«Мой успешный проект»
проект (подготовительная группа)

Сыздыкова Айнагуль Эрсоиновна

Детский сад «Ивушка» структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка - детский сад «Светлячок»

 

 

 

 

Муниципальный педагогический конкурс

«Мой успешный проект»

Номинация: «Приоритетные направления развития дошкольного

образования»

Тема проекта: «Волшебные дары Фрёбеля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Сыздыкова Айнагуль Эрсоиновна,

воспитатель

 

 

 

 

 

с. Гилево, 2023 г.

Содержание

 

Паспорт проекта…………………………………………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………………………………………….5

Описание и технические характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»……………….8

Этапы реализации проекта……………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………………………………..13

Приложение……………………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Название проекта

«Волшебные дары Фрёбеля»

 

Участники проекта

Воспитанники 3-4 лет, воспитатель, родители.

 

Вид проекта

Познавательно- творческий, игровой.

Проблема

 Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач, еще недостаточно сформированы сенсомоторные умения и навыки, следовательно, внедрение в практику игрового набора «Дары Фрёбеля» способствует развитию интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.

 

Гипотеза

 Я полагаю, что использование в образовательном процессе с детьми игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей.

 

Цель проекта

Развитие у детей познавательной, сенсомоторный, игровой и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля»

 

Задачи проекта

Обучающие:

-    Ознакомление детей с геометрическими фигурами и объемными телами;

-    Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

-    Овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления.

Развивающие:

-    Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения);

-   Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

-  Развитие умения распознать и построить образ.

Воспитывающие:

  -     Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе;

-     Воспитание внимательности к выполнению заданий;

-     Воспитание уважительное отношение к своему и чужому труду.

 

Предполагаемый результат проекта

Для детей:

- Дети расширяют представления об окружающем мире;

- Умеют пользоваться карточками-схемами к играм;

- Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Фребеля», игровыми наборами;

- Улучшится развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия;

- Ускорится процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений;

- Развивается интерес к познавательной деятельности;

- Формируется уважительное отношение к участникам игр.

 

Для педагога:

 

- Привлечение родителей к совместной деятельности.

 

Для родителей:

 

- Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности;

- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».

 

 

Практическая значимость:

 

- Данный проект может быть реализован педагогами детских садов;

- публикация проекта на сайте детского сада, личном сайте

 

 

 

Пояснительная записка

«Дитя, молодое существо с первого своего

Появления на свет Божий, с первого дня рождения,

сообразно своей природе, должно непременно быть понятно,

направляемо и поставлено в возможность свободного

всестороннего употребления своих сил»

Ф.Фрёбель

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Актуальность проекта:

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.

   Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Набор «Дары Фребеля» является составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

   Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Проблема:

Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач, еще недостаточно сформированы сенсомоторные умения и навыки, следовательно, внедрение в практику игрового набора «Дары Фрёбеля» способствует развитию интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.

Гипотеза:

Я полагаю, что использование в образовательном процессе с детьми игрового набора «Дары Фребеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей.

Новизна:

Использование в работе современных игровых материалов соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам.

Практическая значимость:

- Данный проект может быть реализован педагогами детских садов

- публикация проекта на сайте детского сада, личном сайте

Основные ориентиры проекта:

По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации проекта: с 01.10.2022 по 30.04.2023

Участники проекта: воспитанники 3-4 лет, воспитатель, родители.

Вид проекта: познавательно- творческий, игровой.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические.

 

Цель: Развитие у детей познавательной, сенсомоторный, игровой и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля»

Задачи.

Обучающие:

- Ознакомление детей с геометрическими фигурами и объемными телами;

- Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

- Овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления;

Развивающие:

- Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения);

- Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

- Развитие умения распознать и построить образ;

Воспитывающие:

- Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе.

- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

 

Предполагаемый результат проекта:

Для детей:

- Дети расширяют представления об окружающем мире.

- Умеют пользоваться карточками-схемами к играм.

- Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Ф. Фрёбеля», игровыми наборами.

- Улучшится развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия.

-Ускорится процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений.

- Развивается интерес к познавательной деятельности.

