Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
консультация
К числу важных новообразований раннего детства относится овладение ребёнком предметной деятельностью. Предпосылки её формирования в младенческом возрасте: сложные манипуляции с предметами, овладение некоторыми действиями по показу взрослых (ладушки), перенос усвоенного действия на новый предмет. Но манипуляции направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов. Так, малыш ложкой действует как палочкой, карандашом, совочком.
В раннем детстве предметы начинают выступать не как объекты, удобные для манипулирования, но и как имеющие определённое назначение и определённый способ употребления. Именно это и отличает предметную деятельность от манипулятивной. Функции предметов открывает взрослый. Деловое общение способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.
В презентации представлены этапы развития игровой деятельности в раннем возрасте и руководство взрослого на каждом этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.14 МБ |
![]() | 25.5 КБ |
![]() | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
Неспецифические действия
- зрительные действия (рассматривает, вглядывается, наблюдает),
- оральные (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает),
- мануальные (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает, перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т.д..).
- ребенок учится держать игрушку в каждой руке и перекладывать их – первые манипуляции с предметами.
- по многу раз повторяет какое-то понравившееся действие:
- стучит предметом по поверхности стола,
- размахивает им,
- двигает предмет, часто даже не глядя на него.
Специфические действия
Образец действия:
- деятельность в соответствии со значением вещи (расческой по голове).
- деятельность направлена на результат применения предмета (расчесывание волос зубчиками расчески).
Игры-подражания:
- погремушкой звенеть,
- «попищать» игрушкой-пищалкой,
- заводить прыгающую игрушку.
- ребенок укачивает куклу, не обращая внимания на ее положение вверх ногами,
- ребенок требует ту куклу, которая находилась в руках взрослого.
Соотносящие действия
Элементы соотносящих действий:
- шарик опускает в миску, снимает колпачки со стержня.
На сборно-разборных игрушках:
- открывать и закрывать коробочку,
- включать – выключать свет,
- собирать и разбирать пирамидку.
Ребенок начинает действовать по словесному указанию взрослого, т.к. стимул - получить результат.
Соотносит игрушки по величине, форме, потом по цвету.
Орудийные действия
2 вида предметных действий:
- Ручные действия - предметом действуют так, как самой рукой; предмет становится как бы простым удлинением или просто придатком руки (ложка с функциональной стороны является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем верней попадает в рот, чем ближе он к самой руке);
- Орудийные действия - рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие (приемы пользования ложкой: не прямо в рот, но сначала вверх и все время горизонтально).
Освоение предметных действий
1) общая функция предмета, которая задает смысл совершаемого действия,
(действие ребенка палкой определяется смыслом действия – чтобы достать недоступный предмет).
2) освоение операционально-технической стороны предметного действия в процессе создания ребенком образа действия с предметом.
Построение образа действия с предметом осуществляется в результате разнообразных проб.
Возникновение этого образа знаменует собой конец формирования данного предметного действия.
Процессуальные действия
- однообразие, «одноактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними;
- содержанием игровых действий является подражание взрослому — ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым;
- материалом для игры служат только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребенка;
- слабая эмоциональная включенность в игру — ребенок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.
2 типа переноса действий
- перенос действия с одного предмета на другой (ребенок научился расчесываться своей расческой, затем может расчесываться и маминой щеткой, и бабушкиной расческой);
- перенос действия из одной ситуации в другую, т.е. ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой, ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку).
В результате происходит:
- обобщение функции предмета,
- отрыв действия от предмета и от ситуации.
Это способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя со взрослым.
Игровые действия
- Действия «понарошку» только с предметами, похожими на настоящие (могут кормить взрослых или кукол, пользуясь настоящими или игрушечными чашками, ложками);
- Действия с предметами-заместителями (палочка – ложка, кубик – телефон).
Содержание игр – воспроизведение виденных и усвоенных предметных действий («варят кашу», «укладывают спать», «кормят кукол»).
Игровые замещения
Этапы приобщения ребенка к игре с игровыми замещениями (с предметами – заместителями):
- ребенок не проявляет никакого интереса к замещающим действиям взрослого. Пользуется только реалистическими игрушками по их прямому назначению.
- формально подражает действиям взрослого с предметами заместителями, не осознавая смысл замещения.
- ребенок самостоятельно воспроизводит отсроченную имитацию замещающих действий взрослого (достаточно точно и полно их копирует и сосредоточен на их выполнении).
