Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка
статья по коррекционной педагогике
Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Роль эмоционального развития ребенка воспитывающегося в условиях дома ребенка
Подготовила воспитатель
Оводкова Екатерина Александровна
2019 год
Содержание
Введение
1. Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка
2. Основные направления работы по формированию эмоционального развития детей в доме ребенка
3. Семейная модель проживания детей в доме ребенка «Как дома»
4. Принципы «Заботы с уважением»
5. Игры и игровые упражнение для эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка
Заключение
Введение
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.
В настоящее время всё больший интерес вызывают взаимосвязь и взаимовлияние чувств и разума, эмоционального и рационального. Познавая окружающий мир, ребёнок определённым образом относится к тому, что познаёт. Великий психолог, Л.С. Выготский писал, что характерной особенностью развития человека является «единство аффекта и интеллекта». Возникает вопрос, что более важно в развитии ребёнка: чувства, эмоции или познавательная сфера? Сколько людей, столько и мнений.
При ответе на вопрос о важности эмоций в жизни ребёнка можно провести аналогию относительно определения площади прямоугольника. Что является основным в данном случае: длина или ширина? Вы улыбнётесь и скажете, что это глупый вопрос. Так и вопрос о приоритетах в развитии (интеллект или эмоции) вызывает улыбку у психолога. Обращая внимание на значение эмоциональной сферы в развитии ребёнка, следует выделить наиболее чувствительный период - дошкольный возраст.
Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Например, дождь нам приятен или нет? Один человек обрадуется дождю, а другой, нахмурив брови, проворчит: «Опять эта слякоть!» Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача взрослых научить ребёнка мыслить позитивно. Проще говоря, быть оптимистом, принимать жизнь легко и радостно.
1. Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка
Эмоциональные состояния ребенка раннего возраста с ОВЗ сохраняют ряд особенностей. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. У детей раннего возраста с ОВЗ можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные. Во время бодрствования задача воспитателей так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным; больше с ним играть или просто быть рядом. Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, неправильные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение с взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо взрослому, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
2. Основные направления работы по формированию эмоционального развития детей в доме ребенка
Безусловно, воспитанники дома ребенка - особая категория детей, которая нуждается в специализированных условиях воспитания. Эмоциональное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дом ребенка должен быть территорией психологической безопасности.
Цель нашей работы в этом направлении - внедрение в процесс воспитания и обучения детей рекомендаций по ранней социально-педагогической помощи для более успешного эмоционального развития детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой НПР и создание педагогических условий семейной модели проживания детей «Как дома» для развития здоровой личности, становления социально одобряемого поведения, приспособления к окружающему миру, построения взаимоотношений, проявления эмоций и чувств.
3. Семейная модель проживания детей в доме ребенка «Как дома»
Приоритетным фактором в воспитании и эмоциональном развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Поэтому основной целью работы в этом направлении стало создание в группе педагогических условий семейной модели проживания детей «Как дома» для развития здоровой личности, становления социально одобряемого поведения, приспособления к окружающему миру, построения взаимоотношений, проявления эмоций и чувств.
Для реализации поставленной цели, мы придерживаемся следующих условий:
- работаем вместе с командой специалистов учреждения - участников воспитательного процесса;
- внедрили в работу семейную модель «Как дома» при организации жизни детей;
- используем различные игры и коррекционные игровые упражнения для реализации рекомендаций по ранней социально-педагогической помощи.
Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа ведется в тесном контакте специалистов учреждения: педагоги, психологи, логопеды, специалисты по ЛФК и массажу.
Перечислим основные принципы семейной модели проживания детей «Как дома»:
1. Дети (их личность, развитие, здоровье и безопасность) являются нашим основным приоритетом.
Работа взрослых в доме ребенка (графики, распределение обязанностей в течении дня; содержание, формы и качество работы с детьми; взаимодействие взрослых друг с другом) должна отвечать основным потребностям детей:
- потребности в частом общении с наиболее близким взрослым;
- в игре и развитии;
- в постоянной заботе о физической и эмоциональной безопасности и соответствовать их индивидуальным особенностям, возрасту и полу.