- Формируется уважительное отношение к участникам игр.

Для педагога:

- Привлечение родителей к совместной деятельности.

Для родителей:

- Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности.

- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».

 

 

Описание и технические характеристики игрового набора «Дары Фрёбеля»

 

В состав входит 14 модулей, упакованных в деревянные ящички, и инструкция.

1. «Текстильные мячики». В наборе 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса. Всего в коробке 12 шариков. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.

2. «Основные тела». Модуль включает 3 пары деревянных геометрических фигур. В наборе шар, куб и цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук. Цель: знакомство с разными формами предмета, развитие умений анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур, формирование самостоятельных исследовательских навыков, пространственной ориентации.

3. «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера. Это мини-конструктор для создания и трансформирования построек различных форм. Подходит для изучения понятий «часть» и «целое».

4. «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.

5. «Кубики и призмы». В коробку уложены кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы. Общее количество фигур – 39 шт.

6. «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из деревянных плиток разного размера. Всего 33 элемента. Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.

Цели игры с модулями 3, 4, 5 и 6 одинаковые, поэтому их можно активно комбинировать и усложнять задачи. Детали для конструирования не окрашены.

7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму.

8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных «спиченок» разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.

9. «Кольца и полукольца». Этот модуль открывает ребенку нестандартное видение предметов. Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка.

10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов. Диаметр фишек – 10 мм. Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок), развитие игровой деятельности.
7, 8, 9 и 10 модули прекрасно подходят для тренировки навыков счета и служат материалом для составления красочных картинок и узоров. Элементы окрашены в яркие цвета – синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный и белый.

11. «Цветные тела». В составе модуля цветные бусины 3 разных форм – цилиндрической, кубической, шарообразной и шнурок для нанизывания. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности.
12. «Мозаика. Шнуровка». В ящичке закреплено синее перфорированное поле. Продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам. В комплекте набор разноцветных шнурочков для тренировки моторики и навыков ориентирования в пространстве. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

13. «Башенки». Комплект деталей для конструирования включает: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт. Всего 44 элемента. Объединение с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции. Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности.

14. «Арки и цифры». Модуль включает дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм и 9 кубиков с цифрами на гранях. Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

 

 Подготовительный

- Обозначить проблему проекта

- Изучить литературу по данной теме

- Поставить задачи данного проекта;

- Определить сроки проведения проекта

- Разработать планирование мероприятий (Приложение1)

-Диагностика в начале проекта (Приложение 2)

- Создание предметно-развивающей среды

Основной

- Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

- Проведение дидактических игр и игр-занятий.

- Непосредственная образовательная деятельность. (Приложение 3)

- Проведение мастер-класса для педагогов: Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников. (Приложение 4)

- Консультация для родителей: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками» (Приложение 5)

- Разработка картотеки дидактических игр. (Приложение 6)

Заключительный

- Диагностика в конце проекта (Приложение 7)

- Итоговое мероприятие «Волшебная страна» с использованием дидактического набора «Дары Фребеля».

- Презентация проекта: «Мы играем с Дарами Фребеля»

- Фотовыставка «Мы играем с Дарами Фребеля»

Продукты проекта:

- Оформленный проект.

- Картотека игр с «Дарами Фребеля».

- Фотовыставка «Мы играем с Дарами Фребеля»

- Презентация «Мы играем с Дарами Фребеля»

- Буклеты для родителей

 

 

 

Заключение

 

В результате использования игрового набора «Дары Фребеля» дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. У детей значительно вырос уровень знаний по сенсорному развитию в области восприятия цвета, формы, величины, целостного образа предмета, ориентировки в пространстве, в развитии мелкой моторики и решении логических задач.

Важными помощниками стали родители воспитанников. Они положительно отнеслись к проведению данного проекта в группе, заинтересованно изучали предложенные им материалы, консультации, игры. Родители воспитанников получили методические рекомендации по закреплению у детей приобретенных навыков.

