Семинар - практикум "Формирование словаря детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Канева Ирина Сергеевна

Задача: Закрепить знания педагогов о задачах речевого развития  дошкольников, педагогических условиях и возрастных особенностях формирования словарного запаса дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_19g.docx69.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 133 г. Тверь

Муниципальный  конкурс методических кабинетов ОУ,

реализующих программы дошкольного образования

Номинация «Методическая разработка

 семинара – практикума»

Семинар – практикум

«Формирование словаря детей

дошкольного возраста»

Разработала:

Канева Ирина Сергеевна, воспитатель

Дидактические задачи

Ожидаемый результат

Закрепить знания педагогов о задачах речевого развития  дошкольников, педагогических условиях и возрастных особенностях формирования словарного запаса дошкольников

Педагоги знают задачи речевого развития дошкольников, разбираются в условиях формирования словарного запаса дошкольников, в соответствии с возрастной группой и требованиями программ, реализуемых  в ДОУ

Повысить компетентность педагогов в вопросах методики развития словаря дошкольников в группах общеразвивающей направленности

Педагоги разбираются в вопросах методики развития словаря дошкольников, способны привести примеры используемых методов и приемов работы над развитием словарного запаса дошкольников

Формировать умения педагогов подбирать дидактический материал для работы над формированием словарного запаса  дошкольников в соответствии с возрастными особеностями и требованиями программ, реализуемых в ДОУ

Педагоги владеют навыками подбора дидактических материалов и средств для работы над формированием  словарного запаса  дошкольников в соответствиии с возрастными особенностями и требованиями программ, реализуемых в ДОУ

Обсудить вопросы организации развивающей предметно –пространственной среды в группах по образовательной области «Речевое развитие» в условиях групп общеразвивающей направленности

Педагоги владеют основами организации развивающей предметно – пространственной среды в группах общеразвивающей направленности, в части обогащения речевых уголков дидактическими играми и пособиями, направленными на речевое развитие дошкольников

Расширить представления педагогов о формах работы с родителями по формированию, развитию и закреплению словаря дошкольников во всех возрастных группах

Педагоги имеют представления о формах работы с родителями по формированию активного и пассивного словаря дошкольников, строят взаимодействие с родителями по закреплению словарной работы в домашних условиях и в сотрудничестве с ДОУ

Участники: педагоги всех возрастных групп (24 человека).

Предварительная работа:

- изучение методической литературы по данной тематике;

- подготовка заданий для педагогов-участников (педагогами – экспертами и зам.зав. по УВР);

- выставка дидактическихигр и пособий по речевому развитию дошкольников  (представляют педагоги всех возрастных групп);

 Оборудование: ПК, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение (спокойная музыка без слов).

 Наглядный материал: презентация семинара-практикума.

Раздаточный материал: фишки - кружки красного и синего цвета на подносе, цветом вниз; карточки с материалами заданий для педагогов-участников, памятки для воспитателей(приложение 1,2,3); бланки отзыва о работе семинара –практикума.

Ход семинара - практикума.

Зам. зав. по  УВР: Добрый день, коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы повторить свои теоретические знаниия и поделиться опытом работы по образовательной области «Речевое развитие» по разделу «Словарная работа» у детей дошкольного возраста, повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. Приглашаем Вас принять активное участие  в семинаре – практикуме по теме: «Формирование  словаря детей дошкольного возраста».

Наши педагоги – наставники поделятся с нами своим опытом, молодые педагоги  в совревновательной форме  будут  выполнять задания для повышения своего педагогического мастерства. Прошу молодых педагогов выбрать фишку красного или синего цвета и занять место за соответствующим столом (2 команды:  «Гласные» и «Согласные»).

Педагоги – наставники будут на семинаре-практикуме  экспертами – членами жюри, они  будут проверять ответы педагогов- участников (игроков), дополнять их ответы и подводить итоги выполнения практических заданий. План проведения семинара – практикума: теоретическая часть, практическая часть, методичекая часть, итоговая часть.

1 часть Теоретическая  

Зам.зав. по  УВР:  Начнет наш семинар – практикум  учитель-логопед, дефектолог  Иванова Т.П. «Задачи  развития речи в ДОУ. Возрастные особенности развития словарного запаса  дошкольников»

Учитель –логопед Иванова Т.П.:  Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Мы выделяем семь основных задач развития речи детей в ДОУ:

1.Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д. В детском саду воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

2.Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка.

