Календарный план по теме недели "Народная культура и традиции"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Козлова Елена Александровна

Календарный план воспитательно-образовательной работы по теме недели "Народная культура и традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_plan.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план воспитательно-образовательной работы

Средняя группа

3 неделя «Народная культура и традиции»

Цель- расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.

Итоговое мероприятие:  выставка детских работ на тему «Народная культура»

Понедельник 15 января

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность детей и взрослых (групповая, подгрупповая)

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Утро

Познавательное

Физическое

Беседа «Что такое народная игрушка?».                                   Пальчиковая гимнастика «На ладошки мы подуем…». Развитие речи и мелкой моторики рук.                                                                   Утренняя гимнастика.

Д/и «Кто больше вспомнит?». Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса. Амелия В., Алина Б.

Иллюстрации, книги по теме.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

НОД

Художественно- эстетическое (музыка)

По плану музыкального руководителя.

НОД

Познавательное (ознакомление с предметным и социальным окружением)

«Поможем Незнайке вылепить посуду»

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

Кукла Незнайка. Розетки с сухим песком, сухой глиной, комочками песка и глины, влажным песком и глиной. Салфетки и вода. Формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки. Изделия из глины, вылепленные детьми.

Прогулка

Познавательное

Речевое

Физическое

Продолжить наблюдение за повадками птиц, прилетевших на участок.

Загадывание загадок о природных явлениях. Развитие памяти и слухового внимания.

Беседа «Осторожно лёд!». Формировать представление о безопасном поведении зимой.

П\и «Птички в гнездышко. Развитие быстроты и ловкости, умение действовать по сигналу.

П/и «Делай как я». Развивать внимание и координацию движений.

Маски для игр.

Работа перед сном

Речевое

Чтение стихотворения «Маша варежку надела…». Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас (варежки, перчатки, пряжа, клубок). Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.

II половина дня

Подъем после сна

Физическое

Гимнастика после сна. Босохождение. Умывание прохладной водой.

Работа в группе

Познавательное

Социально- коммуникативное

Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение, и т.п.). Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначением.

Свободные игры детей. Воспитывать дружелюбие, культуру общения.

Игра со строительным материалом «Расставим мебель». Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету. Матвей К., Тимофей М.

Игрушки (матрёшки, погремушки, шкатулки).

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдение за погодой. Учить самостоятельно определять состояние погоды. 

П/и «Охота на зайцев». Развитие ловкости, быстроты реакции.

Подвижные игры по выбору детей.

Вторник 16 января

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность детей и взрослых (групповая, подгрупповая)

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Утро

Познавательное

Физическое

Беседа «Дымковские чудо- игрушки», «Почему игрушки называют дымковскими». Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

П/игры: «Мыши и кот», «Найди, что спрятано». Развивать сообразительность.

Утренняя гимнастика.

Д/и «Назови лишнее слово». Активизировать внимание, развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. Ульяна Ц., Семён Ц.

Подбор книг по жанрам: сказки, стихи, рассказы.

Папка передвижка «Народная культура и традиции»

НОД

Физическое (физическая культура)

По плану физ. инструктора.

НОД

Художественно- эстетическое (рисование)

«Филимоновская лошадка»

Развивать интерес к творчеству народных мастеров. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы двух  цветов (зелёные и красные).

Филимоновские игрушки и картинки с изображением(барышня, солдат, лошадь, баран, птицы); образцы элементов филимоновской росписи. Силуэты лошадок, фломастеры или карандаши.

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдение за солнцем. (Где спит солнышко? Откуда оно поднимается? Греет ли солнышко зимой?). Загадывание загадок о солнце.                                                                                                   П/игры: «Зайцы», «Птички и кошки». Учить играть, соблюдая правила; развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.                                    Труд. Кормление птиц.                                                

«Подбрось повыше». Учить бросать мяч вверх и ловить его; развивать внимание. Кристина Р., Амелия В.

Мячи.

Работа перед сном

Речевое

Познавательное

Чтение книги по выбору детей.

Рассматривание изделий народных промыслов.

II половина дня

Подъем после сна

Физическое

Ходьба по ребристой дорожке. Профилактика плоскостопия. Умывание.

Работа в группе

Речевое

Познавательное

С/р игра «К бабушке Варварушке в гости на оладушки».  Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним.