В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств Фребеля в работе с детьми для еще более эффективных качественных изменений в их развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

7. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Примерный перспективный план работы

Месяц

Тема

Образовательная область

Содержание

Обеспечение

Октябрь

«В мире фигур»

познавательное развитие

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

Наборы №№ 5,7,J1

«В лесу»

художественно-эстетическое развитие

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Посади дерево»

художественно-эстетическое развитие

Становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование осмотрительно и бережного отношения к природе.

Наборы №№ 7,8,9,10,J2

«Лови-лови»

физическое развитие

Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности.

Набор №№ 1,2

Ноябрь

«Эстафеты»

физическое развитие

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности.

Наборы №№ 1,J1

«Пастушок»

художественно-эстетическое развитие

Формирование представлений о простейших средствах музыкальной выразительности, экспериментирование с музыкальными звуками, развитие игровой деятельности.

Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1

«Три медведя»

художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения.

Наборы №№ 1,2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Пир на весь мир»

познавательное развитие

Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, игровой деятельности

Наборы №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, 10, J1

Декабрь

«Путаница»

речевое развитие

Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Тайные агенты»

физическое развитие

Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Наборы №№ J1,J2

«Украшаем ёлку»

художественно-эстетическое развитие

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса к изобразительному творчеству.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Новый год»

художественно-эстетическое развитие

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование интереса готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Наборы №№ 7,8,9,10

Январь

«Волшебники»

речевое развитие

Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие коммуникативных навыков.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«На севере»

познавательное развитие

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Джунгли»

познавательное развитие

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Большая стирка»

познавательное развитие

Формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности ребенка.

Наборы №№ 7,8,9,10, J2

Февраль

«Дорожное движение»

социально-коммуникативное развитие

Формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира.

Наборы №№ 1,2,9

«Приглашаем в теремок»

социально-коммуникативное развитие

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 6,7,8,9,10

«Что для чего»

речевое развитие

Формирование активного словаря, развитие игровой деятельности, развитие творчества, мышления, мелкой моторики

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Спрятанная игрушка»

физическое развитие

Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Наборы №№ 1,2, 10, J1

Март

«Я умею…»

физическое развитие

Развитие координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи.

Набор №1

«Настроение»

социально-коммуникативное развитие

Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование первичных представлений о себе и других людях.

Наборы №№ 7,8,9,10

«Магазин»

социально-коммуникативное развитие

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6,7,8,9,10 J1,J2

«Кафе»

социально-коммуникативное развитие

Формирование позитивных установок к различным видам труда, развитие творческой активности, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.

Наборы №№ 7,8,9,10 J1,J2

Апрель

«Ручеек»

физическое развитие

Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в игре и совместной деятельности педагога и детей.

Наборы №№ 1,9

«Космос»

познавательное развитие

Формирование представлений о разнообразии мира, развитие общения со сверстниками, воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности.

Наборы №№ 7,8,9,10, J2

«Морские обитатели»

познавательное развитие

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Наборы №№ 7,8,9,10

Итоговое занятие «Волшебная страна»

познавательное развитие

Развитие диалогической речи, умение сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие самостоятельной конструктивной деятельности.

Наборы №№ 2,3,4,5, 5b, 5p, 6, J1,

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

В начале проекта проведена диагностика с использованием «Даров Фрёбеля».

- Низкий уровень: 12 детей 55%    

- Средний уровень: 8 детей, 35%

- Высокий уровень: 2 детей, 10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Образовательная деятельность

 

 

Приложение 4

Мастер-класс: Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников

Цель:

Знакомство с дидактическим набором «Дары Фребеля» и возможностью его использования в художественном конструировании и познавательном развитии дошкольников

Задачи:

  • Создать условия для художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения, используя детали разнообразных «даров».
  • Развивать внимание, творчество, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.
  • Повысить интерес к новому дидактическому материалу, его возможностям в своей педагогической деятельности.

Детский сад – это территория игры. В процессе игры ребенок познает мир, учится общаться, развивает высшие психические процессы. «Дары Фребеля» - это преимущественно деревянный конструктор, основное назначение которого – знакомство детей с геометрическими фигурами и телами и их составляющими. Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет визуализировать познавательно-игровую деятельность дошкольников, на наглядном материале демонстрировать, как предметы и объекты окружающей действительности можно изобразить и представить с помощью разнообразных геометрических фигур и тел: отрезки разной длины, точки, круги, треугольники и др. В последствии от предметных изображений конструктор позволяет перейти к изображению разнообразных сюжетов.

