Познавательно – творческо - игровой «В гости к сказке приходи»
проект (младшая группа)
Проблема проект «В гости к сказке приходи» большинство детей воспитываются не на русских народных сказках, а на современных мультфильмах. Взрослые не всегда придают должного значения важной роли сказкам в воспитании детей 3-4 лет, у большинства родителей (законных представителей) нет времени почитать книгу ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-skazka.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №18 «ТЕРЕМОК»
ПРОЕКТ
«В гости к сказке приходи»
Авторы-составители:
Викторова Ирина Владимировна,
воспитатель ВКК
Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель ПКК
А
г. Юрга, 2023
Введение
Много лет назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей 3-4 лет народ создал замечательные сказки, песни, пестушки, загадки, поговорки.
Произведения русского народного творчества не утратили своего воздействия на детей 3-4 лет в современном мире. В устных народных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения русского народа.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко ценил русскую народную сказку и писал «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто – ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка была и есть лишь плодом русского народного досуга.
Сказка есть достоинство, ум русского народа, его историческая память, наполнявшая глубоким содержанием размеренную жизнь русского народа соблюдая обычаи и обряды.
Сказка – это не только занимательно, она помогает лучше узнать, понять и полюбить свою родину, страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – это средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Проект «В гости к сказки приходи» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию связного речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, детские творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость детей 3-4 лет.
Информационная карта проекта
Название проекта: «В гости к сказке приходи»
Авторы проекта: Викторова И.В., Помазова В.Ю.
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели) 07.11.- 24.11.2023 год
Вид проекта: познавательно – творческо - игровой.
Участники проекта:
Дети 3-4 лет, воспитатели, специалисты, родители (законные представители)
Возраст детей:
Младший дошкольный возраст 3 - 4 года.
Актуальность проекта «В гости к сказке приходи»
Сказка входит в жизнь детей 3-4 лет с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Жизнь сказки это непрерывный творческий процесс.
Стремясь пробудить в детях 3-4 лет лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра.
Сказка рассказывает детям 3-4 лет о чрезвычайно важном в жизни, она учит детей быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.
Сказка утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит детей с языком русского народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, эстетического и нравственного воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие связной речи.
Проблема проект «В гости к сказке приходи» большинство детей воспитываются не на русских народных сказках, а на современных мультфильмах. Взрослые не всегда придают должного значения важной роли сказкам в воспитании детей 3-4 лет, у большинства родителей (законных представителей) нет времени почитать книгу ребёнку.
Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта «В гости к сказке приходи»:
Создание условий для проявления детского познавательно- исследовательского интереса к русским народным сказкам.
Задачи проекта «В гости к сказке приходи»:
Для детей:
Систематизировать знания детей о русских народных сказках;
Повысить интерес к книге, к сказке, популяризировать чтение;
Учить импровизировать знакомые сюжеты сказки;
Способствовать укреплению дружбы в коллективе Второй младшей группы.
Для родителей:
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Создавать атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель, родитель-педагог, родитель-ребенок.
Способствовать сплочению детско – родительских отношений, улучшению контакта между педагогами, специалистами, сотрудниками ДОО и родителями.
Для педагогов:
Создавать условия для положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий.
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал педагогов, родителей (законных представителей).
Создать условия для социально-нравственного развития детей 3-4 лет.
Способствовать сближению детско – родительских отношений, улучшению контакта между специалистами ДОО и родителями (законными представителями).
Ожидаемые результаты
Для детей:
Дети познакомятся с разнообразием русских народных сказок.
Расширить познавательно - исследовательский кругозор, активизировать словарный запас и связную речь у детей 3-4 лет.
Дети 3-4 лет с интересом обыгрывают сюжеты сказок, используют разные виды театра, в дидактические, настольно-печатные игры по русским народным сказкам. Дети используют полученные знания, умения и навыки в творческой деятельности.
Для родителей:
Повысится заинтересованность и активность родителей в сотрудничестве с педагогами и специалистами.
Родители активно участвуют в ознакомлении детей 3-4 лет с русскими народными сказками, в создании индивидуальных, творческих работ по сюжетам знакомых сказок.