Д/и «Подбери картинки». Среди предложенных картинок, выбрать те, которые относятся к зиме.

Семён Ц., Ульяна К.

Атрибуты к игре.

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдение: вечернее небо вечером. Помочь детям выявить особенности вечернего неба, учить передавать в речи результаты наблюдений, правильно называть наблюдаемые явления.                                                                                             П/и «Кто быстрее до игрушки». Развитие ловкости, быстроты движений.

Любые игрушки.

Среда 17 января

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность детей и взрослых (групповая, подгрупповая)

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Утро

Познавательное

Физическое

Рассматривание русской матрёшки. Знакомить с народной игрушкой- матрёшкой. Ввести в активный словарь слова: матрёшка, расписная, деревянная.

Д/и «Где матрёшка?». Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Утренняя гимнастика.

Д/и «Помоги зайчику добраться до дома». Формировать умение выбирать узкую дорожку для зайчика (по широкой ходит медведь). Матвей К., Тимофей М., Женя Т.

Картинки с изображением матрёшек в разных росписях.

Консультация: «Воспитательное значение русского фольклора»

НОД

Физическое (физическая культура)

По плану физ. инструктора.

НОД

Познавательное (ФЭМП)

Занятие №1

Продолжать упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.

3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, 3 прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины.

Раздаточный материал: карточки с пуговицами в мешочках (на карточках по 1-5 пуговиц), наборы карточек с кругами (на карточках по ё1-5 кругов); сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры (по 4-5 шт.).

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдение затем как идёт снег. Продолжать формировать представление детей о свойствах снега. 

Д/и «Найди одинаковые игрушки». Развивать навыки сравнения.

П/и «Найди своё место», «День и ночь». Развивать быстроту реакции, умение реагировать на сигнал, упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.

Развитие внимания. Учить ориентироваться на участке, находить предмет по словесному описанию. Амелия В., Ульяна К.

Работа перед сном

Речевое

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Знакомство с предметами обихода- скалкой.

Скалка.

II половина дня

Подъем после сна

Физическое

Гимнастика после сна.

НОД

Художественно- эстетическое (конструирование)

«Русская изба»                                                                Формировать представление об облике русской избы, закреплять знания о том, что изба- часть русской национальной культуры.

Схемы построек, набор деталей конструктора, мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Работа в группе

Познавательное

Русская народная игра «Каравай». Формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе.

Театрализованная игра «Мы из сказки». Учить «играть в сказку», инсценируя её с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

Рисование «Обведи трафарет». Обведение по трафарету силуэтов посуды. Учить правильно держать карандаш, закрашивать, не выходя за контур. Амелия В., Матвей К.

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдение за изменениями в природе. Формировать представление о январе как о холодном зимнем месяце.

П/и «У медведя во бору».

П/и «Весёлые ребята». Повторить слова игры, упражнять в быстром беге.

С Ульяной Р., Вероникой П., Вероникой П. отрабатывать прыжки на одной ноге. Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Четверг 18 января

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность детей и взрослых (групповая, подгрупповая)

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Утро

Познавательное

Художественно- эстетическое (рисование)

Физическое

Беседа «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?».                                                                                  Рассмотреть иллюстрации городецкой росписи. Познакомить с городецкой росписью.                                                                                                                                                                                         Раскраски по теме недели.                                                                              Утренняя гимнастика.

С Семёном Ц. закреплять умение правильно держать карандаш.

Раскраски по теме, карандаши.

Папка-передвижка «Русское народное творчество»

НОД

Художественно- эстетическое (музыка)

По плану музыкального руководителя.

Фольклорный праздник. Приобщать к народным традициям через ознакомление с обрядовыми праздниками, воспитывать культуру общения.

Атрибуты к празднику.

НОД

Речевое

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

Игрушки: кукла, медвежонок, чебурашка и др.

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдение за уборочными машинами.

П/игры: «Кто самый меткий?», «Догони». Развивать самостоятельность в организации подвижных игр, меткость, ловкость, умение соблюдать правила.

Развитие движений. Закреплять умение пролезать и подлезать в воротики. Вероника П., Амелия В.

Работа перед сном

Речевое

Театрализация р.н. сказки «Три медведя» (кукольный театр). Вызывать желание внимательно слушать, понимать, запоминать сказку с циклическим содержанием с опорой на наглядность и без неё. Побуждать принимать роль, разыгрывать сказку.

Кукольный театр «Три медведя».

II половина дня

Подъем после сна

Физическое

Гимнастика после сна. Босохождение. Умывание прохладной водой.

Работа в группе

Речевое

Познавательное

Беседа «Блюда русской кухни». Познакомить с основными блюдами русской кухни.                                                               Д/и «Узнай роспись». Учить сравнивать росписи и определять нужную.                                                                                         Постройка из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец». Учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу.

Кубики, кирпичики, пластины.

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдение: продолжительность светового дня. Обратить внимание детей на значительные увеличения продолжительности светового дня.

П/и «Добеги и прыгни». Развивать двигательную активность детей.

Подвижные игры по выбору детей.

Пятница 19 января

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность детей и взрослых (групповая, подгрупповая)

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Утро

Познавательное

Физическое

Рассмотреть с детьми предметы, украшенные разными узорами. Обратить внимание на форму и цвет узоров – развивать композиционные умения, цветовое восприятие, закрепить форму (круг, квадрат, треугольник).                                          Утренняя гимнастика.

С Семёном Ц., Матвеем К.  закрепить навыки раскрашивания, не выходя за контур.

Раскраски по теме, карандаши.

Папка – передвижка «Наша Родина-Россия»

НОД

Физическое (физическая культура)

По плану физ. инструктора.

НОД

Художественно- эстетическое (аппликация)

«Русская матрёшка»

Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой, создать у детей интерес к народной игрушке, приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству.

Учить украшать сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, треугольник).

Закреплять технические умения (держать кисть, использовать клей), работать аккуратно.

Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Матрешка;  цветные заготовки силуэта матрешки, треугольники и круги;

салфетки, клей, демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдать за погодой. Учить замечать изменения в природе

П/и  «Снежная карусель», «Ловишки». Учить быстро действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание, быстроту бега.

Труд. Расчистка кормушек от снега, кормление птиц. Воспитывать положительное отношение к труду.

Работа перед сном

Речевое

Дидактическая игра «Кто мы?». Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки описания, активизировать в речи детей понятия, связанные названием предметов и элементов одежды.

II половина дня

Подъем после сна

Физическое

Гимнастика после сна. Босохождение. Умывание прохладной водой.

Работа в группе

Художественно- эстетическое

Познавательное

Выставка детского творчества «Народная культура».

Раскрашивание раскрасок филимоновской росписи. Закреплять у детей навыки раскрашивания, умение правильно подбирать цвет.

Настольно-печатные игры по выбору детей. Выявить интересы детей, формировать умение играть микрогруппами, подбирать партнеров по игре, организовывать взаимодействие, поощрять самостоятельность детей.

Работа в тетрадях с Матвеем К., Тимофеем М. закрепить тему «Счет до 5».

Раскраски с филимоновскими игрушками.

Прогулка

Познавательное

Физическое

Наблюдать за изменениями на участке детского сада. Научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

П/и «Бездомный заяц». Учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

С Кристиной Р., Ульяной К. развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетать силу с быстротой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарное планирование по теме:"Народная культура и традиции" младшая группа

календарное планирование по теме:"Народная культура и традиции" младшая группа...

7 Календарное планирование по теме: «Народная культура и традиции» по ФГОС в подготовительной группе

Подготовительная   группа тема: «Народная культура и традиции»Программное содержание: 1.Ознакомление детей  с волшебной сказкой, афоризмами, народными приметами, героическим эпосом; дат...

Календарный план по теме: «Моя семья. Семейные традиции» - средняя группа

План разработан на календарную неделю по программе "Детство"Сокращение ЭСОП: эмоционально-смысловое общение педагога...

Перспективный план по теме «Народная культура и традиции» с 16.03 по 20.03.20

Перспективный план по теме «Народная культура и традиции» с 16.03 по 20.03.20Цель: Расширять представления о народной культуре и национальных традициях, народной игрушке (дымковская и...

Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции"

Календарно-тематический план на тему "Народная культура и традиции"...

Календарный план «Знакомство с народной культурой и традициями».

Дать детям первоначальное представление основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать к формированию художественных и творческих способностей....

Календарный план "Знакомство с народной культурой и традициями" Старшая группа

Календарный план "Знакомство с народной культурой и традициями"  Старшая группа...