- наряду с подражательными появляются самостоятельные замещения, представляющие собой вариации действий взрослого. Уже есть действия с предметом-заместителем, но еще нет называния этого предмета игровым именем.
Условия переименования предмета новым именем
- после произведения соответствующего действия,
- эмоциональная вовлеченность ребенка в игру и в действия взрослого, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой и если ребенок «заражается» этой увлеченностью.
Если же взрослый просто демонстрирует новые действия с предметами и комментирует их, дети ограничиваются подражанием, но никогда не называют предметы новыми именами и не переходят к самостоятельным замещениям.
Сюжетно-отобразительная игра
В игре отражены не только предметные действия, но и человек, действующий определённым образом:
- одно сюжетное действие («кормит»),
- несколько взаимосвязанных сюжетных действий («кормит – укладывает спать – гуляет»).
- действия человека не выделяются из отображаемого ребенком жизненного явления (ребенок изображает в игре и шофера и шум мотора);
- каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику, но комбинируется в произвольной последовательности.
- появляется ролевое действие – ребенок берет на себя роль, выполняя то или иное действие, НО не называет себя именем взрослых, чьи действия он выполняет, А называет себя собственным именем, чтобы понять, что именно он произвел действие.
- обозначение игровых действий чужим именем, т.е. ролью. Это и есть возникновение роли (называние куклы (заменителя человека) именем действующего лица, появляется разговор от имени куклы – это зачатки будущей ролевой речи, которая произносится не от «лица» роли, взятой на себя ребенком, а через куклу.
- Нет явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве, но его действия одухотворены воображаемым общением и отражают деятельность взрослых.
Именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой (речевое сопровождение игры через обозначение действий словом и диалог с игрушкой).
Предпосылки перехода к сюжетно-ролевой игре
- Появление обобщенных действий,
- Использование предметов-заместителей.
- Объединение действий в единый сюжет.
- Называние себя именем героя.
- Обогащение содержания игры.
Предварительный просмотр:
«Руководство игровой деятельностью детей раннего возраста»
Неспецифические действия
Роль взрослого:
- эмоционально общается с ребенком.
- создает эмоциональный настрой.
Специфические действия
- показывает образец действий с предметами,
- поощряет,
- контролирует формирование показанного действия,
- воспроизводит понравившееся действие.
Образец действия:
- деятельность в соответствии со значением вещи (расческой по голове).
- деятельность направлена на результат применения предмета (расчесывание волос зубчиками расчески).
Соотносящие действия
Роль взрослого:
- Обучает прямым и обратным действиям: открыл-закрыл, вынул – вложил:
- показ образца,
- пояснение своего действия,
- следит, чтобы не отвлекался, понимал смысл сказанного,
- действие рукой ребенка для развития подражания.
- взрослый обращает внимание ребенка на результат: получилась матрешка, пирамидка.
- готовит сюрпризный момент при выполнении задания на сортировку
- учит соотносить игрушку и аналогичную картинку.
Орудийные действия
Роль взрослого:
- Только совместная игра взрослого с ребенком на основе подражания.
- Взрослый – главный партнер.
- Длительное обучение взрослым под влиянием образца взрослого – прямое вмешательство взрослого.
Функции взрослого:
- взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
- организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
- через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.
Освоение предметных действий
Роль взрослого:
- дает образец действия предметом (н-р, палкой можно доставать недоступные предметы),
- подтверждает правильность действий ребенка пока не сформирован образ действия (пока не научится доставать недоступный предмет).
Это подтверждается своеобразной «прикованностью» ребенка ко взрослому на всем протяжении формирования действия, которая внешне выражается в словах «Так! Так!», в вопросительных взглядах, в поисках помощи и пр.
Процессуальные действия
Роль взрослого:
- образец игровых действий для подражаний,
- предлагает разнообразные образцы.
2 типа переноса действий
Роль взрослого:
- обучает,
- подсказывает,
- одобряет, т.е. способствует формированию обобщения (мыслительному образованию),
- Просит ребенка:
- Найти названную игрушку среди контрастных по внешнему виду (зайца среди мячей),
- Выбрать игрушку среди похожих по внешнему виду (белого пушистого зайца среди белых пушистых медвежат).
- Как только ребенок освоит одно действие с куклой, взрослый помогает осуществить перенос действия на другие игрушки, предложив: «Покормил куклу? А теперь покорми кошку!».
- Для закрепления обобщений предлагает разные сочетания действий:
- Покажи носик у куклы.
- Вытри свой носик.
