Проект на тему: «Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования»
проект (старшая группа)

Овсепян Ольга Романовна

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами, а также дидактическую игру и другие виды игры, которые формируют: коммуникативные качества (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), формирование познавательных действий, развитие мышления, воображения и творческой активности. Так же формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в игровой деятельности. Одним из направлений социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (п. 2.6).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pdd_didakticheskie_igry_kak_sredstvo.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Росинка » П роект на тему: « Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования » Выполнил: воспитатель Овсепян Ольга Романовна Калуга, 2019

Слайд 2

Актуальность проекта: Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами, а также дидактическую игру и другие виды игры, которые формируют: коммуникативные качества (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), формирование познавательных действий, развитие мышления, воображения и творческой активности. Так же формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в игровой деятельности. Одним из направлений социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (п. 2.6). Проблема: Внимателен ли ребенок на дороге? Соблюдает ли элементарные правила дорожного движения? Работа по формированию представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Слайд 3

Цель проекта: Создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Задачи проекта: 1) Образовательные: - познакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками; - сформировать представления о назначении светофора и его сигналах; - научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать. 2) Развивающие: - развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; - стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков. - способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; - развивать связную речь. 3) Воспитательные: - воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Слайд 4

Наименование проекта: Образовательный проект « Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования ». Адресация проекта: Данный проект предназначен для реализации совместной деятельности педагога с детьми старшей группы, родителей воспитанников, педагогического состава учреждения дошкольного образования. Участники проекта: Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители. Продолжительность проекта: Краткосрочный (начало – январь, окончание – февраль). Вид проекта: Творческий, познавательный. Риски: 1)малая активность родителей в участии совместного мероприятия в ходе реализации проекта; 2)Недостаточная заинтересованность детей в «дорожной проблеме». Перспективы развития проекта: данный проект позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и транспорте. Будет создана предметно – развивающая среда, подобрана методическая литература. Дети будут знать дорожные знаки, а главное будет формироваться привычка соблюдать ПДД. Обогащение словарного запаса детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекрёсток, светофор, дорожные знаки. По окончании проекта, деятельность в выбранном направлении будет продолжена.

Слайд 5

Итоги проекта: 1) изготовление макета микрорайона с дорожными знаками; 2) создание тематического альбома «Дорожные знаки на улицах моего города»; 3) буклет - памятка для родителей по правилам дорожного движения; 4)изготовление дидактических игр позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Полученные показатели эффективности работы: 1. Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями). 2. Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях 3. Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях 4. Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. 5. Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности 6. Повышение компетентности родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города. 7.Систематизация представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. 8. Обогащение словарного запаса детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе».

Слайд 6

Поставленные задачи Наименование деятельности (мероприятия, для достижения поставленной задачи) 1) Образовательные: - познакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками; - сформировать представления о назначении светофора и его сигналах; - научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать. НОД с элементами экспериментирования «Дорожный транспорт» Прогулка к пешеходному переходу. Беседа с сотрудником ГИБДД Просмотр мультфильмов « Смешарики . Азбука безопасности», «Уроки тетушки совы». Беседа «Переход проезжей части в разное время года». Подвижные игры «К своему знаку», «Светофор», «Автомобиль и светофор». Физминутка «Дорога не тропинка». Лепка «Грузовик». Рисование «Правила дорожного движения. Светофор». Аппликация «Грузовик на дорогах города». Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». Создание альбома «Дорожные знаки на улицах моего города». Рассматривание иллюстраций и выставка творческих работ. План реализации поставленных задач. Поставленные задачи Наименование деятельности (мероприятия, для достижения поставленной задачи) 1) Образовательные: - познакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками; - сформировать представления о назначении светофора и его сигналах; - научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать. НОД с элементами экспериментирования «Дорожный транспорт» Прогулка к пешеходному переходу. Беседа с сотрудником ГИБДД Просмотр мультфильмов « Смешарики . Азбука безопасности», «Уроки тетушки совы». Беседа «Переход проезжей части в разное время года». Подвижные игры «К своему знаку», «Светофор», «Автомобиль и светофор». Физминутка «Дорога не тропинка». Лепка «Грузовик». Рисование «Правила дорожного движения. Светофор». Аппликация «Грузовик на дорогах города». Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». Создание альбома «Дорожные знаки на улицах моего города». Рассматривание иллюстраций и выставка творческих работ. План реализации поставленных задач.