3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.

6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения.  

7.Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Подробно остановимся на словарной работе в разных возрастных группах ДОУ.

Напомню вам возрастные особенности словаря дошкольников.

Возраст

Словарь

3-4 года

Увеличение словаря до 800 – 1000 слов. Увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

4 -5 лет

Активный словарь достигает 1900 – 2000 слов. В речи уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Активно пользуются запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях. Называют окружающие предметы, их качества, явления природы. Употребляют слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

5 -6 лет

Словарный запас увеличивается до 2000 – 2500 слов. Отмечается расхождение между пассивным и активным словарем, неточное употребление слов.

Свободно пользуются обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Употребляют синонимы и антонимы.

6 – 7 лет

Словарный запас достигает 3000 – 3500 слов. Насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Дети обозначают свойства, названия

действий и их качества. Активно используют синонимы и антонимы. Осознанно употребляют родовые и видовые понятия.

Что же такое лексика ? Лексика - вся совокупность слов, входящих в состав какого – либо языка или диалекта. Лексикон - словарь, запас слов, которым владеет человек. Лексикон можно сравнить с мешком, наполненным разными словами. У всех людей эти мешки разные – и по величине и по содержанию. У одних он состоит из нескольких тысяч слов красивых и важных, а у других…" Необходимо расширять и обогащать словарный запас детей, а так же формировать навыки правильного построения речевого высказывания, его грамматического оформления, навыки словообразования и словоизменения.

Где происходит накопление словаря: в процессе общения: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок ; в процессе непосредственно образовательной деятельности; в бытовых ситуациях, при знакомстве ребенка с предметами и явлениями окружающего мира; в  процессе игры .

Игра для детей от 1 до 7 лет игра  является важным фактором: познания окружающего мира; психического развития личности; освоения ролевых функций; социализации личности и её подготовки к будущему.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • расширение и обогащение словаря (активного и пассивного) именами существительными, прилагательными, глаголами, наречиями
  • правильное, осмысленное употребление слов в речи; употребление предлогов,  личных местоимений;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление их в речи; образование существительных в формах им. и р. падежей ед. мн. числа;
  • образование  и употребление относительных и притяжательных прилагательных; образование названий детёнышей животных и птиц; образование и употребление слов с противоположными значениями;  
  • образование глаголов движения с помощью приставок.

Для более успешной реализации поставленных задач, работу в течение года рекомендуется проводить по тематическим разделам:

Свойства предметов

Расположение предметов в пространстве;

Цвет предметов;

Форма предметов;

Величина предметов.

Родная природа

Сезонные изменения в природе и труде;

Растения;

Животные.

Знакомство с ближайшим окружением

Наша улица, наш дом;

Наш детский сад, наша группа;

Наш город;

Родная страна.

По каждому из разделов используются специальные игры и упражнения. Вот некоторые из видов таких упражнений:

  • Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.
  • Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
  • Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.
  • Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.
  • Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п.Высказывания детей 6—7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».
  • Подбор обстоятельств. Учиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.
  • Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой е молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон; он принес....
  • Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд — паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево — ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
  • Упражнение   на   точность    номенклатуры.   Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть  и т.  п.  Детям  предлагаются  подобные слова, а они должны вставлять их в фразы. Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.
  • Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Зам.зав. по  УВР: Спасибо. От теоретических основ мы переходим к практике.

2 часть  Практическая

Зам.зав. по  УВР: В нашем ДОУ  функционируют несколько возрастных групп: 2-я младшая (2 группы), средняя (2 группы), старшая (3 группы), подготовительная к школе (1 группа). Основные направления работы в  них по изучению и повторению основ методики  словарной работы с дошкольниками   мы расмотрим в ходе семинара – практикума.

1-е задание участникам: Выбрать и распределить задачи  словарной работы: для 2-й младшей группы,  для средней группы, для старшей группы, для подготовительной группы. (Можно пользоваться Программой). Время на выполнение задания 3 мин. (спокойная музыка, педагоги-участники выполняют задание)

Педагоги – участники: Команда «Гласные» отвечает.

Педагоги – участники: Команда «Согласные» отвечает.

Жюри (педагоги-эксперты) подводит итоги выполнения задания

Возрастная группа

Задачи словарной работы

2-я младшая

группа

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья—рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет, его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка—блюдце, стул—табурет—скамеечка, шуба—пальто).

