Проект "Патриотическое воспитание старший возраст"
проект (старшая группа)

Сушко Елена Александровна

Описание проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx74.57 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Ханты – Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное      учреждение   детский сад №37 «Дружная семейка»

Педагогический проект на тему «Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                             Автор-разработчик:

Сушко Елена Александровна

                                                                  2021

Содержание

№п/п

                                         

Стр

1. Паспорт проекта

3

2. Содержательные параметры

7

2.1.

Актуальность педагогического опыта

7

2.2.

Содержательная форма представления педагогического опыта.

11

2.3.

Направленность педагогического проекта

13

2.4.

Методологическая база педагогического проекта.

14

2.5.

Педагогическая целесообразность педагогического опыта

17

2.6.

Психологическая целесообразность педагогического опыта.

21

2.7.

Социальная направленность педагогического опыта.

22

2.8.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

23

3. Результативные параметры

24

3.1.

Эффективность педагогического проекта. Методика мониторинга

25

3.2.

Критерии оценки представлений о малой Родине

27

3.3.

Уровни представлений о малой Родине

28

 Приложение1

Приложение2

28

31

 Список используемой литературы

43

  1. Паспорт педагогического опыта

Наименование

педагогического опыта

Практико-ориентированный        проект        по формированию представлений о малой Родине

Автор – разработчик педагогического опыта

Сушко Елена Александровна– воспитатель высшей квалификационной категории

Проваренко        Светлана        Салаватовна        -        воспитатель первой квалификационной категории

Щербинина Татьяна Леонидовна – воспитатель

Маскова Альфира Фаатовна – воспитатель высшей квалификационной категории

Тип и вид представляемого образовательного

учреждения

Муниципальное                автономное        дошкольное образовательное        учреждение        детский                сад        №37

«Дружная семейка» г. Нижневартовска

Цель проекта:

формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта

  • Воспитание у ребѐнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  •         Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности чувства уважения к другим народам их традициям.

Объект:

процесс        формирования        представлений        о        малой

Родине старших дошкольников.

Предмет:

технология формирования представлений о малой

Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта

Практико - ориентированным

Срок реализации проекта:

Сентябрь 2017 г. – май 2018 г.

Этапы работы:

  1. этап – подготовительный, включает в себя

диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края.

  1. этап – основной, включает в себя:
  • Деятельности с детьми в соответствии с перспективным планом;

  • совместные мероприятия с семьями воспитанников;
  • совместные мероприятия с детьми;
  • экскурсии по посѐлку;
  • пополнение развивающей среды;

III этап – итоговый, включает в себя итоговое диагностирование детей.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели ДОУ, родители.

Адрес педагогического опыта

628600, ХМАО – Югра, Тюменская область, город Нижневартовск, ул. Интернациональная 24 б Муниципальное        автономное        дошкольное образовательное учреждение детский сад №37

«Дружная семейка» г. Нижневартовска

  1. Содержательные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта Признаки актуальности (соотнесенность с социально- образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике).

Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста является первой ступенью гражданского и патриотического воспитания. Человек не может развиваться, не оглядываясь назад, не сравнивая сегодняшние свои достижения с опытом, накопленным предками. Он должен постоянно ощущать свою связь с прошлым своей семьи, рода, нации, страны, где он родился и живет, гражданином которой он является. Без осознания и принятия этих духовных корней не состоится реализация его миссии на земле.

Патриотизм – это сложное чувство, возникающее ещѐ в дошкольном возрасте, когда «закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру…»

Проблема патриотического воспитания – одна из самых сложных в педагогике. Стремление воспитать достойного гражданина своей страны нашло отражение в трудах М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Б. Т. Лихачѐва и др. О важности приобщения ребѐнка к культуре своего народа писали такие видные педагоги как Н. В. Виноградова, Е. И. Радина Т. Н. Антонова, Т.Т.Зубова, Е. П. Р. И. Жуковская, Арнаутова, С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина, О.А. Артамонова и др., поскольку совершенно очевидно, что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живѐшьЛ.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста, опираясь на идею народности. В Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются, с человеком на всю жизнь.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Однако отсутствие национальной идеи в последние десятилетия породило такие проблемы общества как межнациональная и межконфессиональная нетерпимость, несформированность ценностных ориентиров, искажение процесса национальной и гражданской самоидентификации члена сообщества.