Слайд 7

2) Развивающие: - развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; - стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков. - способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; - развивать связную речь. Конструирование на тему: «Транспорт на улице». Дидактические игры: «Собери знаки» «Телефон», «Стоянка транспорта», «Пешеходный переход» и др. по желанию: составление из частей, наложение одной формы на другую. «Кто больше знает»: закрепления знания дорожных знаков и правил дорожного движения. Игра - макет «Пешеход -дорога»: закреплять правила поведения на улице. «Движение пешехода» макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера . Отгадывание загадок по ПДД, чтение стихотворений по ПДД - «Мы по улице идем». Кукольный спектакль «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения». Беседа: «Правила для пешеходов», «Друг пешехода – пешеходный переход». Игры по ПДД: «Учим дорожные знаки»

Слайд 8

3) Воспитательные: - воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения. Дидактические игры «Подбери нужные знаки», «Собери знак», «Вопрос – ответ», «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки», «Передай жезл». Художественная литература: - И. Серяков «Улица, где все спешат», - А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», - В. Клименко «Происшествие с игрушками», - С. Михалков «Дядя Степа», - К. Малеванная «Приключения бабы Яги», - В. Семернин «Запрещается – разрешается», - С. Михалков «Моя улица», - Ю. Трофимов «Песенка про светофор». - Отгадывание загадок.

Слайд 9

Этапы работы над проектом. 1-й ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1)постановка цели и определение задач; 2)постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»; 3)определить продукт проекта; 4)изучение методической литературы; 5)составление плана реализации проекта; 6)создание РППС. 2-й ЭТАП: ПЛАНИРОВАНИЕ 1)разработка и составление плана – графика работы над проектом; 2)подготовка и проведение диагностики с детьми; 3)изготовление дидактических игр, пособий по теме проекта; 4)разработка конспектов НОД для достижения поставленных задач; 5)организация образовательной деятельности; 6)разработка и составление материала для работы с родителями по теме проекта (анкетирование).

Слайд 10

3-й ЭТАП: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ 1)дидактические игры; 2)сюжетно-ролевые игры; 3)настольные игры; 4)подвижные игры; 5)беседы по соответствующей теме; 6)рассматривание тематических альбомов; 7)чтение художественной литературы; 8)конструирование; 9) создание макета микрорайона с дорожными знаками; 10)художественно – творческая деятельность. 4 - й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 1)подведение итогов проекта (анализ проделанной работы); 2)проведение заключительной диагностики воспитанников; 3)обработка, оформление материалов по проекту; 4)представление опыта (п ланируется трансляция проекта на педагогическом совете); 5)предоставление фотоотчёта .

Слайд 11

Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям. ОО «познавательное развитие» 1)Проведение с воспитанниками викторины: «Пешеход на улице». 2)Дидактические игры: «Будь внимательным»; «Виды перекрестков»; «Виды транспорта»; «Наша улица»; «Поставь дорожный знак»; «Правильно разложи»; «Светофор»; «Собери знак»; «Наш друг Светофор»; «Шофёры»; «Пешеходы». 3) Ситуативные беседы по теме «Профессия водитель». 4)Ситуационно-имитационное моделирование: Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?». ОО «Социально-коммуникативное развитие» 1)Провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!»; «Как вести себя на улице и в транспорте?»; «Какие правила дорожного движения вы знаете?»; «Кто управляет дорогой?»; «Знаки дорожные помни всегда»; «О работе ГИБДД»; «Осторожно, дорога!»; «Правила для пассажиров»; «Транспорт на улицах города». 2)Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: « Смешарики : Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей». 3)Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу», «Водители и пешеходы».

Слайд 12

ОО «Речевое развитие» 1)Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности»; Веревка В. «Учимся переходить дорогу»; Волкова С. «Про правила дорожного движения»; Домоховский А. «Чудесный островок»; Житков Б. «Светофор»; Иришин В. «Прогулка по городу»; Клименко В. «Происшествия с игрушками»; Кожевников В. «Светофор»; Кончаловская Н. «Самокат»; Мигунова И. «Друг светофор»; Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. « Светофорик »; Тарутин О. «Для чего нам светофор»; Хурманек Д. «Перекресток» и другие. 2)Рассматривание тематических альбомов на тематику по ПДД, затем обсуждение просмотренного. 3)Разучивание стихотворений и отгадывание загадок. ОО «Художественно-эстетическое развитие» 1) Рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города», «Автомобиль». 2)Лепка: «Веселый светофор», «Автомобили», «Пешеходный переход». 3)Аппликация: «Дорожный знак», «Светофор», «Правила дорожного движения». 4)Конструирование из «ЛЕГО» по выбранной тематике проекта. ОО «Физическое развитие» 1) Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Островок безопасности», «Сигналы светофора», «Воробышки и автомобиль». 2)Физкультминутки по ПДД: «Мы – шофёры!», «Мы по улице шагаем!», «Постовой», «Машины», «Зебра».