- Инициирует игры «Кому что нужно?», «Парные картинки», «Подбери такую же игрушку», ориентируясь на величину и цвет однотипных предметов.
- Показ инсценировок (покормить, полечить и т.д.).
Игровые действия
Истоки игры только в отношениях со взрослыми.
Роль взрослого:
- демонстрирует действия с сюжетной игрушкой, открывает назначение игрушки и смысл сюжетного действия, которое понятно ребенку по его личному опыту (накормить, уложить спать, искупать, погулять и т.д.),
- обогащает жизненный опыт ребенка (наблюдение за игрой старших детей, за трудом взрослых, привлекает его к самостоятельным действиям по самообслуживанию, на занятиях – показывает кукольный спектакль и инсценировки, обсуждение незатейливых сюжетом книг, иллюстраций),
- вовлекает ребенка в игру рядом (эмоционально относится к игре, конкретно и понятно действует с пояснением их значимости), предлагая выполнить то же действие со своей любимой игрушкой (воспитатель действует рукой ребенка).
Обогащение игрового опыта:
1.Соединяет два действия в одну сюжетную линию:
«Покормили зайчика. Теперь можно пойти с ним погулять!»
2.Задача донести до ребенка смысл сюжетной игры:
- предлагать сюжетную игрушку, не ставя перед ним конкретную задачу, а лишь перечислив варианты развития игровых действий (Хочешь поиграть с мишкой? А что будешь с ним делать: укладывать спать или танцевать?)
- поставить задачу, но не предлагать ему игрушку, а предоставить свободу выбора (хочешь в этой ванночке кого-нибудь покупать? Кого? Выбирай сам!)
3.Ребенок с удовольствием выполняет дополнительные поручения взрослого («Помешай кашу – она горячая»).
Игровые замещения (действия с предметами-заместителям)
Роль взрослого:
- Совместная игра со взрослым, который передает ребенку способ замещения одних предметов другими.
- Взрослый на глазах у ребенка играет с реалистичными игрушками и предметами с неопределенным значением, комментируя свои действия словами и пытаясь вовлечь ребенка в свою игру.
- Включение в развивающую среду:
- дополнительных атрибутов (расчески, салфетки, полотенца, градусник и т.д.),
- полифункциолнальных предметов (шарики, палочки, кубики и т.п.).
- взрослый - партнер, инициатор продолжения, усложнения, разворачивания игры.
Сюжетно-отобразительная игра
Взрослый руководит с помощью прямых и косвенных приемов:
- формулируя игровые задачи,
- показывая и называя игровые действия,
- усложняя решение задачи советом дополнительных игровых действий (напоить молоком, приготовить постель),
- ставит в условия необходимости использования предметов-заместителей (взять палочку вместо ложки).
Закономерности усвоения предметных действий:
- предметные действия формируются только в совместной деятельности взрослого и ребенка,
- смыслом процесса освоения предметного действия ребенком являются отношения, в которые он вступает со взрослым, благодаря им возникает и возникает тенденция следовать образцу действия, показываемому взрослыми,
- при освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия, которую ребенок осуществляет совместно со взрослым. Сначала ребенок выделяет общую функцию предмета, которая задает смысл совершаемого действия и лишь затем на этой основе овладевает технической стороной действия,
- критерием правильности употребления предмета-орудия выступает не результат, а соответствие образцу, носитель которого – взрослый,
- освоение операционно-технической стороны предметного действия осуществляется в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием,
- создание ребенком образа действий с предметом-орудием не есть одномоментный акт, оно происходит в результате разнообразных проб,
- ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, опосредована образом действия, создаваемого самим ребенком в ходе совместной работы со взрослым,
- процесс формирования образа действия с предметом-орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка со взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-462023-1419750487.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"
Раскрыт опыт работы с детьми раннего возраста о значении игры....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-677169-1443624252.png)
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
В раннем возрасте формируются наиболее фундаментальные способности детей, а игра занимает в жизни ребёнка очень большое место. В данной статье рассматриваются цели и задачи, которые должен ставить пер...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743350-1453744273.jpg)
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх-потешках, в песенках и стишках,...
Создание условий для развития игровой деятельности у детей раннего возраста
Раннее детство – короткий, но важный период становления личности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффект...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/10/picture-684950-1557488285.jpg)
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста в условиях внедрение ФГОС.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1065966-1547371169.jpg)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2016г.-2017г. «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» .Младшая группа
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016г.-2017 г. "РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА" ПОДГОТОВИЛ ВОСПИТАТЕЛЬ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ : САМОЙЛОВА Н.С...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...