Проект "Путешествие в мир этикета"
проект (подготовительная группа)
Творческий проект "Путешествие в мир этикета" подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etiket_yanvar.docx | 193.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭТИКЕТА
Творческий проект
Подготовительная «Б» группа
Подготовила воспитатель: Федоровская С.А.
Краткосрочный творческий проект «Путешествие в мир этикета»
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта:
Краткосрочный 09.01-19.01.2024
Тип проекта: Познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Актуальность проекта:
Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе. Дети, так же как взрослые, должны знать как себя вести. А мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, все близкие и родные люди должны помочь им в освоении этикета.
Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.
Цель проекта:
Формирование у детей основ этикета.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.
2. Учить детей анализировать поступки людей, персонажей, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
3. Развивать у детей эмпатию: сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.
4. Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета.
5. Закреплять основы эстетического отношения к своим вещам и внешности дать понять детям, что внешность человека играет не последнюю роль в жизни.
6. Продолжать закреплять знания культурно - гигиенических правил.
7. Способствовать развитию речи, мелкой моторики и координации рук.
8. Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап.
Воспитатели:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Информирование родителей о целях и реализации данного проекта.
Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний об этикете.
Создание развивающей среды в группе.
Разработка плана мероприятий с воспитанниками.
Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
Поиск художественной литературы для чтения, презентаций для показа детям.
Подборка игр, музыкальных произведений, наглядного материала по данной теме.
Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников.
Оформление информационного стенда в группе по данной теме.
Родители:
Знакомство с темой, целями, задачами, актуальностью проекта.
Решение о принятии участия в проекте.
Привлечение к подборке материала для проекта.
Дети.
Вхождение в проблему проекта
(Модель трех вопросов: что знаем? что хотим узнать? как узнать).
2. Основной этап.
Воспитатели, дети:
Цикл бесед: «Поведение за столом», «Волшебные слова», «Вежливые зрители», «Мы едем, едем, едем!», «В гостях у друга!», «К нам гости пришли», «Добрые дела и поступки», «Как правильно и красиво накрыть стол», «Лень портит», «Беседа о честности».
Просмотр презентаций: «Азбука вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо»».
Решение проблемных ситуаций: «Моя мама заболела», «Неожиданно пришли гости».
Чтение художественной литературы и слушание аудиозаписей: А. Барто «В театре», «Любочка», «Вежливый поступок»; Е. Благинина «Подарок»; В. Сухомлинский «Почему плачет синичка»; Н. Юсупов «Простите!»; Н. Дурова «Заботливая подруга»; В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово», «Печенье», «Плохо»; Я. Райнис «Дедушка и яблонька»; Э. Шим «Не смей!», «Брат и маленькая сестра»; Л. Толстой «Косточка»; К Ушинский «Сила не право».
Просмотр мультфильмов: «Смешарики: азбука доброжелательности», «Чудесный колокольчик», «Мальчик-с-пальчик», «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Золушка». «Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры».
Дидактические игры: «Да - нет», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Комплименты», «Волшебный клубочек».
Сюжетно –ролевые игры: «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «Семья», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости», «В театре», «Школа».
Познавательно –исследовательская деятельность: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Волшебные слова - почему они волшебные», «Правила поведения детей в спальне, групповой комнате, раздевалке, туалетной комнате», «Мы едем в транспорте», «Помощники речи – жесты, мимика, интонация», «Будь всегда вежливым». Рассматривание плаката: «Будь вежливым». Заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Продуктивная деятельность.
Рисование: «Подарок для мамы» (салфетки, «Наши эмоции», «Как я помогаю дома», раскрашивание раскрасок.
Аппликация: «Красивая салфетка для гостей», «Открытка для мамы».
Лепка: «Накроем стол для гостей» (посуда)
Конструирование: «Мебель для гостей», «Подарки для малышей» (оригами)
Музыкально - эстетическая деятельность: Песни Шаинского: «Улыбка», «Если с другом вышел в путь»; Савельева: «Если добрый ты»; «Друг в беде не бросит»; танец «Потанцуй со мной, дружок»; Слушание «Наедине с природой».
Разучивание новых физкультминуток, комплексов дыхательной и пальчиковой гимнастики на тему «Этикет».
Родители, дети:
Совместная работа дома:
Индивидуальные беседы: «Что такое этикет», «Семейные ценности и традиции»,
Решение кроссвордов на тему: «Этикет».
Составление рассказа «Что я умею делать лучше всего».
Рисование на тему: «Нарисуй свое желание».
Помощь в оформлении фотовыставки, выставки рисунков.
Воспитатели, родители:
Консультации и беседы для родителей:
«Этикет в обществе и дома», «Воспитание сказкой», «Как вырастить культурного ребенка», «Важность добрых и ласковых слов».
3. Заключительный этап.
Оформление выставки рисунков «Уроки вежливости».
