Использование игр-драматизаций в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников
статья (старшая группа)
Использование игр-драматизаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить представления детей об эмоциях, научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям, чтобы раскрыть способности эмоционального опыта ребенка, предоставить возможность судить о его навыках общения и умений понимать эмоциональное состояние других людей.
Игра-драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:
- сюжет игры (выбор сказки, пересказ, ее обсуждение) – организация игры (распределение ролей, обустройство игрового пространства) – непосредственная игра детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр-драматизаций в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников
Воганова С.П.,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 85
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Использование игр-драматизаций в работе с детьми дошкольного возраста позволяет расширить представления детей об эмоциях, научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям, чтобы раскрыть способности эмоционального опыта ребенка, предоставить возможность судить о его навыках общения и умений понимать эмоциональное состояние других людей.
Игра-драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:
- сюжет игры (выбор сказки, пересказ, ее обсуждение) – организация игры (распределение ролей, обустройство игрового пространства) – непосредственная игра детей.
Задачи использования игр-драматизаций в работе с дошкольниками:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту слов и поступков и их необходимость в жизни людей;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других на примере героев сказок.
Преимуществом игр-драматизаций, состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
М.И. Лисина указала, что подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Этапы работы с дошкольниками
На первом этапе главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.
Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.
Примеры игр на первом этапе: «Скворушка прощается», «Осень», «Маленькие труженики» (Приложение).
Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.
Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая ее соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.
На втором этапе основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры-драматизации стихотворений.
Задачи, решаемые в процессе этих игр: расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.
Примеры игр второго этапа: «Грибы», «Тишка», «Осень спросим», «Волк и лиса», «Лиса и петух», «2 лягушки» (Приложение).
На третьем этапе особое внимание уделяется играм-драматизациям театра по сказке.
Задачи, решаемые на данном этапе: учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.
Примеры игр третьего этапа: игра-драматизация для детей по сказке А.М. Волкова «Путешествие Элли и ее друзей» (Приложение).
Цель: эмоциональное раскрепощение ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, совершенствование всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрального искусства, формирование представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, развитие способности анализировать свои поступки, поведение героев сказки, формирование у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
На занятии, в процессе игр-драматизаций и театрализации с первых минут дети всецело погружаются в атмосферу мероприятия, перевоплощаются в различных сказочных героев, применяя элементы костюмов. Ребята довольно успешно входят в роли, используя повадки животных, особенности движения, изменяют голос. Дети-артисты активно и с желанием играют свою выбранную роль сказочного персонажа с помощью взрослого, согласовывая действия с другими героями сказки. Наиболее достоверно и понятно разыгрывают сюжетные ситуации сказки. Дети используют уже знакомые им нравственные качества, помогают друг другу. Дети-зрители стараются быть доброжелательными, внимательными, внимательно следят за ходом развития событий в сказке. Эта часть занятия наиболее плодотворно влияет на эмоциональное развитие детей. Они способны передать те эмоциональные ситуации, которые встречаются в повседневной жизни.
Игра-драматизация по сказке «Репка» способна стать эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста сказки и участие в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для воспитания вежливости и освоения способов позитивного взаимодействия. Процесс театрализованной игры способствует эмоциональному развитию: дети знакомятся с чувствами, настроениями сказочных героев; осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра также оказывает влияние на речевое развитие детей – это освоение выразительности речи и совершенствование диалогов – и является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В результате реализации плана работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста важно научить ребенка:
- понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- находить взаимопонимание с ровесниками, с родителями, с воспитателями;
- эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
- соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, понимать эмоциональное состояние других людей;
- давать адекватную оценку положительным и негативным поступкам персонажей сказок;
- знать содержание сказок;
- пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге;
- отвечать на поставленные вопросы по содержанию прочитанного;
- с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Приложение
Содержание комплекса игр-драматизаций по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.
Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.
Примеры игр из первого блока программы.
«Скворушка прощается», «Осень», «Маленькие труженики»
Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.
Скворушка прощается.
Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая ее соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.
