Самообразование "Применение технологии БУСОГРАД или волшебные игры феи Бусинки в системе развития речи детей подготовительной группы"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Вид: творческий, развивающий.
Продолжительность: 1 год.
Сроки проведения: 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.
Участники проекта: дети, воспитатель.
ЦЕЛЬ:
Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к школе.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать и совершенствовать пространственные представления;
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей : развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук;
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
4. Развивать речевые и коммуникативные навыки;
5. Воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, сообразительность, усидчивость;
6. Воспитывать навыки самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_busograd.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования «Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе развития речи детей подготовительной группы»
Вид: творческий, развивающий.
Продолжительность: 1 год.
Сроки проведения: 01.09.2023г. по 31.05.2024 г.
Участники проекта: дети, воспитатель.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».
ЦЕЛЬ:
Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к школе.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать и совершенствовать пространственные представления;
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей : развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук;
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память;
4. Развивать речевые и коммуникативные навыки;
5. Воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, сообразительность, усидчивость;
6. Воспитывать навыки самоконтроля.
Планируемый результат:
• Усовершенствование пространственных представлений;
• Развитие мелкой моторики, применяя различные методы и приемы, тренировка мышц;
• Развитие зрительного и слухового восприятия, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению;
• Развитие коммуникативных навыков;
• Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, точности, настойчивости, что является важным для детей.
А также внедрение в практику работы таких здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – развивает речь детей.
Обеспечение: бусы разного цвета и разной длины.
Реализация:
Этапы работы с техникой «Бусоград» в речевом развитии
I этап. Подготовительный.
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ : «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»
II этап. Конструктивный.
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ : «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИ : «Парусник», «Домик» и т. п.
III этап. Творческий.
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам.
А также совместное придумывание с детьми стихов на заданный звук.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ : «Волшебный дворец», «Пряничный городок», «На лесной полянке», «Морское царство» «Рисуем звуки» и т. п.
Содержание деятельности (дидактические упражнения)
К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.
Бусоград - сказочно красивый город! Каждое утро на главной площади города жителей встречают удивительные картины: то морской берег с парусниками и островами, то лесная тропинка с бабочками и улитками, то зеленая полянка с необыкновенными цветами.
Жители Бусограда очень любят играть. Но эти игры всегда не простые, а волшебные - в них нужно проявить выдумку и смекалку, ловкость и умение, терпение и настойчивость, внимание и фантазию.
Сегодня Бусинка принесла волшебный сундучок и предлагает всем стать добрыми волшебниками. «Я открою вам секрет, говорит Бусинка, – можно рисовать бусами! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»
"Бусы и шкатулочка"
Кисти рук прижаты друг к другу "лодочкой". Внутри находится нитка бус.
"Жили-были бусы в шкатулочке. Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, звук. На что он похож?" Ответы.
Шкатулочка открывается, бусы появляются.
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь.
Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки. Подняв бусы медленно и аккуратно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.
Затем повторить упражнение, поменяв положение рук.
"Вертушка"
Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!
Потанцуйте, не ленитесь,
А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь.
Бусы лежат на ладони. Одной рукой (пальцами) поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Затем также берём и вращаем другой рукой.
"Узоры"
Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!
Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми).
Рисуем бусами.
Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.
Для младшего возраста начинаем с пирожного, тортика.
«Дорожка»
Бусы в кучку соберём
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим-
«Дорожку» длинную растянем.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).
«Кочка, горочка, гора»
Жила-была дорожка, ровная дорожка.
Пальчик, пальчик, помогай,
В серединочку вставай.
Ты вверх бусы потяни
И на горку посмотри.
Пальчик, пальчик, не скучай,
Горку выше поднимай!
Кочка, горочка, гора –
Вот так славная игра!
«Тарелка, лодочка, квадрат»
Вновь выпрямляется дорожка,
Вниз потянем мы немножко.
Хороша тарелка наша.
Тянем, тянем – лодка здесь.
А потянем ещё дальше –
И уже квадратик здесь.»
Повторяем: «Дорожка, тарелка, лодочка, квадрат,
Получилось здорово, каждый очень рад!»
«Тучка»
Снова «дорожка»,
Лежит и молчит.
Две «ямки», две «горки»,
И «тучка» летит!
«Птичка»
Пальчик указательный
«Дорожку» оживит.
«Птичка» машет крыльями, по небу летит!
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножко-
И вот мы сделаем кружочек,
А превратим его в «цветочек»!
