Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Зотова Юлия Александровна

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_sensorika_v_1y_mladshey.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №29 «Лесная сказка»

Проект

«Наши пальчики все могут»

Автор проекта:

Воспитатели

 Зотова Ю.А.

Писаренко А.Н.

 Сентябрь 2018 г.

Тема: «Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Вид  проекта: образовательный, интегрированный.

Срок реализации: краткосрочный (октябрь – декабрь 2018 г.)

Участники проекта: воспитанники 2 – 3 лет, воспитатели, родители.

Цель: формирование и развитие сенсорных представлений средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи проекта:

  1. Образовательные:
  • развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей: понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Проблема: низкий уровень сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста.

        Актуальность  проблемы:

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

Принципы:

  1. принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  2. принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов игры, разнообразие материала.

Методы и приёмы: 

1.Наглядный: наблюдение, рассматривание иллюстраций, игры, практические упражнения для отработки мелкой моторики.

2.Словесный: чтение, рассказ,  беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.

В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие:

формируется целостная картина мира

Формируются навыки общения со взрослыми и сверстниками

развиваются навыки детского творчества, прививается к нему интерес малышей

создаются предпосылки для формирования речевого аппарата, помощь в освоении речевых навыков

Ожидаемый результат:

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Овладение простейшими операциями.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Перспективное планирование

1 этап - подготовительный

Сроки проведения

Работа педагога

Сентябрь

  1. Изучение нормативно – правовой базы и психолого – педагогической литературы по проблеме:

Конституция Российской  Федерации;  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

  1. Определение цели и задач проекта
  2. Изучение литературы по теме.
  3. Подбор методической литературы.
  4. Подготовка развивающей среды (игрушки из подручных средств, подбор пальчиковых игр, изготовление шаблонов и атрибутов к занятиям).
  5. Разработка системы занятий.
  6. Предварительная работа с родителями (консультация «Игры всякие важны», помощь родителей в изготовлении дидактических пособий для игр детей в группе.)

2 этап - практический

Сроки проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Рисование «Лучики для солнышка»

Цель: Уметь замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования.

Дидактическая игра «Машинки  и дорожки»

Цель: Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику.

Русская народная песенка «Петя - петушок…»

Цель: Познакомить с содержанием русской народной песенки, развивать навыки общения, внимательно слушать художественное произведение; воспитывать желание проговаривать звукоподражающие слова, выполнять движения соответствующие тексту, знакомить детей с понятием «Семья»

Дидактическая игра «Нарядим кукол»

Цель: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету; уметь нанизывать бусы на ниточку.

Лепка «Зёрнышки для петушка»

Цель: формировать умение пользоваться пластилином - от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку; вызывать интерес к лепке; знакомить с жёлтым цветом.

Дидактическая игра «Собери мячи в ведёрко»

Цель: формировать сенсорные эталоны через игровую деятельность, развивать мелкую моторику, обогащать чувственный опыт ребёнка.

Оборудование: мячи 4 цветов: красные, зелёные, синие и жёлтые. Ведёрки таких же цветов.

НОД «В мире цветов»

Цель: закрепить знания об основных цветах; развитие внимания, памяти, интереса к игровой деятельности; развитие мелкой моторики.

Оборудование: игрушечные мышки, домики для мышек, волшебный мешочек, шарики четырех цветов.

Дидактическая игра «Ёжики»

Цель: отработать навыки различать основные цвета, развивать мелкую моторику рук.

Аппликация «Пирамидки»

Цель: закрепить основные цвета; формировать умение сортировать предметы по размеру – от большего к меньшему.

Настольная игра «Разрезные картинки» (пазлы из 2 – 4 частей)

Цель: развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствовать движение «рука – глаз», развивать воображение; обогащать словарный запас; совершенствовать зрительное восприятие.

Настольная игра «Зонтик»

Цель: закреплять знания детей об основных цветах; уметь находить вкладыши по цвету.

Дидактические игры «Чудесный мешочек» и «Тактильные мешочки»

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, тактильную память, воображение.

Пальчиковые игры «Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются»

Цель: налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Упражнение «Собери матрешку»

Цель: развивать умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать матрешку, выстраивать игрушки по росту.

Рисование красками «Воздушные шарики»

Цель: развивать образное мышление, закрепить знание основных цветов; формировать навыки правильного захвата кисточки, воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Материал:  листы бумаги с уже нарисованными шариками 4х цветов. Задача детей: нарисовать ниточки к шарикам соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Удочки»

Цель: развивать крупную моторику рук; формировать желание играть самостоятельно.

Игра «Шнуровки»

Цель: способствовать развитию речи; развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

Анкетирование родителей с целью выявления знаний о важности сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Оформление стендов для родителей «Сенсорное воспитание детей»

Помощь родителей в изготовлении тактильных мешочков.

Консультация

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Цель: обогащать знания родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

3 этап - заключительный

«Праздник шаров»

Цель: на итоговом занятии закрепить полученные знания детей об основных цветах; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, образное мышление; формировать навыки игры в коллективе.

Оборудование: воздушные шары разных цветов, шерстяные нитки соответствующих цветов, музыка, мячики, билеты на каждого ребенка.

Список использованной литературы:

1. Вайнерман С.М.  Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др.  - М.: Владос,- 2001.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.

3.  Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.

4.  Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П.   -  М.: Модэк,   2007.

7. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста //  Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.  – с. 21 – 26.

8. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...