Осень, непогодушка, тополь | (Дети кружатся). |
Вдруг на ветке скворушка песенку запел. | (Смотрят вверх). |
Ветка чуть качается, дождик не кончается. | (Машут кистями рук, расставленных в стороны). |
С нами милый скворушка до весны прощается. | (Плавно машут кистью вытянутой правой руки). |
«Осень».
Дети водят хоровод. Вместе с педагогом выполняют необходимые движения.
Дует, дует ветер, дует, задувает. | (Дети остановились и покачали из стороны в сторону поднятыми вверх руками). |
Желтые листочки с дерева срывает. | (Дети остановились и покружились на месте). |
И летят листочки, кружат по дорожке. | (Дети на носочках пробежкой проходят круг). |
Падают листочки прямо нам под ножки. | (Дети, повернувшись вокруг себя на месте, приседают). |
На втором этапе основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры-драматизации стихотворений.
Задачи, решаемые в процессе этих игр: расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.
Примеры игр из второго блока программы.
«Грибы», «Тишка», «Осень спросим», «Волк и лиса», «Лиса и петух», «2 лягушки»
«Осень спросим».
Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят за преподавателем.
Дети.
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
(Диалог между детьми и ребенком в роли осени идет отраженно).
Осень.
Принесла я вам муки.
Значит, будут пирожки.
Принесла вам гречки.
Дети.
Каша будет в печке.
Осень.
Принесла вам овощей
И для каши и для щей.
Рады ли вы грушам?
Дети.
Мы их впрок насушим.
Осень.
А уж яблоки – что мед!
Дети.
На варенье, на компот.
Осень.
Принесла вам меду
Полную колоду.
Дети.
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень.
Дождику вы рады?
Дети.
Не хотим, не надо.
Третий этап.
На третьем этапе реализации программы (третий блок) особое внимание уделяется играм-драматизациям театра по сказке).
Задачи, решаемые на данном этапе: учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.
Третий этап.
Фрагмент игры-драматизации для детей по сказке А. М. Волкова «Путешествие Элли и ее друзей»
Цели: эмоциональное раскрепощение ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, совершенствование всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрального искусства, формирование представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, развитие способности анализировать свои поступки, поведение героев сказки, формирование у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
Предварительная работа. Беседа о детском писателе А. М. Волкове. Рассматривание иллюстраций, книг. Просмотр мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Выставка рисунков по сказке, чтение художественных произведений, прослушивание мелодий, танцевальные и песенные импровизации. Распределение ролей.
Оборудование: костюмы, бумажная дорога – из желтого кирпича, декорации, деревья, елки, платочки, ведро с водой, топор, сердце из красного плюша, свечка, чай, масленка, серебряные башмачки, книга.
Музыкальное сопровождение: «Танец с саблями» из балета «Гаяне» А. И. Хачатуряна.
Место проведения: группа.
Длительность игры: 35 минут.
Ход занятий
(Включается фонограмма «Одну простую сказку», дети вбегают в центр группы).
Выбегает Гингема:
Каблучки мои колдуйте, снег иди и ветры дуйте.
(Исполняется танец снежинок).
Гингема:
Я ураган устроила Гингема,
Ведь для колдуньи это не проблема!
Но сил своих не рассчитала,
Да и сама нечаянно пропала!
(Дети изображают качающие деревья).
Заслоняясь от порывов ветра», выходит ребенок:
Дует ветер-великан,
Он зовется ураган.
Он силен как сто слонов –
Все сломать, снести готов!
Ураган рукой могучей
Дом схватил и бросил в тучи!
Вон летит по небу дом,
Неужели люди в нем?!
(Кружась и размахивая руками, появляются Элли и Тотошка).
Элли:
Сидела дома, книжку я читала,
С работы маму с папой поджидала.
Вдруг дом взлетел, как будто самолет,
Попали мы с Тотошкой в переплет.
Тотошка:
Ав! Ав!
Куда нас дом летающий принес?
Вот в чем вопрос!
Элли: Ты говоришь? Не верю чудесам!
Тотошка: Я говорю, хотя не верю сам!
Элли: Где мы, скажите? Может быть во сне?
Ребенок:
Нет, не во сне, вы в сказочной стране!
Как вас зовут, узнать бы мы хотели.