2. Дети с любыми нарушениями, ограничениями жизнедеятельности должны проходить своевременную реабилитацию;
3. Взрослые отзывчивы, заботливы, внимательны по отношению ко всем детям.
В группе создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным. Взрослые ведут себя с детьми так, как родители ведут себя со своими детьми: проявляют по отношению к детям социальную и эмоциональную отзывчивость, говорят с ними, смотрят в глаза, слушают их, отвечают им, откликаются на их действия, имитируют, успокаивают, играют с ними. Такое поведение взрослых помогают ребенку быть психически здоровым, вырасти отзывчивым, уверенным в себе, жизнерадостным.
Взрослые занимаются воспитанием и развитием детей.
Взрослые заботятся о том, чтобы дети получали удовольствие от игры, занятий и общения.
Для эмоционального взаимодействия и социального развития используются все подходящие для этого ситуации: переодевание, гигиенические процедуры, кормление, прогулка, свободное время.
Взрослые согласуют между собой и придерживаются единых взглядов и требований в воспитании детей.
4. Дети живут и развиваются в атмосфере спокойных, дружественных отношений между взрослыми.
Воспитатели и медицинские сестры помогают друг другу в выполнении своих обязанностей (например, в кормлении, смене белья, гигиенических процедурах, прогулке, игре и развивающих занятий).
5. Обстановка и условия жизни детей в группе должны быть приближены к домашним насколько это возможно.
Помещения, в которых размещается семейная группа, включает в себя соответствующим образом оборудованную жилую комнату, санузел, помещения для отдыха, игр, занятий, приготовления пищи, а также бытовые помещения.
Взрослые уважают потребность каждого ребенка в индивидуальном игровом пространстве, отвечающем потребностям развития ребенка, где ему комфортно играть со взрослым, с детьми, заниматься самостоятельно.
У детей есть личные вещи – игрушки и одежда, а также предметы, отражающие историю жизни ребенка – альбом с фотографиями ребенка и близких, описанием событий, рисунки, письма и открытки.
6. В группе объединяются нормально развивающиеся дети и дети с особыми потребностями разных возрастов.
Наша группа сформирована преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Совместное пребывание детей разного возраста и уровня развития обогащает их социальный опыт, помогает детям лучше понимать других, а детям с особыми потребностями – общаться со своими сверстниками, и, подражая им, лучше развиваться.
7. Численность детей в семейной группе - 6 человек.
8. Перевод детей из одной семейной группы в другую не допускается, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.
Каждый ребенок живет в группе в течении всего времени пребывания в доме ребенка.
9. Взрослые, работающие с группой из 6 детей, являются их постоянными, близкими и доступными людьми; ближайшим социальным окружением.
В доме ребенка за семейной группой закрепляется ограниченное количество близких взрослых, постоянно находящихся с семейной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из дома ребенка и непосредственно перед выпуском. Так дети привыкают и привязываются к этим взрослым. Замещение педагогических работников работниками из других семейных групп не допускается за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.
10. Мы стараемся, чтобы у каждого ребёнка был свой близкий взрослый, который уделяет ребенку максимальное количество времени.
Это важный фактор для формирования отношений привязанности. Центральное место в теории привязанности, предложенной Дж.Боулби (Bowlby, 1982/1969; Боулби, 2003) занимают ранние отношения ребенка с близким взрослым (главным образом с матерью). В течение первого года жизни ребенок обобщает опыт своих отношений с матерью. В результате этого обобщения он формирует свою внутреннюю рабочую модель. Рабочая модель включает в себя представления о себе, о матери и других людях. Дж.Боулби предположил, что ребенок использует свои представления, чтобы предсказать и установить отношения с другими людьми.
Я уверена, что пытаться формировать привязанность у наших детей необходимо, так как объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке).
Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на близкого взрослого и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится близкий взрослый), но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к близкому человеку.
С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на близкого взрослого. Если на его лице отразится тревога, или он произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к близкому взрослому. Но, если взрослый улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.
11. Игрушки, материалы, оборудование и обстановка в помещениях, где живут дети, являются безопасными и стимулируют развитие.
Взрослые ответственны за безопасное окружение детей:
- следят, чтобы в группе не было предметов. Которые могут поранить детей;
- останавливают или предотвращают действия детей, угрожающие их здоровью.
