Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

 Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте.

 

Диагностика с целью выявления уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста может проводиться два раза в год (методика Ушаковой О.С.), данная диагностика, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком.

Определение методики развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и младшего дошкольного возраста использовали произведения малых фольклорных жанров (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше процент речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление. Так как предположено, что использование в работе по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста малых фольклорных жанров повышает эффективность развития речи, то прежде чем провести формирующий этап была проведена беседа с родителями группы. Интересовало, используются ли малые формы фольклора и дома. Опрос выявил, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме "Баю - баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, родители называли лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока - белобока…".

В группе же стараемся использовать эти жанры как можно шире. Организуя подвижные и другие игры, применяя различные считалки; на занятиях различного цикла - загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей - пальчиковые игры, игры - забавы. Но также из разговора с родителями понятно, что они считают колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, и что на четвертом году жизни дошкольникам это уже ни к чему. Говоря о значении малых жанров фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Опираясь на работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, С.С. Бухвостовой А.П. Усовой, О. Ушаковой, была разработана система работы с использованием произведений малых фольклорных жанров по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Свою работу строили на следующих принципах:

-во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

-во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-в-третьих, активного включения детей;

-в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм фольклора, формирующий этап мы условно разделили на два этапа работы:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

Изучили психолого-педагогическую литературу, передовой педагогический опыт по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, разработали систему работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Провели работу с родителями:

-опираясь на опыт работы Г. Клименко, завели альбом и записываем туда уже известные детям выражения народной мудрости;

-оформили альбом - передвижку, в которой записывали только новые пословицы и поговорки, дети узнают их от родителей, из книг; в результате почти каждый ребенок получает возможность взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.

Дети и родители с удовольствием рисовали рисунки к произведениям фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

- "Использование фольклора в двигательной активности";

- "Речевое развитие современного ребенка";

- "Содержание, формы и методы развития диалогического общения детей со сверстниками";

- "Пословицы и поговорки - источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки".

Пополнили предметно - развивающую среду с учетом федерального государственного образовательного стандарта:

-сконструировали настольные театры: "Маша и медведь", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Колобок" и театры на фланелеграфе: "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка", "Репка", "Курочка Ряба";

-составили картотеку по русским народным играм: "Огуречик-огуречик", "Жаворонок", "Морская фигура", "Утка и селезень", "У медведя во бору", "Мосток", "В воробья", "Гуси-гуси", "Пчелы и ласточка", "Молчанка", "Золотые ворота", "Птички", "Куры-курченяточки", "Крута гора", "Змейка", "Каравай", "Летят-не летят", "Утка и волк";

-совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок;

На основном этапе проводилась работа по следующим направлениям:

1.Работа с детьми

· в индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание языком верхней и нижний губы, "Вкусное варенье", учили детей делать язык "жалом", "широкой лопаткой".

· игры и упражнения на развитие речевого дыхания:

- для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.

- сильно подуть на воду для образования брызг

-дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке

-игра "Пузырь"

-"Два мороза"

Площадка делится на две половины. На 1 половине - гуляют дети, на 2 половине - сидят "2 мороза". Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз, красный нос. Я мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их ловя и уводят к себе.

-"Угадай, чего не стало?"

Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии которых содержится нужный звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка). Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано.

-"Приятный запах"

Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит: Вот лягушка по дорожке.

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого указал водящий, в этот момент говорит: "Ква-ква". По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

В игре "Путаница"

Цель: найти несоответствия в тексте, назвать нужные звукоподражательные слова и четко произнести в них звуки.

Замяукали котята: " Не желаем больше крякать!

"Надоело нам мяукать Мы хотим, как лягушата, квакать"

Мы хотим, как поросята, хрюкать!" Свинки замяукали: Мяу, мяу!

· дидактические игры на звукоподражание:

"Кто как кричит?"

"Что звучит?"

"Чей домик?".

Предлагали детям пожужжать, "как пчела", погудеть "как паровоз", пощелкать языком "как кучер". При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов.

· упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняется сидя или стоя):

-сжимание пальцев в кулак и разжимание: ладонями вверх, ладонями вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди.

