями. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
В развитии эмоциональной сферы ребенка, наряду с другими видами искусства, важное место занимает музыка. «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», - писал психолог Б.М.Теплов. Поэтому мы считаем необходимым объединить усилия музыкального руководителя и педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы дошкольников. В своей работе мы используем следующие формы взаимодействия: взаимообмен данными диагностических исследований, планирование совместной деятельности, проведение тематической, интегрированной образовательной деятельности с детьми, анализ и перспективное планирование дальнейшей работы.
Перед собой мы ставим задачи по развитию эмоциональности детей 4-7 лет:
Познакомить детей с основными эмоциями, учить их распознаванию и выражению.
Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний.
Знакомить дошкольников с эффективными способами организации игрового взаимодействия.
Стимулировать творческое самовыражение детей и обогащение репертуара телесных ощущений.
Развивать социальный и эмоциональный интеллект; мышление, внимание, наблюдательность, память, связную речь.
Совершенствовать эмоциональную выразительность, отзывчивость в процессе вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности.
В ходе развивающего взаимодействия мы используем разнообразные методы и приемы:
- игротерапия (игры-приветствия; сюжетно-ролевые игры; коммуникативные игры и упражнения; словесные игры; дидактические игры);
- психогимнастика (игры и упражнения на выражение эмоций, пантомимические этюды);
- телесноориентированные техники (подвижные игры; психомышечная тренировка);
- сказкотерапия, игры-драматизации;
- арттерапия (слушание музыки; рисование; ритмопластика; танец; музыкально-ритмические движения);
- релаксационные методы (нервно-мышечная релаксация, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники).
Главная задача музыкального руководителя и педагога-психолога при разработке совместной образовательной деятельности, по нашему мнению, это использование игровых ситуаций, двигательных упражнений и игр с музыкальным сопровождением, которые способствуют созданию психологического комфорта, атмосферы взаимопонимания, теплоты, конструктивного взаимодействия педагогов и воспитанников. Дошкольники отвлекаются от переживаний, повышается их настроение, возникает интерес и желание играть, петь, танцевать вместе с другими детьми. Игра позволяет развивать все стороны психики ребенка, помогает преодолеть робость, застенчивость, воспитывать волевые качества характера: подчиняясь правилам игры, формируется внимание, организованность, умение управлять своими движениями.
Полученные детьми знания помогают закрепить наглядные пособия: фотографии, рисунки, схемы, символы, графические изображения и игрушки, которые мы активно используем в своей работе. Нами создана серия дидактических игр по развитию эмоциональной сферы дошкольников: «Пиктограммы», «Угадай эмоцию», «Узнай настроение гнома», «Какое настроение?» - для закрепления узнавания основных эмоций, «Цветы эмоций» - для закрепления умения соотносить эмоцию и цвет, «Полумаски», «Язык эмоций» - для развития умения изображать основные эмоции, «Пойми меня» - для закрепления понимания эмоций по пантомимике.
Привлечение детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику, обучение пониманию и сопереживанию эмоциям окружающих, обогащает внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка, становится фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры детей.
Литература:
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В. Можейко.
- Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия./ Автор-составитель Е.В. Михеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагменты занятия педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы
https://cloud.mail.ru/public/Bnwo/1pGXX849B...
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Консультация для педагогов и родителей...
Использование игр-драматизаций в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников
Использование игр-драматизаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить представления детей об эмоциях, научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других лю...
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы «Путешествие в страну настроения»
Создание условий для развития эмоциональной сферы. ...
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы «Путешествие в страну настроения»
Цель: Создание условий для развития эмоциональной сферы.Задачи:- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние;- формировать умения различать, осознавать, выражать различные эмоции;-...