Рабочая программа по духовно - нравственному воспитанию старшего возраста детей компенсирующей группы (6 -7 ЛЕТ) на 2019 -2020 г. «Книга жизни»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Забавко Светлана Ивановна

Систематическое духовно-нравственное воспитание дошкольника  с ОВЗ обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\конкурс Забавко  С.И\ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.bmp

Содержание

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Принципы и подходы к реализации программы по духовно- нравственному воспитанию

1.4.Планируемые результаты освоения программы.

1.5.  Оценка результативности развития и воспитания детей по духовно-нравственному воспитанию.

1.6.  Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Образовательная деятельность духовно-нравственному воспитанию в соответствии с методическими пособиями

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.

 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально технические условия реализации рабочей программы.

3.2. Учебный план. Структура образовательной деятельности.  

3.3. Особенности организации предметно – пространственной среды.

3.4. Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми Приложение

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка 

Программа “ Книга жизни” духовно-нравственного воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития дошкольников МБДОУ д/с «Малышок», коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе.  

На  основе Православно-христианских принципов любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества программа “ Книга жизни” знакомит и подводит детей к осознанию каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира  человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой  служение добру, служение людям.

Программа  духовно-нравственного развития и социализации воспитанников направлена на формирование  общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования детей  с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. При планировании воспитательной работы на учебный год учитывались  государственные и национальные праздники.

 Рабочая программа «Книга жизни» по духовно-нравственному воспитанию в компенсирующей группе  разработана на основании Закона «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания, Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:

- Конституция Российской Федерации.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённой Правительством РФ от  30 декабря 2015 г. № 1493 ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. (от 27.06.2012 № 95 ФЗ, от 10.07.2012 № 115 ФЗ)

 - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

 - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 14 ноября 2017г.

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,

1.2.Цели и задачи программы

Цель программы: 

Создать условия  формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

- сформировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- сформировать способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

- сформировать стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;

- сформировать навыки исследовательско-поисковой деятельности, публичных выступлений.

В области формирования социальной культуры:

- сформировать коммуникативные навыки и готовности к взаимной помощи, навыки доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;

- сформировать чувства патриотизма, гордости за свою страну;

-сформировать интерес к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.

В области формирования семейной культуры:

- сформировать отношение к семье как основе российского общества;

- сформировать у детей уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- сформировать представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

Обучающие:

 Сформировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;

 Сформировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;

 Сформировать представления о России, как о родной стране, о своей малой Родине;

Развивающие:

  Развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам;

 Развивать интерес и любовь к национальной культуре, святыням, традициям, обычаям, обрядам;

 Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), творческие способности и фантазию;

 Развивать навык связной речи детей, обогащая словарный запас и образный Развивать интеллектуальную компетентность ребёнка, развитие коммуникативной функции речи;

 Оказывать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни;

Воспитывающие:

 Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, своему народу, к культурному прошлому России, благоговения к святыням; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру;

 Воспитывать у ребенка отношения к себе как полноправной личности;

 Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали: учить различать добро и зло, развивать милосердие, сочувствие, доброжелательное отношение друг другу, воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести; формирование духовно-нравственных отношений;

 Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, прививая любовь к родному краю – «малой Родине», ее истории, уважение к традициям своего народа.

1.3. Принципы и подходы программы

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»), гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

  • Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и детей общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.
  •  Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально личностное формирование и развитие морального облика человека.
  •  Принцип доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
  •  Принцип последовательности – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
  •  Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования.
  •  Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
  •  Принцип наглядности – наличие демонстрационных и дидактических материалов;
  • Принцип следования нравственному примеру.
  • Принцип идентификации (персонификации). 
  • Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Проектирование
В группах ДОУ организованы пространства, позволяющие детям:
• изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные  праздники; историю, культурные традиции, достижения детей и педагогов детского сада; связи ДОУ с социальными партнерами;
• осваивать культуру общения и взаимодействия с другими группами и педагогами (тематически оформленные стенды, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве детского сада; ценности здорового образа жизни (специально оборудованный зал.);
• демонстрировать опыт нравственных отношений в деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения детских праздников, культурных событий, социальных проектов)

(см. приложение 3)

Социальные проекты

Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы

  • Районный краеведческий музей              
  • Детская библиотека
  • ДДЮСШ «Темп»
  • Взаимодействие с ГИБДД

Сотрудничество с  организаторами  компании «Хендэ Мотор СНГ» при поддержке Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, ФКУ«Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей  Минобрнауки  России. Предложенный социально – образовательный  проект «Безопасная дорога» проводится в рамках федеральной целевой программы « Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.»

