Проект по сенсорному развитию
методическая разработка (младшая группа)

Надежда Владимировна Михайлова80

Проект расчитан на работу с детьми первой ранней группы (1,5-2 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_doshkolnogo_obrazovaniya_administratsii_mo_go.docx260.27 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1» г. Сыктывкара

«Челядьöс 1 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса

муниципальнöй асшорлуна учреждение

(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)

СОГЛАСОВАН:

Директором

МАДОУ «Детский сад №1»

г. Сыктывкара

_______________И.П. Молнар

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Возраст воспитанников: 1,5 - 2 лет

Составители:

Михайлова Н.В.; Пантелеева Т.П.

Сыктывкар 2024

Вид проекта: Познавательно- игровой

По доминирующему методу: Познавательно- игровой

По характеру содержания: групповой

По числу участников: дети 1,5- 2 лет, воспитатель, родители.

По времени проведения: 2 недели (09.01.2024 – 22.01.2024)

Интеграция: социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы.

 

           Проблема: 

  1. Возрастная категория детей нашей группы – первая группа раннего возраста. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Детям нашей группы, в силу своего возраста, трудно одновременно решать несколько задач восприятия (зрительного, слухового, осязательного) в процессе различного рода деятельности с этими предметами.
  2. Низкая эффективность вербальных методов обучения. Детям раннего возраста трудно воспринимать словесные инструкции

          Актуальность: Ранний возраст - лучшее время для сенсорного воспитания. Этот этап имеет огромное влияние на формирование интеллектуальных способностей в дальнейшем. В раннем детстве качественно меняется восприятие через органы чувств, происходит накопление знаний о мире, который окружает ребенка. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется сами собой в ходе той или иной деятельности. Детям требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста

Предполагаемый результат:

  1. Дети научились отличать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый)  

            2.  Дети начинают  выделять форму, величину при выполнении ряда практических действий;

           3. Пополнение развивающей среды дидактическими играми

           Цель проекта: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

           

           Задачи проекта:

  1. Создать условия в группе , обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды. 
  2. Познакомить детей с дидактическими играми и правилами этих игр;   
  3. Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму
  4. Воспитывать умение у детей группировать предметы по цвету
  5. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

Предварительная работа:

  1. Выбор темы
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Разработка перспективного плана.
  4. Реализация проекта.
  5. Демонстрация итогов работы, достижение/ не достижение ожидаемых результатов.

Совместная работа с родителями:

  1.   Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка младшего возраста в семье.
  2.    Беседы с родителями по созданию дидактических игр по сенсорному развитию детей
  3. Помощь родителей в создании дидактических игр для  детей

Поэтапная реализация проекта

Подготовительный этап:

1. Определение темы проекта.

2.  Формулировка цели и задач

          3.Составление плана основного этапа проекта

Основной этап:

  1. Лепка «Витаминки»
  2. Рисование «Мыльные пузыри», «Снегопад»
  3. Экспериментирование «Окраска воды», «Изучаем снег»
  4. Рассматривание иллюстраций с предметами определенного цвета
  5. Дидактические игры: Игры на подбор формы и цвета, игры с крупами и водой
  6. НОД «Мячик круглый есть у нас» цель: учить выделять предметы круглой формы
  7. НОД «Сгруппируй по цвету»

Результат: Пополнение РППС авторскими играми

Перспектива проекта: продолжать работу по сенсорному воспитанию детей, по пополнению развивающей среды играми, способствующими сенсорному развитию детей

Вывод: проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей, родителей и педагогов. А также то, что дети у детей расширились знания о цвете и форме предметов, возрос познавательный интерес

Приложение 1

Планирование на период реализации проекта

СОГЛАСОВАНО:

директором

МАДОУ «Детский сад №1»

 г. Сыктывкара

__________________ И.П. Молнар

Комплексно-тематическое планирование

2 –я неделя января 2024 г.

Тематический блок «Коляда!»