Тотошка: «Тотошка я!»
Элли: «Меня зовите Элли!»
Как я домой обратно полечу?
Тут оставаться вовсе не хочу!
(Дети разворачивают перед Элли и Тотошкой «дорогу » из желтого кирпича).
Ребенок:
Идите прямо, путь совсем не трудный,
Он приведет вас в город Изумрудный.
Живет в нем Гудвин, грозный и ужасный,
Но для гостей нисколько не опасный.
Волшебник Гудвин может все на свете –
Он вас домой отправит на ракете,
Не на ракете, а на самокате,
А может быть, морской подарит катер!
А может, изумрудный вертолет!
Так, что скорее двигайтесь вперед!
Мы на прощанье вам споем и спляшем
И даже вслед платочками помашем!
(Звучит музыка «Эх яблочко», дети исполняют танец.)
Ребенок:
Ураган от нас унес злую ведьму навсегда,
Здесь теперь не будет слез, светит радости звезда.
(Элли и Тотошка шагают по кирпичной дорожке, появляется Страшила)
Страшила: «Круглый год живу я на природе, я стою один. Где я стою?»
Все: «На огороде».
Страшила: «У меня в заплатках балахон, целый день пугаю я … Кого пугаю я? Забыл…».
Все: «Ворон!»
(Налетают вороны).
Страшила:
Кыш! Кыш! Вон! Ну, конечно же, ворон!
Ох, пустая моя голова! Я всегда забываю
Эти, как их ….. слова.
А куда вы идете друзья?
Может, с вами отправлюсь и я?
Элли:
В Изумрудный идем городок,
Чтоб великий волшебник помог,
Нам вернуться и к папе и к маме,
Мы не сделаем этого сами.
Страшила:
Значит, с вами и мне по пути, очень надо туда мне пойти.
Забываю я все неспроста,
В голове у меня пустота.
Я скажу «Чародей », помоги!
Дай мне эти, ну как их? Мозги.
(Появляется Железный дровосек, он заржавел).
Железный дровосек:
Под дождь попал и весь я заржавел.
Страшила:
Друзья, негоже нам стоять в сторонке,
Его должны мы смазать из масленки.
Железный дровосек:
Ах, как я двигаюсь легко и гладко!
Какой ты умный человек в заплатках!
Страшила:
Помочь я рад, меня зовут Страшила.
Мозги бы мне – вот тут была бы сила!
Железный дровосек:
Благодарил бы вас я так сердечно,
поступок ваш и добрый и полезный …
но сердца нет в груди моей железной! (Плачет).
Страшила:
Не плачь, а то ржаветь начнешь опять.
Волшебник Гудвин сердце может дать!
Элли:
Идем все вместе, вот кирпичная дорожка,
Страшила, дровосек, я – Элли и Тотошка !
(Идут под музыку, кружатся, все вместе и по одному. Выскакивает трусливый Лев).
Трусливый Лев:
Ой, боюсь, боюсь, боюсь!
Ой, от страха я трясусь!
Страшила:
Бывает всякое в природе, ведь это лев,
Я не ошибся вроде?
Элли:
Да, это лев, но только он трусливый!
Трусливый Лев:
Ну почему такой я несчастливый?
Должны бояться все меня,
А я боюсь всех как огня!
Элли:
Друзья мои, я так привыкла к вам,
Но все равно пора уж по домам,
Я и Тотошка улетаем вдаль.
(Звучит волшебная музыка).
Элли:
Ну, вот и дома мы с тобой, Тотошка!
И дом на месте! Вот мое окошко.
Но говорить не можешь ты вот огорченье!
Пожалуй, я теперь продолжу чтенье!
(Элли садиться на табурет у окна. Тотошка пристраивается у ее ног. Элли раскрывает большую книгу. Звучит музыка. Выходят все герои сказки).
Все: «Волшебник Изумрудного города. Александр Мелентьевич Волков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Консультация для педагогов и родителей...
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельностиВажными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная своб...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Научно-методическая статья...
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов....
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников."
Развитие эмоций у детей зависит от ряда условий: гармоничное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, специально организованная образовательная деятельность, соответствующий возрасту вид деятельно...