Мастер – класс «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»
Выполнила: Сундеева Н.А.
2023г.
Теоретическая часть
В последнее время в нашей стране мы всё чаще говорим о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Наша жизнь за последние годы существенно изменилась: изменилась жизненная позиция людей, изменились взгляды на происходящие вокруг нас события, изменились ценности. Тем не менее, надо отдать должное дошкольным учреждениям, здесь как раз никаких серьёзных изменений не произошло: мы всеми силами пытаемся воспитать из детей достойных граждан нашей страны; воспитываем в них любовь и уважение к своим близким, родным; учим с почтением относится к старшему поколению; воспитываем любовь к Родине, знакомим с народными традициями. Краеведение лучше других отраслей способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Любовь к родному краю, знание его истории - вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит детей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С. Лихачёв
Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь к родному краю, оно вызывает потребность ребёнка, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине.
Главной целью дошкольного краеведения является - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
- обогащать знания детей о родном крае, городе;
- воспитывать чувство любви и уважения к людям родного края;
- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- формировать знания о народных традициях.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица большого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
В последние годы дети испытывают дефицит общения с взрослыми, поэтому много внимания необходимо уделять беседам и разговорам с детьми, во время которых воспитатель, не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такая работа имеет и для развития связной речи; разговор со взрослым учит ребенка рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями.
Знакомство с родным краем начинается с бесед о городе, рассматривании иллюстраций, показе презентаций; заучивании стихотворений, потешек, считалок, загадок.
Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиска самостоятельного решения. Игры способствуют формированию знаний об истории города, развитию памяти, основ логического мышления. Именно в игре приобретенные детьми знания получают практическое применение, обобщаются, воплощаются в игровых действиях, и самое главное – усваиваются ребенком, становятся его собственными знаниями, повышающими его личностную компетенцию.
При использовании игр следует придерживаться определенных принципов:
- опираться на уже имеющиеся у детей знания;
- следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
- поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
- постепенно усложнять задачу и игровые действия;
- конкретно и четко объяснять правила игры.
Практическая часть
Сегодня я хочу провести с вами игру «Знатоки родного края». В неё включена подборка дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе, его достопримечательностях, природе родного края, народно-прикладном творчестве. Они также развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, способствуют интеллектуальному развитию воспитанников, решению обучающих задач и закреплению пройденного материала.
Правила игры:
Игра состоит из 5 туров. У каждой команды на столах таблички с цифрами 1,2 и 3 с помощью которых даётся ответ. Каждый тур начинается с задания, за быстроту выполнения которого команда может заработать звезду. После 3 тура, команда, набравшая большее количество звёзд, может поменять одну из них на содержимое коробок. В случае отказа, это право получает команда соперников. В последнем 5 туре звезды могут заменить ответы на задания. В игре побеждает команда, набравшая большее количество баллов. В случае ничьей звёзды также повлияют на исход игры.
Рефлексия проводится листочками берёзы: если игра понравилась и участники готовы применять её в своей практике, зелёные листья располагаются на веточках, если – нет, желтые листочки располагаются на земле под берёзкой, промежуточный вариант – листочки парят, не достигли земли.
Начало игры:
1 тур «Население родного края»
Специалисты посчитали, что в Красноярском крае проживают люди 150 национальностей. Самым многочисленным народом являются русские – около 2382000 человек (93,6%). Кто на ваш взгляд занимает 2 место?
Ответ: Татары (19, 4 тыс.), затем таджики (13 тыс.) и украинцы (11,6 тыс.).
- Задания на столах
Д/и «Расскажи о народе»
2 тур «Хозяйственная деятельность»
Продолжая тему населения КК надо отметить, что в настоящее время в нашем регионе проживают и представители коренных малочисленных народов Севера, это долгане, эвенки, ненцы, кеты, селькупы, нганасаны, энцы, чулымцы, основными видами хозяйственной деятельности которых по прежнему остаются оленеводство, охота, рыболовство.
О какой деятельности идёт речь в загадке?
