Мастер – класс «Использование ментальных карт в работе с дошкольниками»
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Валерьевна Бобешко

Ментальная карта, или карты мышления (mind-maps) – это:

•  отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
•  графический способ представления информации.
•  наглядный, графический инструмент мышления.
•  уникальный и простой метод запоминания информации .

 

Ментальная карта — это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме. 

Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_podgotovitelnaya_gruppa._detskiy_sad_no_6.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 г. Слюдянки» Мастер – класс «Использование ментальных карт в работе с дошкольниками» Выполнили воспитатели: Зарубина Зоя Владимировна Бобешко Татьяна Валерьевна

Слайд 2

Здравствуйте уважаемые коллеги. Нас зовут Татьяна Валерьевна Бобешко и Зоя Владимировна Зарубина. Мы хотим вам предоставить мастер класс «Ментальные карты (Мыслительные карты) как средство речевого развития»

Слайд 3

Что такое ментальная карта? Ментальная карта, или карты мышления (mind-maps) – это: отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. графический способ представления информации. наглядный, графический инструмент мышления. уникальный и простой метод запоминания информации . Ментальная карта — это техника представления любого процесса, события, мысли или идеи в систематизированной визуальной форме. Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».

Слайд 4

Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, мы обратили внимание на методику составления мыслительных карт .

Слайд 5

Цель мастер-класса : передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольников . Что такое мыслительные карты ? Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие , так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте .

Слайд 6

Немного истории Метод мыслительной карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей .

Слайд 7

Уникальность этого метода в том , что он одновременно включает в себя работу и правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал. Возможно, кто – то возразит : «Схемами пользовались всегда» . Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Слайд 8

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста , а именно в развитии речи детей ? Валентина Михайловна Акименко предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей . По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Слайд 9

Суть ментальных карт заключается в том что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Для этого можно использовать не только слова, но и рисунки, картинки . Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры , маркеры. Каждая главная ветвь (ассоциация) имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева) . Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. При работе с младшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, картинки , достаточно использовать ветви второго порядка. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения ( картинки ) . В старшем дошкольном возрасте можно записывать слова (предпосылки грамотности) .

Слайд 10

В составлении карт могут участвовать : - педагог (он может составлять карту по теме занятия . При этом ребёнок в ходе исследования- беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ. -педагог в совместном взаимодействии с воспитанником (как закрепление материала по определенной теме или в проектной деятельности). - работа с родителями (составление мини-карт - дети вместе с родителями, пополнение материала к картам )

Слайд 11

В условиях реализации ФГОС использование ментальных карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима , непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия , памяти, мышления, воображения, творческих способностей. В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Слайд 12

При использовании метода мыслительных карт - Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен. Этот метод показался нам интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду. Данную ментальную карту мы использовали при организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 13

И сегодня мы готовы поделиться с вами опытом работы создания ментальных карт. Уважаемые коллеги! Мы приглашаем вас к совместной работе. Для этого приглашаем к нам 4 человек. Для работы возьмем чистый лист бумаги не менее А 3. В центре листа обозначена тема Она может быть обозначена словом, картинкой или рисунком, которая отражает основную идею. Переверните свой лист. В данном случае - это крупная картинка, задающее направление нашей теме: «Вода», «Весна»

Слайд 14

Как вы обратили внимание, от центра к дням недели отходят пять стрелок, обозначающие вид деятельности. Каждый вид деятельности нужно детализировать, нарисовав от каждой картинки более тонкие веточки – стрелки. А под ними конкретно написать, чем вы будете заниматься. Уважаемые педагоги, предлагаю вам проявить творчество и самостоятельно продолжить заполнение вашей ментальной карты. Пока делают воспитатели К созданию ментальной карты желательно привлекать детей. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, а также приобретается навык субъектного мышления.

Слайд 15

Готовая ментальная карта занимает почетное место на стене в группе, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации рабочего места. Приобретенные знания детей при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше. Кроме того, процесс построения интеллект – карт делают процесс обучения творческим и увлекательным.

Слайд 16

Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, мозговых штурмов и т.д. Ключевые преимущества - быстрота, простота, наглядность представления.

Слайд 17

Уважаемые коллеги, покажите всем присутствующим ваши ментальные карты. Молодцы, у вас все получилось. Если вы воспользуетесь в своей работе этой технологией, то мы будем считать нашу встречу полезной. Закончить наше выступление мы хотим словами Константина Дмитриевича Ушинского : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он усвоит на лету».

Слайд 19

Составление «ментальные – карты»

Слайд 24

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»

Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...

мастер класс "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"

Мастер-класс«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и ...

Мастер-класс «Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»

laquo;Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических ...

Использование ментальных карт в работе с дошкольниками

Материал из презентации на тему "Взаимодействие детского сада с социальными объектами города.Социальное партнерство детского сада с библиотекой."Презентация подготовлена к участию в районом ...

«Использование ментальных карт в работе с дошкольниками»

Мое сокровенное желание научить моих воспитанников не только пониманию речи, но и коммуникативному общению на нашем певучем, красивом родном языке.В своей работе  использую эффективные мето...

Мастер-класс использование интеллект- карт в работе с детьми дошкольного возраста

Мастер-классТема: «Использование метода «интеллект - карт»               в работе с дошкольниками»Цель: по...