Проект - Волшебные бусины. Применение технологии «Бусоград или волшебные игры феи Бусинки» М.И. Родиной для развития творческих, музыкальных и познавательных способностей детей
проект
Цель: создание условий, способствующих развитию музыкальных, творческих и познавательных способностей детей.
Задачи:
- создавать условия для накопления музыкальных впечатлений;
- формировать личностные качества - доброту, аккуратность, вежливость, честность, скромность, трудолюбие.
- формировать навыки пространственной ориентации;
- развивать музыкально – ритмический слух и движения посредством использования технологии интеллектуальных игр с бусами «Бусоград»;
- развивать творческие способности и интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность;
- способствовать интеллектуальному и нравственному развитию детей;
- способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
- воспитывать умение работать в коллективе, быть сдержанным, доброжелательным, быть самостоятельным в выборе решений;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 43.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Проект
Волшебные бусины
Применение технологии «Бусоград или волшебные игры феи Бусинки» М.И. Родиной для развития творческих, музыкальных и познавательных способностей детей.
Подготовила:
Музыкальный руководитель Наприенко Елена Васильевна
МКДОУ «Сказка» г. Вихоревка
Вихоревка
2022
«В бусах есть что-то магическое…»
А.И. Буренина
Проблема: Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не теряет свою актуальность по сей день. Современное общество предъявляет высокие стандарты к развивающейся личности: творческий потенциал, способность принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте являются базой для обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности.
Актуальность:
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть. Движение, музыка, игра как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период.
Положительное воздействие на ребёнка оказывает рисование бусами под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир, движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.
Использование необычных материалов позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает творческие способности, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.
Игры с бусами – радостный, вдохновенный труд, к которому малыша не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать его, постепенно открывая перед ним новые возможности творения.
О дидактической пользе бус можно написать много: это и развитие мелкой моторики, у детей укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования. Игры с бусами помогут сформировать у детей навыки пространственной ориентации, они в конечном итоге будут способствовать дальнейшему росту познавательных способностей детей, а также навыков чтения, письма, счёта. И обогащение коммуникативного опыта, игры и упражнения с бусами помогают в установлении контактов друг с другом, создают атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви.
В процессе игры с бусами формируется творческая личность. Игры с бусами выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительно эмоциональное состояние.
Впервые услышав об этой методике, я решила обязательно применить ее в своей педагогической практике, ведь в бусах есть что-то магическое… Да, они напоминают четки, они способны превратить обыденный наряд в праздничный, при виде бус у каждого ребенка, у каждой женщины загораются глаза – хочется их взять, потрогать, покрутить, примерить…
Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму. Бусы – это полет фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал.
Цель: создание условий, способствующих развитию музыкальных, творческих и познавательных способностей детей.
Задачи:
- создавать условия для накопления музыкальных впечатлений;
- формировать личностные качества - доброту, аккуратность, вежливость, честность, скромность, трудолюбие.
- формировать навыки пространственной ориентации;
- развивать музыкально – ритмический слух и движения посредством использования технологии интеллектуальных игр с бусами «Бусоград»;
- развивать творческие способности и интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность;
- способствовать интеллектуальному и нравственному развитию детей;
- способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
- воспитывать умение работать в коллективе, быть сдержанным, доброжелательным, быть самостоятельным в выборе решений;
Новизна проекта:
Это новый, но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.
Предполагаемый результат проекта из задач:
- сформированы предпосылки личностных качеств таких как - доброта, аккуратность, вежливость, скромность, трудолюбие;
- усовершенствованы навыки пространственной ориентации; на практике быстрее усвоились понятия, как цвет, форма, размер.
- улучшилась способность следить при слушании музыки за мелодической линией и направлением ее движения; дети начали быстрее чисто и выразительно говорить,
- повышен уровень: творческих способностей, интеллектуального и нравственного развития детей;
- с помощью совместной игровой деятельности улучшились коммуникативные навыки и умение работы в коллективе, а так же такие качества как сдержанность, доброжелательность, умение быть самостоятельным в выборе решений.
.
СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Тип проекта: развивающий, творческий, практико-ориентированный
Автор проекта:
Наприенко Елена Васильевна, музыкальный руководитель.
Участники проекта: Воспитатели, дети и родители.
Срок реализации проекта: 1.09. 2022- 31.05.2023гг.
База реализации проекта: МКДОУ «Сказка»
Материалы и оборудование для работы: бусы.
Продолжительность занятий: Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, занятия не превышают 15-20 минут; 1 раза в неделю; во второй половине дня. Каждое занятие заканчивалось импровизированной выставкой результатов практической работы.
Форма реализации проекта:
- Беседа;
- Наблюдение;
- Познавательно-игровая образовательная деятельность;
- Продуктивная деятельность.
- Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.
- Чтение стихов, загадок.
- Прослушивание музыкальных произведений.
Продукт:
- Картотека «Бусоград»;
- Коллаж из бус.