Большое количество и разнообразие яркого материала позволяет использовать его при реализации задач пяти направлений развития дошкольников. Чередование и сочетание разных «даров» в рамках одного занятия позволяет поддерживать интерес детей к деятельности на разных ее этапах: организация динамических пауз, деление детей на группы по различным признакам, сама деятельность и рефлексивный момент занятия.

На начальном этапе, при знакомстве с конструктором, предлагаю детям изобразить простые объекты, такие как, разноцветные мячи, воздушный шарик, снежный ком, которые дети получают, используя круги и окружности разных цветов и диаметра. Далее демонстрирую, что те же простые объекты можно получить с помощью других геометрических фигур – полукруг, полуокружность. Таким образом, в сознании детей формируется представление о том, что круг состоит из двух полукругов, а окружность из двух полуокружностей.

Следующим этапом, обучаю детей конструированию более сложных предметов и объектов. Например, при конструировании дерева, предлагаю детям подумать, из каких геометрических фигур можно сконструировать дерево? Из отрезков разной длины. Если ребенок затрудняется, предлагаю ему картинку дерева, где способом наложения, ребенок может получить изображение объекта из деревянных отрезков разной длины.

При изображении объектов природы, обращаю внимание детей на их особенности в разное время года. Например, при изображении солнца, предлагаю детям подумать, чем его изображение может отличаться в разное время года. Так, зимой дети изображают солнце с короткими лучами, а летом – с длинными.

Также, обращаю внимание детей на то, что один и тот же объект можно изобразить по-разному: птицу вблизи мы видим хорошо и изображаем ее детально, а птицу вдали мы видим только в виде силуэта и можем изобразить ее в виде треугольника или галочки, полученной из коротких отрезков.

  При переходе к сюжетному конструированию, обращаю внимание детей на композицию изображаемых предметов: чем ближе объект к нам, тем крупнее мы его видим и изображаем, если на изображении есть объекты, находящиеся на земле и на небе, то необходимо отметить линию горизонта.

При выполнении работы предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, прошу комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.

Сегодня, в рамках мастер-класса я продемонстрирую вам, как можно использовать Дары Фребеля при развитии навыков художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения.

Предлагаю каждому взять по одному колобку, слегка их раскачать и под стихотворение, которое я прочту поприветствовать друг друга, коснувшись своим колобком колобка соседа.

На занятье колобок малышей встречает

И дорогою добра с детками шагает.

Вместе с колобком качнемся

И друг другу улыбнемся.

Мы друг друга поприветствовали и теперь, для работы мы с вами разделимся на четыре группы. Для деления на группы мы можем использовать любой из даров в котором можно выделить нужное нам количество признаков. В данном случае – четыре. Предлагаю взять 8 колец 4 цветов: 2 желтых, 2 зеленых, 2 белых, 2 красных. Опустим кольца в чудесный мешочек и каждый из вас вытянет по одному кольцу.

Мы разделились на 4 группы. Я приглашаю вас присесть к столам в соответствии с цветом вашего кольца. Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, подумайте и скажите, как вы думаете, почему мы разделились на 4 группы и перед вами лежат планшеты именно этих цветов? Уже догадались, о чем будет наше занятие? (Да. Такими цветами в программе «Развитие» обозначаются времена года. Наше сегодняшнее занятие будет о временах года.)

Я прочитаю вам рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания». После прочтения, я попрошу вас ответить на вопросы. Чтобы ответить на вопрос, нужно будет сначала поднять вверх свое кольцо. Таким образом, мы сможем обеспечить порядок и очередность ответов. Согласны? (да)

(Чтение рассказа)

- Вам понравился рассказ? (да)

- О каких четырех желаниях говорится в рассказе?

- Почему желания мальчика менялись в разное время года? (Потому, что в каждое время года она находил для себя интересное занятие)

- А сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить, за что вы любили каждое из времен года. Перед вами планшеты определенных цветов, в соответствии с цветом планшета у каждого из вас свое время года. С помощью даров Фребеля, изобразите самые яркие впечатления для вас в это время года.