Период реализации: с 9.01 2024- 12.01. 2024 года

Задачи периода:

  1. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;
  2. Развитие сенсорного восприятия детей
  3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  4. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада.
  5. Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду;
  6. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам, животным, желание помогать им, подкармливать их.

Понедельник, 8 января

Вторник, 9 января

Среда, 10 января

Четверг, 11 января

Пятница, 12 января

Тема недели

Животные и птицы зимой

Тема дня

Птицы зимой

Птичка-невеличка

Корм для птичек

Мишкина берлога

Результат

Дети узнали почему птицам зимой тяжело

У детей расширились представления о птицах

Вызвать желание у детей помогать птицам и подкармливать их зимой.

Дети узнали как зимует медведь

Прием детей

Беседа: «Птицы зимой».

Рассматривание иллюстраций с птицами.

Слушание записи чириканья птиц

Рассматривание кормушки для птичек»

Беседа: Как зимует медведь?»

Рассматривание иллюстраций на тему «Зимовье медведя»

Утренняя гимнастика

Музыкальные композиции Железновой Н.А.: «Мы насыплем птичкам крошки»

НОД

Лепка «Витамины

Физкультура

Учить детей ходить и бегать, меняя направление на определенный сигнал, развивать умение ползать.

Музыка

Математика Янушко Е.А Сенсорное развитие детей раннего возраста «Сгруппируй по цвету»

Физкультура Ознакомить детей с выполнением прыжка вперед на двух ногах, учить бросать в горизонтальную цель, совершенствовать умение реагировать на сигнал.

 Развитие речи  Смирнова Л.Н. «Развитие речи у детей 2-3 лет» Занятие 1 стр 17

Музыка

Ознакомление с окружающим миром «Кормушка»

Индивидуальная работа

Закрепить названия назначения предметов одежды, обуви, головных уборов.

Развивать двигательный опыт, образное мышление Игра «Покажи как ходит….»

Сенсорное развитие Д/и «Домик для птички»

Закрепление понятий «большой- маленький-меньше»

Прогулка

Наблюдение / Экспер

Наблюдение за падающим снегом. Цель: расширять

представление детей о природных явлениях.Экспериментирование «Изучаем снег»

Наблюдение за птицами

Наблюдение за погодой. Цель: Расширять представление детей о том, какая погода зимой.

Наблюдение за сугробами

Физическое развитие

«Лови — бросай».

Цели: учить ловить мяч, не прижимая его к груди

«Прыгуны». Цель: упр. в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.

П/и «Воробушки и автомобиль»

П/и «У медведя во бору»

ЧХЛ

Чтение по выбору детей

Л. Толстой  «Три медведя»

«Где мой пальчик?» Н.Саконская

Книжки по выбору детей

Самостоятельная деятельность детей в центрах

Сюжетно-ролевая игра «Мы с мамой кормим птичку», Цель: учить детей простейшим игровым действиям, проявлять заботу о птицах

Центр Познавательной деятельности: Дидактические игры на развитие сенсорного восприятия»

Центр художественно-эстетической деятельности: Слепим зернышки для птичек

Центр Развития речи: рассматривание картинок в книжках про птичек

Центр Познавательной деятельности: Рассматривание иллюстраций с предметами определенного цвета

Центр Познавательной деятельности: Дидактические игры на развитие сенсорного восприятия»

Центр Познавательной деятельности: рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы

Центр художественно-эстетической деятельности: «Мыльные пузыри»

Центр художественно-эстетической деятельности: раскраски «Медведь».

Центр Познавательной деятельности: Пазлы для малышей «Медведь»

Формирование КГН

Приучать детей самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца .

Формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно ставить обувь возле стула, самостоятельно обуваться после сна.

Приучать детей следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность.

Закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки еды.

Формирование ЗОЖ

Утренняя гимнастика, Пальчиковая игра «Снегири»

Утренняя гимнастика «Мы насыплем птичкам крошки». Пальчиковая игра «Снегири»

Утренняя гимнастика. «Мы насыплем птичкам крошки».