Укрепить детско-родительские отношения.
Повысится уровень информированности родителей о деятельности ДОО.
Для педагогов:
Организуют воспитательно-образовательный процесс по реализации проекта на основе интеграции разнообразных видов детской деятельности.
Оформление альбомов: «Мои любимые сказки» «Мой любимый герой сказки» в совместно-организованной деятельности родителей, детей 3-4 лет.
Продукты проекта «В гости к сказке приходи»:
Дети: выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, лепка). Совместное рисование детей и родителей «Моя любимая сказка»
Родители:
Книжки-малышки по сказкам; театры из фетра: «Теремок», «Репка», «Кот, Петух и Лиса»
Педагоги:
Сказки своими руками (на магнитах, втулках, лопатках).
Альбом «Мои любимые сказки» по совместным творческим работам родителей и детей.
Формы работы:
Словесные (беседы, рассуждения);
Показ русских народных сказок;
Наглядные (иллюстрации, картинки, презентация, просмотр м/ф);
Метод проблемного изложения (проблемная ситуация и решение);
Практическая творческая деятельность (раскраски, рисунки, поделки).
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Инсценировка сказки «Теремок»
Методы формирования и развития у детей 3-4 лет любви к сказкам
Ежедневное выразительное чтение вслух
Использование иллюстративного комментария
Импровизация, драматизация произведений
Художественное слово в повседневной жизни детей
Сотворчество педагогов - детей - родителей
Изготовление книжек – самоделок совместно с родителями
Организация тематических литературных выставок
Иллюстрирование знакомых произведений народного творчества
Значение проекта «В гости к сказке приходи» для участников образовательных отношений:
Дети: получают и закрепляют на практике полученные знания.
Педагог: продолжает осваивать метод проектирования.
Родители: расширяют возможности сотрудничества с детьми, педагогами, подготавливают материал для обучения своих детей.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Определение темы проекта, постановка цели и задач.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Подбор наглядного, дидактического и познавательного материала.
Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
Разработка конспекта занятия «Наши сказки из волшебного сундучка»
Предложить детям принести в группу из дома книги с любимыми русскими народными сказками.
Оформление выставки «Любимые сказки» в книжном уголке.
Привлечение родителей к осуществлению предлагаемой деятельности.
Привлечение родителей к осуществлению проекта.
Обогащение развивающей среды:
В книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций с изображением героев сказок по мере изучения;
В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (магнитный, настольный, пальчиковый);
В игровую зону – маски;
В ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ.
II этап - основной (практический)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
III этап – заключительный
Презентация книжек-малышек.
Создание и оформление альбомов:
«Мои любимые сказки»,
«Русские народные сказки»,
«Герои русских народных сказок»;
Совместная творческая деятельность родителей и детей.
Инсценировать р.н. сказку «Теремок»
Обобщение педагогического опыта, подведение итогов проекта.
План мероприятий по реализации проекта
«В гости к сказке приходи»
Образовательные области | Виды детской деятельности | Совместно - образовательная деятельность |
Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-Эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно – эстетическое развитие Познавательное развитие Художественно - эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие | Развитие речи Чтение русских народных сказок Чтение, рассказывание русских народных сказок Коммуникативная деятельность Игровая деятельность Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Продуктивная деятельность | Пересказ сказки «Теремок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя». Беседы «Любимая сказка», СОД (ФЭМП) развивающая игра «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»; СОД «Русские народные сказки из сундучка». Беседы: «Кто написал русские народных сказки ?»; «Мой любимый сказочный герой». Рассматривание предметов быта русской избы. Слушание перед сном аудиозаписи сказок: «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой». Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди». Игра-драматизация по русским народным сказкам «Теремок», «Репка». Ситуативная беседа: «Добрый - злой». Загадки. Дидактические игры: «Узнай героя сказки по описанию», «Назови героев сказки», «Назови сказку по главному герою», «Расскажи сказку по картинкам», «Помоги герою найти сказку», «Кто лишний?», «Чья песенка». Пальчиковая игра «Сказка». Хороводные игры: «Бабушки Маланья», «Домовой», «Пошел козел по лесу» Кубики и пазлы «Собери сказку». Беседа «Можно ли открывать дверь незнакомым людям» по сказке «Волк и семеро козлят». ИЗО Д Рисование «Лисонька-краса». Лепка «Колобок», «Репка» «Зайчик». Конструирование: «Построй новый теремок для зверей» (конструктор). Раскраски по сказкам. Подбор муз. материала для обыгрывания сказки «Теремок». |
Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Двигательная деятельность | Подвижные, музыкальные игры: «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Кот и мыши», «Курочка-охлатка», «Хитрая лиса». Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (курочка, кот, мыши, заяц, волк, медведь, лиса) |
Работа с родителями:
Папка – передвижка «Роль сказки в воспитании детей 3-4 лет»
Консультация для родителей
«Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей 3-4 лет»
Консультация для родителей «Сказочные пальчиковые игры»
Буклет для родителей «Сказка – ложь, да в ней намек»
Индивидуальные, групповые беседы «Читаете ли Вы детям сказки?»