-вращение кистями рук: вправо, затем влево, вовнутрь (обеими кистями), наружу;

-выгибание кистей рук: одновременно; по очереди правой, затем левой;

-прогибание кистей рук: одновременно, по очереди правой, левой;

-чередование пригибания и выгибания;

-"Пальчики здороваются" (соприкосновение подушечек пальцев) ;

-"Коготки" - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

-Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди;

-"Ножницы" - разведение пальцев в стороны;

-"Замок" - ладони вмести, пальцы переплетены, сдавливание ладоней силой;

-"Фонарики" - вращение свободными кистями рук;

-потряхивание расслабленными кистями; руки вверх, в стороны, опущены вниз.

-"Угадай, как надо делать":

произнося в разном темпе фразы: "Мелет мельница зерно", "Дети плавали в реке" и д.р., дети выполняют подражательные движения.

-"К кому пришел, от кого ушел волк? ":

произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. "Угадай, кто позвал", "Эхо" и д.р.

2.Применение произведений малых фольклорных жанров в процессе непосредственно образовательной деятельности:

При чтении потешки:

"Радуга-радуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка"

 

обращаем внимание на краски, уточняем их цвет: красная, синяя, желтая, зеленая. На листе белой бумаги оставляем след от каждой краски, называя ее цвет - лист станет разноцветным. Дальше ребенок действует самостоятельно под моим руководством. Предоставляется четыре вида акварельной краски, четыре стаканчика с водой, тряпочку для промакивания. Показываем прием размывания краски, обращаю внимание, что вода стала красной. Говорю, что "от краски вода становится цветной. Значит, воду можно окрасить". Показываю, что соединение желтого и синего дает зеленый цвет, красного и желтого - оранжевый, красного и синего - фиолетовый (сиреневый), красного и черного - коричневый и т. д. Далее в стакан наливаю красную воду, добавляю желтую и спрашиваю: "Что получилось? Какого цвета стала водичка? Оранжевого. Такого цвета бывают апельсин, цветочки, мандарин, солнышко". Аналогичную игру можно провести с солнышком, читая при этом потешку:

"Здравствуй, здравствуй, солнышко!

Солнышко-колоколнышко!

Лей, щедрее, солнышко,

Золото в ладонышки!

Активизируем словарь детей за счет слов: солнышко уходит, садится, прячется за горизонт:

"Солнце спряталось за ветки,

Спать легли лесные детки,

Кто в берлоге, кто на ветке,

Кто в дупле, а кто в канавке

У воды в зеленой травке".

 

Образовательная область "Познание. ФЭМП", использовали потешки - загадки. При чтении стишка нужно загнуть столько пальчиков, сколько героев упоминается, а потом сосчитать их и дать правильный ответ, в какую цифру превратятся герои потешки.

"1"

Вышел из лесу медведь

И давай рычать-реветь,

Косолапо топать

И глазами хлопать.

Хватит, мишка, топотать.

Будем мы тебя считать: Раз! - и превратится

Мишка в… (единицу)

"2"

Мышки Прошка и Ерошка

В норке прячутся от кошки.

А дадут им колбасы,

Сразу высунут носы.

В колбасе одна трава,

Стали мышки цифрой… (два)

"3"

Фунтик, Пятачок и Хрюшка

Настоящие свинюшки -

Изваляются в грязи,

Хоть на мойку их вези.

С мылом спинки им потри,

Преврати их в цифру… (три)

 

Образовательная область "Художественное творчество" для проведения НОД использовали стихи-потешки, которые предназначены развития мелкой моторики у детей. Рисуем различные линии!

Кисточки

Выбираем пальчик для занятий.

Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточки у нас?

Вот они! Стоят как дружно!

Из пяти одну взять нужно.

Эта кисточка толста.

Эта, как кусок хвоста,

Эта вовсе, как мочалка,

Эту, новенькую, жалко!

А вот эта хороша

Для любого малыша.

 

Туча

Рисуем контур тучи и капельки-точки.

Тучу толстую с дождем

Сизым цветом обведем.

