методичка эмоциональное развитие ребенка
методическая разработка (подготовительная группа)

Анна Витальевна Устюжанина

игры по змоциональному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_novaya_.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Благодарю тебя, дитя человеческое, за то, что ты напомнил мне, как радостно и тревожно быть человеком.

Песталоции «Во имя детей»

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять, знакомя детей с собственными переживаниями и проблемами, с эмоциональными состояниями других людей. Занимаясь дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Эмоциональное развитие малыша не менее важно, чем интеллектуальное. Ведь выражение чувств и эмоций является неотъемлемой частью жизни каждого человека.

  • Эмоции и разум

Часто родители в погоне за развитием интеллекта слишком уж погружаются в наполнение малыша пока ненужными для него знаниями. А ведь обилие «технической» информации – цифр, букв, нот, схем, иностранных слов чревато последствиями. Ведь в таком случае бездействует одно полушарие мозга (ответственное за эмоциональное развитие), а это чревато даже развитием неврозов и сложностями с мышлением в будущем. Поэтому, следует соблюдать некоторый баланс и если уж и решили, что ваш малыш будет изучать языки с пеленок, то не забывайте и о занятиях на воображение, фантазию, креативность.
 

  • Личный пример

Не стесняйтесь выражать свои эмоции при ребенке. Нет ничего зазорного в звонком смехе, искреннем удивлении и восхищении. Многие взрослые стесняются это делать, а наличие малыша является отличным поводом выразить буйный восторг при виде первого снега, радуги или прелестного котенка.

  • Отрицательные эмоции

Слезы – это тоже выражение эмоций. И дети отличаются от нас тем, что обычно они не стесняются своих слез и часто плачут совершенно искренне и «по делу», тогда, как мы обычно сдерживаемся. Некоторые ученые даже считают, что держать слезы в себе вредно, т.к., таким образом не выводятся из организма вредные вещества. Поэтому не стоит ругать малыша за такой способ выражения негативных эмоций, лучше успокоить его, ведь иногда для этого достаточно просто крепких объятий. Если такой способ не поможет, можно попробовать излить весь негатив на бумагу (правда, этот способ подходит для более старших детей, умеющих рисовать) – нарисовать его, а затем уничтожить.

  • Способы развития

Отличный способ научиться выражать свои эмоции – ролевые игры, интерес к которым обычно проявляется у ребенка после трех лет. Часто дети не нуждаются в подсказках со стороны взрослых – они уже способны самостоятельно придумать сюжет и распределить «роли». Немаловажную роль играет и познавательное развитие ребенка. Ведь часто неподдельный восторг у малышей вызывают именно природные явления, животные и их детишки, растения и т.д.

Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые воспитатели могут использовать во время занятий в детском саду, а родители, играя со своими детьми дома или во время прогулки.  

1. "Угадай эмоцию"

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

2.  "Лото настроений"

Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). 

3.  "Пиктограммы"

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

5. "Классификация чувств"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся. Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

6. "Встреча эмоций"

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна. Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

7.  "Испорченный телефон"

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит"третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

  1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
  2. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
  3. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
  4. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

8. "Снимается кино"

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

9. "Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

  1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
  2. Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй  Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных  элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

10.    "Рассматривание картинки"

Материал:   сюжетные   или  предметные   картинки  с   изображением различных настроений.

Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

11. «Назови число»
 
Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев губы сжаты, брови нахмурены; удивление рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

12. "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка нахмуриться как:

-         осенняя туча,

-         рассерженный человек,

-         злая волшебница.

улыбнуться, как:

-         кот на солнце,

-         само солнце,

-         как Буратино,

-         как хитрая лиса,

-         как радостный ребенок,

-         как будто ты увидел чудо.                                              

позлись, как:

-         ребенок, у которого отняли мороженое,

-         два барана на мосту,

-         как человек, которого ударили.

испугайся, как:

-         ребенок, потерявшийся в лесу,

-         заяц, увидевший волка,

-         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

-         папа после работы,

-         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

-         турист, снявший тяжелый рюкзак,

-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-         как уставший воин после победы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка"

   Из опыта работы музыкального руководителя. Развитие эмоциональной сферы особенно важно в период дошкольного возраста. Музыка, слово, развивают духовные силы, создают основу для раз...

Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка.

Продолжительное время система дошкольно­го образования в России была ориентирована, прежде всего,  на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию част...

Роль продуктивной деятельности в речевом и эмоциональном развитии ребенка (консультация для педагогов)

Консультация для воспитателей о роли продуктивной деятельности в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста....

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка

Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка...