«Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений» 15.01.2024 г.
занимательные факты (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dernova_t.o._plan_po_samoobrazovaniyu.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Мамонтенок»

План по самообразованию на 2023-2024 гг

по теме:

«Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений»

Подготовила воспитатель

                                                                       1 квалификационной категории

                                                                       Дернова Т.О.

Салехард, 2024 г.

Актуальность:

 Художественная литература играет важную роль в личностном росте и развитии человека. Она появляется в жизни человека в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет, и открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, даёт замечательные примеры русского литературного языка.

Проблема:

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.

Цель саморазвития: 

  • повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над духовно-нравственным воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений.

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;

Работа была построена на основе следующих принципов:

  • Наглядности
  • Последовательности
  • Деятельности
  • Дифференцированного подхода
  • Возрастных особенностей
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
  • Принцип вариативности

Формы

Образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные, дидактические игры.

Методы

Словесные – беседы, рассказывание, чтение, прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций.
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок.

План методической работы воспитателя по духовно-нравственному воспитанию детей.

  • Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
  • Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • Изучение инновационных технологий по обучению детей духовно-нравственному воспитанию на основе литературных произведений; изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  • Пополнение предметно-развивающей среды (центр чтения).
  • Составление картотеки дидактических игр по литературным произведениям для дошкольников.
  • Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  • Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  • Разработка конспекта занятия на основе литературных произведений;
  • Проведение открытого занятия;
  • Проведение досугов;
  • Изготовление лэпбука.
  • Участие в конкурсах.

План работы с детьми:

  • Образовательная деятельность:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • Досуги, народные праздники и развлечения:
  • «День матери»
  • «Угадай сказку»
  • Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок»
  • Театрализованная деятельность «Рукавичка»
  • Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
  • Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  • «Как важно быть добрым»
  • «Для чего человеку нужна книга»
  • «Путешествие по русским народным сказкам»
  • Проекты:
  • «Добро и зло в сказке и в нашей жизни»
  • «Как подружить ребёнка с книгой»
  • Акции
  • «Книга Донбасу»
  • Принеси и обменяй книгу»
  • Чтение художественной литературы:


В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа»,

«Два жадных медвежонка»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Б. Житков «Что я видел?»,

С. Маршак «Кошкин дом» и др.

  • Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

План работы с родителями:

  • Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
  • групповые собрания;
  • консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
  • Выставки книг «Моя любимая книга», «Книжки-самоделки»;
  • Совместная творческая деятельность детей и родителей.
  • Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность.  Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Январь

1.Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «В гостях у сказки»;

Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

Участие родителей в изготовлении книжек-самоделок

Январь

Составление картотеки дидактических игр по развитию духовно-нравственного воспитания детей на основе литературных произведений.

Беседы с чтением русских-народных сказок «Лисичка – сестричка и серый волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Козлов «Зимняя сказка»

А,И. Одоевский «Мороз Иванович»

Разработка и проведение консультаций для родителей: - «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала;

2. Изучение нового материала;

3.Изготовление лэпбука

1.Проведение праздника «Папа мой- супергерой»;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Что такое доброта»

3.Начало реализации проекта «Добро и зло в сказке и в нашей жизни»

Совместная работа по созданию альбома; «Какие книги мы с мамой читаем дома»

Памятка: «Роль книги в жизни ребёнка»;

Март

1.Разработка конспекта открытого занятия;

2. Выпуск стенгазеты на тему «Какие книги мы читаем в детском саду».

3. Выставка «Вот какая мама»!

1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «В гостях у сказки»,

2. Чтение сказок:

Л. Квитко «Бабушкины руки»,

С. Михалков «А что у вас?»,

Е. Благинина «Вот какая мама»,

М. Карим «Эту песню мама пела»

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март»,

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

«Праздник мам»

Консультация для родителей «Мамины помощники»

Апрель

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

2.Проведение открытого занятия

1.Участие в акциях: «Книга Донбасу», «Принеси и обменяй книгу».

2.Завершение проекта «Добро и зло в сказке и в нашей жизни»»

1. Привлечение родителей к участию в акциях: «Книга Донбасу», «Принеси и обменяй книгу».

2. Буклет «Формирование бережного отношения детей к книге»

Май

1.Родительское собрание: «Наши успехи!»

1. Проект «Как подружить ребёнка с книгой»

2. Чтение художественной литературы:

В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа»,

«Два жадных медвежонка»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

А. Барто «Младший брат»,

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Б. Житков «Что я видел?»,

С. Маршак «Кошкин дом»

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Ребёнок и книга», «Как приучить ребёнка к чтению».

2. Отчёт о проделанной работе на сайте педагога.

Список используемой литературы:

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.

2. Э.И. Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

3. Ланчеева-Репьева: «Иное царство русских сказок». Ульева Е.А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г.

 4. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.

5. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.

6. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Нравственно - духовное воспитание в системе православных  ценностей  это нечто-то раритетное, стародавнее. Напротив, это самая совершенная система воспитания, в которой никогда не теряют и н...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)

Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью художественных произведений.

Тема доклада: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возрастас помощью художественных произведений....