Пальчиковая игра «Пальцы в гости приходили»

Утренняя гимнастика, ходьба по дорожке здоровья

Игровая деятельность

Д/и «Чудесный мешочек» Цель: развивать тактильные ощущения.

Д/и «Что звучит?» Цель: развивать слуховую дифференциацию.

Д/и «Чего не стало?» Цель: развивать внимание и память.

Д/и «Построй домик для мышки» Цель: учить строить из кубиков несложные постройки.

Стих-е для заучивания

Птичка. А.Барто

Пополнение РППС в соответствии с темой дня

Оформление выставки «Зимующие птицы»;

Оформление папки - передвижки «Колядки»;

Создание дидактических игр по сенсорному развитию

Взаимодействие с родителями

  1. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка младшего возраста в семье.

Беседы с родителями по созданию дидактических игр по сенсорному развитию детей

Помощь родителей в создании дидактических игр для  детей

Беседа с родителями о самочувствии детей. Помощь родителей в расчистке площадки от снега.

Беседа с родителями о поведении детей в саду.

Тематический блок «Зимнее путешествие»
Период реализации: с 15.01.2024-19.01.2024 года

Задачи периода:

  1. Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;
  2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  3. Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду;
  4.  Расширять представления детей о жизни диких животных и птиц зимой.

Понедельник, 15 января

Вторник, 16 января

Среда, 17 января

Четверг, 18 января

Пятница, 19 января

Тема недели

Животные и птицы зимой

Тема дня

Зайка беленький сидит…

«Где живет белочка?»

Зимующие птицы

Серый волчок

Лисичка-сестричка

Результат

Дети узнали, как зимует в лесу заяц, что он меняет шубку на зиму

Дети узнали, что белки зимуют в дупле, закрепили знания о том, чем они питаются

Дети узнали, что есть зимующие и перелетные птицы

Дети узнали, как зимует в лесу волк

Дети узнали, как зимует в лесу лиса

Приём детей

Музыкальная игра «Зайка беленький сидит»

Белочка пришла в гости

Сюжетно-ролевая игра «Покормим снегиря»

Чтение потешки Волк-волчок, Шерстяной бочок…

Музыкальная игра «Зайка беленький сидит»

Утренняя гимнастика

Музыкальные композиции Железновой Н.А.: «На полянке зайцы танцевали»

НОД

Индивидуальная работа

Д/И по сенсорике «Разложи пуговки»

«Собери пирамидку» - закрепление цвета и размера.

Отработка пружинки-приседания.

Катание мяча друг другу

Учить ходить парами.

Прогулка

Наблюдение / Экспер

Наблюдение за небом.

Цель: Развивать наблюдательность, представление детей о неживой природе.

Наблюдение за падающим снегом. Цель: Расширять представление детей о природных явлениях.

Прогулка вокруг детского сада. Цель: развивать наблюдательность.

Наблюдение за ветром

Наблюдение за растительностью на территории детского сада. Цель: воспитывать бережное отношение к флоре.

Физическое развитие

Попрыгаем как зайчики

Учить детей подлезать в воротца

П/и «Догони…»

П/и «Снежинки кружатся»

П/и «Лиса и зайки»

ЧХЛ

Потеш «Ой ду-ду,ду-ду,ду-ду.»

Книжки по выбору детей

«Котёнок» В.Берестов

«Котауси и Мауси» англ.обр.Чуковского

Книжки по выбору детей

Самостоятельная деятельность детей в центрах

Центр познавательной деятельности: Разрезные картинки (изображение зайчика).

Центр творческой деятельности: Лепка «Конфетки»

Центр познавательной деятельности: Игры детей на развитие сенсорного восприятия

Центр Развития речи: Книжки про белочку

Центр творческой деятельности: раскрашивание птички

Центр музыкальной деятельности: Музыкальные композиции Железновой Н.А.: «Мы насыплем птичкам крошки»

Центр Развития речи: сказка «3 поросенка»

Центр творческой деятельности: раскрашивание лисички

Центр познавательной деятельности: рассматривание иллюстраций «Лисичка»

Формирование КГН

Приучать детей следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность.

Формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно ставить обувь возле стула, самостоятельно обуваться после сна.

Приучать детей самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца.

Закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культурной еды.

Приучать детей правильно

Сидеть за столом

Формирование ЗОЖ

Гимнастика после сна

Утренняя гимнастика.

Пальчиковая игра «Капуста»

Утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе

Утренняя гимнастика

Пальчиковая игра «Апельсин»

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна

Игровая деятельность

Пальчиковая игра «Капуста» Цель: учить повторять движения и речь вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику.

Д/и «Чудесный мешочек» Цель: развивать тактильные ощущения.

Д/и «Что звучит?» Цель: развивать слуховую дифференциацию.

Д/и «Чего не стало?» Цель: развивать внимание и память.

Д/и «Построй теремок» Цель: учить строить из кубиков несложные постройки.

Стих-е для заучивания

Потешка « Как у нашего кота»

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Пополнение РППС в соответствии с темой дня

Создание развивающей игры по развитию мелкой моторики

Оформление папки –передвижки «Осторожно, грипп»

Взаимодействие с родителями

  1. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка младшего возраста в семье.

Помощь родителей в создании дидактических игр для  детей

Индивидуальные беседы с родителями о профилактике гриппа и ОРВИ. Помощь родителей в расчистке площадки от снега.

Беседа с родителями о самочувствии детей. Помощь родителей в расчистке площадки от снега.

Помощь родителей в создании дидактических игр для  детей

Приложение 2

Консультации для родителей в рамках проекта

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка младшего возраста в семье.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1b095f90295e31a924fa220d160550f5_l-5220659-images-thumbs&n=13  https://pandia.ru/text/82/072/images/img1_366.jpg

                          Уважаемые родители!

Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать  основные принципы  построения  общения с детьми.

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Познавайте окружающий мир вместе с ребенком.

2. Говорите  с ребенком, сначала называя окружающие  предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои  суждения.

3. Задавайте ребенку  как можно больше вопросов.

4. Отыскивайте  и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он  не все и не сразу  поймет:

развивающее общение  - это всегда немного общение «на вырост».

5. Проводите совместные наблюдения и опыты.

6. Эмоционально  поддерживайте  исследовательскую  деятельность ребенка. Поощряйте  его инициативу и самостоятельность. Создавайте  условия для реализации его замыслов.

11. Сделайте  свои увлечения предметом общения с ребенком.

 

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.

В период 1,5-3 лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

  • Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем  предпочтение  желательно  отдавать природным материалам  и объектам;
  • Большое значение в этом возрасте  имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
  • Различные движущиеся игрушки;
  • Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки,  матрешки и т.д.;
  • Игрушки, в которых используются  разные принципы извлечения звука;
  •  Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

         Это могут быть:

  • банки из-под кофе, чая, соков, наполненные  горохом, косточками,  фантиками, песком, скрепками, пуговицами  и  т.д.
  • шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги,  полиэтилена и т.п.
  • погремушки  из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.
  • ожерелья из  ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.
  • шуршащие при трении друг о друга еловые шишки , оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
  • перевернутые детские формочки, ведра,
  • свистки и дудочки из глины и дерева.
  • Конструкторы и мозаика;
  • Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной  фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
  • Игрушки контрастных размеров.  Игрушки различной формы (круглые, кубические),
  • Емкости, с которыми можно  производить  прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
  • Книги с большими предметными картинками,
  • Качели, прыгунки, мягкие модули.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по сенсорному развитию "Изучаем мир кончиками пальцев"

проект по сенсорному развитию "Изучаем мир кончиками пальцев"...

Проект по сенсорному развитию 1 младшая группа

Проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе....

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...