Брюшко пощекочем -

Туча загрохочет:

"Трам-бам-бам! Тарарам!

Вот сейчас я вам задам!"

"Кап-кап-кап!" - дождь льется.

Зонт раскрыть придется.

 

В процессе работы мы обратили внимание на то, что простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

Чтобы дать возможность проявить речевую активность вводили в игры - забавы хорошо известные детям потешки,. Например, в игре - забаве "Моя доченька" малыши слышали уже знакомые им "Баю-баюшки- баю", "Катя, Катя маленькая...".

Обучение связной речи через фольклор помогает совершенствовать составление описательных и повествовательных рассказов, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.

Итак, очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Детей, особенно маленьких, надо учить играя.

В процессе работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, улучшилось звукопроизношение, речь стала более четкой и правильной.

После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:


1. Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте.

Диагностика с целью выявления уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста может проводиться два раза в год (методика Ушаковой О.С.), данная диагностика, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком.

Задания выстроены таким образом, что в результате проведения одного из них мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребенка словарный запас, мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе).

Выполнение всех заданий не превышало по времени 20 минут. Если же ребенок уставал и за это время (начинал отвлекаться от выполнения заданий, не проявлял интереса), то проверку на время заканчивали и предлагали выполнить какие-то физические упражнения, походить по комнате и т.д. Следует отметить, что система заданий составлена таким образом, что в середине обследования (игра с собакой в прятки) ребенок получает возможность двигаться: он встает, ходит, наклоняется.

В методику включены разные задания, направленные на выявление состояния звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи.

Задание 1.

Первое задание, которое вводит ребенка в систему проверки, это пересказ русской народной сказки "Курочка Ряба". Пересказ осуществляется индивидуально, после того как эта сказка по соответствующей методике рассказывается в процессе НОД.

Материал: небольшая мягкая игрушка - собачка черного цвета. Этот персонаж будет "участвовать" на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка.

Проверяющий и ребенок сидят за столом.

- Вам сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Сказка тебе понравилась? (Ответ ребенка.)

Ответ может быть развернутым, но проверяющий должен себе четко представлять границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания.

Раздается "ав-ав-ав", и появляется собака.

- Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему? Она очень любит слушать сказки, а на занятие она опоздала и не услышала сказку. Расскажи ей (называется имя ребенка) сказку "Курочка Ряба".

- Ав-ав-ав. Да, расскажи мне, Коля, пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки.

Этот диалог собаки с ребенком - необходимое условие. Выполнение данного задания показало, что ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от проверяющего (взрослого), но если его "просит" об этом собачка, отказов, как правило, не бывает.

Ребенок может взять игрушку в руки и рассказывать. Если же пауза слишком затягивается, то проверяющий начинает сам: "Жили-были ...", предлагая интонацией незавершенности включиться в пересказ.

- Спасибо. Мне очень понравилась сказка (говорит собака).

Это задание оценивается по трехбалльной системе. Проверяется связность речи: умение самостоятельно передать небольшое по объему художественное произведение в определенной последовательности и логике.

3 балла получает ребенок, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность, передает содержание текста.

2 балла получает тот ребенок, который договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность.

Проверяющий: Жили-были...

Ребенок: дед и баба.

Проверяющий: И была у них...

Ребенок: курочка Ряба.

1 балл ставится ребенку, если он договаривает за проверяющим отдельные слова.

Проверяющий: Жили-были дед и... Ребенок: баба.

Проверяющий: И была у них курочка... Ребенок: Ряба.

Задание 2. Понимание значения слова черныш.

Выполнение данного задания является продолжением диалога между проверяющим, ребенком и собакой.

- Собачке понравилась твоя сказка. Ты знаешь, как ее зовут? Ее зовут Черныш. Как ты думаешь, почему так назвали собаку? (Ответ ребенка.)

После ответа проверяющий обязательно дает правильное пояснение: "Ее назвали Черныщ, потому что она черного цвета".

В этом задании проверяется умение ребенка выделить характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова. Оно оценивается по трехбалльной системе.

3 балла получает ребенок за правильный ответ: Черныш, потому что она черная (черного цвета).