В комнате есть место для игры на полу.
Для детей с особыми потребностями используются приспособления, помогающие им участвовать в жизни группы: играть, наблюдать, перемещаться.
12. При поступлении в дом ребёнка малыша из другой социальной среды перед персоналом ставится задача обеспечить максимальный личностный контакт с ребёнком.
Взрослые правильно и сдержанно должны реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны отрицательным состоянием ребенка.
4. Принципы «Заботы с уважением»
Эмоциональная вовлеченность взрослых в процесс ухода и высокая мотивация к достижению успешности ребенка является важнейшей задачей персонала. Важно в первую очередь внедрять основные принципы «заботы с уважением»:
- Предоствьте малышу возможность самостоятельно двигаться и выбирать себе игру;
- Создайте для ребенка безопасное пространство, где он сможет самостоятельно передвигаться и играть;
- Объясняйте малышу все, что вы с ним делаете. Предупреждайте о своих дальнейших действиях;
- Внимательно наблюдайте за действиями ребенка, но постарайтесь не вмешиваться;
- Ждите реакции ребенка. Выдерживайте паузы после каждого вашего действия;
- Будьте честны с ребенком. Сообщайте ему даже о неприяных событиях;
- Бережно прикасайтесь к телу ребенка.
Использование в работе данных принципов поможет установлению эмоционально-личностного общения ребенка и взрослого, сохранению психического здоровья и формирование личности ребенка.
5. Игры и игровые упражнение для эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка
Народные игры и потешки для эмоционального развития ребёнка от 0 до 1 года жизни
Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие с проявлениями положительных эмоций. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.
Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
«Идет коза рогатая»
Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю».
«Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру, и вы увидите, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
«Ладушки-ладушки»
Цель: формирование у ребенка положительного эмоционального настроя, развивать ощущение собственных движений.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили -
Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.
Упражнение «Сорока-белобока»
Цель: активизировать движение пальцев рук, вызывая положительные эмоции.
Ход.
Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождается словами:
Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала. Загибать пальцы ребенка по очереди
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
Упражнение хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.
Игра «Детку обниму мою»
Цель: формирование у ребенка положительный эмоциональный настрой.
Ход игры: Нежно покачивайте малыша на руках, двигаясь назад и вперед в ритме рассказываемого стишка. Слова произносите ласковым тоном:
Баю-баюшки-баю,
Детку обниму мою.
Буду малыша качать,
Тихо-тихо напевать.
За окошком день угас,
Сон укачивает нас,
Словно тихая река,
Что течет издалека.
Крепко-крепко мы уснем
И по речке поплывем,
Доплывем до той страны,
Где живут смешные сны.
Баю-баюшки-баю,
Детку обниму мою.
Покачивание знакомо ребенку еще по его утробной жизни. Поэтому с помощью покачиваний на руках можно быстро установить доверительную связь с малышом.
Игра «Мой сладкий малыш»
Играйте в эту игру всякий раз, когда одеваете ребенка, а особенно после купания.
Ход игры:
Аккуратно массируйте и похлопывайте малыша. Говорите ему, что Вы очень его любите. Называйте те части его тела, которые вы массируете. Параллельно с одеванием ребенка рассказывайте стишки следующего содержания, для примера:
Как приятно маме малыша купать,
Мягким полотенцем тельце вытирать.
Пяточки, животик, пальчики и носик,
Не устанет мама целовать!
Игры для детей от 1года до2 лет
Игра «Иди ко мне»
Цель: установить контакт с ребёнком, учить реагировать на своё имя, идентифицировать себя с ним.
Ход: Поставьте малыша на ножки перед собой, потяните его за ручки на себя, приговаривая:
«Иди ко мне, (имя ребёнка)…, топ- топ ножками, иди» ведите ребёнка на себя, говоря: «Наша (имя ребёнка)… идёт. Ни за что не упадёт!»
Обнимите ребёнка, говоря: «Молодец ( имя ребёнка), вот как топает ножками».
Упражнение «Доброе утро!»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:
— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро,
«Ладушки — хлопушки»
Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши).
— Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).
— Куколку кормили. Да!
— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед).
— Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).
— Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики).
— Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку).
