ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Алтан Сэсэг»
План по самообразованию педагога
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"
Выполнила: Пагбаева М.Б. |
2022г.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.
Задачи:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
- определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей.
- Разработать перспективно планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».
- воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр.
- побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии.
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовление атрибутов к играм.
- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Игра – не только интересное, любимое для ребёнка занятие. Многогранно её значение для человека, входящего в мир. И прежде всего – для социализации ребёнка. Известный педагог С.А. Шмаков отмечал: «Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ».
Социализация осуществляется как путём осознанных социально-контролируемых процессов воздействия на личность, усвоения детьми знаний, духовных ценностей, норм, присущих определённой социальной общности, так и посредством стихийных, спонтанных процессов
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Актуальность темы самообразования в современных условиях связана с тем, что приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Зачастую в учреждении дошкольного образования жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей.
Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Формы работы с детьми:
- совместная игровая деятельность воспитателя с детьми:
- создание игровых обучающих ситуаций
- проблемные ситуации
- индивидуальная работа с детьми
- свободная игровая самостоятельная деятельность детей.
- ЧХЛ, художественное слово, рассматривание иллюстраций , беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога; дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций; загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
- воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
- сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
- имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
- совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
- просмотр презентаций и мультфильмов
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
- ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых;
- ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым;
- ребенок проявляет интерес к игровому общению;
- ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых;
- у детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту.
- Дети интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием).
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- Презентация результатов работы по теме самообразования на родительском собрании в конце учебного года.
- Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.
приложение
План саморазвития воспитателя
1 | Мероприятия с педагогами Буклеты для воспитателей: «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни ребенка» Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию). |
2 | Взаимопросмотр сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста |
Мероприятия с родителями | |
Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями: Консультация для родителей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста». Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью». Папка-передвижка "В игры разные играем, что мы в детях развиваем?". Просвещение родителей через публикации, сайт ДОУ, размещение информации в родительском уголке, выступления на родительских собраниях по теме самообразования "Наши успехи". Индивидуальные консультации с родителями по теме самообразования: советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации сюжетно-ролевых игр с детьми дома. Анкетирование: «Во что играют дети дома?» Активное взаимодействие с родителями воспитанников по обогащению РППС группы: изготовление атрибутов для сюжетно-роевых игр и др. |
Список литературы:
- Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
- Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
- Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» младший возраст.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2017.
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
- Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978
- Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
- Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987
- Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
- Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
- Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
- Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инст. образования, 2012.
- Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам
Данный интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
План посамообразованию
План работы по самообразованию на тему "Создание игровой мотивации у дошкольников в различных видах деятельности"...