- Презентация проекта
- Оформление выставки «Волшебство бус»;
- Создание фото, видео и методических материалов по результатам работы по проекту.
Оценка результатов проекта:
Диагностика по методике, предложенной В.Т. Кудрявцевым:
Обеспечение: бусы разного цвета и разной длины, декоративные камушки крупного размера, палочки.
Программно-методическое обеспечение:
Методика М. Родиной «Бусоград»
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный: Знакомство с бусами.
II этап – Основной: Реализация тематического плана.
III этап – Творческий: Самостоятельное составление картин, заполнение контуров.
Основные принципы:
- Принцип поэтапности. Это самый важный принцип. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
- Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения обучающимися заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит и к творческому мышлению.
- Принцип доступности. Этот принцип требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала. Необходимо знать какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.
- Принцип наглядности. Используется для создания необходимого психологического климата в группе, расширения представления об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание глубже и вернее. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа, существенным образом влияет на правильность суждений, качество выполнения изображения.
Методы работы:
Используя в работе методическое пособие М.И. Родиной «Бусоград», необходимо принимать во внимание личность ребенка и уважать его свободу выбора. Наряду с распространенными методами работы (объяснительно-иллюстративным, частично-поисковым, диалогическим методом) используются такие, как метод индивидуальных проектов, которые осуществляются детьми под руководством взрослого).
- Объяснительно-иллюстративный метод. Для объяснения нового материала, задания, беседы, педагог применяет различные иллюстрации, наглядный материал, музыкальные произведения и т.д.
- Частично-поисковый метод. Этот метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выдаче небольших знаний, решение которых требует самостоятельной активности (привлечения воображения и памяти). Большое внимание уделяется творческим работам. Этот метод позволяет соединить полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую познавательную активность.
- Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование детей, поиск новых приемов работы, неординарный подход к синтезу материала.
Учебный план
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Итого; |
сентябрь | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
октябрь | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
ноябрь | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
декабрь | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
январь | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
февраль | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
март | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
апрель | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
май | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 занятия |
Всего | 36 занятий |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ |
I этап – Подготовительный: Знакомство с бусами. | ||
сентябрь | Привить интерес к работе с бусами. Рассказ о сказочном городе «Бусограде» Знакомство с Феей Бусинкой Знакомство детей с техникой «Бусоград» | Дидактические упражнения с бусами: «Шкатулка», «Большая гора», «Маленькая горка», «На что это похоже?» Любая музыка на релаксацию. |
октябрь | Используя бусы, строим простые фигуры (музыкальные инструменты): круг-бубен, треугольник- музыкальный треугольник, прямоугольник – металлофон и т.д. | Знакомство с разными группами музыкальных инструментов, игра на некоторых из них; стихи, загадки о музыкальных инструментах. |
ноябрь | При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море, остров, цветы. Расширяем понятийный словарь ребенка. | Знакомство с перелетными птицами. Лото: «Перелетные и зимующие птицы». Загадки о птицах Распевки о птицах («Улетают птицы вдаль…», «Снегири») Коллаж из бус по сказке: «Путешествие в теплые края» (совместная деятельность) |
II этап – Основной: Строится на выкладывании отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями и музыкой. | ||
декабрь | Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик. | Чтение стихов о зиме, беседа о признаках зимы. Рисование бусами морозных узоров, снеговиков, мешков с подарками( вместо писем) для деда мороза. Коллаж из бус: «Зимняя сказка» Пальчиковые игры: «Снежок» «Как на горке снег…» |
январь | Дети с помощью бус создают и украшают свои елки. В процессе работы к бусам добавляются дополнения – камушки. Дети учатся придавать фигуре объем с помощью ее наполнения. | Рассказ о традициях русского народа, его праздниках, предшествующих современному Новому году. Рождественские песенки, колядки. Коллаж из бус: «Моя рождественская елка» |
февраль | Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: колесо, кабину, кузов, парус и т.д. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать свою машину. | Познакомить детей с разными видами транспорта: воздушный, наземный, водный. Стихи, загадки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт». Музыкально-ритмическое движение: «Самолетик» «Поезд» Дидактические игры с бусами: «Лодка» «Парусник» «Наш транспорт» «Нагрузи машину» Коллаж из бус: «Машины будущего» |
III этап – Творческий: Самостоятельное составление картин, заполнение контуров, придумывание сказок, историй. | ||
март | С помощью бус дети изготовляют «пирожные», украшают их подручным материалом (бусины, резиночки, шарики, бантики). Делаем из бус тарелки (круг, квадрат) и украшаем их внутри узорами. | Дидактическая игра с бусами: «Распиши тарелку», Коллаж из бус: (совместная работа): «Магазин пирожных» |
апрель | Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. Задание на свободное творчество. | Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках. Стихи, загадки о насекомых. Рассматривание коллекций насекомых. Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха» Коллаж из бус: «Вальс бабочек» |
май | Дети делают сложные 8-ми лепестковые, двойные цветы, сами выбирают подходящие цветовые сочетания. В процессе работы добавляем к цветку стебель и листок. | Стихи, загадки о цветах. Рассматривание иллюстративного материала по теме: «Цветы». Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик». Слушание музыки: «Вальс цветов» П.Чайковского. Музыкально-ритмическое упражнение: «Волшебный цветок». Подвижные игры: «Садовник» «Бабочки и цветы» «Веночек» Коллаж из бус: «На нашей весенней полянке» (совместная работа) |
Результаты реализации проекта.