2 балла - если ребенок выделяет признак, но объясняет значение недостаточно точно: Черныш, потому что она чумазая, грязная.

1 балл - если ребенок пытается объяснить: Черныш, потому что она бегает.

Задание 3. Понимание и правильное употребление пространственных предлогов.

Материал: собачка, шкаф из кукольной мебели.

Это задание также плавно вытекает из предыдущего. Для ребенка - это игра с собачкой.

Понимание предлогов в, на, га, под, около проверяется, когда ребенку дается задание, а он его выполняет. Например "Посади собачку на, под шкаф". Как правило, ребенок выполняет это задание молча, но в данном случае от него ничего другого и не требуется. Проверяющий фиксирует в схеме ответ ребенка:

"+" - правильно выполнено задание, "-" - неправильно. В схеме можно записать и предлог-замену. Например, при задании "Посади собачку в шкаф" ребенок сажает игрушку на шкаф. В графе в пишется предлог на.

Употребление предлогов проверяется, когда после выполнения задания ребенок называет этот предлог, употребляет его в речи. Ответ также фиксируется в схеме.

Во время выполнения этого задания ребенок может ходить по групповой комнате, заглядывать в разные места. Проверяющий обязательно комментирует его действия: "Нет, на шкафу нет собачки, куда она могла спрятаться? Да, ты ее нашел. Она сидит..." (Ответ ребенка.)

- Черныш очень любит играть в прятки. А ты любишь? Собака: "Давай с тобой поиграем в прятки!" Проверяющий достает игрушечный шкаф.

- Сначала выполни мои команды: посади собачку на шкаф, под шкаф, за шкаф, в шкаф, около шкафа. Теперь отвернись. Ты будешь водить, Черныш спрячется. Когда его найдешь, скажешь, где он сидит.

Ребенок отворачивается, проверяющий прячет собачку поочередно в, за, под шкаф, сажает на, около шкафа.

- Где сидит Черныш?

После каждого ответа ребенка дается правильная грамматическая форма: "Да, Черныш сидит за, под шкафом", "Ты правильно сказал, что он сидит в шкафу".

Собака: "Мне понравилось с тобой играть в прятки. Спасибо!"

3 балла получает ребенок, если он правильно выполняет задание на понимание и употребление не менее трех предлогов.

2 балла - если ребенок правильно выполнил задание на понимание и употребление предлогов в, на.

1 балл ставится ребенку, который выполнил задание на понимание и употребление предлогов в или на.

Задание 4. Умение образовывать названия детенышей животных, употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

Материал - картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.

Выполнение данного задания педагог проводит за столом.

- Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывает на стол) прибежала (показывает картинку, на которой изображена кошка) ... (ответ ребенка).

Ребенок должен назвать животное. Если он этого сделать не может, то "отвечает" собака: "Это кошка".

- Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш?

Если ребенок не может ответить, то показывается картинка с котенком. В случае, если ребенок и после предъявления картинки не может назвать детеныша, то проверяющий называет сам или может назвать первый слог слова: "Кооо...".

- Прибежал и котенок. Ему тоже понравилось бегать по травке. На столе уже две картинки: кошка, котенок.

- Мама... (показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.)

Ребенок может назвать детеныша сразу или после предъявления картинки.

- Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Кто у нее детеныш? Мама--курица, а детеныш ... (цыпленок).

После показа картинка остается на столе.

- Прибежала и (показ картинки, ребенок называет слово) собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно, щенок. Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка.) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка.) Вот какая история случилась летом.

После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка {лисенок - лисята, утенок -утята) без предъявления картинки.

- Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? {У лисы лисенок, а у утки - утенок.)

На контрольном этапе это задание усложняется. Дети должны образовать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе, а также образовать форму имени существительного в родительном падеже множественного числа.

- Был солнечный день, и на лужок прибежала ... (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (Ответ.) Да, один детеныш котенок, а много - кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята.

Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята.

- Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? (Не стало котят.) И т. п.

Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка - котенок - котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка - котят, цыпленка - цыплят и т. д.

3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята.

2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки.

1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.

