"Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников"
статья
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны не только все звенья, но и фундамент, на котором формируется личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semyoy_po_formirovaniyu_kultury_prirodolyubiya_u_doshkolnikov.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников
Автор: Рубцова Наталья Александровна
Организация: МБДОУ детский сад №159
Населенный пункт: г. Иркутск
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны не только все звенья, но и фундамент, на котором формируется личность - это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе. В данном случае действует золотое правило экологии: « Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Печально, но развитие культуры природолюбия подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. Для детей важен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их на следующих примерах: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.
Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Это выяснилось после обрабатывания анкет. В анкете использовались как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые. Позволяющие свободно высказать свои мнения. 50% родителей не знают, какой вред приносит пластик природе, 100% родителей знают правила поведения в природе, но многие на практике их не выполняют.
Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:
Этим должны заниматься воспитатели;
Нет необходимых знаний;
Нет времени заниматься воспитанием;
Для этого есть лето.
Поэтому перед собой поставила задачу о взаимодействии ДОУ и семьи в воспитании природолюбия у детей.
В решении данной задачи использую различные формы:
Викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Что вы знаете о птицах», «Самый умный папа в вопросах экологии», «Самая умная семья в вопросах экологии», «Всё о животном мире». Провожу их
2 раза в год.
В результате родители пришли к выводу, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для детей.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.
Акции:
- «Посади дерево»
Дети и родители подготовительных групп совместно озеленяли территорию около детского сада три года. Ребята в течение лета с радостью наблюдали, как растут их кустики. Но наступала осень и зима, и наши насаждения погибали из-за уборки снега, ремонта трассы. Поэтому предлагаем родителям вместе с детьми посадить деревья и кустарники около дома, на даче.
- «Кормушка», «Зёрнышко».
Ежегодно родители стараются сделать добротные, красивые кормушки, совместно с детьми заготовить корм для зимней подкормки птиц. Подкармливают птиц и около дома, в деревне у бабушки. Так у детей воспитывается желание заботится о братьях наших меньших.
- «Берегите ёлочку - зелёную иголочку»
После многолетней практики проведения данной акции, выяснилось, что почти во всех семьях украшают искусственную ёлочку, а зелёную украшают около дома, в лесу.
- «Охота за пластиком».
Родители и дети приносили не только пластик, но и макулатуру. Дети гордятся, что спасли деревья от вырубки, чтобы выпустить бумагу.
Родительские собрания
В старших группах предложила несколько игр экологической направленности: «Да – нет», «Волшебный поезд», «Кто рядом живет», «Беседа с деревьями», «Встреча с растениями», «Радости и огорчения», «Природа благодарит и сердится». Родители также поделились опытом по воспитанию природолюбия у детей через игру. После чего сделали совместный вывод: «Существуют определённые правила для посетителей природы» при выполнении которых, важно делать акцент на отсутствие в них частицы «НЕ» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!»- говорить детям «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».
И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. И как результат: дети рассказывают о том, что они видели, гуляя с родителями.
Конкурсы и выставки поделок из природного и бросового материала.
Родители вместе с детьми делают поделки, и дети знают, что из пластика и другого бросового материала можно сделать много полезных вещей. Например, нестандартное оборудование для физкультурного уголка, украшения для цветника и т.д.
Совместные работы занимали призовые места в районных конкурсах «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Новогодняя игрушка», «Чернушка - территория красоты» и многих других.
Привлечь внимание к взаимодействию с семьёй по природолюбию помогает
Наглядная информация (иллюстрации, плакаты, альбомы, проспекты…)
Консультации
Рекомендации и советы
В них предлагаю обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняю, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, развивается внимание, мышление.
Стенная газета «Вести от Флорика».
Информационная газета «Берёзка»
Папки – передвижки, с целью получения обратной связи (о семейных традициях, играх, выполнения правил поведения в природе…)
После того, как мы «полечили» берёзку на участке детского сада, многие дети рассказали, как они вместе с родителями «лечили» деревья и кусты.
Маленький ребенок познает мир с открытой душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. Помимо них исключительно важную роль в становлении личности ребенка играют нравственные эмоции: гуманность, отзывчивость и т.д. (А.В.Запорожец).
Из всего сказанного следует вывод: только тесно взаимодействуя с семьями воспитанников можно добиться положительных результатов по воспитанию у детей природолюбия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...
Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...
«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...
«Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников»
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность-это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серь...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Формирование культуры природолюбия у дошкольников»
laquo;Формирование культуры природолюбия у дошкольников»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
В консультации рассказано с какого возраста прививать ребенку любовь к природе, какими знаниями должны обладать родители об охране природы....
«Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».
Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....