Договоритесь в своей паре, что вы будете изображать, и какой материал для работы вам понадобится.

Приступаем к работе. (включить приятную музыку и дать 5 минут на работу)

После завершения работы провести мини-беседу по содержанию каждой «картины»

- Какое время года вы изображали? Какие яркие впечатления вы изобразили в своем времени года?

Заключительный этап

- Посмотрите, какие яркие времена года у нас получились. Действительно, как и в рассказе К.Д. Ушинского, можно любить и желать каждое из четырех времен года.

- Сейчас я предлагаю вам объединить наши четыре времени года.

- Что получилось? (Календарь)

- Наш мастер-класс подошел к концу.

-Всем спасибо! Я благодарю вас за работу!

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Консультация для родителей: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

 

Приложение 6

Картотека игр с набором "Дары Фрёбеля"

 

"Волшебные палочки"

Задачи дидактического пособия в следующем: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.

«Пир на весь мир»

Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.

Ход деятельности:

- Дорогие ребята! У каждого из вас есть семья. Я хочу знать, хорошо вы знаете членов семьи. Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Ну конечно это… .(мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш….(папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша…. (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …. (дед)

Кто веселый карапуз-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой….(братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка-

Моя старшая….(сестренка)

Воспитатель: - В каждой семье есть свои традиции. Традиции – это обычаи, действия, связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили мамы, бабушки, дедушки. Например, если у вас какой - нибудь праздник, то вы тоже в нем участвуете, помогая сервировать стол. Покажите, как вы помогаете своим мамам.

- Мы салат для мам готовим.

- Мы порежем и посолим (стучат ребром одной ладони о другую)

- Помидоры, огурцы (сжимают и разжимают кулаки)

- Скажут мамы: «Молодцы!» (Хлопают в ладоши)

- Есть и зелень, и салат (разводят руки в стороны)

- То-то папа будет рад! (круговыми движениями потирают живот).

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Пир на весь мир».

- Я обед готовить буду.

Достою свою посуду,

Вот кастрюля – суп сварился.

В этой миске винегрет.

Чай зелёный заварился.

Приходите на обед! (Р. Горенбургова).

Дети садятся за стол. Делают из наборов (№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1, мебель (стулья и столы) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники.

Детям предлагается придумать и «приготовить» различные блюда.

Рефлексия. «Солнышко»

 

"Подбери фигуру"
Задачи дидактического пособия в следующем:  закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Детям предлагаются изображения представителей живой природы. Части их украшены различными геометрическими фигурами, которые необходимо отыскать и выложить. Используется модуль №7 "Цветные фигуры".

 

"Модный приговор"
Задачи дидактического пособия в следующем: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, кольца ,полукольца, палочки) и называть их, развивать логическое мышление, воображение. Педагог предлагает детям украсить платье, костюм и другие предметы одежды геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок может рассказать: какими фигурами украсил, как их располагал.

 

"Чудесный мешочек"
Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам.

Задачи дидактического пособия в следующем: позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка. Ещё один вариант- классифицировать фигуры из мешочка по цвету, форме, размеру и др.

Игра «Подарим бусы куклам» (1 вариант)

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей различать геометрические фигуры; формировать у детей умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам: цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур; развивать у детей мышление, чувство цвета и ритма, внимание; воспитывать дружелюбие. геометрические фигуры одной рукой, чередовать геометрические фигуры только по двум признакам.

Игра «Подарим бусы куклам» (2 вариант)

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей нанизывать бусины на разноцветные нити шнурки, чередуя бусины по цвету и форме; развивать у детей мелкую моторику руки, чувство цвета и ритма, эмоциональность, мышление; воспитывать желание помочь окружающим. бусины одной рукой, нанизывать их на нить нужного цвета или чередуя по цвету и форме.

Игра «Колобок». (речевое развитие)

Направление: знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Задачи дидактического пособия в следующем: приобщение к худ. литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие речи, воображения, мышления, речи игровой, изобразительной деятельности, культурно-художественное восприятие.

