«Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений» 15.01.2024 г.
занимательные факты (средняя группа)
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dernova_t.o._plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Мамонтенок»
План по самообразованию на 2023-2024 гг
по теме:
«Духовно-нравственное воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Дернова Т.О.
Салехард, 2024 г.
Актуальность:
Художественная литература играет важную роль в личностном росте и развитии человека. Она появляется в жизни человека в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет, и открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, даёт замечательные примеры русского литературного языка.
Проблема:
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
Цель саморазвития:
- повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над духовно-нравственным воспитание детей 4-5 лет на основе литературных произведений.
Задачи:
- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
- изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- формировать знания, умения и навыки воспитанников;
Работа была построена на основе следующих принципов:
- Наглядности
- Последовательности
- Деятельности
- Дифференцированного подхода
- Возрастных особенностей
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи
- Принцип вариативности
Формы | Образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные, дидактические игры. |
Методы | Словесные – беседы, рассказывание, чтение, прослушивание аудиозаписей. |
План методической работы воспитателя по духовно-нравственному воспитанию детей.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
- Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей духовно-нравственному воспитанию на основе литературных произведений; изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Пополнение предметно-развивающей среды (центр чтения).
- Составление картотеки дидактических игр по литературным произведениям для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
- Разработка конспекта занятия на основе литературных произведений;
- Проведение открытого занятия;
- Проведение досугов;
- Изготовление лэпбука.
- Участие в конкурсах.
План работы с детьми:
- Образовательная деятельность:
- моделирование ситуаций;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- Досуги, народные праздники и развлечения:
- «День матери»
- «Угадай сказку»
- Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок»
- Театрализованная деятельность «Рукавичка»
- Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
- Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
- «Как важно быть добрым»
- «Для чего человеку нужна книга»
- «Путешествие по русским народным сказкам»
- Проекты:
- «Добро и зло в сказке и в нашей жизни»
- «Как подружить ребёнка с книгой»
- Акции
- «Книга Донбасу»
- Принеси и обменяй книгу»
- Чтение художественной литературы:
В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
«Два жадных медвежонка»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
Б. Житков «Что я видел?»,
С. Маршак «Кошкин дом» и др.
- Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
План работы с родителями:
- Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
- групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
- Выставки книг «Моя любимая книга», «Книжки-самоделки»;
- Совместная творческая деятельность детей и родителей.
- Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Январь | 1.Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Игровая деятельность. 2.Беседа с использованием компьютерной презентации «В гостях у сказки»; | Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. Участие родителей в изготовлении книжек-самоделок |
Январь | Составление картотеки дидактических игр по развитию духовно-нравственного воспитания детей на основе литературных произведений. | Беседы с чтением русских-народных сказок «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Козлов «Зимняя сказка» А,И. Одоевский «Мороз Иванович» | Разработка и проведение консультаций для родителей: - «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»; |
Февраль | 1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала; 2. Изучение нового материала; 3.Изготовление лэпбука | 1.Проведение праздника «Папа мой- супергерой»; 2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Что такое доброта» 3.Начало реализации проекта «Добро и зло в сказке и в нашей жизни» | Совместная работа по созданию альбома; «Какие книги мы с мамой читаем дома» Памятка: «Роль книги в жизни ребёнка»; |
Март | 1.Разработка конспекта открытого занятия; 2. Выпуск стенгазеты на тему «Какие книги мы читаем в детском саду». 3. Выставка «Вот какая мама»! | 1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «В гостях у сказки», 2. Чтение сказок: Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела» А. Аким «Кто кому кто?» Г. Бойко «Март», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | «Праздник мам» Консультация для родителей «Мамины помощники» |
Апрель | 1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий; 2.Проведение открытого занятия | 1.Участие в акциях: «Книга Донбасу», «Принеси и обменяй книгу». 2.Завершение проекта «Добро и зло в сказке и в нашей жизни»» | 1. Привлечение родителей к участию в акциях: «Книга Донбасу», «Принеси и обменяй книгу». 2. Буклет «Формирование бережного отношения детей к книге» |
Май | 1.Родительское собрание: «Наши успехи!» | 1. Проект «Как подружить ребёнка с книгой» 2. Чтение художественной литературы: В. Осеева «Хорошее», А. Барто «Медвежонок – невежа», «Два жадных медвежонка» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Младший брат», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» С. Маршак «Кошкин дом» | 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Ребёнок и книга», «Как приучить ребёнка к чтению». 2. Отчёт о проделанной работе на сайте педагога. |
Список используемой литературы:
1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
2. Э.И. Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
3. Ланчеева-Репьева: «Иное царство русских сказок». Ульева Е.А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г.
4. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
5. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
6. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
Нравственно - духовное воспитание в системе православных ценностей это нечто-то раритетное, стародавнее. Напротив, это самая совершенная система воспитания, в которой никогда не теряют и н...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью художественных произведений.
Тема доклада: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возрастас помощью художественных произведений....
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...