Особенности работы с детьми ЗПР в ДОУ
презентация к уроку (средняя группа)
Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа формирования психики ребёнка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определённой возрастной категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_psiholog.pptx | 401.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задержка психического развития (ЗПР)- нарушение нормального темпа формирования психики ребёнка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определённой возрастной категории
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР Причины возникновения ЗПР можно разделить на две группы: 1. причины биологического характера; 2. причины социально –психологического характера. К причинам биологического характера относят: различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации , резус-конфликт, токсикоз, гестоз , гипоксия плода, внутриутробная инфекция); н едоношенность ребенка; родовые травмы (внутричерепные травмы) после рождения ядерная желтуха новорожденных. различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.) , нетяжелые мозговые травмы.
2. Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие: ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д. искаженные условия воспитания ребенка в семье ( гипоопека , гиперопека , авторитарный тип воспитания)
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР по ЛЕБЕДИНСКОЙ К. С. 1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. 2.ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. 3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой , жестоким обращением). 4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга .
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. Специфические особенности памяти детей с ЗПР: Снижение объема памяти и скорости запоминания. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Преобладание наглядной памяти над словесной . Снижение произвольной памяти. Нарушение механической памяти.
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ Причины нарушения внимания: Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления. Несформированность механизма произвольности у детей. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?», «Найди отличия», «Что изменилось?», «Слушай хлопок» и т. д.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ Причины нарушения восприятия у детей с ЗПР: При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия. Недостатки внимания у детей с ЗПР. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.
Особенности восприятия: Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности. Недостаточная целенаправленность и организованность внимания. Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Низкий уровень аналитического восприятия. Снижение активности восприятия.
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире; уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР: Несформированность познавательной, поисковой мотивации. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. 3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы 4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Общие рекомендации взрослым в общении с детьми с ЗПР : 1. В своих отношениях с ребенком необходимо придерживаться «позитивной модели», хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Дети с ЗПР обучаются на успехе. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше у него не получалось . 2. К разбору неудач и ошибок приступайте лишь после похвалы и, по возможности, сразу намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем . 3 . Избегать частых повторений слов «нет» и «нельзя». Стараться говорить сдержанно, спокойно и мягко. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
4 . Необходимо давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его обязательно завершить. 5 . Для подкрепления устных инструкций полезно использовать зрительную стимуляцию (наглядный материал). 6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, где требуется повышенная концентрация внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение и т. д.).
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.
работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...
Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...
Всероссийская профессиональная олимпиада руководителей и педагогов общеобразовательных организаций «Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в общеобразовательной организации»
В помощь руководителям и педагогам общеобразовательных организаций....
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»
Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...