При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система:

3 балла - правильный ответ (котенка, котят);

2 балла - словотворческий ответ (котенков);

1 балл - нет ответа (или с наводящими вопросами).

Задание 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения.

Материал - картинки:

1) шкаф

стол

стул

кровать

2) красная чашка

блюдце

тарелка зеленый

кастрюля

3) желтое платье

синяя шапка

шарф

черное пальто

Проверяющий и ребенок сидят за столом.

- Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь, я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака "кивает" головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).

Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.

- Назови, что здесь нарисовано!

Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: "Это ...(шкаф), это ... (стул)" и т. д.

- Шкаф, стол, стул, кровать ... Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам).

Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.

- Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?

Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова:

. шапка - чашка - желтый; стол - зеленый -синий; кровать - пальто - стол и т. д.

- Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш.

На контрольном этапе при проверке словарного запаса детей можно спросить: "Какую мебель, одежду, посуду ты еще знаешь?" Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде; произношение трех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять слово с выделением звука.

Словарь

3 балла получает ребенок, если он правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово.

2 балла ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет.

1 балл - если ребенок называет предмет после вопроса "Что это?" и показа картинки.

Звукопроизношение

3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах.

2 балла - если правильное произношение в двух группах.

1 балл - если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.

3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно.

2 балла - если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего.

1 балл - если повторяет звук и слово за проверяющим.

Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить три уровня: высокий (17-24 балла), средний (9-16 баллов), низкий (0-8 баллов).

После проведения диагностики на констатирующем этапе мы произвели количественную и качественную обработку данных. Количественная характеристика, уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста, представлена в таблице 1.

Таблица 1 Количественная характеристика уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста на констатирующем работы

ФИ ребенка

Пересказ русской народной сказки "Курочка Ряба"

Понимание значения слова черныш

Понимание и правильное употребление пространственных предлогов.

Самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята

Употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа

Словарь

произношение всех звуков

Вычленение заданного звука в слове

Общий балл

Уровень

1.

Тимур Е.

0

1

1

1

1

1

1

2

8

Н

2.

Альбина Е.

1

1

1

1

2

2

2

2

12

С

3.

Вика П.

2

2

2

1

2

2

2

2

15

С

4.

Матвей З.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Н

5.

Анна Ч.

1

0

1

1

0

0

2

1

6

Н

6.

Коля Б.

0

1

1

1

0

0

2

1

6

Н

7.

Федя П.

1

2

1

1

1

2

2

2

12

С

8.

Диана М.

1

2

1

1

2

2

2

2

13

С

9.

Паша Б.

1

1

1

1

1

2

2

2

11

С

10.

Настя М.

0

1

1

1

2

1

1

0

7

Н

11.

Света С.

1

1

1

1

2

2

2

2

12

С

12.

Кристина П.

0

1

1

1

1

1

1

2

8

Н

13.

Дима М.

0

1

1

1

0

0

2

1

6

Н

14.

Маша С.

0

1

1

1

1

2

2

0

8

Н

15

Арина В.

1

2

1

1

2

2

2

2

13

С

.

16.

Люба С.

0

1

1

1

1

2

1

1

8

Н

17.

Кирилл А.

0

1

1

1

1

1

2

0

7

Н

18.

Арина С.

0

1

1

1

2

1

1

0

7

Н

19.

Саша П.

1

1

0

1

1

1

1

1

7

Н

20.

Ваня Б.

1

1

1

1

0

1

1

2

8

Н

21.

Катя Л.

0

0

1

1

1

1

1

1

6

Н

22.

Кира Р.

0

1

1

1

1

0

1

0

5

Н

23.

Саша П.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Н

Из таблицы видно, что по результатам диагностики 7 детей (70%) имеют низкий уровень, 16 детей (30%) находится на среднем уровне, высокого уровня не выявлено.

Проведенная диагностика показала, что дети с интересом выполняют задания, им очень нравится "играть" с взрослым.

Во время диагностики мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Отмечается ограниченность словаря действий и признаков. Грамматический строй речи не сформирован.

Звукопроизношение значительно отстает от нормы.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных.

Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна.

