"Духовно - нравственное развитие дошкольников"
проект (подготовительная группа)
Краткосрочный проект по духовно нравственному развитию для детей подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhov_-_nrav_.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной к школе группе
«Духовно – нравственное развитие дошкольников»
Актуальность: Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Знакомство с родным краем питает детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный мир ребёнка, поэтому очень важно приобщить детей в этом возрасте к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живём.
Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Цель проекта:
Повышение роли общечеловеческих духовных и семейных ценностей в становлении и духовно - нравственном развитии личности ребенка.
Задачи:
- Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения общечеловеческих и духовных ценностей;
- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.
- Создать условия для развития и проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, природе, для проявления способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, примирению, прощению.
-Воспитывать любовь и уважение к народу, природе, традициям русского народа.
- Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы «Дюймовочка» МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка», г. Верхнего Уфалея. Воспитатель группы; родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Формы работы по проекту.
- Работа с детьми:
1.Чтение поучительных сказок и историй; рассматривание художественных иллюстраций и тематических картинок.
2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3.Инсценировки сказок и историй.
4.Проведение НОД.
5.Продуктивная деятельность.
- Работа с родителями:
Ознакомление с консультацией, рекомендациями, советами. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.
Ожидаемый результат:
-расширение этических представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- у дошкольников сформируется стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающий людей;
сформируется чувство уважения и привязанности к своей малой Родине.
- повысится педагогическая компетентность родителей в духовно -нравственном воспитании детей.
Реализация проекта:
1 этап. Подготовительный
- Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
- Подбор и изучение методической литературы.
- Подборка художественной литературы по теме.
2 этап – основной, организационно – практический.
Работы с детьми | Программное содержание | Сроки реализации |
Дидактические игры: | Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу, уважать семейные ценности, воспитывать в детях культуру поведения, развивать знания о родном городе.
| В течение всего проекта |
Рассматривание демонстрационного материала: | Формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; продолжать формировать представление о составе семьи роли каждого домочадца в семье, профессиях членов семьи; формировать знания о достопримечательностях родного города; развить речь детей, умение высказывать суждение. | В течение всего проекта |
Сюжетно-ролевые игры: - «Семья», «Дочки-матери», «Принимаем гостей», «Бюро добрых дел», «Поликлиника» | Формировать представления о нравственных качествах родителей: чуткость, самоотверженность, внимательность, ласка, забота. Закладывать культуру общения со старшими. Развивать умение понимать эмоциональное состояние близких людей, желание помогать им воспитывать чувство сопереживания и стремление оказывать посильную помощь. | В течение всего проекта |
Беседы: - «Доброе дело делай смело», | Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему, тему уважения к своей семье и любви к своему городу. Поощрять желание детей рассуждать о духовно-нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные. | В течение всего проекта |
Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе, семье. Заучивание стихотворений: О. Бундур «Воскресенье» | Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе, семье. | В течение всего проекта |
Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: - В. Осеева «Волшебное слово», | Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы. | В течение всего проекта |
Художественно – эстетическое развитие: - Аппликация «Эмблема дружбы» - Рисование «Дерево дружбы» Музыкальное развитие «Вместе весело шагать по просторам!» «Детская песенка про дружбу» «Песенка друзей» «Улыбка» | Воспитывать доброжелательные отношения к людям. Развивать добрые чувства. Формировать понятия «дружба»; развивать чувство формы, композиции; Показать ценность и необходимость дружбы; | В течение всего проекта |
ОД «Путешествие в страну Добра», «Я и моя семья». | Уточнить у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости». Закрепить знания о значимости семейных ценностей и традиций. | В течение всего проекта |
Работа с родителями
1.Консультация для родителей:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
«Духовно-нравственное воспитание в семье»
«Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности»
2. Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и в детском саду»
3-й этап: итоговый.
Провести анализ и обобщить результаты работы.
Результатом освоения данного проекта был собран и систематизирован материал по теме проекта. У дошкольников появился интерес к данной теме, а также они имеют представление:
-«доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;
- сформированы понятия о семейные ценности и традициях.
Заключение:
В процессе духовно - нравственного воспитания дошкольников формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом, углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, семейных традициях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Духовно - нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Таким образом, духовно - нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Только при правильно организованной работе в данном направлении мы сможем содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Список литературы
1. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., исп. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.
3.Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., исп. и доп.-М.: АРКТИ, 2014.
4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., исп. и доп.-М.: АРКТИ, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культу...
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...
Программа "Духовно-нравственное развитие дошкольников"
Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффек...
Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношен...
Духовно-нравственное развитие дошкольников
Данный материал представляет собой описание опыта работы по реализации программы духовно-нравственного развития в ДОУ...
"Социально-коммуникативное развитие". "Включение родителей в духовно - нравственное развитие дошкольников".
Задачи: Повысить педагогическую компетентность родителей; Воспитывать интерес к духовнонравственному воспитанию; Приобщить родителей к народным, культурным, православным традициям.Формы работ...