«Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников»
консультация (старшая группа)
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность-это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно-интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semey_konsultatsiya_pedsovet.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №69 г.Шахты
«Взаимодействие с семьёй по
формированию культуры природолюбия
у дошкольников» (выступление на педагогическом совете)
Выполнил: воспитатель высшей категории
Тебенкова Светлана Анатольевна
г.Шахты
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность-это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно-интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: « Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Культура природолюбия-личное интегративное качество, включающее духовный и материальный витагенный опыт, трансформирующийся в субъективное, чувственно-ценностное, созидательное отношение к природе.
С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребёнка! Все начинается со средств народной педагогики - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.
Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. В раннем возрасте важен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму на следующих примерах: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.
Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:
- Этим должны заниматься воспитатели;
- Нет необходимых знаний;
- Нет времени заниматься воспитанием;
- Для этого есть лето.
Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда даёт в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности. В поле зрения детей постоянно находятся свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным Экологическое безкультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его привычную картину окружающего мира, Опыт взаимодействия с окружающей средой крайне беден позитивом.
При общении с родителями нужно донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определённые действия по отношению к природе, нужно думать и о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!
Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д. Л. Арманд в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях». Существуют определённые правила и для посетителей природы.
Важно при составлении и объяснении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!»- «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».
Несмотря на то, что большинство родителей знают, как нужно относиться к растениям и животным, в реальной жизни они действуют по привычке, оставаясь равнодушными к живым существам. Среди причин эгоистичного отношения к объектам природы можно выделить следующее:
- Недостаток или отсутствие представлений о растениях и животных как живых существах;
- Низкий уровень наблюдательности;
- Недостаточный опыт общения с природой;
- Несформированность эмоциональночувственного положительного опыта взаимодействия с объектами природы;
- Низкий уровень владения навыками ухода за объектами живой природы;
- Неумение предвидеть последствия негативных поступков;
- Плохой пример окружающих.
Эффективны методы изучения особенностей семейного воспитание -анкетирование родителей. В анкете можно использовать как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые. Позволяющие свободно высказать свои мнения.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.
Поэтому, прежде всего мы выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования оказалось, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации. Мы советуем родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.
Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Мы предложили им информацию «Правила друзей природы», «Формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложили список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев и коллекцию камней и природного материала. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"
Программа взаимодействия с семьёй. Тема: "Формирование основ экологической культуры у дошкольников"...
Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...
«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Формирование культуры природолюбия у дошкольников»
laquo;Формирование культуры природолюбия у дошкольников»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
В консультации рассказано с какого возраста прививать ребенку любовь к природе, какими знаниями должны обладать родители об охране природы....
«Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».
Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....
"Взаимодействие с семьёй по формированию культуры природолюбия у дошкольников"
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны не только все звенья, но и фундамент, на котором формируется личность....