Средняя

группа

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Старшая

группа

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, харак- теризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Подготовительная

к школе группа

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Зам.зав. по  УВР: 2-е задание: Перечислить методы, используемые на занятиях  по развитию речи дошкольника. Подобрать приемы к методам (разрезные карточки).

Время на выполнение задания 3 мин. (спокойная музыка, педагоги-участники выполняют задание)

Педагоги – участники: Команда «Гласные» отвечает.

Педагоги – участники: Команда «Согласные» отвечает.

Жюри (педагоги-эксперты) подводит итоги выполнения задания.

Зам.зав. по  УВР: 3-е  задание: Решение педагогических ситуаций.

Зам.зав. по  УВР:  Педагоги - эксперты подготовили  2 педагогические ситуации для участников. Выбирайте конверт с педагогической ситуацией. Попробуйте ее решить и дать ответ на вопрос.

Команде «Гласные» достался конверт - решить педагогическую ситуацию:

Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что – то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

Вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?

Команде «Согласные» выпало решить педагоическую ситуацию:

Автономная речь - употребляются облегченные слова (АВ – АВ, искаженные слова (МОКО – молоко, придуманные ребенком (ТОПА – ТОПА – пошел)

Вопрос: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Зам.зав. по  УВР: Время на обсуждение 3 минуты, затем мы проверяем и обсуждает эти вопросы с экспертами. (спокойная музыка, педагоги-участники выполняют задание)

Педагоги – участники: Команда «Гласные» отвечает.

Педагоги – участники: Команда «Согласные» отвечает.

Комментирует ответы  команд эксперт -  учитель – логопед Сидорова А.С.:

1-й вопрос: Как взрослый должен повторять слова ребенка, как он произносит или как надо взрослому?

Ответ: Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из - за несовершенства речедвигательного аппарата.

2-й вопрос: Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Ответ: Если ребенок, увидев птицу, произносит: «ГУЛИ – ГУЛИ», то взрослый должен поддержать его активно – радостное настроение и сказать: «Да это птица – ГОЛУБИ» Т. е. не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.

Жюри (педагоги-эксперты) подводит итоги выполнения задания.

Зам.зав. по  УВР: 4-е задание: Показать (проиграть с коллегами 1-2 игры для возрастной группы, в которой работает педагог),  рассказать какие дидактические  игры и пособия используются в  работе для развития словарного запаса  дошкольников. Время на выполнение задания 12 мин. (спокойная музыка, педагоги-участники готовятся отвечать)

Педагоги – участники: Команда «Гласные» отвечает.

Педагоги – участники: Команда «Согласные» отвечает.

Игры, обогащающие словарный запас детей…" (по каждому из представленных ниже разделов проводятся 1 – 2 игры).

Именами существительными

«Что я вижу?»

  Лото «Найди и назови»         

 «У кого кто?»

«Отгадай-ка»

«Что забыл нарисовать художник?»

 «Узнай, что это?»

«Назови части предмета»

 «Приготовим сами»

«Назови ласково»

«Один – много»

«Чудесный мешочек»

«Для чего и для кого?»

«Исправь ошибку»…

Именами прилагательными

«Из  чего – какой?»

«Кто какой и что какое?»

 «Чья голова, чей хвост?»

«Что какое по вкусу?»

«Цветная игра»

«Закончи предложение»

«Скажи наоборот»

«Подбери общее слово»

«Назови сок, варенье»

«Угостим Карлсона»

 «Подбери предметы»…

Глаголами

«Что делает щенок?»

«Что делает мальчик?»

«Кто как передвигается?»

«Кто мяукает, а кто хрюкает?»

«Скажи наоборот»

«Найди лишнее»

«Бывает – не бывает»

«Кто что делает?» …

Наречиями

«Какой – как?»

«Добавь слово»

«Скажи наоборот»

Жюри (педагоги-эксперты) подводит итоги работы  команд.

3 часть Методическая

Зам.зав. по  УВР: Спасибо педагогам – участникам.  Для закрепления теоретических основ методики словарной работы,  мы выслушаем наших педагогов – экспертов. Слово воспитателю  средней группы Пискаревой Л.В. Она напомнит методику  развития словаря дошкольника младшего/среднего  возраста.