Цель – создание системы нравственного и патриотического воспитания детей и молодѐжи в процессе их обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Первые уроки

и первые занятия в день знаний во всех образовательных учреждениях нашей страны посвящены Родине, героическим страницам еѐ истории, культуре. Главной целью таких уроков, занятий, бесед является раскрытие детьми смысла понятия

«любовь к Родине», воспитание чувства уважения и любви к Отечеству.

В последние годы дошкольная педагогика стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств, исследования направленные на изучение основ гражданственности (Е.Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.Кондрыкинская) и др. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Если в советский период воспитание любви к Родине рассматривалось через призму воспитания отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания.

В        практической        деятельности        дошкольных образовательных учреждений нет единого подхода к вопросу воспитания патриотизма и устойчивой системы работы. Постановка   данной   задачи   есть   в   вариативных   программах

«Истоки», «Детство», но методические разработки по реализации воспитания патриотизма отсутствуют. Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью общества в личности, имеющей активно-позитивную гражданскую позицию, осознающую себя частью семьи, рода, народа, страны, и недостаточным вниманием к развитию соответствующей компетентности в образовательном процессе. Позволило определить      проблему,     связанную      с        формированием представлений  о  малой  Родине  у  детей  старшего  дошкольного

возраста.

2.2. Содержательная форма

представления педагогического

опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.).

Доказательная характеристика соответствия представленного

опыта той или иной форме.

 Цель проекта: формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

 Задачи Работа по ознакомлению с родным краем включает в себя комплекс задач.

  • Воспитание у ребѐнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  •         Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности чувства уважения к другим

народам их традициям.

 Содержание проекта: система и последовательность работы с детьми представлена по следующим направлениям (Приложение

 №2)

Опыт работы базируется на механизме социально- нравственного        воспитания:        (знания        и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда при формировании любого качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

2.3. Направленность педагогического

проекта

 Новизна педагогического опыта заключается:

  • в интегративном подходе – включении содержания проекта во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволило в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности;
  • в разработке педагогической технологииреализации проекта по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, в которой отражены задачи, формы, сопутствующие темы, творческие проекты;
  • в учете национально-регионального компонента, реализуемый посредством интеграции в направлении «Культура и традиции»

2.4.Методологическ ая база

педагогического проекта.

Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования проекта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу проекта.

Основные теории, использованные для проектирования.

Теоретические и методологические основы патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения получили освещение в трудах М.Н. Аплетаева, Н.И. Болдырева, А.В. Беляева, И.А. Долголевой, Р.Г. Гуровой и ряда других авторов.

Изучением социально-педагогических проблем нравственности и культуры занимались Н.И. Аполлонов, Ш.А. Амонашвили, А. А. Аронов, В.Г. Ананьев, Ю.П. Азаров, Л.И. Божович, М.И. Богомолова, B.C. Библер, A.M. Виноградова, А.В. Ковалев; роль семьи в формировании истинного гражданина своего отечества проанализирована в работах О.С. Гаманина, А.Д. Жарикова, И.Я. Ильина, Б.Т. Лихачева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, И.Н. Музалева, Л.Ф. Островской, В.А. Сухомлинского и др.).

Основу проекта составляют принципы:

  •  Регионализация нравственно-патриотического воспитания. Принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основную цель нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
  •  Доступность. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  •  Непрерывность. Образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и

совершенствованию нравственных чувств.

  •  Целостность. Использование данного принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
  •  Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно- патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  •  Преемственность. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальном звене общеобразовательной школы.
  •  Активность. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания пожилых людей, материал для мини-музея и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в дошкольном учреждении.
  •  Культуросообразность. Данный принцип выстраивает содержание проекта как последовательное усвоение национально- культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Ключевые понятия и термины: (Дошкольное образование. Словарь терминов. / Сост. Виноградова Н.А. и др.-М., 2005.-400с.)

 Патриотизм – социальный и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите.

 Патриотическое воспитание – процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

 Нравственность – действенное стремление добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями

 Малая Родина – место, где человек родился, вырос, которым дорожит

 Интеграцию в педагогическом процессе исследователи понимают

как одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. (В.В. Краевский)

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта Характеристика ключевых

 Цель проекта:

формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста

 Объект:

процесс формирования представлений о малой Родине старших дошкольников.

