Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
консультация
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России.
Что же такое талант?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samo.docx | 21.63 КБ |
talant.pdf | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Слайд 1Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России.
Что же такое талант?
Слайд 2Талант – это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.
Слайд 3Но прежде чем начать консультацию обращу Ваше внимание на особенности наших детей, которые живут в современном мире и сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века.
Дети нового тысячелетия обладают особыми способностями, потому что родились и живут в новом мире, в котором гораздо больше возможностей для их развития.
Слайд 4 Сегодня мы убеждены в том, что «неодаренных» детей нет, все дети талантливы! Они рождаются добрыми, мечтательными, любознательными, открытыми, они общительны, уверенны в себе, хорошо информированы, их отличает смелость суждений, находчивость, активность и оригинальность.
Сегодняшние дети – люди нового поколения. И умение творить себя, свою жизнь в условиях современных реалий – очень важно для них!
Основная задача нас, взрослых, – помочь детям расти, раскрыть их данные природой таланты, создать комфортную современную образовательную среду для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Слайд 5 Президент Российской Федерации Путин В.В. среди первоочередных задач в сфере образования назвал «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Программа развития предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском общеобразовательном учреждении и продолжаться в школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Слайд 6 Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 7Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал. Ведь, каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории.
Задача взрослых – увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.
Слайд 8Система работы со способными и одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении является неотъемлемой частью проблемы реализации творческого потенциала личности и включает в себя пять основных направлений.
1. Создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников.
2. Выявление детей с ярко выраженными способностями и отслеживание динамики их развития.
3. Организация работы с детьми и их родителями.
4. Повышение компетентности педагогов по работе со способными и талантливыми воспитанниками.
5. Работа по взаимодействию с социальными партнерами, в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития.
Слайд 9 1направление. Создание пространственно-развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию способностей воспитанников. Пространственно-развивающая среда способствует познанию окружающего мира, позволяет удовлетворять многие потребности ребенка - в общении, познании, выплеску накопившейся энергии, в творческой реализации и т. д.
Я постаралась создать благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей детей. В ДОУ имеется музыкальный зал, театральная и изобразительная студии, мини-музей «Русская изба».
Слайд 10 В группах создаю среду, которая способствует организации самостоятельной деятельности детей по их интересам и склонностям: "Творческие уголки, "Центр театра"; "Центр спорта" и другие.
Создают условия для формирования положительной самооценки, поощряю любознательность, активность, старание детей.
Слайд 11 2 направление: Выявление детей с ярко выраженными способностями и отслеживание динамики их развития. Создание банка данных Педагогами ДОУ, отобраны диагностические методики, которые позволяют качественно проводить диагностику по выявлению творческих способностей, и включают в себя ряд ступеней, обеспечивая учет мнения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
Слайд 12 3 направление: Организация работы по развитию способностей и талантов с детьми и их родителями. В этом направлении я использую следующие формы работы : творческие объединения детей по интересам, работа по индивидуальным планам, творческие конкурсы, спортивные состязания, выставки детского творчества, персональные выставки, опытно-экспериментальная работа, индивидуальные творческие задания.
Слайд 13 Так же активно использую современные педагогические технологии:
• ИКТ-технологии:
• технологии проектной деятельности;
• игровые технологии;
• технологии исследовательской деятельности;
• технологии саморазвивающего обучения;
• здоровьесберегающие технологии.
Слайд 14С детьми старшего дошкольного возраста оформляются детские портфолио.
Основная цель портфолио – помочь ребенку раскрыть себя и отразить свои индивидуальные личностные достижения. Одна из важнейших задач на этом этапе — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе.
Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно и получить признание своей творческой деятельности.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, поэтому с родителями воспитанников ведется планомерная работы в следующих направлениях:
Слайд 15 1. Организация информационной среды для родителей. Включает в себя: индивидуальные консультации; информационные уголки для родителей; фотогалерея талантов, выставки детских работ; «Доски достижений» или «Ступеньки успеха», где родители знакомятся с успехами и достижениями детей.
Слайд 16 2. Совместная практическая деятельность ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ) Для развития творческой и познавательной активности детей педагоги привлекают родителей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводят совместные театрализованные представления для детей.
Слайд 17 4 направление: повышение компетентности педагогов по работе с одаренными воспитанниками. В нашем учреждении, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию.
С целью повышения компетентности педагогов по работе со способными и талантливыми детьми ежегодно в ДОУ проводятся: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы и др.
И закончить мне хотелось бы словами великого педагога Ш. А. Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ
План мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у воспитанников ДОУ на 2021-2025 гг....
Развитие способностей и талантов у детей дошкольного возраста
Талант - это совокупность способностей, одаренность, которая дает возможность человеку на высоком уровне выполнять деятельность, получать общественно- значимые результаты, успешно решать самые сложные...
Региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик 2022 года.«Лучшая практика по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов детей и молодежи». "Организация познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников"
Формирование самостоятельности дошкольников является основным условием успешного перехода к школьному обучению. Самостоятельная деятельность детей является одной из основных моделей организации образо...
Рабочая программа для детей дошкольного возраста по выявлению и развитию способностей «Маленькие таланты»
Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...
Формирование системы поддержки и развития способностей и талантов у детей (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)
Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду , то у него есть все шансы на успех в жизни.» А.Белкин д.п.н. Федеральный государственный образовател...
Родительский всеобуч. тема: "Развитие способностей и талантов у детей дошкольного возраста"
Помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей, а в дальнейшем таланта своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, ...
Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей
Приказ № 183-О от 03.10.2019 г.)...