Пискарева Л.В.: Усвоение лексики начинается с усвоения имен существительных. Ребенок называет все то, что его окружает (кукла, зайка, кроватка, подушка), и то, что составляет части его тела (рука, палец, голова, нос).  Окружающие предметы привлекают внимание и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (игрушка, кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко). Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание, входит в его сознание через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка.

Во второй младшей группе используют следующие приемы словарной работы :

• рассматривание предмета, установление его назначения; сообщение детям названия предмета, показ характерных действий с ним;

• называние детям деталей предмета и их качеств, особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);

• использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;

• сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху).

• многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе вопрос воспитателя; при заучивании рифмовки и т. п.

В ходе работы с детьми обычно используется следующая последовательность. Сначала  воспитатель, используя подходящий момент, показывает группу предметов, объясняет, как почему их можно назвать одним словом. Далее уточняет, конкретизирует и обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, проводит упражнения активизации словаря и, наконец, предлагает задания на группировку предметов. Полученные знания закрепляются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Зам.зав. по  УВР: Спасибо.  Воспитатель  Звонарева С.С. напомнит основы методики словарной работы со  старшими дошкольниками.

Воспитатель Звонарева С.С.: Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям:овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения; введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия.

Программа предусматривает постепенное усложнение материала по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).

Приемы словарной работы 

Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

  • Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.
  • Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их сознани нужного слова.
  • Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Напомним, что дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).
  • Для словарной работы можно применять как прием некоторые упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах.

Для обогащения и уточнения словаря детей используются следующие приемы:

• использование нового слова и рассматривание предмета (демонстрация действия), которое оно обозначает. («Про глаза с черным зрачком говорят, что они черные. А про куклу с черными глазами говорят черноглазая, – объясняет педагог. – Что скажете про вторую куклу с синими глазами?» ( Синеглазая .);

• интонационное акцентирование внимания детей на новом слове («Не заметили, какое слово я голосом выделила? – интересуется воспитатель. – Ошпаренный – это значит облитый кипятком, упавший, нырнувший в кипяток, как волк из сказки „Три поросенка“».);

• многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения («Чтобы медвежонок не проиграл, соревнуясь в беге с хитрым волчонком, надо научить его слушать вашу команду: „Раз, два, три – беги!“» (Хоровые и индивидуальные повторения);

• употребление нового слова (определения) в различных речевых высказываниях («Как думаете, что можно сшить из синей ткани в мелкую белую полоску? – интересуется педагог. – Начните ответ так: „Из синей ткани в мелкую белую полоску я бы… (сшила (сшил) платье, фартук, наволочку, пододеяльник, грелку на чайник и т. п.“».)

Для активизации словаря используются следующие приемы:

• вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) или ответа- размышления (как? почему? зачем?);

• напоминание, косвенное подсказывание известного ребенку слова («Красная Шапочка верила волку. Она была очень… ( доверчива ).);

• образование слов по аналогии («Для сахара – сахарница, а для сухарей… ( сухарница ));

• подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта («Какой рассказ?» ( Веселый, смешной, похожий на сказку. ));

• договаривание детьми слов, преднамеренно пропущенных воспитателем в литературном произведении. («Я теперь не один Комар Комарович – Длинный Нос, а прилетели со мной и дедушка Комарище… ( Длинный Носище ), и младший брат Комаришка… ( Длинный Носишко).

Зам.зав. по  УВР: Спасибо. Продолжит работу на методическом этапе учитель-логопед Сидорова А.С. Она расскажет о содержании речевых  уголков в разных  возрастных  группах, о выборе дидактических игр и пособий, имеющихся в  речевых уголках  групп, а также напомнит  о  формах работы с родителями по формированию  словаря дошкольников.

Учитель – логопед Сидорова А.С.: 

2-я младшая группа

1.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г)  пальчиковой гимнастике.

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6.  Различные виды театров.

7.  Картинки:

а)  с изображением характерных особенностей времен года;

б)  предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е)  с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Средняя группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

Старшая группа

1.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

6.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б)  картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з)  с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).    

Подготовительная группа

1.   Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г)  пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

6.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао),

к) на обобщающие понятия.

7.Наботное полотно(карточки «слоги», «буквы»).

8.Касса букв и слогов.

9.Карточки «схема предложения» ( на каждого ребенка).

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:

  • Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
  • Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
  • Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы в семье.

Основными формами работы с родителями могут являться: общее родительское собрание ; консультации (индивидуальные и групповые); семинары-практикумы; педагогические беседы (индивидуальные и групповые); открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных); папки - передвижки; подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Все эти формы взаимодействия помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по формированию и закреплению словарного запаса дошкольников.