элементов, определяющих смысловую направленность педагогического

опыта. Цели, задачи, содержание и его представление,

формы, методы и средства

педагогического работы.

 Предмет:

технология формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

  • Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, Родине.
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  • Развитие        интереса        к        русским        традициям        и        традициям коренных народов Севера – ханты и манси.
  • Знакомство детей с символами государства.

 Формы: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми, совместная деятельность детей, педагогов и родителей Виды детской деятельности:

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные игры

Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская        по        изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проекта

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор Речевая ситуация

Составление        и        отгадывание загадок

Игры с правилами

Познавательно- исследовательская

Наблюдение, экскурсия Решение проблемных ситуаций Коллекционирование Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально- художественная

Слушание Исполнение Импровизация

Музыкально-дидактические игры

Чтение

художественной литературы

Чтение, обсуждение Разучивание

 

Средства: литературные произведения, репродукции картин, иллюстрации, фотографии, фонотека, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, видеокамера, телевизор, магнитофон, материалы для художественного творчества, персональный компьютер, специальное оборудование.

2.6.

Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического

опыта и для которых данный опыт

предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

В педагогическом проекте принимали участие: 48 детей старшего дошкольного возраста, 4 педагога, 40 родителей.

Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, позволяет проводить работу по усвоению учебного материала, исходя из принципов: от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся

(воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Полученные результаты являются основой для дальнейшей работы по данной тематике. Перспектива заключается в более детальной разработке обеспечения преемственных связей между дошкольным образовательным учреждением и начальным звеном общеобразовательной школы. После освоения запланированного материала дети будут продолжать заниматься в школе по нравственно-патриотическому воспитанию более углубленно, имея первоначальную базу. Имеется преемственность и ведется сотрудничество между воспитателями старших групп дошкольного образовательного учреждения и учителями начального звена муниципальной средней общеобразовательной школы №14 города Нижневартовска.

Уровень сформированности представление о малой Родине

.повысился на 30%, благодаря проведению совместных мероприятий детей, родителей, педагогов. За это время организовано и проведено множество праздников, досугов и развлечений. Интересно и незабываемо  проводились мероприятия: «Вороний день», «Народные традиции народов ханты и манси», экскурсии в музей на базе ДОУ, «КВН».

2.8. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к

кадровому, учебно- методическому, материально- техническому и т.д. обеспечению.

 Информационные        ресурсы:        психолого-педагогическая, методическая литература, групповая газета, сайты сети интернет для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 Человеческие (кадровые): воспитатели (разработчики проекта), воспитанники, родители, заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, помощник воспитателя, швея-кастелянша.

 Организационное обеспечение: администрация дошкольного образовательного учреждения: заведующий, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе. Консультант проекта - Кузнецова Л.Т. – кандидат педагогических наук по специальности 13.00.07. «Теория и методика дошкольного

образования», Почетный работник общего образования РФ.

 Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение: литературные произведения, репродукции картин, иллюстрации, фотографии, фонотека, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат,

видеокамера, SMARTдоска, магнитофон, материал для художественного творчества, мультимедийное оборудование.

3. Результативные параметры

3.1. Эффективность педагогического проекта. Методика мониторинг

 «Символика родного края и города» Дидактическая игра

«Раскрась флаг». Цель: выявить уровень осведомленности детей о символике округа и города. Игровой материал: шаблоны флагов, карандаши. Правила игры. Воспитатель предлагает детям шаблоны флагов для раскрашивания. Дети раскрашивают карандашами шаблоны, а затем называют флаг. Дидактическая игра «Найди и назови». Цель: выявить представления о гербе Югры и города. Игровой материал: иллюстрации с изображением гербов Югры и города. Детям предлагается выбрать герб Югры и города.

 «О праздниках». Беседа. Цель: выяснить представления детей о праздниках родного края («Самотлорские ночи», «День города»,

«Проводы русской зимы», «Новый год», праздники коренных народов ханты «Праздник обласа»). Вопросы: Какие праздники нашего края ты знаешь? Как мы их празднуем?

 «Выдающиеся люди ЮГРЫ».Беседа. Цель: выяснить, каких выдающихся людей нашего края дети знают. Вопросы: каких выдающихся людей нашего края ты знаешь? Чем они прославились?

