«Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО в рамках программы воспитания. Взаимодействие с родителями по данному вопросу»
материал (подготовительная группа)
Данный материал раскрывает пути сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и в сохранении своего здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_zdorovyu-23.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО и в рамках программы воспитания.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу.
Подготовила:
Воспитатель ВКК
Чепелева Е.А.
Слайд 1
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Слайд 2
Цель работы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и в сохранении своего здоровья.
Слайд 3
Достигается данная цель путем решения следующих задач:
1. Оздоровительные задачи (создание условий для сохранения и укрепления здоровья, закаливания).
2. Воспитательные задачи (воспитание нравственно-физических качеств, культурно-гигиенических качеств; потребности в физическом совершенстве)
3. Образовательные задачи (закрепление представлений о своем организме, здоровье; о режиме, об активности и отдыхе).
4.Развивающие задачи (продолжать развитие навыков выполнения общеразвивающих и основных видов движений).
Слайд 4
Работу проводим в нескольких направлениях:
- Совместная работа с педагогами (логопед, психолог, музыкальный руководитель)
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Работа медицинского персонала.
Слайд 5
Ведущие принципы:
- личностно - ориентированный подход к каждому ребёнку;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- постепенность;
- комплексность.
Слайд 6
К средствам физического воспитания для укрепления здоровья относятся:
- гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.), которые повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм;
- естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка;
- физические упражнения (особенно на свежем воздухе: у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем).
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Слайд 7,8
Для двигательной деятельности детей созданы соответствующие условия:
- оборудованы центры здоровья (спортинвентарь);
- в наличии имеются прогулочные карты;
- нетрадиционное оборудование и пособия, используемые для оздоровительной работы;
- картотека сюжетно – ролевых, пальчиковых игр, дыхательных упражнений;
- атрибуты к играм, к основным видам движения;
- музыкальное сопровождение (для зарядки, для релаксации);
- комплексы утренней гимнастики;
- дорожки здоровья и др.
Слайд 9,10, 11
При работе с детьми используем разнообразные формы и средства её организации:
- физкультурные занятия (по 20-25 мин. 2 раза в неделю), 1раз на свежем воздухе.
- досуги (1 раз в месяц) Слайд 12,13
- логоритмика (1 раз в неделю по 20-25 минут); Слайд 14
- в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры с коррекционными упражнениями для осанки, плоскостопия, подвижные игры, физминутки, психогимнастика, нейроупражнения, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж, релаксационные упражнения, физические упражнения на прогулке, зрительная гимнастики); Слайд 15-17
- мимическая и пантомимическая гимнастики;
- элементы сказкотерапии; Слайд 18
- упражнения для снятия эмоциональных и мышечных зажимов;
- коммуникативные игры; Слайд 19
- самостоятельная двигательная деятельность (физические упражнения и игры определяются самими детьми); Слайд 20,21
- активный отдых (праздники, развлечения, соревнования: 1 раз в месяц;
- занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и подгрупповые). Слайд 22
Воспитание здорового ребёнка невозможно без закаливающих процедур.
В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в течении дня:
- 1.соблюдение правил режима дня (приучает детей к организованности, дисциплинированности);
- 2.сквозное проветривание;
- 3.утренняя гимнастика в проветренном помещении (с использованием речевого и музыкального сопровождения);
- 4.дыхательная гимнастика;
- 5.оздоровительная гимнастика после сна;
- 6.физкультурные занятия;
- 7.закаливание водой.
Утренняя гимнастика укрепляет и оздоравливает организма ребенка, усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ, организует детей на дальнейшую деятельность. В работе используем готовые комплексы, а также музыкальные подборки.
Слайд 23
Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Основа дыхательных упражнений - упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. В группе имеется картотека дыхательных упражнений в игровой форме: Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь.) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! И т.п.
Слайд 22,23
Специально подобранная гимнастика после сна помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 5-7 минут. Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, поэтому «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно с использованием музыкального, речевого сопровождения.
Слайд 24,25,26
Также в работе с детьми мы используем специальные закаливающие процедуры, такие как: закаливание воздухом, закаливание водой и солнечные ванны (в летний период).
Закаливание воздухом: воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка.
Воздушные ванны применяем с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом, учитывая влажность и движение воздуха. Слайд 27
Поэтому, хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках - являются ценнейшим закаливающим мероприятием.
При хождении детей босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому летом ходим босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…
Закаливание водой.
В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, полоскание, обтирание, обливание ног.
Слайд 28,29
Закаливание носоглотки проводим в течении года кипячёной водой после приёма пищи и солёным раствором перед сном (для профилактики простудных заболеваний).
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
Медицинское направление при организации данной работы заключается в отслеживании эффективности физкультурно-оздоровительной работы в группе медработником ДОУ (на физкультурных занятиях, на логоритмике, утренней гимнастике, закаливающих процедурах, прогулке, самостоятельной двигательной активности детей и др.), с целью оценки и корректировки всей физкультурно-оздоровительной работы.
Профилактические мероприятия проводятся как медработником ДОУ, так и воспитателями. Они включают в себя витаминотерапию, физиолечение, ингаляции.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Слайд 30
Любая деятельность, связанная с детьми, а особенно, касающаяся их здоровья, неотъемлемо связана с их родителями.
Слайд 31
В этом направлении мы проводим планомерную целенаправленную работу, которая направлена на решение следующих задач:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство группы намечена работа в следующих направлениях:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность группы, совместная работа по обмену опытом.
Слайд32
В этом направлении мы используем следующие формы работы:
- коллективная,
- индивидуальная,
- наглядная пропаганда.
Коллективная:
- общие и групповые родительские собрания с привлечением психологов, специалистов ДОУ, детей (соревнования, концерты, итоговые занятия и др.);
- консультации общие и групповые (с приглашением специалистов ДОУ и врачей);
- совместные с родителями праздники, развлечения, соревнования, концерты.
Индивидуальная, наглядная
- консультации у специалистов детского сада: логопеда, медработника, заведующей, психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп;
- беседы с родителями на интересующие их темы;
- привлечение родителей к изготовлению спортивных, оздоровительных атрибутов;
- посещение детей на дому;
- анкетирование родителей, поручения родителям;
- привлечение родителей к участию в спортивных конкурсах, соревнованиях различного уровня;
- общение родителей посредством интернета (через родительские группы);
- Получение информации (через Сайт ДОУ, информационные сайты -VK, OK).
В течении года мы планируем и проводим следующую работу: Слайд33
Советы родителям:
- «Салаты каждый день – вкусно и полезно!»
- «Проверяем осанку»
- «Как выбирать лыжи на вырост»
- «Помните, здоровье начинается со стопы»
- «Играем вместе с родителями»
Рецепты для родителей:
- «Оранжевые красавцы»
Папки- раскладушки, папки-передвижки:
- «Вода, которую мы пьём»
- «Осторожно, гололёд!»
- «Пальчиковая игра и её использование в старшем дошкольном возрасте»
- «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе»
- «Опасности летом. Укусы пчёл, ос, шмелей»
- «Летние инфекции»
Консультации:
- «Всё о детском питании»
- «Домашний спортивный комплекс»
- « Пальчиковая гимнастика. Её роль в формировании техники письма»
- «Грипп. Меры профилактики»
- «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний»
- «Осторожно! Интернет-зависимость!»
Памятки для родителей:
- «Роль закаливания в укреплении здоровья детей»
- «Всё о компьютерных играх»
- «Учимся правильно дышать»
- «Это надо знать! Компьютер и здоровье Вашего ребенка»
- «Правила для родителей по проведению оздоровительного комплекса для детей»
Слайд 34
Таким образом, чтобы достичь положительных результатов по сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, необходима целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в ДОУ, так и в семье. Ведь именно работа по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ позволит им увидеть личностный смысл в повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах физического развития и успешной социализации собственного ребенка.
«Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО и в рамках программы воспитания.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В краткой презентации "Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО" представлена характеристика основно...
Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые нужды.
Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. Методы и приемы, используемые в работе с ними....
Презентация "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр...
Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО....
Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
консультация...
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
Прилагаются презентации мастер-классов на моем сайте...
Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления физического здоровья детей
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья з...