Слайд 13

Используемые методики, при помощи которых выявляется уровень сформированности у воспитанников представлений о ПДД: 1) методика для детей старшего дошкольного возраста «Подбери слова» Автор психолог Замалеева А.И. 2)методика для детей старшего дошкольного возраста «Продолжи предложение» Автор психолог Замалеева А.И. 3)методика для детей старшего дошкольного возраста «Запомни рисунок» Автор психолог Замалеева А.И. 4) методика «Проверь себя» Автор психолог Замалеева А.И. Уровни Критерии Высокий Дети отвечали на вопросы полно. Показали хорошие знания об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, дороге, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе, улице, дороге.Находили правильные ответы в предложенных ситуациях. Средний Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный. Низкий Ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

Слайд 14

Сводный график проведенной диагностики уровня сформированности представлений о ПДД у воспитанников старшей группы в начале проекта Сводный график проведенной диагностики уровня сформированности представлений о ПДД у воспитанников старшей группы по окончании проекта МАКЕТ МИКРОРАЙОНА С ДОРОЖНЫМИ ЗНАКАМИ: БУКЛЕТ - ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПДД:

Слайд 15

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ТЕМУ ПДД «Угадай, какой знак?» Цели: формировать умение различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. «Водители» Цели: обучать детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. «Путешествие на машинах» Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Слайд 16

Тематический альбом «Дорожные знаки на улицах моего города» Художественно-творческая деятельность

Слайд 17

Список использованных источников. 1) Авдеева, Н.Н. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина . – М.: АСТ, 2015. – 213 с. – Текст : непосредственный. 2) Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина . – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014. – 96 с. – Текст : непосредственный. 3) Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение / К.В. Агафонова. - М.: Просвещение. 2014. – 54 с. - Текст : электронный. - URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01007618790 (дата обращения: 10.01.2022). 4) Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст]: кн. для восп . детск. сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимовина . – М.: Просвещение, 2015. – 188 с. – Текст : непосредственный. 5) Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития познавательных действий у детей дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-2. -187-188с. - Текст : электронный. - URL : https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1515437 (дата обращения: 15.01.2022). 6) Дедюкина М.И. Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / М. И. Дедюкина , В. М. Васильева // Образование и наука в современных условиях : материалы VII Междунар . науч .– практ . конф . (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол .: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС « Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). - 94–96 с. — ISSN 2412-0537. – Текст : непосредственный. 7) Дидактические игры для дошкольников». Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц . Граф Пресс, 2003. – Текст : непосредственный. 8) Елжова Н.В. «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г. – Текст : непосредственный. 9 ) Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина . - М.: ТЦ Сфера, 2008. – Текст : непосредственный.

Слайд 18

10) Лыкова И. Дидактические игры для работы со старшими дошкольниками / И. Лыкова // Дошкольное воспитание. 2014. № 10. -58-62с. - Текст : электронный. - URL : http://doshkolnik.ru/pedagogika/3341.html (дата обращения: 13.01.2022). 11) Развитие общения дошкольников со сверстниками; под ред. А.Г. Рузской. – Москва: Педагогика, 2009. – 211с. – Текст : непосредственный. 12) Тугушева , Г.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – Санкт – Петербург: ДЕТ-СТВО-ПРЕСС, 2015.— 128 с., ил,— (Библиотека программы «ДЕТСТВО») —ISBN 978-5-89814-402-9 . – Текст : непосредственный. 13) Ульенкова , У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. //Дошкольное воспитание - 2007. - №3. С. 16 - 18. –Текст: электронный. – URL : https :// dovosp.ru / magazine_preschool_education /dv-03-1989 (дата обращения: 17.01.2022). 14) Шевелев, К. В. Развивающие игры для дошкольников: методическая разработка /К.В. Шевелев. - Москва.: Институт Психотерапии, 2011. – Текст : непосредственный. 15) Шестопалова М.Б. Развитие познавательных действий у дошкольников посредствам развивающих игр. // Дошкольная педагогика. 2012. №9.– 19с. - Текст : электронный. - URL : http://doshkolnik.ru/ (дата обращения: 20.01.2022). 16) Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения», Изд.: Творческий центр, Москва, 2013.- Текст : электронный. - URL : https://docplayer.com/169257059-Shorygina-t-a-sh78-besedy-o-pravilah-dorozhnogo-dvizheniya-s-detmi-5-8-let-m-tc-sfera-s-vmeste-s-detmi.html (дата обращения: 22.01.2022). 17) Щедровицкий, Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры /Г.П. Щедровицкий // Психология и педагогика игры дошкольников / Под ред. И.В. Запорожца. - Москва: Речь, 2013. - Текст : электронный. – URL : http://www.newreferat.com/ref-46820-14.html (дата обращения 14.01.2022). 18) Яковлева, И. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста / И. Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2015. - №5. – С. 32. –Текст : непосредственный.

Слайд 19

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план интегрированных занятий по теме: Формирование первоначальных представлений о правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план интегрированных занятий по теме: Формирование первоначальных представлений о правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста. ДатаМероприятиеПрограммное...

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников средствами ТРИЗ (круги Луллия)»

         Применение ТРИЗтехнологий в работе по обучению детей правилам дорожного движения учит детей анализировать нестандартные ситуации на дороге, прио...

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...

Занятие по правилам дорожного движения для воспитанников старшего дошкольного возраста " Путешествие в страну дорожных знаков"

На сегодняшнем занятии, ребята, мы отправимся в сказку, в некоторое царство, в некоторое государство, в Страну дорожных знаков, в которой есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться в этой школе очень...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видо...