Легоконструирование в ДОУ -основа успешного обучения в школе
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Горшенина Марина Александровна

«LEGO» – умная игра, Завлекательна, хитра. Интересно здесь играть, Строить, составлять, искать! Приглашаю всех друзей «LEGO» собирать скорей. Там и взрослым интересно: В «LEGO» поиграть полезно!

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Помимо традиционных методик обучения в последнее время в педагогическом процессе все шире используются ЛЕГО-технологии. Одной из них является конструктивно-игровое средство ЛЕГО, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей. Любой предмет можно сконструировать с помощью Лего! LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности «Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой. Как добиться того, чтобы полученные знания помогали детям в успешном обучении в школе и в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Конструктор Лего предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.

 

Цель

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Обучающие:

  • создать условия для овладения основами конструирования;
  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
  •  

Планируемый результат

В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:

· основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

· - простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

 виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

· технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь: ·

 осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

· конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

· конструировать по образцу;

· с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

 

Характеристика конструктора Лего

  • Безопасность. (крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов)
  • Широкие игровые возможности.
  • Польза.( Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление.)
  • Универсальность. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых.
  • Легкий сбор и разбор конструкций.
  • Это возможность коллективной игры.

 

Применение «Лего» способствует:

  • 1 Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  • 2 Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;
  • 3 Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • 4 Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
  • 5 Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

 

Принципы LEGO – конструирования

  •  - от простого к сложному;
  • - учет возрастных особенностей детей
  •  - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • - активности и созидательности
  • - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
  • - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  •  - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

 

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Конструирование по образцу  детям предлагаются образцы построек, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых  знаний, способов действий основанных на подражании.   Конструирование по образцу, подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход деятельности творческого характера.

Конструирование по модели детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительных материал. Таким образом, детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками –достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее воспроизведения,

определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые,

как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в

данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку

способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей

формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить

практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма

организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого

конструирования.

 

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу

 обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности- они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

Конструирование по теме

детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная  в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

 

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей

Социально-коммуникативное развитие.

С помощью использования «LEGO» - конструирования формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в паре и в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Познавательное развитие.

В процессе «LEGO» - конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий», ориентировка в пространстве, пространственные  отношения.

 

Речевое развитие.

В процессе конструирования из «LEGO» происходит развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства, дети рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, развивается диалогическая и монологическая речь.

Можно применять Лего и в процессе подготовки к обучению грамоте:

-предложить составить образ буквы из кирпичиков Лего;

-построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;

-выложить столько кирпичиков Лего на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении.

 

Художественно-эстетическое развитие.

При помощи деталей «LEGO» можно познакомить детей не только с формой, величиной, с цветом, но и усвоить такое понятие как «чередование» это развитие мелкой моторики, цветового восприятия, мышления, воображения, творческого самовыражения.

Физическое развитие.

Помимо мелкой моторики обеих рук «LEGO» - конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.

ходьба/бег змейкой между деталями конструктора, челночный бег, удержание равновесия упражнения на развитие координации движений

упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Используя такой коврик будет массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл легоконструирование29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Легоконструирование в ДОУ – основа успешного обучения в школе.

«LEGO» – умная игра, Завлекательна, хитра. Интересно здесь играть, Строить, составлять, искать! Приглашаю всех друзей «LEGO» собирать скорей. Там и взрослым интересно: В «LEGO» поиграть полезно!

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством? Помимо традиционных методик обучения в последнее время в педагогическом процессе все шире используются ЛЕГО-технологии. Одной из них является конструктивно-игровое средство ЛЕГО, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, прежде всего – большим диапазоном возможностей. Любой предмет можно сконструировать с помощью Лего! LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности «Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой. Как добиться того, чтобы полученные знания помогали детям в успешном обучении в школе и в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Конструктор Лего предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.

Цель

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Обучающие:

  • создать условия для овладения основами конструирования;
  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Планируемый результат

В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:

· основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

· - простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

 виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

· технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь: ·

 осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

· конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

· конструировать по образцу;

· с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Характеристика конструктора Лего

  • Безопасность. (крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов)
  • Широкие игровые возможности.
  • Польза.( Развивает воображение, творческие способности, логическое мышление.)
  • Универсальность. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков и даже взрослых.
  • Легкий сбор и разбор конструкций.
  • Это возможность коллективной игры.

Применение «Лего» способствует:

  • 1 Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  • 2 Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;
  • 3 Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • 4 Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
  • 5 Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Принципы LEGO – конструирования

  •  - от простого к сложному;
  • - учет возрастных особенностей детей
  •  - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • - активности и созидательности
  • - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
  • - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  •  - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Конструирование по образцу  детям предлагаются образцы построек, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых  знаний, способов действий основанных на подражании.   Конструирование по образцу, подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход деятельности творческого характера.

Конструирование по модели детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительных материал. Таким образом, детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками –достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее воспроизведения,

определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые,

как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в

данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку

способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей

формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить

практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма

организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого

конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу

 обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности- они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

Конструирование по теме

детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная  в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей

Социально-коммуникативное развитие.

С помощью использования «LEGO» - конструирования формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в паре и в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов. 

Познавательное развитие.

В процессе «LEGO» - конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий», ориентировка в пространстве, пространственные  отношения.

Речевое развитие.

В процессе конструирования из «LEGO» происходит развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства, дети рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, развивается диалогическая и монологическая речь. 

Можно применять Лего и в процессе подготовки к обучению грамоте:

-предложить составить образ буквы из кирпичиков Лего;

-построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;

-выложить столько кирпичиков Лего на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении.

Художественно-эстетическое развитие.

При помощи деталей «LEGO» можно познакомить детей не только с формой, величиной, с цветом, но и усвоить такое понятие как «чередование» это развитие мелкой моторики, цветового восприятия, мышления, воображения, творческого самовыражения.

Физическое развитие.

Помимо мелкой моторики обеих рук «LEGO» - конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.

ходьба/бег змейкой между деталями конструктора, челночный бег, удержание равновесия упражнения на развитие координации движений

упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Используя такой коврик будет массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания совместно с логопедом на тему "Речь - основа успешного обучения в школе"

Презентация акцентирует внимание родителей на необходимости коррекции речевых проблем до школы....

"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".

К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественн...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"

Консультация для родителей  "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...

Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

laquo;Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»....

«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»

Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе»

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе»...