«Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация
Готовить ребенка с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями здоровья»
Понятие «психологическое здоровье» охватывает весь спектр личностного, психоэмоционального, социального и физического благополучия человека.
Не секрет, что многие взрослые представляют себе подготовку ребенка к школе в том, чтобы научить его читать и знать порядок в счете.
Готовить ребенка с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Главное для ребенка – быть сообразительным, раскрепощенным, активным. Успешно учиться он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Кроме того, у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:
- восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т.т.),
- внимание (в этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е если интересно, - ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес, может и отсутствовать).
- память (этот психический процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повторения запоминать материал; научить ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь, группировки материала по смысловым частям, выделении главных и второстепенных деталей и т.д.)
- мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Здесь важно объяснить причину и результат явлений, происходящих вокруг, ни в коем случае не обрывать поток вопросов и фантазий).
-речь ( в этом возрасте ребенок должен выговаривать все звуки родного языка, словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов, употреблять антонимы, синонимы, составлять сложные предложения разных видов, составлять небольшие рассказы, различать понятия «слог», «звук», «слово», «предложение».
Социальная готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми и развитие потребности в общении. Ребенку необходимо владеть способами установления взаимоотношений с другими детьми, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.
Нарушения отдельных психических функций чаще всего становятся следствием различных деприваций.
Депривация – систематическое угнетение жизненно важных потребностей, или же удовлетворение их по дефицитному принципу. Ребенку не хватало организованных, систематических контактов с взрослым, его окружение постоянно менялось, среда, в которой он находился, так и не стала для него развивающей.
Сенсорная депривация проявляется в отсутствии или неправильном удовлетворении потребности в новых впечатлениях, сенсорном опыте – опыте физического и природного мира. Ребенок мало слышал, мало видел и еще меньше чувствовал мир вокруг себя. Отставание в познании вызывают отсутствие интереса к окружающему, сниженную активность, вялость, апатичность во всем, и в том числе в общении.
Эмоциональная депривация состоит в дефиците тепла и ласки, отсутствии любви и физического контакта с ребенком (особенно в раннем возрасте). Такой ребенок стремиться компенсировать нехватку эмоциональной поддержки. Без правильного воспитания его эмоциональные проявления остаются долго еще незрелыми, инфантильными, неуправляемыми, что неминуемо сказывается на поведении и общении.
Социальная депривация обнаруживается в недостаточной социализации ребенка, его неумении руководствоваться в своем поведении принятыми в обществе культурными нормами и правилами, что особенно важно, в отсутствии в его опыте систематического примера взрослых и обучения. Таким детям трудно понять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей, таких как зло, добро, правда, ложь, здоровье, ум и прочее. Именно в системе тех ценностей, которые буквально с молоком матери усваиваются в нашей культуре с раннего детства.
И еще что входит в понятие о готовности к школьному обучению – это физическое здоровье и физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и бросать мячи т.д. Мелкая моторика-умение владеть карандашом, кистью, ножницами. Ребенок должен уметь видеть строку, рисовать в ней, видеть клеточки и точки, четко вести по ним рисунок.
Особое внимание следует обратить на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи.
Таким образом, чем больше ребенок с ограниченными возможностями здоровья общается со сверстниками и взрослыми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, конструирует из любых материалов, больше рисует, складывает мозаики, пазлы, занимается в дидактических тетрадях, чем больше у него уверенность себе и обеспечен эмоциональный комфорт со стороны взрослых, тем больше вероятность успешного обучения в школе.
Литература:
1Веракса А.Н.Практический психолог в детском саду.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011
2.Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья.- М.:ТЦ Сфера, 2011
3.Соловьева Д. Готов ли ребенок к школе. //СПРАВОЧНИК педагога-психолога. 2019 №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родительского собрания совместно с логопедом на тему "Речь - основа успешного обучения в школе"
Презентация акцентирует внимание родителей на необходимости коррекции речевых проблем до школы....
"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".
К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественн...
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...
Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»
laquo;Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»....
Легоконструирование в ДОУ -основа успешного обучения в школе
laquo;LEGO» – умная игра, Завлекательна, хитра. Интересно здесь играть, Строить, составлять, искать! Приглашаю всех друзей «LEGO» собирать скорей. Там и взрослым интересно: В ...
«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»
Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...