«Бабочка»
Бабочки-красавицы на лугу порхают,
Им цветочки нравятся, нектар их собирают.
Рисуем из двух ниток.
«Домик»
Вот две дорожки, квадратик потом,
Над ним треугольник – построили дом.
«Парусник»
Бусы снова мы возьмём,
В две дорожки соберём.
Пальчики нам помогайте,
Строить лодку начинайте.
Над лодкой пальчиком одним
Мы треугольник смастерим.
Парусник плывёт вперёд,
Радость детям он несёт.
Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.
Любая музыка на релаксацию.
Примерное тематическое планирование с учетом техники «Бусоград»
Месяц | Лексическая тема | Работа с детьми | Работа с родителями | Упражнения |
Сентябрь | День знаний | Знакомство детей с техникой «Бусоград». Подготовительный этап работы. | «Приглашаем в Бусоград» (знакомство родителей с технологией М.И. Родиной «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки») | Д/у с бусами: «Куча-мала», «Кочка, горочка, гора», «На что это похоже?», «Тарелка, лодочка, квадрат» |
Что такое хорошо и что такое плохо | ||||
Части тела и лица | ||||
Фрукты, сад | ||||
Октябрь | Части тела и лица | Привить интерес к работе с бусами. | Оснащение предметно-развивающей среды:
| Д/У с бусами: «Тучка», «Парусник», «Домик», «Лесная дорожка», «Кустик, цветок», «Капельки» |
Фрукты, сад | ||||
Ноябрь | Овощи, огород | Используя бусы, строим фигуры обучаем | Оснащение предметно-развивающей среды:
| Д/у с бусами «Крыши», «Колонны», |
Осенние приметы, периоды осени | ||||
Декабрь | Лес, деревья, ягоды, грибы | Ориентировка в пространстве, умению составлять рассказ и презентовать свою работу. | Выставка «Новогодние украшения для ёлочки» | Д/У с бусами «Башни», «Дворцы», «Сказочный замок» |
Игрушки | ||||
Январь | Моя семья | Учим работать в паре. Расширяем понятийный словарь ребенка. | Зимние каникулы: «В кругу семьи» | Д/У с бусами: «Домик», «Птичка», «Рисуем бусами как красками», |
Новый год зимние развлечения, забавы | ||||
Февраль | Зимние приметы, периоды зимы | При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом. | Оформление «Книги странствий» (образцы) | Д/у с бусами: «Часики», «Путешествие в музей – Узоры», «Бусы, палочки, браслеты» Викторина: «Кто лишний?» |
Зимующие птицы | ||||
Март | Моя одежда | Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик. | Фотографии с родителями | Д/У с бусами: «Веселый поезд», «Завитушки», Пирожное», «Цветочки», «Открытки» |
Народное творчество, культура и традиции | ||||
Апрель | Домашние птицы | Учим работать в паре. Расширяем понятийный словарь ребенка. | «Папа, мам, я – творческая семья» (игровой тренинг совместно с детьми и родителями) | Д/У с бусами: «Рисуем вместе», «Создаем картину». |
Дикие животные | ||||
Май | Мебель | Дети с помощью бус создают и украшают предметы ближайшего окружения. В процессе работы к бусам добавляются дополнения – формочки. Дети учатся придавать фигуре объем с помощью ее наполнения. | Семейный проект: «Фея Бусинка» Оформление мини-музея «Фея Бусинка» | Д/У с бусами: «Отгадай, что это?», «Бусы и шкатулочка», «Путешествие в музей – Фигуры», «Сказочные города» |
Посуда | ||||
Улицы, дома |
Использованная литература:
1. М. И. Родина, "Бусоград", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.
2. М. И. Родина, А. И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект:" Применение технологии " Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей старшей группы.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.При работе с бусами происходит развитие пространственн...
Бусоград или Волшебные игры "Феи бусинки" в системе развития речи детей
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развити...
Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...
Применение технологии «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в развитии речи детей средней группы
Вместо красок разноцветныхВ руки бусы мы возьмем,Необычно и красиво Рисовать сейчас начнем!Бусы - это не только элемент украшений для модниц, но и доступный дидактический материал для развития ме...
Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи бусинки» в системе речевого развития детей старшей группы
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...
Проект Применение технологии « Бусоград или волшебные игры феи Бусинки» для творческого развития детей дошкольного возраста
Технология "Бусоград или волшебные игры Феи бусинки "один из инструментов способностей детей.Это система игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников .На основании выше изложе...
Тема: «Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Направлена она на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольн...