Визуальные методы взаимодействия с воспитанниками в дошкольном образовании.
статья (средняя группа)

Курочкина Алла Викторовна

Визуальные методы взаимодействия с воспитанниками в дошкольном образовании.

Почему визуализация важна? Дело не только в том, что знание её законов формирует эстетический вкус, но и помогает эффективно транслировать обучающую информацию, что крайне актуально в педагогической деятельности.

В последние годы развитие образования сопровождается активным внедрением концепции визуализации знаний. Инфографика, презентации, видеоролики, подкасты — вся эта колоссальная визуальная инфраструктура уже сейчас реализуется в школах и ВУЗах нашей страны. Именно с ней предстоит иметь дело дошкольнику после выпуска из детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_tekst.docx393.6 КБ

Предварительный просмотр:

Визуальные методы взаимодействия с воспитанниками в дошкольном образовании.

Почему визуализация важна? Дело не только в том, что знание её законов формирует эстетический вкус, но и помогает эффективно транслировать обучающую информацию, что крайне актуально в педагогической деятельности.

В последние годы развитие образования сопровождается активным внедрением концепции визуализации знаний. Инфографика, презентации, видеоролики, подкасты — вся эта колоссальная визуальная инфраструктура уже сейчас реализуется в школах и ВУЗах нашей страны. Именно с ней предстоит иметь дело дошкольнику после выпуска из детского сада.

Purple Professional Gradient Timeline Infographic.jpg image_8464587_16877307.png

Но готов ли современный педагог ДОУ достойно передать своего воспитанника в рамках этой непростой эстафеты? Для этого необходимо делать активный упор на формирование визуального мышления дошкольника.

В основе визуального мышления лежит одна простая базовая единица информации — изображение. Актуализация изображений побуждает педагогов интегрировать визуальные методы взаимодействия в детском саду. Исходя из способов реализации, их можно условно разделить на два основных вида: Прикладные и Мультимедийные.

Начнём с прикладных. Основой таких методов является амбиция наполнить внутреннюю инфраструктуру группового помещения функциональными изображениями.

Например, мы с коллегой используем карточки действий. С их помощью мы визуализировали основные каналы восприятия — слушаем, говорим, смотрим. Карточки очень удобно использовать в таких режимных моментах как, например, утренний круг. Они помогают детям рационализировать свои действия, регулировать эмоции, а педагогу дают возможность модерировать коммуникацию в ситуации обучения. Карточки находятся в свободном доступе – дети могут использовать их в бытовом общении или игре.

кыз3.jpg

Также отдельное внимание мы уделяем концепту выбора. Ребенок должен учиться выбирать, так формируется его субъектность. В нашей группе есть зоны, где дети голосуют с помощью картинок. Перед тихим часом они выбирают, будем ли мы читать сказку, слушать музыку или аудиосказку.

кыз 2.jpg

 Недавно у нас появился уголок «Кинопочта» — здесь ребята в течение недели отправляют в ящик картинки с темой, на которую им было бы интересно вместе посмотреть познавательный ролик.

кыз.jpg

Индикатор настроения — отнюдь не ноу-хау для детских садов, однако, я считаю, что он должен быть у каждого педагога. Локализовать его эффективнее всего в приёмной — так из мониторингового инструмента воспитателя он превращается ещё и визуализатор динамики настроения ребёнка непосредственно для родителей.

В работе с изображениями важно пробовать экспериментировать не только с содержанием, но и с формой. Я использую большие алгоритмы – мы их назвали «алгоритмы-гиганты», которые формируют пространственное мышление, а также закладывают основы программирования.

Детский сад – уникальное место, где дети чаще всего взаимодействуют с текстом сказки: мы их читаем, рисуем, ставим и даже играем в них. Поэтому важно использовать методы, моделирующие структуру их сюжета. Прекрасной практикой в области развития речи и формирования навыка рассказывания историй оказались карты Проппа. ПРИМ: Владимир Яковлевич Пропп – русский филолог, фольклорист, выделил основные сюжетные архетипы в волшебной сказке.

Мультимедийные методы.

Мультимедийные методы — это такие методы репрезентации учебной информации, которые реализуются с помощью технических и цифровых средств. Я использую проектор в различных видах деятельности. Так, например, у нас есть локальная рубрика «герой дня», в рамках которой детям по видеосвязи в гости  приходят различные персонажи. Персонажи могут анонсировать текущие задачи дня, поздравлять именинников, а также выполнять назидательные функции — комментировать конфликты, предлагать способы их разрешения.

Проектор можно активно использовать в досуговой деятельности в форме познавательных викторин и  трансляции тематических видеороликов, для современного педагога этот ресурс неисчерпаем в плане создания и реализации конкурсных работ. Например, в этом году мы с моими коллегами и детьми создали очаровательный ролик-пародию в стиле немого кинематографа на районный конкурс «Компьютерное зазеркалье», в котором мы заняли первое место в номинации «Видеопроект».

Все, что мы реализуем с детьми с помощью мультимедиа является настоящим визуальным продуктом, артефактом. Педагогу важно не забывать показывать совместно созданные продукты детям, вместе рефлексировать над содержанием и формой, фиксировать полученный результат. Такие форматы хорошо формируют паттерны визуального мышления, а для педагога являются колоссальной возможностью достойно шагать в ногу с современностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.

Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....

Статья на тему: "Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования"

Как ребенку познать закономерности и явления окружающего мира с помощью метода экспериментирования....

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного и дошкольного образований, овладение техники «крейзи – пэчворк»

ldquo;Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества” Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изго...

Метод трех вопросов в рамках Дошкольного образования (конспект по теме: "Что такое музей?")

Что такое музей? История создания музеев.(Метод трех вопросов)...

Динамика результатов освоения воспитанниками ООП дошкольного образования по итогам мониторинга за 4 года

Аналитическая справка по освоению дошкольниками ООП дошкольного образования...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видо...

Проект на тему: «Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видо...