Продуктивная деятельность: приобретение или изготовление родителями
«Книжек-малышек»
ИЗО деятельность: рисунки совместно с детьми «Моя любимая сказка»
Теневой театр, театр из фетра«Теремок»
Материально-технические ресурсы проекта:
Иллюстрированный материал;
Дидактические игры;
Настольно – печатные игры;
Мультимедийное оборудование, компьютер, телевизор, проектор;
Сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам;
Наглядно-дидактические пособия;
Наглядно-демонстрационные материалы;
Атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр;
Методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Риски и пути преодоления рисков
Риски: отсутствие интереса у детей к теме проекта.
Пути преодоления риска: заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные средства, методы и приёмы.
Риски: малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска: Провести с родителями беседу и принять активное участие в мероприятиях «родители +дети+ педагоги» и можно достичь положительного результата в проекте.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети познакомились с русскими народными сказками.
Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей 3-4 лет.
Дети 3-4 лет с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
Дети 3-4 лет используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
Повысилась заинтересованность и активность родителей в сотрудничестве с педагогами, специалистами ДОО.
Родители активно участвуют в ознакомлении детей 3-4 лет с русскими народными сказками, в выполнении творческих работ по их сюжетам.
Укрепились детско-родительские отношения.
Повысился уровень информированности родителей о деятельности ДОО.
Педагоги организовали воспитательно-образовательный процесс по проекту на основе интеграции всех видов детской деятельности.
Педагоги и родители оформили альбом «Мои любимые сказки» по совместным творческим работам родителей и детей.
Вывод:
Тема проекта детям 3-4 лет очень понравилась, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, в альбомах.
В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью настольного театра и различных видов театра; некоторые дети придумывают свои сказки.
Дети 3-4 лет стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.
Родители проявили инициативу и творчество в изготовлении книжек - малышек и рисунков «Наши любимые сказки» (совместно с детьми).
Проект показал, что систематическое привлечение сказки в воспитательно - образовательный процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей 3-4 лет.
Положительных результатов работы с детьми удалось добиться в совместной деятельности с родителями.
Взаимодействие между детьми, педагогом и родителями осуществлялось на уровне равноправных партнеров.
Приложение
Конспект ООД по образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема: «Наши сказки из волшебного сундучка»
Цель: Систематизация знаний о русских народных сказках.
Задачи:
Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение (рассказывание) русских народных сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси-лебеди».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, сундучок, игрушка-Кузя,
Ход занятия:
Педагог:
Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке.
А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста.
Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки.
И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Педагог:
Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
К нам пришел в гости домовёнок Кузя.
Он пришел не с пустыми руками, а принес с собой волшебный сундучок.
В нем хранятся сказки русского народа.
Сундучок не открывается, он заколдован и все сказки в нем.
Ребята, вы поможете мне расколдовать сундучок?
Тогда слушайте первое задание.
Первое задание:
Отгадайте загадку и скажите, в какой сказке встречается этот герой.
Отгадку найди.
Загадка:
Прыгун трусишка, Хвост коротышка,
Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки
Одежда в два цвета
На зиму и на лето. (зайчик)
- Какие сказки вы знаете про зайчика?
Как называют его в сказках?
Загадка:
Он зимой в берлоге спит
Потихонечку храпит.