Оформление фотовыставки на тему: «Сервировка стола».
Проведение викторины «Знатоки этикета».
Анализ проведенной работы показал, что
1. У детей сформированы чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепились дружеские взаимоотношения в коллективе.
3. Появились способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысился уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
После завершения проекта воспитанники смогут применять имеющиеся знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета, уважать старших.
Приложение
Беседа: «Как правильно и красиво накрыть на стол».
Содержание беседы
И в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью. Начинают накрывать на стол с того, что стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место, где для него ставят тарелки и бокалы, кладут приборы. Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола: длиной 50 – 70 см, шириной до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на нем.
У стола ставят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив каждого стула – закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними закусочная и столовая вилки зубчиками вверх так, чтобы они не упирались в стол. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, повернутые лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки: ими нужно пользоваться в первую очередь, так как застолье начинается с закусок.
Когда хозяйка уберет закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для нег столовые тарелки, следует взять в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке стола столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки должно быть примерно 2 см (2-3 пальца), до хлебной – 5 см.
Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.
Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.
Приготовив место для каждого гостя, следует заняться общей сервировкой. Нужно разместить на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставочные тарелочки, - шпроты и сардины. У каждого блюда – приборы; для салата – салатные ложка и вилка, для закусок – маленькие вилочки. Закуски с общего стола на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой. Стол можно украсть цветами или свечами.
На праздничный стол ставится супница, и хозяйка разливает суп в тарелки на глазах у гостей. Когда переходят ко второму горячему блюду, на стол выставляется блюдо с мясом и гарниром. Гости могут сами разложить еду по тарелкам, либо это делает хозяйка.
Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность (кто-то прольет воду или испачкает скатерть), можно накрыть это место плотной салфеткой и поставить сверху тарелку с закуской.
Беседа: «Я в гостях у друга»
Предварительная работа с детьми:
- инсценировка прихода Вини-Пуха в гости к Пятачку»;
- Чтение сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».
Содержание беседы
Собираясь на День рождения, хороший гость должен, во-первых, приготовить подарок для друга и цветы для его мамы, а во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье. Можно разучить песню, стихотворение, мелодию на музыкальном инструменте – то, что умеешь делать лучше всего. Праздник пройдет весело, если каждый сделает что-то хорошее и веселое для других. В-третьих, надо взять с собой хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях. Нельзя обижать именинника своими капризами, ссорой с друзьями. В конце праздника надо поблагодарить хозяев дома.
Правила этикета, которые надо соблюдать:
- гости приходят с подарками и цветами;
- они всегда хорошо одеты, приносят сменную обувь;
- хозяином праздника является именинник, его родители помогают ему;
- гости приходят с хорошим настроением, приготовленными для праздника выступлениями (если гость отказывается выступать, не надо его заставлять);
- в конце праздника приглашенные благодарят хозяев за гостеприимство;
- нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить плохие слова.
Беседа: «Поведение за столом»
Предварительная работа с детьми:
Провести беседу о том, какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложить ребятам закончить фразы:
-есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
-не склоняться низко… (над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
-на столе лежат только кисти рук, локти на стол…(не ставим);
-обе руки либо свободны, либо…(заняты); нож в правой руке, вилка…(в левой);
-если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
-за столом нельзя говорить…( громко или с полным ртом);
-если во рту пища, воду…(не пьют);
-если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
-упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
-бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
-не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
-всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами…(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).
Содержание беседы
Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета.
Одно из них – красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам и девочкам. Кавалер легко и красиво отодвигает стул от стола. Для этого нужно взять его за спинку, приподнять и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.
Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях, выходим из-за стола – кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной 9столовой0 тарелками. Когда совсем закончили трапезу, следует положить салфетку на пирожковую тарелку. Во время застолья ее не меняют. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить на колени.
Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетки так, чтобы следы оказались внутри нее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Каждое новое блюдо следует есть новыми приборами и использовать чистую бумажную салфетку.
Важное правило – пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки и груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. Неприятно смотреть на человека, пытающегося прожевать большие куски.
В правой руке держат нож, лезвием вниз. В левой руке вилка, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. При этом ручки приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных пальцев опираются на них. Оба прибора должны быть одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки.
Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо – к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево – к левой руке. Завершив трапезу, нож кладем также, а вилку – слева от ножа, зубчиками вверх.
Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, затем отрезаем следующий.
Несколько советов:
- чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;
- вилку держим крепко и под небольшим наклоном, чтобы кусок не выскользнул;
- нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;
- если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку, проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.
Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку. Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать гарнир на вилку ножом.
Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать столовые приборы, протяните правой рукой нож или вилку ручкой к попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с лезвием.
То, что легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку, котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные – под краем.
Викторина- презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Транспортный этикет, словарь этикета
Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...
Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.
Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете
Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...