Многофункциональное пособие для педагогов
учебно-методический материал

Осинкина Любовь Александровна

Многофункциональное пособие для среднего и старшего дошкольного возраста

"Ширма-трансформер"

 

 

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mnogofunktsionalnoe_posobie.docx63.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Многофункциональное пособие

    для детей среднего и старшего дошкольного возраста

    «Ширма - трансформер»

    Оглавление

     

    1.     Многофункциональное пособие «Ширма – трансформер»

    2.     Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

    3.     Технологическая карта сюжетно-ролевых  игр

    3.1.          Сюжетно-ролевая  игра  «Шиномонтаж – Автосервис», «Автомойка», «АЗС заправка»

    3.2.          Сюжетно-ролевая игра  «Парикмахерская», «Салон красоты»,

    3.3.          Сюжетно-ролевая  игра  "Детское кафе"

    3.4.          Сюжетно-ролевая игра  «Больница», 

    3.5.          Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Супермаркет»

    3.6.          Сюжетно – ролевая  игра «Театр»

    4.     Уголок уединения

    Многофункциональное пособие «Ширма – трансформер»

    В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

    Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка. А  как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

    Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной).

    В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, мы пришли к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

    Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:

    • Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

    • Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

    • Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

    Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

    Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

    Формировать элементарные математические представления;

    Работать над звукопроизношением и связной речью.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЯ

    Основа ширмы изготовлена из строительного материала полипропиленовых труб и материала . Она состоит из трех частей: центральная и боковые части.

    Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

    Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

    ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ.

    Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря«профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.

    Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    Согласно ФГОС ДОразвивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения. Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.

    К ширме прилагается дополнительное полотно – тюль, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри.

       Ну и конечно, одна из основных форм применения многофункциональной ширмы, это театрализованная деятельность.

      Мы надеемся, что ширма станет действительно многофункциональной, поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.

    Также, мы ожидаем, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами, позволяющими решать воспитательныеразвивающие и обучающие цели и задачи.

    Немаловажным считаем и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно - развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

    Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.

    Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

     

    Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

    Она  имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии.

     Основной источник игры - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

     Главным компонентом  является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

    Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

    Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

    Содержание игры – это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

    Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

    Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ.

    • ИГРА средство развития личности:
    •  – средство общения;
    • форма организации детского общества;
    • способ обучения и самообучения;
    • средство коррекции развития ребёнка;
    • диагностическое средство;
    • психотерапевтическое средство.

    Сюжетно – ролевая игра – королева игр.

    •  Она развивает потенциальные возможности детей;
    •   имеет решающее значение для психического развития ребёнка;
    •   является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
    •   обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

    Характеристики сюжетно – ролевой игры   это

    •   её суверенность;
    •   автономность;
    •   самостоятельность;
    •   свобода;
    •   экспериментальность;
    •   творчество (импровизация);
    •   наличие высокого эмоционального напряжения;
    •   самобытность.

    Принципы формирования  сюжетно – ролевой игры:

    •  воспитатель  играет вместе с детьми;
    •   развёртывает  игру  таким  образомчтобы  выделить  для  детей  именно  ролевое  поведение;
    •   ролевое  поведение  ребёнка  сразу  ориентируется  на  партнёра

               Сюжетная игра -  самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуацииЦентральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он  не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - продавец», «Я - доктор», но, что  самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим  как бы  отождествляет себя с ним. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё « как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и  зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

              Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному  для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

              Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов.  Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В  условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

    Игра оказывает сильное влияние на умственное  развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра  способствует  тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

              Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображенияИгровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом  пространстве  способствует  тому, что дети приобретают способность  к творческому воображению.

                    Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования  действий. Играя со сверстниками,  дети начинают учитывать  желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей  в этот период.

                   Воспитательное  значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.  Игра может сделать ленивого -  трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх  воспитывается сознательная дисциплина,  дети приучаются к соблюдению правил, справедливостиумению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

                   Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает  духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.

    Сюжетно-ролевая игра  является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог  формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность.

                   Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.