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? (медведь)
Какие сказки вы знаете про медведя?
- Как называют его в сказках?
Педагог:
А Вы обратили внимание, кто герои этих сказок?
Дети: Животные.
Педагог:
Сказки о животных считаются древними.
Главными героями в них выступают звери.
Наши предки раньше, чтобы прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
Сказки о животных мы расколдовали и сундучок открылся.
Педагог:
Давайте посмотрим, что там еще лежит. Здесь лежат волшебные предметы.
Они кому – то были полезные. Печка. Из какой сказки попала к нам печь?
Дети: Гуси-лебеди.
Педагог:
Кому она помогла?
Ответы детей.
Педагог:
Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме?
Дети: Снегурочка.
Педагог:
Молодцы. Расколдовали сказки.
Чем похожи все эти сказки?
Дети: В них встречаются превращения.
Педагог:
Да, это волшебные сказки.
В них живут фантастические существа
Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают
удивительные приключения, происходят различные чудеса.
Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть, Отдохнём и снова- в путь!
Василиса нам сказала:
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки, Полетайте, как пружинки.
Педагог:
А эти сказки называются бытовыми.
Что такое быт? Это жизнь людей.
В этих сказках- главные герои-люди.
Вот тебе и бытовые сказки.
Ребята, Кузя говорит вам огромное спасибо,
За то, что вы расколдовали сундучок!
Кузя дарит вам подарок – это книга русских народных сказок.
Педагог:
Что же такое устное народное творчество?
Почему так называется?
Какие сказки мы собирали в сундучок домовёнку Кузе?
Приложение
Беседа «Моя любимая сказка».
Цель: Прививать любовь к русским народным сказкам.
Подготовительная работа: предложить родителям принести любимую книгу ребенка в группу.
Ход Беседы:
В ходе рассматривания книг, принесенных детьми из дома, воспитатель вспоминает отрывки, наиболее яркие с точки зрения эмоционального восприятия и интересные в плане обогащения речи дошкольников, и включает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи.
Русская народная сказка «Репка».
Педагог:
В гости к нам прибежала мышка и просит прочитать книжку о том, как она помогла вытащить большую- пребольшую репку. Кто принес такую книжку? Как называется твоя любимая сказка? Давай вместе расскажем детям русскую народную сказку «Репка».
Педагог начинает рассказывать сказку, стимулируя ребенка к совместному воспроизведению текста: «Посадил дед репку, выросла репка…Стал дед репку из земли…Тянет-потянет, вытянуть…Позвал дед…»
По ходу рассказывания педагог выставляет фигурки настольного театра, предлагая всем детям участвовать в рассказывании: «Бабка за дедку, дедка за репку – тянут- потянут, вытянуть…
Кто же еще прибежал тянуть репку?
Русская народная сказка «Теремок».
Педагог предлагает рассмотреть книгу со сказкой. Уточняет с опорой на иллюстрации героев сказки, которые жили в домике- теремке. Предлагает вспомнить, какие прозвища были у каждого из них, как звери просились в теремок.
Педагог:
Мышка какая? Какое прозвище было у нее в сказке? Мышка…
Как просилась мышка в теремок? (Пи-пи-пи, терем- теремок, кто в тереме живет) Кто пришел последним?
Медведь какой? Какое прозвище было у него в сказке?
Как просился медведь в теремок? Медведь и полез в теремок.
Что случилось с теремком?
- А в нашем теремке звери живут- поживают, добра наживают. Смотрите, во всех окошках свет горит. Только у петушка свет не горит, окошко закрыто.
Что случилось? Ведь он сам всегда будит всех: рано встает, громко песни поет, детям спать (не дает).
Лежит наш петушок- не встает. Что с ним? (Петушок заболел).
Педагог выразительно читает стихотворение А. Пассовой:
Заболел наш петушок!
Он под дождиком промок.
И теперь не может нам
Кукарекать по утрам!
Надо Петю выручать,
Надо доктора позвать.