Целью проекта является формирование культуры безопасного поведения на дорогах у детей и их родителей.

Конкурсное движение – проект предполагает участие детей в очных и заочных федеральных, областных, муниципальных, городских и обще садовских конкурсах, выставках, олимпиадах.
Встречи – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания детей на личных примерах.
Искусство – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

Подходы к реализации Программы:

1. Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников, целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,  психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,  развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных  особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,  

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач.

- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества.

 3. Индивидуальный подход – индивидуализация образования

 - постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; - помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации; - представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

 1.4. Планируемые результаты освоения программы.

Предполагаемые результаты освоения программы. К концу года ребенок должен:

 Знать 3-4 православных праздника

  Знать особенности православной культуры

  Иметь представление о смысле праздников Рождество Христово, Пасха

  Иметь представление об атрибутах и блюдах на Пасху

 Знать свою малую родину, столицу, страну

 Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие)

 Иметь представление о семье как о главной ценности для человека.

- Иметь представление о родственных связях.

Результат в данном случае - это принятие детьми конкретных духовных ценностей: правил или идей. Если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

Мероприятия для детей с ограниченными возможностями, принимают самую разную форму – это и специальные спортивные мероприятия, и творческие фестивали и конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники. Но самое главное, что все они должны дать возможность детям с ОВЗ почувствовать себя равноправными членами общества, возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником.

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира.   Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.   Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении  на благо Отечества.    Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное  участие в домашних делах.   Ответственность за свои дела и поступки.

1.6. Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы

Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностического исследования. Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год – в декабре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с использованием метода педагогической беседы с детьми ( см.приложение1).

 До проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

При проведении диагностического обследования используется следующий инструментарий:

- Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников

–Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры (метод наблюдения).

 - диагностика межличностных отношений в коллективе

– социометрическая методика «Выбор в действии»;

В качестве критериев развития взяты:

коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.

- для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок»

 - Критерии оценки духовно – нравственного развития:

В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников:

Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, сострадание;

Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений; Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников и младших школьников. У детей развиты представления принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и другое.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1. Образовательная деятельность по духовно-нравственному развитию воспитанию в соответствии с методическими пособиями.

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, где каждый педагог, сотрудник ДОУ, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

— в содержании и построении НОД;

— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности;

— в характере общения и сотрудничества взрослого и ребёнка;

— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности детей;

— в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

—  в личном  примере детям.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений.

Ведущая  и  определяющая роль в создании социально открытого нравственного уклада жизни  дошкольника принадлежит педагогическому коллективу образовательной организации и семье.

Основными формами организации работы в процессе духовно-нравственного развития, воспитания детей с ТНР выступают:

Беседа, чтение книг, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы и фестивали, участие в подготовке и проведении мероприятий посвященных государственным праздникам, посильное участие в социальных проектах и мероприятиях проводимых детско-юношескими организациями: участие в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, встречи с ветеранами и военнослужащими, участие в подготовке и проведении национально-культурных праздников, участие в театральных постановках, литературно-музыкальных композициях, художественных выставках, отражающих культурные и духовные традиции народов России, участие в мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, приобретение опыта ролевого нравственного взаимодействия; посильное участие в благотворительности, оказании помощи нуждающимся, животным, участие в проведении открытых семейных праздников, в выполнении презентаций (совместно с родителями/законными представителями), творческих проектов, раскрывающих историю семьи, укрепляющих преемственность между поколениями; встречи с представителями разных профессий, проведение праздников труда, ярмарок, организация детских фирм, проведение экологических акций и т.д.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Формы работы с детьми:

 ООД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

 Проведение совместных праздников.

 Просмотр слайд

- фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

 Экскурсии, целевые прогулки (в Храм, краеведческий музей, по историческим местам города и района);

 Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми

Методы: наглядный, словесный, практический.

2.3.Взаимодействие с семьёй.

 Цель.

Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей) обучающихся.

Задачи.

Просвещать семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитию семейных отношении на основе русских духовных и культурно – патриотических традиций.

 Работа предполагает 2 этапа:

• просветительский этап,

 • этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение родительской родительского собрания по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением священнослужителей. Просвещение родителей предполагает создание методической копилки “Семейное духовно-нравственное воспитание”, подготовку и комплектование видеоматериала, создание библиотечек.

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:  организацию совместных с родителями праздников, традиционных мероприятий, семейных гостиных. День Матери, День Защиты детей, Международный женский день, семейная гостиная “Семь Я”, Рождественские чтения, совместные проекты “Откуда я родом” и др.