В ходе реализации проекта с детьми были проведены следующие мероприятия:
На подготовительном этапе знакомились с дидактическим материалом, начинали выкладывать простые фигуры, проговаривая и пропевая отдельные музыкально - ритмические задания.
В ноябре - в беседе закрепляли пройденный материал о перелетных птицах. Проводилась игра в лото: «Перелетные и зимующие птицы», загадывались загадки, пели распевки о птицах («Улетают птицы вдаль…», «Снегири».
Под музыку дети делали коллаж из бус по сказке: «Путешествие в теплые края».
Декабрь и январь были посвящены зимней тематике. Читали стихи, в беседе закрепляли зимние признаки, праздники и традиции. Под музыку рисовали бусами узоры, снеговиков, мешки с подарками. Играли в пальчиковые музыкальные игры и делали разнообразные коллажи из бус: «Зимняя сказка», «Моя рождественская елка». При работе над коллажами добавлялись к бусам декоративные камушки.
В феврале выполнялись задания на развитие ориентации в пространстве. Закрепляли пройденный материал о транспорте. Загадывались загадки, читали стихи, музыкально - ритмические упражнения с бусами «Самолетик», «Поезд». Дидактические игры с бусами: «Лодка», «Парусник», «Наш транспорт», «Нагрузи машину», Дети делали коллаж из бус: «Машины будущего».
На третьем этапе дети занимались составлением картин под музыкальное сопровождение, заполнением контуров. Выполняли музыкально- ритмические упражнения и играли в игры с бусами. Придумывали самостоятельно истории и сказки к выложенным картинам по темам «Магазин пирожных», «Вальс бабочек», «На нашей весенней поляне».
К концу реализации проекта дети научились правильно выполнять ряд предложенных педагогом упражнений, при этом проявляя фантазию и воображение, делать коллективные картины. Происходило усовершенствование пространственных представлений и коммуникативных навыков.
Благодаря проведению музыкальных упражнений и игр повысился уровень музыкально – ритмического слуха и движений, речевых навыков и умений.
Дети стали дружелюбней и активней.
Применение в творческой деятельности музыки различных жанров позволило детям выкладывать из бус различные образы, которые соответствуют характеру произведения, придумывать свои сказочные истории.
Хочется отметить, что «Бусоград» без проблем помогал решить такую сложную поведенческую задачу, как привитие усидчивости и внимательности.
Открывались для каждого ребенка творческие горизонты: дети придумывали свои игры, оригинальные упражнения, изображали при помощи бус фантастические картины. Раскрепостились замкнутые дети. В этом, наверное, и есть особая магическая сила Бусин — каждый, кто к ней притронулся, тоже стал добрым волшебником.
Список используемых источников:
1.Родина М.И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки. – СПб.: 2014.
2.Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО: 2007. – 66 с.
3.Учебно – методический комплект: методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2 – 7 лет. Кукляндия. – СПб.: под редакцией М.И. Родиной и А. И. Бурениной «Музыкальная палитра», 2014.
4. Горбунова М. С. Игровая технология «Бусоград» в развитии инициативы, самостоятельности и творчества дошкольников// Воспитатель ДОУ. 2017. № 12.С. 41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование технологии «Бусоград» или волшебные игры Феи Бусинки М. И. Родиной в работе с дошкольниками.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по методике "Бусоград" или волшебные игры Феи Бусинки. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музы...
Проект:" Применение технологии " Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей старшей группы.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.При работе с бусами происходит развитие пространственн...
«Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки»
АКТУАЛЬНОСТЬ:Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элем...
Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в развитии речи детей средней группы
Вместо красок разноцветныхВ руки бусы мы возьмем,Необычно и красиво Рисовать сейчас начнем!Бусы - это не только элемент украшений для модниц, но и доступный дидактический материал для развития ме...
Проект Применение технологии « Бусоград или волшебные игры феи Бусинки» для творческого развития детей дошкольного возраста
Технология "Бусоград или волшебные игры Феи бусинки "один из инструментов способностей детей.Это система игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников .На основании выше изложе...
Самообразование "Применение технологии БУСОГРАД или волшебные игры феи Бусинки в системе развития речи детей подготовительной группы"
Вид: творческий, развивающий.Продолжительность: 1 год.Сроки проведения: 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.Участники проекта: дети, воспитатель. ЦЕЛЬ:Создание условий, способствующих раз...
Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» М.И.Родиной
Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки»М.И.Родиной...