Загадка.

Формой он похож на мяч

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (колобок)

Использование материалов набора №1,2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10,J1,J2

Возраст участников от 3лет.

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями (соц.коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие).

Описание игры: воспитатель рассказывает детям русскую народную сказку «Колобок», задает вопросы на понимание услышанного, обращает внимание на особенности реакции детей на сюжет сказки и предлагает поиграть в «настоящий» театр. Дети с помощью воспитателя выбирают себе роли, строят из наборов декорации, ставят мини спектакль. Модификация игры: Детям предлагается дополнить сюжет сказки неожиданными элементами, отвечая на вопрос «А что было бы, если бы…»

В комплект входят:

Декорации формат А4(1шт)

Карточки с персонажами (8шт)

Крепления для персонажей сказки (8шт)

Палочки, кольца, полукольца, круги, точки, кубики и др. элементы набора .

 

«Создай лицо мордочку»

 (эмоции)
Задачи дидактического пособия в следующем:

Ребятам предлагается наборов карточек для одного из вариантов использования данного пособия - дидактической игры «Эмоции». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Ведь очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей. Поиграть с эмоциональным состоянием можно как на карточках с изображениями людей, так и животных. Для организации данной дидактической игры можно использовать все имеющиеся модули технологии «Дары Фрёбеля».

 

Игра «Светофор»

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей выкладывать силуэт светофора из кругов, называть и различать его цвета; учить характеризовать действия на улице в соответствии с цветом светофора: красный стой, жёлтый приготовься, зеленый иди; развивать у детей мышление, память, речевые навыки общения, сенсорные качества, чувство цвета, самостоятельность; воспитывать интерес к правилам дорожного движения, желание их соблюдать. Выкладывать круги одной рукой, располагать круги вертикально перед собой в соответствии с цветами на светофоре.

Игра «Высокие и низкие дома»

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей развивать представления об этапах строительства домов, различных по высоте; учить различать высокие и низкие дома; развивать глазомер, мышление, мелкую моторику руки, навыки речевого общения; воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к профессии строителя. кубики одной рукой, формируя высокий и низкий дома.

 

Игра «Выложи геометрические фигуры»

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей выкладывать геометрические фигуры различного цвета из шнурков и палочек: круг, квадрат, треугольник; учить обследовать их по контуру, называть отличия (у квадрата и треугольника есть углы, а у круга - нет; круг может катиться, а квадрат и треугольник нет, потому что им мешают углы); развивать у детей логику, мышление, внимание, моторику руки, чувство цвета; закрепить знание основных цветов; воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, уважение к сверстникам. предметы одной рукой, выкладывать круг только из шнурков, а квадрат и треугольник из палочек. 

 

«Узкие и широкие ленточки для матрѐшек»

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей выкладывать, называть и различать ленточки по ширине, используя слова узкая, широкая, шире, уже; развивать у детей глазомер, внимание, мелкую моторику руки, мышление, навыки речевого общения; воспитывать желание помочь матрешкам, самостоятельность. палочки одной рукой; использовать палочки различного цвета, ориентируясь на ширину ленточек.

 

Игра «Разноцветные ступеньки»

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей выкладывать ступеньки из палочек. Чередуя их по цвету: красная, синяя, желтая; запоминать закономерность чередования ступенек; развивать память, логику, мышление, чувство цвета и ритма, внимание, сенсорные качества, глазомер, речевые навыки; воспитывать эмоциональность, интерес к игре. палочки одной рукой; соблюдать закономерность повтора палочек; выкладывать палочки ступеньки вертикально перед собой снизу-вверх.

Игра «Цветные хороводы»

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей группировать предметы одинаковые по цвету и форме в соответствии с данными ориентирами воспитателя; развивать чувство цвета и формы, мышление, внимание, моторику руки, память, сообразительность; воспитывать самостоятельность, интерес к игре. Игровые правила: выкладывать различные предметы вокруг данных воспитателем ориентиров: палочки, геометрические фигуры; брать предметы одной рукой.

Игра «Волшебники»

Цель. Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

Предварительная работа. Прослушивание песни Ю. Энтина «Где водятся волшебники?»