4 часть Итоговая

Зам.зав. по  УВР: В заключение нашего семинара-практикума , предлагаю всем  педагогам взять с собой подготовленные экспертами методические  памятки, а также  оставить свой отзыв о том, насколько полезной была информация семинара-практикума, оценить ее на бланках,  где также можете написать свои пожелания или выразить свое отношение  к мероприятию (участникам раздаются заготовки бланков, они их заполняют и сдают и.о.зам.зав. по УВР).

Совсем не интересно и не актуально

Не интересно и не актуально

Не возражаю

Интересно и актуально

Было очень интересно и актуально

Поставьте галочку или + в той колонке, которая по-вашему мнению отражает проведение семинара – практикума

Ваши пожелания:

Зам.зав. по  УВР: В качестве домашнего задания всем педагоам  было предложено подготовить  для демонстрации и дидактические игры и  пособия по речевому развитию  дошкольников. Приглашаем вас на «Ярмарку педагогических идей» (Презентация дидактических пособий каждой возрастной группы) Подходим  к столам ( на них высталены пособия и игры по речевому развитию дошкольников). Педагоги  показывают и рассказывают, как используют  в работе представленные игры и пособия.

Использованная литература и   интернет - источники:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. 

2.Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. М,2008.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М., 2012.

5.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей  группе детского сада. М., 2014.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/  Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.,2014.

7. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977.

8. Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie14.htm

9. Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/12/18/pamyatka-dlya-vospitateley-rechevye-ugolki-v-gruppah-dou

Приложение 1. Методы и приемы формирования словаря дошкольников

Методы - это способы  деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Словесные:

Рассказ педагога

Рассказы детей 

Беседа

Объяснение

Чтение

Наглядные:

Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

 Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Практические:

Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Элементарные опыты, экспериментирование.

Моделирование – в основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком, фишкой). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Игровые:

Дидактическая игра

Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы  (Прием - часть метода, его конкретный элемент)

- называние деталей предмета;

- вопросы к детям;

- указание;

- повторение нового слова;

- договаривание слова до конца

- напоминание;

-  пояснение;

- объяснение;

-вставление пропущенных слов,

- упр. в подборе слов:  сущ., прил, глаг, к заданному слову;

- интонационное акцентирование на новом слове;

- педагогическая поддержка;

- Показ предметов - дети рассматривают  одежду, посуду, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

- Показ способа действий 

- Демонстрация картин, иллюстраций 

- Использование ИКТ, ТСО  - демонстрация презентаций, диапозитивов, диафильмов,мультфильмов,  кинофильмов и др.

- Показ  и рассматривание

предметов (в сочетании с активными действиями по его обследованию),

- Подражательные упражнения называние (образец произношения), многократное повторение слова, употреблениеинового слова в различных  ситуациях, образование слов по аналогии

- конструктивные упражнения - в них ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.

- творческие упражнения, требующие  иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

- внезапное появление объектов;

-  выполнение воспитателем игровых действий;

- загадывание и отгадывание загадок;

- введение элементов соревнования;

 - создание игровой ситуации.

Приложение 2. Содержание речевого уголка.

2-я младшая группа

1.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г)  пальчиковой гимнастике.

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6.  Различные виды театров.

7.  Картинки:

а)  с изображением характерных особенностей времен года;

б)  предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е)  с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Средняя группа

1.  Картинки по лексическим темам.

2.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3.  Художественные произведения по программе и др.

4.  Словесные дидактические игры.

5.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.  Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.  Различные виды театров.

8.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол - много столов, одна кукла - много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

Старшая группа

1.  Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

6.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б)  картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з)  с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).    

Подготовительная группа

1.   Каталог игр:

а)  по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г)  пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

2.  Художественные произведения по программе и др.

3.  Словесные дидактические игры.

4.  Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5.  Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

6.  Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао),

к) на обобщающие понятия.

7.Наботное полотно(карточки «слоги», «буквы»).

8.Касса букв и слогов.

9.Карточки «схема предложения» ( на каждого ребенка).

Приложение 3.

Рекомендуемая методическая литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. 

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи...

Влияние дидактических игр на активный словарь детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр на занятиях в ДОУ...

Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Факторы способствующие развитию словаря1.Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета,  качеств  пре...

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....