Педагог:
Предлагает позвать доктора тихо, чтобы не потревожить петушка. Затем чуть громче, так как врач не слышит просьбу. («Доктор, приходи! Заболел наш петушок! Он под дождиком промок».) Русская народная сказка «Колобок»
Педагог:
А какую книжку принес … (имя ребенка)? Как называется твоя любимая сказка? Каким на картинке в книжке нарисован Колобок? (Круглым, румяным, желтым). Давайте поиграем в волшебников и превратим эти кружки в героев сказки «Колобок». Каким по цвету должен быть кружокКолобок? (Желтым.) Каким на картинке в книжке нарисован зайчик? Посмотрите внимательно на картинку: в какое время встречались Колобок с зайчиком? Кружок какого цвета выберем для зайчика? (Серого.) А если бы история про Колобка произошла не летом, а зимой, кружок какого цвета мы выбрали бы для зайчика? (Белого.)
Когда модель сказки готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей: круглый, румяный, желтый Колобок, серый маленький зайчик, серый большой страшный волк и т. д. Сказка «Волк и семеро козлят», «Три медведя»
В ходе рассматривания иллюстраций книги воспитатель предлагает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи.
Педагог:
Как маленькие козлята догадались, что пришел волк? Да, волк запел толстым- претолстым голосом: «Вы детушки, вы козлятушки».
Пропойте эту песню толстым голосом.
Как отвечали козлята волку?
(«Слышим- слышим, не матушкиным голоском поешь…»)
Каким голосом пели козлята?
Назовите имена всех медведей в сказке «Три медведя».
Верно, Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Каким был Михаил Иванович? Большой, неуклюжий.
Идет - бредет: топ-топ-топ. Какой была Настасья Петровна?
Поменьше, голос потоньше.
Идет - ступает побыстрее: топ-топ-топ.
Какой был Мишутка? Маленький, непоседливый.
Не идет, а бежит: топ-топ-топ.
Что спросили медведи, увидев свои стулья, чашки?
(«Кто сидел на моем стуле? Кто хлебал из моей чашки?»)
Какими голосами говорили медведи?
(Дети отвечают, в разной тональности воспроизводя реплики медведей.)
Приложение
Загадки по русским народным сказкам
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… «Репка»
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… «Колобок»
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.
«Маша и медведь»
Круглый, тонкий, плетённый Вместе в лес пошли зелёный. Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут.
«Пузырь, соломинка и лапоть»
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть…
«Курочка Ряба»
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато. Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался «Теремок»
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
«Семеро козлят»
Хрю-хрю-хрю –
Каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный Не разрушит дом кирпичный?
«Три поросёнка»
Он сумел поймать волчишку, Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
«Бычок – смоляной бочок»
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке Там три стула и три ложки Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки?
«Три медведя»
Дидактическая игра
«Мой любимый сказочный герой».
Дети передают мячик по кругу,
Называют героя, в которого хотели превратиться:
Я хочу стать Колобком и петь весёлые песни.
Я хочу стать смелым Котиком и выручать из беды друзей. Я хочу стать Лисичкой, у неё пушистая шубка и т. д.
Пальчиковая игра «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных)
«Волк и семеро козлят» Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)
Приложение
Консультация для родителей
«Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст является наиболее важным периодом формирования нравственных и моральных общечеловеческих ценностей. Одним из эффективных средств развития доброжелательных взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста является сказка.
В волшебный мир сказок дети попадают в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, идет по жизни и остаётся с ней навсегда.
С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития детей, как и игра. Сказка активно воздействует на чувства и разум детей, развивает их восприимчивость и эмоциональность. В сказке никто не учит детей «жить правильно». Дети 3-4 лет учатся понимать поступки героев сказки, события сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого.
Дети 3-4 лет стремятся воспользоваться положительным примером своего героя. Сказка помогает выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему сказочному герою и противиться плохому поведению сказочных героев, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогает решении нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей. Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики и эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок - это первый «учебник жизни» человека.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь, объяснить что-то детям, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь детей эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций.