«Главные профессии нашего округа». Дидактическая игра

«Кому, что для работы нужно?» Цель: Выявить представления детей о ведущих профессиях округа. Игровой материал: картины с изображением профессий и карточки с изображением орудия труда и техники. Детям предлагаются картинки с изображением профессий, рассматривая, их дети называют профессии.

 «Полезные ископаемые». Беседа. Цель: выявить представления детей о полезных ископаемых и значимости их для родного края, страны. Вопросы: какие полезные ископаемые вы знаете? Какие полезные ископаемые, добывают в нашем краю? Для чего люди добывают нефть? Что делают из нефти?

 «Жизнь и быт коренного населения».Беседа Цель: определить уровень представлений о жизни и быте коренных народов ханты. Материал: иллюстрации. Вопросы: Какое коренное население проживает в нашем округе? Чем занимаются ханты? Как называется жилище ханты? Как называется одежда ханты и  обувь? Чем украшают ханты свою одежду? Имеют ли названия узоры? Назови некоторые узоры, (беседа сопровождается показом иллюстраций).

 «Родной город».Цель: выявить представления о родном городе. Беседа, сопровождающаяся просмотром фотографий. В каком городе мы живѐм? На берегу, какой реки стоит наш город? Какие достопримечательности города ты знаешь? (ребѐнку предлагаются

фотографии с изображением памятников, различных административных и культурных зданий, улиц города).

 «Животные нашего края». Дидактическая игра «Кто, где живѐт?». Цель: Определить уровень представлений о животных родного края. Игровой материал. Для игры подбираются две пары картинок: животные южных стран и животные нашего региона, два плаката с изображением тайги и джунглей. Игровые действия: детям предлагается «расселить» (наклеить на плакаты в соответствии с местом обитания) животных.

 «Растительный мир». Дидактическая игра «Назови растение».

 Развитие чувств и эмоций. Наблюдение

 Формирование поведения. Наблюдение

 Приложение 3 (Анализ освоения программы на начало и конец реализации проекта)

3.2. Критерии оценки

представлений о малой Родине

Показатель

0 баллов

1 балл

2 балла

Полнота

Существенност ь

Системность

Отсутствие представлени й

Отсутствие представлени й

Отсутствие представлени й

Отсутствие представлени й

Отсутствие

представлени й

Менее половины требуемого объѐма Несущественны е ошибки Несистемные

В

соответстви и с   эталоном

На уровне эталона На уровне эталона На уровне эталона

Свободный перенос

Доказательност ь

Без аргументов

В пределах

Гибкость

3.3.Уровни

представлений о малой Родине.

Уровни представлений о малой родине у старших дошкольников

Высокий: Глубокие представления о символах края и города, праздниках, выдающихся людях, об основных профессиях края. Ребѐнок имеет достаточный объѐм представлений о родном городе, жизни и быте коренных народов. Знает растительный и

животный мир ХМАО и умеет устанавливать причинно- следственные связи. Эмоционально сопереживает. Владеет навыками поведения в природе

Баллы: 42 – 36

Средний: Ребѐнок с помощью взрослого узнаѐт и называет символы края и города, не называет выдающихся людей ХМАО, зн называет градообразующие профессии. Имеет недостаточные

представления о родном городе и жизни и быте коренных народов х Называет растения и животных родного края, но не может устанавл причинно-следственные связи. Эмоционально сопереживает.

Недостаточно владеет навыками поведения в природе Баллы: 35 - 22

Низкий:Не имеет представлений о символах края и города, о выдающихся людях Югры, об основных профессиях края.

Испытывает большие затруднения при ответах на вопросы.

Представления о родном городе отрывочны и неполны. Растения родного края затрудняется называть. Животных называет, но

допускает ошибки, причинно-следственные связи не устанавливает. Равнодушен. Небрежное отношение к природе.

1Баллы: 21 - 0

3.4. Карта мониторинга представлений о малой Родине

 Приложение 1

                                                                                                               

                                                                                                              Приложение 1

КАРТА МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О МАЛОЙ РОДИНЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ НА 20         20         УЧ.ГОД        МАДОУ ДС № 37, ВОСПИТАТЕЛИ:                                  

Ф.И.

ребенк а

Познавательные сведения (имеет дифференцированные представления)

Родно й город

Символик а родного края и города

О

праздника х родного края

Полезные ископаемы е

Главные професси и нашего округа

Выдающиес я люди ЮГРЫ

Растительны й мир

Развитие чувств и

Формирование поведения

Уровн

эмоций

и

Животн ые нашего края

Жизнь и быт коренно го населен ия

Проявляет сопережива ние.

