Доклад из личного опыта «Опытно-исследовательская деятельность в подготовительной группе»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Доклад из личного опыта «Опытно-исследовательская деятельность в подготовительной группе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_lichnogo_opyta_issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад из личного опыта воспитателя подготовительной группы «Дюймовочка» МДОУ детского сада №4 «КОЛОСОК» Акирова Ф.Ф. на тему : «Опытно-исследовательская деятельность»
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, проявляет любопытство, любознательность. Дети задают многочисленные вопросы ,ребенку полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Ведь если ребенок понял, разобрался – значит, будет знать!
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые :солнце и дождь, страх и радость .Всем хорошо известно, что детей называют почемучками. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие вопросы -ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения : вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность.
Именно поэтому мы в своей группе мы провели с нашими воспитанниками проект «Мы – юные исследователи».
Цель проекта: расширение представлений о живой и неживой природе через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Расширить у детей знания о свойствах воздуха.
- Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
- Пополнить экспериментальный уголок атрибутами.
- Повысить у детей познавательный интерес.
1.Проводя первый эксперимент дети обследовали два пакета (с водой, воздухом.Они взвешивали их на руке, ощупывали , открывали , нюхали , обсуждали , чем похожи и чем отличаются вода и воздух. Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда . Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывает принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом .
2.В ходе второго эксперимента дети бросая в минеральную воду кусочки пластилина выяснили ,что пластилин падает на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит потом, пластилин всплывает и снова падает. Почему? (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Сделали вывод:воздух легче воды и имеет силу.
3.Дальше дети рассматривали твердые предметы, погружали их в воду, наблюдали за тем ,что выделяются воздушные пузырьки. Обсуждали , что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух).значит в предметах есть воздух. Рассматривали , что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и т.д).
4.Цель четвёртого опыта была также обнаружить воздух. Переворачивали стакан вверх дном и медленно опускали его в ёмкость с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (в стакане есть воздух)Что произойдет, если стакан наклонить?(вода попадает в стакан и он тонет)
5.В другом эксперименте дети рассматривали воздушный шарик. Я спрашивала , можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Вместе с детьми взяли воронку надели на узкое отверстие шарик, не наклоняя медленно погрузли в воду. Обсуждали, что случилось с шариком- он надулся. Затем осторожно наклоняли воронку, не вынимая ее из воды, и наблюдали , как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым.
6.В следующем эксперименте с помощью предметов, обнаружили , что вокруг нас есть воздух. Дети выбирали любые предметы, показывали опыт самостоятельно, набирали воздух в пакеты, дули в трубочку, конец которой опущен в воду; надували воздушные шары.
7.Рассматривая картинки с природными явлениями как цунами ,ураган,провели ещё один опыт свернули конус срезали кончик. Положили в воронку теннисный мячик. Вставили в отверстие соломинку и дули .Что произошло? Мячик стал подниматься вверх ,сделали вывод –что воздух может поднимать предметы или иметь силу.
8.Дальше проводили конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле и лопается).
9.Играя в морской бой вместе с детьми обсуждали , что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Дети разделились на пары и дули на лодки друг друга ,пока чья-нибудь не перевернется. Затем определили победителей, обсуждали , как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).
Много интересных гипотез и выводов было сделано нашими юными учеными.
В ходе нашей исследовательской деятельности
- У детей расширились знания о свойствах воздуха.
- Повысился познавательный интерес к исследовательской деятельности.
- Создана и самостоятельно используется детьми в работе фото-картотека «Опыты с воздухом».
Главное, что все умозаключения дети делали сами, и нам, воспитателям, не приходилось сообщать им какие-либо знания в готовом виде. Именно в этом кроется суть поисковой деятельности ребенка .
Своё выступление хочу закончить известной китайской пословицей, «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа из личного опыта «Школа маленького пешехода» в подготовительной группе.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; background: transparent none repeat scroll 0% 0%; } Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа из ли...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности....
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...
Опытно-исследовательский проект в старшей - подготовительной группе «Звездочки» «Зеленый подоконник»
Актуальность«Зеленый огород» на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности у детей, это помогает лучше познать жизнь растений. Он способен расширить представлен...