Сказки расширяют познания детей. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Дети, представив образы, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. После прочтения сказки важно поговорить с ребенком используя вопросы: Понравилась ли тебе сказка? Что понравилось больше всего? Кто главный герой? Кто из героев понравился? Как поступил главный герой? А как бы ты поступил на его месте? Объяснить детям 3-4 лет, как поступать нельзя, как можно, закреплять желание следовать положительному примеру героев сказки.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль русских народных сказок в воспитании детей. Итак, если правильно подобрать сказки в соответствии с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Одобрение положительных поступков сказочных героев и неодобрение негативных позволяет малышам не только понять, но и применять в реальной жизни понятия о том, как можно поступать, а как нельзя.
Приложение
Консультация для родителей
«Сказочные пальчиковые игры»
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) И баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка)
И была у них курочка Ряба (пальчиковое упражнение «Курочка»)
Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое, а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку») - не разбил.
Баба била, била (стучите кулаком по «яичку») - не разбила.
Мышка бежала (пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем)
-- яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет (закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое.
Сказка «Репка»
Персонажи:
Репка — двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с
заостренным кончиком внизу — по форме репы;
Внучка — пальчиковое упражнение «Бантик»;
Жучка — пальчиковое упражнение «Собака»;
Кошка — пальчиковое упражнение «Кошка»;
Мышка — пальчиковое упражнение «Мышка».
Сказка «Теремока»
В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие персонажи:
Лягушка — пальчиковое упражнение «Лягушка»
Зайчик — пальчиковое упражнение «Зайчик»;
Лисичка — пальчиковое упражнение «Лиса»;
Волчок — пальчиковое упражнение «Волк»;
Медведь — пальчиковое упражнение «Медведь»;
Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок — пальчиковое упражнение «Домик».
Сказка «Колобок»
Новый персонаж — Колобок (пальчиковое упражнение Шарик»).
Когда Колобок поет песенку, ее следует сопровождать движениями:
Я колобок, колобок!
По амбару метен (пальчиковое упражнение «Веник»),
По сусекам скребен (поскрести пальцами рук по столу),
На сметане мешен (выполняйте движения, как при замесе теста).
В печку сажен (выполните пальчиковое упражнение «Печка»),
На окошке стужен (упражнение окошко и подуть на него)
Я от дедушки ушел (изобразите дедушку)
Я от бабушки ушел (изобразите бабушку),
Я от зайца ушел (пальчиковое упражнение «Заяц»).
Приложение
Пальчиковое игра «Печка»
Цель: развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет.
Движение пальцев и кистей рук имеет стимулирующее воздействие.
Медики установили, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Ход игры:
Согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните - это «печная труба».
Пальчиковое игра «Окошко»
Цель игры:
Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет. Движение пальцев и кистей рук имеет стимулирующее воздействие. Медики установили, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Ход игры:
Пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.
После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше - только его и видели», можно вращать руками относительно друг друга.
«Кот, петух и лиса» В этой сказке всего три героя:
Кот — пальчиковое упражнение «Кошка»;
Петух — пальчиковое упражнение «Петух»;
Лиса — пальчиковое упражнение «Лиса».
Декорации и атрибуты:
Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;
Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;
Окошко — сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него; Горошек — постучите указательным пальцем по столу.
Приложение
Пальчиковые упражнения
Мышка Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Домик
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Кошка
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец подняты вверх. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе.
Мизинец попеременно опускается и поднимается
Петушок
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.
Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Дерево Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
Создание медиатеки во Второй младшей группе « Русские народные сказки»
Создание Альбома «Моя любимая сказка»
Приобретение серии Книжек -Малышек по теме «Русская народная сказка»
Пополнение книжной полки
Иинсценировка русской народной сказки «Теремок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - творческий проект "В гостях у сказки"
Знакомство детей младшего возраста со всеми видами народного фольклора: потешками, закличками, пестушками, песенками, хороводными играми, сказками и т. д. Всё это формируют любовь к традициям св...
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Познавательно-творческий проект «В гостях у сказки»
Конспект проекта...
Познавательно-творческий проект "В гостях у сказки "Теремок""
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, вернос...
Познавательно-творческий проект "В гостях у сказки" для детей 3-4 лет
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национальног...
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельностьобразовательная область: познавательное развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...
Познавательно-творческий проект "В гостях у сказки"
Чтение художественной литературы открывает мир природы, общества, мир человеческих чувств и взаимопонимания. Произведения К.И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое з...