сочувствие, содействие ко всем членам

семьи,

малышам, пожилым людям.

Владеет

способами передачи

собственного эмоциональн ого

состояния (мимика, жест и т.д.)

Владеет основными навыками поведения в быту, в обществен ных

местах.

Бережно относится к предметам быта, произведен иям народного творчества

Владеет навыкам и народно й

росписи, определя ет

специфи ку ее отдельн

ых видов.

Приложение №2

                      Комплексно - тематическое планирование

Месяц

Неделя, тема

Цель

Сентябрь

1. Край мой Севером зовется

расширение представления детей о северном крае . подвести знания детей к тому, что природа,

животный мир, образ жизни

людей зависит от климатических условий данной полосы России;

2. Полезные ископаемые.

формирование представления детей о полезных ископаемых и значимости их для родного края, страны.

3. Главные профессии нашего округа.

расширение представлений детей о ведущих профессиях округа.

4. Путешествие по городам ХМАО- Югры

углубление и расширение знаний детей о родном крае.

Октябрь

1.Экскурсия в музей русского быта (на базе ДОУ)

формирование представлений о жизни и быте русского народа.

2. Жизнь и быт коренного населения.

Формирование представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, о богатстве родной природы; воспитание чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

3. Традиционное переносное жилище - чум

формирование представлений о коренных жителях - «ханты» и

«манси»; о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище; воспитание чувство уважения к жизни, традициям и обычаям

других народов

4. Рисование «Орнаменты народов ханты».

формирование представлений детей о событиях из жизни народов ханты, связанных с историей возникновения орнамента; развитие эстетического вкуса и творческого воображения

Ноябрь

1. Как ханты к зиме.

формирование представления детей о подготовительных работах ханты к зимнему периоду, обоснованность

их переезда с одного места на другое. Формирование

умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать.

Воспитывать интерес к

жизни людей других

2. Знакомство с национальной одеждой народов ханты и манси.

ознакомление детей с национальной одеждой коренных народов нашего края. Воспитывать

уважение, интерес к коренным народам.

3. Экскурсия в музей «Наш край родной» (на базе ДОУ).

расширение знаний о

традиционном укладе жизни народов ханты и манси.

Воспитывать любовь к родному краю.

4. Изготовление панно «Олени на стойбище»

расширение знаний о диких животных Крайнего Севера;

формировать эстетический вкус, учить детей располагать

предметы по всему листу и

создавать композицию, развивать моторику, учить детей катать шарики из салфеток; закрепляем навыки и умения работы с клеем.

Декабрь

1. О праздниках. Беседа

выяснить представления детей о праздниках родного края («Самотлорские ночи», «День города», «Проводы русской зимы», «Новый год», праздники коренных народов ханты

«Праздник обласа»).

2. Культура и быт народов Севера

формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ханты, ненцы) родного края.

3. От первых дней до дней сегодняшних.

пробуждение у детей интереса и любви к родному краю; познакомить с историей возникновения Югры.

4. Загадывание загадок народов ханты и манси

познакомить детей с хантыйскими и мансийскими загадками.

Упражнять в умении сравнивать их с русскими загадками.

Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей.

Январь

1. Беседа «Красная книга ХМАО - Югры».

расширить и углубить знания детей о редких животных, растениях нашей местности; раскрыть основные причины сокращения численности этих

видов и выяснить, какие меры необходимо предпринять для их охраны; развивать познавательный интерес, память, речь учащихся;

воспитывать любовь к животным, родному краю, ответственность, доброту.

2. Животный мир нашего края.

воспитывать нравственно- патриотические чувства через экологическое воспитание,

формирование любовь к Родине, познакомить детей с

заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;

сформировать представление детей о животном мире заповедников.

3.Знакомство с фольклором народов ханты и манси

приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды).

продолжать знакомить с

разнообразие растительного мира

нашего края и его зависимость от

климатических условий. Дать

1. Растительный мир тайги

понятие о растениях, как части

живой природы.

Приобщение детей к

заботливому, бережному

отношению к растительному

миру.

формирование представлений

детей об Оби, еѐ пути по

территории Югорского края,

г.Нижневартовска.; о реках,

Февраль

2. Река Обь - самая многоводная река Югорского края.