Дядя Хлыст и тётя Нить простачков пошли ловить,
Одурачить простачков пригласили червячков.
Ответ: рыбалка
- Задания на столах
Д/и «Рыбалка»
Капитаны команд ловят рыбу (удочки с магнитом), команда её называет.
3 тур «Родной город»
Откуда произошло название города «Шарыпово»?
Варианты: 1). По фамилии самого богатого жителя рабочего посёлка.
2). По фамилии самой многочисленной семьи.
3). Произошло от хакасского слова (слов), есть разные версии
переводов. Точного никто не знает.
Существует несколько версий.
- По одной из версий считается, что само появление названия у данного населенного пункта обязано происхождением – тюркского имени Шарап (или Шарып) в значении – "благородный".
- Происходит от хакаского слова "шарып" ("шарывтур") в его значении – "светящийся", "светлый". Можно перевести с хакаского название Шарыпово и по-другому в значении – "земляная изба", так как с хакаского языка "шар" ("шер") – "земля", а "ип" ("иб") – "изба" или "дом".
- По наиболее распространенной версии связано с фамилией первопоселенцев на этих землях носивших фамилию Шарыповы во второй половине XVIII века. Связывается славянское происхождение фамилии Шарыповы со значением слова "шарып" – "глазастый", "пучеглазый".
- В википедии:
В 1806 году в деревне Шарыповой записано шесть крестьянских семей, видимо, первых жителей этой деревни, в которых следующие главы семейств:
1.Иван Никифоров Шарыпов 80 л.
2.Михайло Алексеев Дранишников, вдов, 80
3.Иван Алексеев Попов 43
4.Семен Козмин Похабов, вдов, 70
5.Спиридон Михайлов Владимиров 37
6.Иван Петров Анашкин 39
Всего в шести семьях по деревне Шарыповой учтено 63 души обоего пола, из них 29 душ мужского и 34 души женского пола. Самая многочисленная семья крестьянина Ивана Никифорова Шарыпова. В ней 14 душ мужского пола и 10 душ женского пола, а всего 24 души обоего пола. По нормам того времени, вновь основанная деревня получала свое название по фамилии одного из первых русских жителей, в данном случае это был Иван Шарыпов.
- Задание нат столах:
Д/и «Лабиринты» или «Гости города»
«Гости города» должны пройти лабиринт и выйти на достопримечательность города Шарыпово, затем в 3-4 предложения рассказать о местной достопримечательности.
Рассказ можно построить, отвечая на вопросы: Как называется? Где расположено? Что из себя представляет? Какой интересный объект(ы) находятся рядом? и т.д.
IV тур «Животный мир Красноярского края»
Кто из представленных животных не водится в Красноярском крае: ирбис, сельдяной кит или козерог?
Ответ: все водятся
- Задание на столах
Д/и «Чьи следы?»
Правильность ответа проверяется с помощью фонарика.
V тур «Музыкальный»
На мой взгляд под цифрой 1 расположена лютня, под цифрой 2 – домбра, под цифрой 3 – домра. А вы как считаете, что перепутано?
Ответ:
- Задание на столах
Д/и «Песни о неофициальных символах России и народных промыслах» или «Обгонялки».
За неспетую песню можно отдать звезду и продолжить игру.
На этом игра окончена, осталось подвести итоги.
Рефлексия: «Берёзка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....
Мастер - класс "Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте"
Мастер - класс для воспитателей....
Мастер - класс Использование нетрадиционного игрового оборудования в изучении бурятского языка с детьми дошкольного возраста " Сюрпризные коробки"
Актуальность: материалы данного мастер – класса могут использоваться педагогами дошкольного образования для работы по изучению бурятского языка.Цель: повысить уровень профессионально...
Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...
Мастер-класс. «Использование конструктора Morphun «ПРОектирование - Радуга» в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста».
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев».В. А. СухомлинскийЦель: повышение профессионального мастерства педагогов по использованию конструктора Morphun ...
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»
Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...