Ход игры.

Где водятся Волшебники,

Где водятся Волшебники,

Где водятся Волшебники,

В фантазиях твоих.

С кем водятся Волшебники,

С кем водятся Волшебники,

С кем водятся Волшебники,

А с тем, кто верит в них.

Воспитатель: Я сегодня волшебница. Посмотрите какая у меня «волшебная палочка». Хотите узнать, что я умею? (Из набора №2) Уменьшать и увеличивать фигуры. Был домик маленький –стал большой дом, зайчик маленький стал большой заяц. Ребята, а кто сам умеет работать «волшебной палочкой»? Дети самостоятельно «превращают» фигуры.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем в прошлом был этот предмет? (Хлеб-зерном; цыплёнок-яйцом) Может быть попробовать сложить предметы из деталей наборов? Интересно какие они получатся?

Рефлексия. «Эмоции»

-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.

 

Игра «Весѐлые мячики»

Задачи дидактического пособия в следующем: учить детей группировать предметы по цвету, заполняя разноцветные колечки мячики маленькими кружочками в соответствии цвету колечек; продолжать развивать умение различать основные цвета: красный, жёлтый, синий, злёный; развивать у детей чувство цвета и ритма, мышление, внимание, сенсорные качества, речевые навыки, мелкую моторику руки; воспитывать дружеские отношения, уважение к сверстникам. Игровые правила: брать предметы одной рукой, заполнять разноцветные колечки кружочками в соответствии цвету колечек.

 

Дидактическая игра «Воздушные шарики»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: набор № J1, набор № 1- шарики разные по цвету и величине, ленточки разные по ширине и цвету.

Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.

-Посмотрите, здесь воздушные шарики!

- Какие шарики?

- Какие по цвету?

Дети рассматривают шарики и называют цвет и величину.

-«Разложите шарики по цвету»

- «Соберите все большие шарики (маленькие, средние)»

- «Найдите все красные (желтые, синие, зеленые) шарики.

-Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые ленточки. Рассматриваются ленточки, дети называют цвет, величину (длинная, короткая). Подберите к каждому шарику ленточку по цвету, размеру.

Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету.

Материал: набор № 7, 8 (круги, палочки)

Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики (круги). Подобрать к шарикам ниточку (палочку, к красному шарику найти красную полоску, к зеленому шарику зеленую полоску и т. д.

Дидактическая игра «Бабушкины блины», «Укрась тортик»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для способствования развитий навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку.

Материал: Набор № 9 (кольца и полукольца)- тарелка для больших кругов, тарелка для маленьких кругов, вырезанные круги из бумаги (тарелки).

Ход игры: Воспитатель: Бабушка пекла блины (большие и маленькие). Большие блины для мамы и папы, а маленькие блинчики для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

 

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений соотносить предметы по величине

Материал: Маленький и большой шарики (наборы № J1 и № 1).

Ход игры: Раздать малышам шарики. Сказать: «Сейчас я покажу вам фокус!» Взять маленький шарик и спрятать его в ладошке. Попросить детей сделать то же самое. Предложить ребятам повторить фокус с большим шариком. Объяснить, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравнить шарики между собой, затем с ладошкой малыша. Можно проделывать подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

 

Дидактическая игра: «Продолжи ряд»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования умений подбирать геометрические фигуры на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

Материал: набор № 7 (геометрические фигуры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

   

Диагностика в конце проекта

- Низкий уровень: 1 ребенок -  5 %    

- Средний уровень: 8 детей   -   37 %

- Высокий уровень: 13 детей - 58 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_syzdykova_a.e._volshchebnye_dary_fryobelya.docx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки успешного проекта

Мастер - класс для начинающих педагогов...

Мой успешный проект

Мой успешный проект....

Мой успешный проект

Проект по развитию речи детей старшего возраста...

Мой успешный проект "Сенсорное развитие"

Опыт работы для воспитателей....

Мой успешный проект

Проект воспитателя старшей группы " Детям о Великой Отечественной войне"...

Мой успешный проект "Занимательная математика"

Мой успешный проект "Занимательная математика"...

Мой успешный проект

Мой успешный проект...