    Сюжетно-ролевая  игра

    «Шиномонтаж – Автосервис», «Автомойка», «АЗС заправка»

     Цель: создание условий для игрыспособствующей гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, отражению знаний о профессиях своих родителей; воспитание положительно эмоционального отношения к любому виду трудаПродолжать обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей в ходе совместной деятельности с дошкольниками.

    Задачи:

    Образовательные области развития:

    Познавательное развитие:

             обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе;

             знакомить с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе;

             закреплять представления об основных частях автомобиля;

             учить комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры;

    Речевое развитие:

             развивать умение делового и игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;

             развивать диалогическую речь, умение развивать диалог в различных игровых ситуациях;

             расширять представления о правилах речевого этикета, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

             развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей (автосервис, автослесарь, гаечный ключ, двигатель, мотор, шиномонтаж, автомойка и т.д.).

    Художественно-эстетическое развитие:

             формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, к разным объектам быта, социальным явлениям;

             развивать эстетическое восприятие, вкус;

             продолжать развивать творческие способности детей.

    Социально-коммуникативное развитие:

             продолжать учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры;

             продолжать развивать самостоятельность в действиях;

             развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника; развивать умение согласовывать свой замысел с замыслом партнера;

             создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

    Физическое развитие:

             содействовать гармоничному физическому развитию детей;

             продолжать развивать двигательную активность;

             развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, ориентировку в пространстве;

             развивать мелкую моторику рук.

     

    Материалы и оборудование:

             Наборы слесарных инструментов;

             Губки и флаконы для мойки автомобилей;

             Макет автозаправочной установки с гибким шлангом;

             Игрушки-автомобили или другие виды транспорта, деньги,  водительские удостоверения,  фартуки и нарукавники, кепки;

             Атрибуты для Автокафе (кассовый аппарат, меню, кофеварка, плита, кукольная посуда, бутафорские продукты и т.п.);

             Атрибуты для магазина автозапчастей (кассовый аппарат, чеки, инструменты и автозапчасти и т.п.);

             Тематические альбомы по теме «Транспорт», журналы об автомобилях,

     

     

                                             

                                                                       Сюжетно-ролевая игра

     «Парикмахерская», «Салон красоты»,

    Цели: 

    1. Расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера;

    2. Закреплять умения действовать в процессе совместно, проявлять отношения партнерства, взаимной поддержки;

    3. Продолжить развитие способности использовать игровую композицию в процессе социально – бытовых действий;

    4. Продолжать обучение сопровождать игровые действия речью;

    5. Закреплять правила поведения в общественном месте;

    6. Расширять словарный запас детей, активизировать речевую активность.

     7.  Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, речевой и поведенческий этикет.

    Задачи:

     1. Продолжать способствовать проявлению у детей интересных замыслов игры "Салон красоты", для их реализации самостоятельно ставить репродуктивные и инициативные задачи себе и сверстникам;

     2. Побуждать детей отображать в игре "Салон красоты" разнообразные действия взрослых (клиентов и мастеров, администратора и т. п., взаимоотношения, общение между людьми);

     3. Побуждать к проявлению инициативы детей в общении со сверстниками по поводу игры "Салон красоты";

     4. Продолжать учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, самостоятельно договариваться по поводу игрового взаимодействия;

     5. Поддерживать длительное взаимодействие детей в игре "Салон красоты";

     6. Поощрять выбор детьми оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре "Салон красоты".

     

                                                                

                                                                                   Сюжетно-ролевая  игра 

    "Детское кафе"

    Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе.

    Программные задачи:

    Образовательные:

    Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

    Закреплять знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе, об их пользе.

    Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для игры.

    Закреплять умение правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими.

    Развивающие

    Развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

    Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение.

    Стимулировать творческую активность детей.

    Формировать умение играть по собственному замыслу.

    Воспитательные :

    Формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.

    Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

    Продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах.

    Активизация словаря: кафе, повар, заказ, меню, администратор, посетитель, сервировка.

     

                                                             Сюжетно-ролевая игра

    "Больница", 

    Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»»

    Задачи:

    Образовательные: Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.

    Развивающие: Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.

    Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

    Методическое оснащение занятия: сундучок, загадки, одежда для доктора, медсестры, санитарки, медсестры в регистратуру, фармацевта, игровой набор «Доктор», муляжи лекарств, медицинские карты на каждого больного и геометрические фигуры, куклы.

    Словарная работаврач педиатр, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт, фармацевт, регистратура.

    Сюжетно-ролевая игра

    «Супермаркет»

     

           В данной игре педагог является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и атрибутов. В дальнейшем инициаторами игры выступают дети. В изготовлении атрибутов участвовали как родители, так и дети. Перед игрой  проводятся  беседы: «Поведение в общественных местах», «Как мы ходим в магазин». С детьми играли в дидактические игры: «Назови магазин», «Что из чего сделано», «Кому что нужно для работы», читали рассказ Ч. Янчарского «В магазине игрушек».

         Цель: Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

         

     Задачи:

    «Социально - коммуникативное развитие»

    Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в совместной   деятельности.

    «Познавательное развитие»

    Способствовать творческой проектной деятельности группового характера. Расширять представления детей о труде взрослых, развивать интерес к профессиям людей, работающих в супермаркете. Совершенствовать представление детей о способах классификации предметов по типовым признакам (отделы магазина).Формировать умение соотносить предметы заместители (числовые карточки) с количеством денег-ромашек.

    «Речевое развитие» 

    Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Ввести в  активный словарь детейсупермаркет, водитель-экспедитор, грузчик, продавец - консультант, уборщица, охранник. Совершенствовать диалогическую форму речи, быть доброжелательным и корректным собеседником.

    «Художественно - эстетическое развитие»

    Развивать умение активно и творчески применять в игровой деятельности ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации.

    «Физическое развитие» 

    Обеспечить оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Совершенствовать развитие мелкой мускулатуры руки при работе с различным материалом.

    Сюжетно – ролевая  игра

    «Театр»

    Цель: формировать у детей умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, творчески развивать сюжет игры; закреплять представление детей о театре; воспитывать культуру поведения в общественных местах; развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Кот, петух и лиса».

    Словарная работа: афиша, фойе, зрительный зал, гримерная, костюмерная.

    Подготовка к игре: беседы, просмотр мультимедийной презентации на тему: «Театр», чтение произведений о театре, посещение кукольного спектакля, совместное изготовление атрибутов для игры, инсценировка фрагментов сказок.

    Работа с родителями: изготовление костюмов для показа спектакля «Теремок», атрибутов для игры.

    Игровые роли: водитель автобуса, кондуктор, кассир, продавец в цветочном магазине, буфетчик, гример, костюмер, контролер, артисты, зрители, гардеробщица, администратор театра.

                                                                             Уголок уединения

             Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения. Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть, порисовать. К ширме прилагается дополнительное полотно – тюль, с помощью которой дети могут поиграть уединившись внутри.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

    Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Изготовление и использование многофункциональных пособий из фетра»

    Цель:Познакомить педагогов с новыми методами и формами работы по развитию речевой активности, мелкой моторики и логического мышления детей дошкольного возраста с использованием пособий из фетра.Задачи...

    «Смотр – конкурс на лучшее многофункциональное пособие для детей дошкольного возраста, среди педагогов" (положение и итоги)

    Цель конкурса: "Создание благоприятиной атмосферы в ДОУ, активизация творческой активности педагогов, пополнение РППС ДОУ"...

    Мастер-класс с педагогами на тему: Квест-игра «Быть здоровыми хотим» с использованием многофункционального пособия

    Мастер-класс с педагогамина тему:  Квест-игра «Быть здоровыми хотим» сиспользованием многофункционального пособия...

    Мастер - класс для педагогов "Использование многофункционального пособия "Затейники", как средство развития психомоторных функций дошкольника"

    Пособие способствует повышению профессиональной компетенции педагогов и является эффективным средством в решении различных образовательных задач. Если вы окунетесь в мир игр, применяя это пособие...

    Мастер-класс для педагогов "Использование многофункциональных пособий в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

    Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пособий, сделанных своими руками, в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.Задачи: позна...