Понимание речи носило ситуативный характер. Отмечалось отсутствие понимания значений грамматических изменений слов, значений предлогов. Словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

Резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков.

Наглядно результаты обследования представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе работы.

Таким образом, видно, что уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста различен.

Констатирующий этап работы дал возможность выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, провести качественный и количественный анализ, который в свою очередь помог наметить планы на дальнейшую работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Определение методики развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Разенковой Ю.А., Баенской Н.Н. доказано, что дети в семьях, которых с периода беременности, младенческого и младшего дошкольного возраста использовали произведения малых фольклорных жанров (звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки и т.д.) практически не имеют отставаний в развитии, у таких детей значительно меньше процент речевых патологий, речь выразительна, богата, такие дети имеют цепкую память, развитое мышление. Так как предположено, что использование в работе по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста малых фольклорных жанров повышает эффективность развития речи, то прежде чем провести формирующий этап была проведена беседа с родителями группы. Интересовало, используются ли малые формы фольклора и дома. Опрос выявил, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни, кроме "Баю - баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, родители называли лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока - белобока…".

В группе же стараемся использовать эти жанры как можно шире. Организуя подвижные и другие игры, применяя различные считалки; на занятиях различного цикла - загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей - пальчиковые игры, игры - забавы. Но также из разговора с родителями понятно, что они считают колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, и что на четвертом году жизни дошкольникам это уже ни к чему. Говоря о значении малых жанров фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Цель формирующего этапа: апробация системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров.

Опираясь на работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, С.С. Бухвостовой А.П. Усовой, О. Ушаковой, была разработана система работы с использованием произведений малых фольклорных жанров по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Свою работу строили на следующих принципах:

-во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

-во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-в-третьих, активного включения детей;

-в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм фольклора, формирующий этап мы условно разделили на два этапа работы:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

Изучили психолого-педагогическую литературу, передовой педагогический опыт по развитию речи детей младшего дошкольного возраста, разработали систему работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Провели работу с родителями:

-опираясь на опыт работы Г. Клименко, завели альбом и записываем туда уже известные детям выражения народной мудрости;

-оформили альбом - передвижку, в которой записывали только новые пословицы и поговорки, дети узнают их от родителей, из книг; в результате почти каждый ребенок получает возможность взять альбом - передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.

Дети и родители с удовольствием рисовали рисунки к произведениям фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

- "Использование фольклора в двигательной активности";

- "Речевое развитие современного ребенка";

- "Содержание, формы и методы развития диалогического общения детей со сверстниками";

- "Пословицы и поговорки - источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки".

Пополнили предметно - развивающую среду с учетом федерального государственного образовательного стандарта:

-сконструировали настольные театры: "Маша и медведь", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Колобок" и театры на фланелеграфе: "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка", "Репка", "Курочка Ряба";

-составили картотеку по русским народным играм: "Огуречик-огуречик", "Жаворонок", "Морская фигура", "Утка и селезень", "У медведя во бору", "Мосток", "В воробья", "Гуси-гуси", "Пчелы и ласточка", "Молчанка", "Золотые ворота", "Птички", "Куры-курченяточки", "Крута гора", "Змейка", "Каравай", "Летят-не летят", "Утка и волк";

-совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок;

На основном этапе проводилась работа по следующим направлениям:

1.Работа с детьми

· в индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание языком верхней и нижний губы, "Вкусное варенье", учили детей делать язык "жалом", "широкой лопаткой".

· игры и упражнения на развитие речевого дыхания:

- для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.

- сильно подуть на воду для образования брызг

-дуть на пушинки ватки, привязанные на нитке

-игра "Пузырь"

-"Два мороза"

Площадка делится на две половины. На 1 половине - гуляют дети, на 2 половине - сидят "2 мороза". Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз, красный нос. Я мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их ловя и уводят к себе.

-"Угадай, чего не стало?"

Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии которых содержится нужный звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка). Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано.

-"Приятный запах"

Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Цель: узнать товарища по голосу.

Описание: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит: Вот лягушка по дорожке.