впадающих в неѐ; о причинах строительства по берегам древних

и современных городов, сѐл,

деревень. Формировать

представление об Оби как о

реке - красавице, реке -

труженице

формирование у детей

познавательных действий об

объектах окружающего мира: о

3.Знакомство с народными традициями

малой родине и Отечестве,

представление о

социокультурных ценностях

нашего народа. Продолжать

знакомить детей с культурой, обычаями, традициями народов Севера. Знакомить с

произведениями национальных поэтов

4. Духовный мир народов ханты и манси: традиции и праздники.

формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Продолжать знакомить детей с культурой,

обычаями, традициями народов Севера. Знакомить с

произведениями национальных поэтов.

Март

1. День космонавтики «Люди, прославившие наш город - Рыжиков»

расширение знаний детей о космическом пространстве; Знакомство с человеком прославившим наш город космонавтом Сергеем Николаевичем Рыжиковым

2. День рождение города Нижневартовска

воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине.

3.Беседа «Выдающиеся люди ЮГРЫ».

расширение знаний детей о выдающихся людей нашего края; чем они прославились

4. Знакомство с символикой города Нижневартовска.

расширение знаний детей об истории возникновения города Нижневартовска; закрепление знаний о родном городе (символика,

достопримечательности, названия улиц); воспитание интереса к истории родного города и края, чувство любви и гордости за свой город.

Апрель

1.Беседа «Достопримечательности города».

формирование представлений детей с основными

достопримечательностями родного города.

2. Занятие - развлечение: «Вороний день»

расширение знания детей о обычаях, обрядах хантыйского народа.

Формировать представление детей о духовной жизни коренных жителей Сибири. Восп. интерес к

народным традициям и обрядам народов ханты.

3. Выставка рисунков «Хозяева тайги»

формирование у детей чувство единения природного и

животного мира, умение видеть взаимосвязь между ними; продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технику и материал в соответствии с образом животного выбранного

для рисования.

4. Рисование «Герб моей семьи»

воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Май

1.Экскурсия к памятнику погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

формирование патриотические чувства, интерес к прошлому России, представления о героизме; рассказ воспитателя, о Параде Победы, о наградах той войны. Познакомить жизнью людей во время великой Отечественной войны.

2. Экскурсия в музей боевой славы.

формирование у детей патриотические чувства и представление о героизме.

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

3. Священные животные ханты и манси

ознакомление детей с духовной культурой народов ханты и манси. На примере народных традиций показать

особое отношение этих людей к некоторым животным. Подвести к пониманию того, что все

традиции направлены на сохранение природы.

Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей.

4. КВН «В гостях у ханты и манси»

закрепление знания о духовном наследии ханты и манси, их культуре, традиц.

                                         Список используемой литературы:

  1. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края / О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. – 2011. – №9. – С. 82 – 89.
  2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Н. Е. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 108 с.
  3. Евдокимова, М. Н. Изучаем с детьми историю родного города: проект по

патриотическому воспитанию / М. Н. Евдокимова, В. В. Ушакова // Воспитатель ДОУ. – 2012. – №9. – С. 34 – 39.

  1. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о

малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 25-27.

  1. Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс        канд. пед. наук: 13. 00. 01 /

Кобзева Татьяна Геронимовна. – Волгоград, 2014. – 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].

  1. Кокуева, Л.В. Особенности региональной программы «Я и моя Родина» / Л. В.
  2. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников / Современное дошкольное образование. 2010 – №1. С.30-35.
  3. Крупка, Т. И. Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т. И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 56 – 66.
  4. Кочетов А. И. Педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2012.— 223 с.
  5. Пантелеева Н.Г. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем / Инновац. деят. в ДОУ. М.: ИРОТ. 2011. С.228 -231.
  6. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с. 333
  7.       Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2013.- № 6. С. 45 – 55.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

        Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. rg.      ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html образования» //

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию (старший возраст)

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...

План по патриотическому воспитанию старший возраст

План разработан на учебный год в старшей гуппе  для инструктора по физической культуре....

Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию старшего возраста детей компенсирующей группы (6 -7 ЛЕТ) на 2019 -2020 г. «Книга жизни»

Систематическое духовно-нравственное воспитание дошкольника  с ОВЗ обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности....

Спортивные игры как средство воспитания старшего возраста

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные игры. Физическое воспитание является одним из необходимых условий правильного развития детей....