Конкурсы декоративно-прикладного творчества:  “Увлечения в моей семье”, Дни здоровья, “Масленица”, фотовыставки и др.; Формы работы с родителями:

 •родительские собрания на духовно-нравственные темы;

 •лекторий для родителей;

•открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

 •вечера вопросов и ответов;

 •проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

•факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

•индивидуальные консультации специалистов;

•наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

•совместные экскурсии;

•визиты домой;

•совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

 •помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы). организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

•изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально технические условия реализации рабочей программы

Методическое обеспечение:  

Дидактический материал (картинки с изображением церкви; Святых; картинки с изображением российских городов; сюжетные картинки с изображением атрибутов к православным праздникам)

 Музыкальный центр  

Журналы «Дошкольное воспитание»; «Логопед»; «Духово – нравственное воспитание»  

Материал для художественного творчества (карандаши, краски, альбомы и т.д.)   конспекты занятий;    

Викторины;    физкультминутки, загадки;    

Сценарии досугов, праздников    

Дидактические игры: «Составь узор», «Что лишнее» и т.д.;   

Диагностические карты;    

Компьютерные презентации;    

Проекты «Моя семья»; «Мой любимый город» и т.д.;    

Видеофильмы «Национальные праздники»   

 Аудиозаписи «Русские народные песни»

 3.2. Учебный план.

Структура образовательной деятельности; (см. приложение 2)

 Изложение материала рассчитано на 1 год.

 Программа рассчитана на старший возраст (6-7 лет)

  Работа проводится  раз в неделю

 Итоговым мероприятием за 1-ое полугодие является интеллектуальное соревнование

  По итогам работы за год – развлечение

3.3.Особенности организации предметно – пространственной среды.

Предметно – развивающая среда группы  построена в соответствии со следующими принципами:

- принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);

- принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

 - принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и художественными традиции города, района, края, России );

- принцип стабильности – динамичности (предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неѐ регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года);

- принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким образом, чтобы можно было легко добавлять в неѐ различные элементы, а так же убирать уже ненужные);

- принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребѐнка, вызывает у них положительные эмоции);

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

 - принцип учѐта половых различий детей (среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).

3.4.Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми

  • Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: Методическое пособие. /Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2004.
  • Бородина А.В. «Культура и творчество в детском саду, 2009.
  • Зацепина М.Б., Антонова Т.В., «Народные праздники в детском саду» М.  Мозаико-синтез, 2007
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
  • .Юдин Г. Н. «Православные праздники» М. Мир книги 2007.
  • Зеленова Н. Г, Осипова Л.Е «Мы живём в Росси», ООО Скрипторий. 2007.
  • Бундарина Т.А.. Знакомство детей с русским народным творчеством.
  • КомратоваН .Г , Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет».
  • Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир». М: Мозаика – Синтез, 2005.
  • Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
  • Жуковская Р. И, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. «Родной край».
  • Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России». Пособие для  реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской  Федерации на 2001 – 2005 годы». /Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2003.  
  • Иванова С.Ф. «Как вести ребенка по пути к храму слова». Методические  комментарии и рекомендации для педагогов и родителей. /С.Ф. Иванова. – М.:  Издательство «Отчий дом», 2006.
  • Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». /М.Ю. Новицкая. – М.: Линка – Пресс, 2003.
  • Р.С.Буре «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» .
  • Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. - Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
  • «Государственные символы Российской Федерации». Наглядно-дидактическое пособие. Е. Краснушкина 2015

  • «Наследие» И быль, и сказка. Соловьева Елена Викторовна.  2011

  • «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева 2013

  • Патриотическое воспитание детей 4-6 лет Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. 2007

  • Шорыгина, Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2014.

Статьи из периодических изданий:

  • Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014.
  • Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. - 2009. - N 2. - С. 21-26. - (Нравственное воспитание)
  • Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине : насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 90-94. - (Профессия - педагог)
  • Кузнецова, И. Проект "9 мая - День Победы" / И. Кузнецова, М. Голякова, С. Топунова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 33- 35. - (Социально-коммуникативное развитие)  (Расскажем детям о войне).
  • Панченко, Л. Согреем памятью сердца! / Л. Панченко // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 34-35. - (Социально-коммуникативное развитие) (Расскажем детям о войне)
  • Ривина, Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи / Е. Ривина // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 12. - С. 37-51. - (Познавательно-речевое развитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей....

Презентация рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. мини-музей "Юрта"

Юрта является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества...

Адаптированная рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию на 2019 – 2020 учебный год.

На основании рекомендаций Е. Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы специальной (коррекционной) школе-интернат»...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...