Игра: «Солнечный зайчик»
Цель: снятие напряжения мышц лица, формирование положительных эмоций.
Оборудование: зеркальце.
Ход игры: речь взрослого: - Солнечный зайчик заглянул тебе в глазки. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.
Игра «Да – да – да»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Дети свободно стоят.
Ручками мы хлопаем — да-да-да-да!
Ножками мы топаем — да-да-да-да!
Ручками помашем — да-да-да-да!
Ножками попляшем — да-да-да-да!
Игры для детей от 2 до 3лет
«Игра с собачкой»
Цель: создание положительного эмоционального климата, снятие эмоционального напряжения; способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры:
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Вот собачка подошла,
(имя ребёнка)… лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдёт?
Кто ей кушать принесёт?
(имя ребёнка)… к ней идёт.
(имя ребёнка)… кушать ей несёт.
Помогите ребёнку протянуть мисочку и покормить собачку:
Суп из мисочки поела, отдыхать на коврик села.
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Игра «Заинька — паинька»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:
Будем заинькой?
Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
(кланяются в разные стороны)
Заинька, повернись, серенький повернись.
Вот так, вот так, повернись.
(поворачиваются, руки на поясе)
Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
(топают по очереди каждой ножкой)
В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке:
«Молодцы!». Поглаживает ручки и ножки.
По желанию ребенка игра повторяется.
Игра «Догонялки - обнималки»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения. Устанавливание положительного контакта с ребёнком.
Ход игры: Взрослый организует игру «Догоню, догоню…».
Если она ловит девочку, то говорит:
Ах ты, моя девочка,
Ласковая белочка,
Ой ты, моя деточка,
Сиреневая веточка.
Если мальчика:
Ах ты, мой мальчик,
Серенький зайчик,
Ой ты, моя деточка,
Тоненькая веточка.
Игра: «Спаси птенца»
Цель: формирование положительных эмоций, познакомить детей с методами саморегуляции.
Ход игры: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!» Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей, и игра повторяется
Игра «Тихо и громко»
Цель: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога.
Оборудование: бубен.
Ход игры. Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию.
Игра «Побежали, побежали деточки скорей»
Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущений(прикосновений).
Ход игры. Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями. «Побежали, побежали деточки скорей, друг другу погрозили, сориться не смей, хлопнули в ладоши и крепко обнялись. Друг другу улыбнулись и за руки взялись». (Затем слова повторяются) Дети пытаются повторить движения воспитателя
Заключение
Большинство детей домов ребенка в связи с наличием мозговых расстройств, нуждается в прямой коррекционной помощи. В этой ситуации персонал домов ребенка - воспитатели, няни, проводящие с детьми большую часть времени, играют важную роль. Они должны знать, каким образом организовывать свое повседневное общение с ребенком, учитывая специфику нарушения.
Становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности дома ребенка.
Литература
1. Е.В.Ларечина. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб. Речь. 2004.
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние опыта жизни в учреждении в младенческом и раннем возрасте на последующее развитие ребенка. / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: С.-Петербург. Университета, 2014. – 96с.
3. Пальмов О.И. «КАК ДОМА» Модель изменения условий жизни детей в домах ребенка РФ / О.И.Пальмов Детский благотворительный фонд «Солнечный город». Новосибирск 2012. – 105с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эмоционального развития в условиях ФГТ.
Современные воспитатели часто сталкиваются с капризами детей во время утреннего приема, с агрессивным поведении воспитанников в течение дня, которое проявляется, ка...
Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка
В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....
"Материнская игра" как способ эмоционального развития младенца в условиях психоневрологического дома ребенка
Актуальность проблемы заключалась в том, что недостаточное или неправильное общение младенца с взрослым ведет к отклонениям в развитии уже в первые месяцы жизни. Не всякое взаимодействие взрослого с р...
Доклад "Психологические особенности раннего развития детей воспитывающихся в условиях специализированного дома ребёнка"
Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические ...
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка.
Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество...
Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"
Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...
Система коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики у детей 2-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка «Красный бор»
Дети дома ребенка говорят плохо и мало. Состояние их речи требует развития и совершенствования органов артикуляционного аппарата, снятия мышечного напряжения этих органов, формирования кинестиче...