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого указал водящий, в этот момент говорит: "Ква-ква". По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

В игре "Путаница"

Цель: найти несоответствия в тексте, назвать нужные звукоподражательные слова и четко произнести в них звуки.

Замяукали котята: " Не желаем больше крякать!

"Надоело нам мяукать Мы хотим, как лягушата, квакать"

Мы хотим, как поросята, хрюкать!" Свинки замяукали: Мяу, мяу!

· дидактические игры на звукоподражание:

"Кто как кричит?"

"Что звучит?"

"Чей домик?".

Предлагали детям пожужжать, "как пчела", погудеть "как паровоз", пощелкать языком "как кучер". При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов.

· упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняется сидя или стоя):

-сжимание пальцев в кулак и разжимание: ладонями вверх, ладонями вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди.

-вращение кистями рук: вправо, затем влево, вовнутрь (обеими кистями), наружу;

-выгибание кистей рук: одновременно; по очереди правой, затем левой;

-прогибание кистей рук: одновременно, по очереди правой, левой;

-чередование пригибания и выгибания;

-"Пальчики здороваются" (соприкосновение подушечек пальцев) ;

-"Коготки" - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

-Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди;

-"Ножницы" - разведение пальцев в стороны;

-"Замок" - ладони вмести, пальцы переплетены, сдавливание ладоней силой;

-"Фонарики" - вращение свободными кистями рук;

-потряхивание расслабленными кистями; руки вверх, в стороны, опущены вниз.

-"Угадай, как надо делать":

произнося в разном темпе фразы: "Мелет мельница зерно", "Дети плавали в реке" и д.р., дети выполняют подражательные движения.

-"К кому пришел, от кого ушел волк? ":

произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. "Угадай, кто позвал", "Эхо" и д.р.

2.Применение произведений малых фольклорных жанров в процессе непосредственно образовательной деятельности:

При чтении потешки:

"Радуга-радуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка"

обращаем внимание на краски, уточняем их цвет: красная, синяя, желтая, зеленая. На листе белой бумаги оставляем след от каждой краски, называя ее цвет - лист станет разноцветным. Дальше ребенок действует самостоятельно под моим руководством. Предоставляется четыре вида акварельной краски, четыре стаканчика с водой, тряпочку для промакивания. Показываем прием размывания краски, обращаю внимание, что вода стала красной. Говорю, что "от краски вода становится цветной. Значит, воду можно окрасить". Показываю, что соединение желтого и синего дает зеленый цвет, красного и желтого - оранжевый, красного и синего - фиолетовый (сиреневый), красного и черного - коричневый и т. д. Далее в стакан наливаю красную воду, добавляю желтую и спрашиваю: "Что получилось? Какого цвета стала водичка? Оранжевого. Такого цвета бывают апельсин, цветочки, мандарин, солнышко". Аналогичную игру можно провести с солнышком, читая при этом потешку:

"Здравствуй, здравствуй, солнышко!

Солнышко-колоколнышко!

Лей, щедрее, солнышко,

Золото в ладонышки!

Активизируем словарь детей за счет слов: солнышко уходит, садится, прячется за горизонт:

"Солнце спряталось за ветки,

Спать легли лесные детки,

Кто в берлоге, кто на ветке,

Кто в дупле, а кто в канавке

У воды в зеленой травке".

Образовательная область "Познание. ФЭМП", использовали потешки - загадки. При чтении стишка нужно загнуть столько пальчиков, сколько героев упоминается, а потом сосчитать их и дать правильный ответ, в какую цифру превратятся герои потешки.

"1"

Вышел из лесу медведь

И давай рычать-реветь,

Косолапо топать

И глазами хлопать.

Хватит, мишка, топотать.

Будем мы тебя считать: Раз! - и превратится

Мишка в… (единицу)

"2"

Мышки Прошка и Ерошка

В норке прячутся от кошки.

А дадут им колбасы,

Сразу высунут носы.

В колбасе одна трава,

Стали мышки цифрой… (два)

"3"

Фунтик, Пятачок и Хрюшка

Настоящие свинюшки -

Изваляются в грязи,

Хоть на мойку их вези.

С мылом спинки им потри,

Преврати их в цифру… (три)

И так до числа 9

Образовательная область "Художественное творчество" для проведения НОД использовали стихи-потешки, которые предназначены развития мелкой моторики у детей. Рисуем различные линии!

Кисточки

Выбираем пальчик для занятий.

Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточки у нас?

Вот они! Стоят как дружно!

Из пяти одну взять нужно.

Эта кисточка толста.

Эта, как кусок хвоста,

Эта вовсе, как мочалка,

Эту, новенькую, жалко!

А вот эта хороша

Для любого малыша.

Туча

Рисуем контур тучи и капельки-точки.

Тучу толстую с дождем

Сизым цветом обведем.

Брюшко пощекочем -

Туча загрохочет:

"Трам-бам-бам! Тарарам!

Вот сейчас я вам задам!"

"Кап-кап-кап!" - дождь льется.

Зонт раскрыть придется.

В процессе работы мы обратили внимание на то, что простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плачь, не плачь, куплю калач".

Чтобы дать возможность проявить речевую активность вводили в игры - забавы хорошо известные детям потешки,. Например, в игре - забаве "Моя доченька" малыши слышали уже знакомые им "Баю-баюшки- баю", "Катя, Катя маленькая...".

Обучение связной речи через фольклор помогает совершенствовать составление описательных и повествовательных рассказов, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.

Итак, очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Детей, особенно маленьких, надо учить играя.

3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов

В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную деятельность детей, был проведен контрольный этап.

На контрольном этапе использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем.

Цель: выявить динамику развития речи посредством произведений малых фольклорных жанров.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 Количественная характеристика уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе работы

ФИ ребенка

Пересказ русской народной сказки "Курочка Ряба"

Понимание значения слова черныш

Понимание и правильное употребление пространственных предлогов.

Самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята

Употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа

Словарь

Произношение всех звуков

Вычленение заданного звука в слове

Общий балл

Уровень

1.

Тимур Е.

2

1

1

2

2

2

2

2

14

С

2.

Альбина Е.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

С

3.

Вика П.

2

3

2

1

3

2

3

3

19

В

4.

Матвей З.

2

2

2

2

2

3

2

1

16

С

5.

Анна Ч.

1

0

1

1

1

0

2

1

7

Н

6.

Коля Б.

0

1

1

1

1

1

2

1

8

Н

7.

Федя П.

1

2

2

2

2

2

2

2

15

С

8.

Диана М.

2

3

2

1

3

3

3

3

20

В

9.

Паша Б.

1

1

2

1

3

2

2

2

14

С

10.

НастяМ

1

1

2

1

2

2

1

1

11

С

11.

Света С.

3

3

3

1

3

3

3

3

22

В

12.

Кристина П.

1

1

2

2

1

2

2

2

13

С

13.

Дима М.

0

1

1

1

0

1

2

1

6

Н

14.

Маша С.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

С

15.

Арина В.

2

3

3

1

3

3

2

3

20

В

16.

Люба С.

1

1

2

1

3

2

2

2

14

С

17.

Кирилл А.

0

1

1

1

1

1

2

1

8

Н

18.

Арина С.

1

1

2

1

2

2

1

1

11

С

19.

Саша П.

1

2

2

1

2

2

1

1

12

С

20.

Ваня Б.

1

1

2

1

3

2

2

2

14

С

21.

Катя Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Н

22.

Кира Р.

1

1

1

1

1

0

1

1

7

Н

23.

Саша П.

2

2

2

2

2

2

2

2

16

С

Из таблицы видно, что по результатам диагностики 6 детей (30%) имеют низкий уровень, 13 детей (55%) находится на среднем уровне, 4 ребенка (15%) находится на высоком уровне.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов представлен в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Сравнительный анализ уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах работы

Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанной системы работы с использованием произведений малых фольклорных жанров, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним уровнем развития речи увеличилось, появился высокий уровень.

В процессе работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, улучшилось звукопроизношение, речь стала более четкой и правильной.

После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Методические рекомендации по теме«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); эт...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Методическая разработка по теме "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...