Проект по исследовательской деятельности «Чудо огород»
методическая разработка
Проект по исследовательской деятельности «Чудо огород»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_ogorod.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «КАЛИНКА» Г.НАЗАРОВО
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Организация детской проектной деятельности
Название проекта: «Чудо огород»
Образовательная область. Социально- коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Выполнили: Жеребцова Н.А.
Мракова Н.А.
2022 год
Название проекта: «Чудо огород»
Тема проекта. Формирование у детей интереса по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Проблемное поле проекта. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, как они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность наших воспитанников, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия в группе, для поисково-исследовательской деятельности посадив огород на окне, где дети смогут знакомиться с ростом и развитием растений в весенний период, выращивая различные культуры из семян и луковиц.
Педагогические методы, приемы и технологии.
- Наглядный (рассматривание семян, растений, показ образца-задания, способа действия)
- Демонстрационный (выставка рисунков, поделок, книже-малышек)
- Словесный (чтение х/л, описание, объяснения, комментирование хода выполнения игры, указания, распоряжения, вопросы к детям, рассказ, беседа, объяснение, пояснения);
- Практический (дидактические игры, упражнения, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, исследовательские игры, наблюдения).
- Личностно – ориентированная технология (по И.С, Якиманской)
- Исследовательская технология (по Г.А. Никишиной – игровая модель познавательного развития ребёнка).
Цель. Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи.
- Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ;
- Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Развивать связную речь детей, словарь.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
- Развивать двигательную активность детей.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Личностные качества
- Проявляет любознательность, эмоциональную отзывчивость к природе, культурным растениям, семенам.
- Стремится самостоятельно рассматривать культурные растения на картинках, в огороде, в книгах, самостоятельно проявляет желание ухаживать за растениями.
- Способен привлечь внимание взрослого, ребенка к собственной игре с дидактическими играми, к исследовательским играм с использованием круп, семян.
Интеллектуальные качества
- Способен участвовать в совместных с детьми играх, действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания продукта собственной художественно-творческой деятельности.
- Артикулирует звуки сообразно возрасту в произношении речи при рассматривании иллюстраций, огорода.
- Демонстрирует знания в исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Физические качества
- Проявляет ручную ловкость в процессе лепки поделок из пластилина.
- Способен к волевым усилиям (закончить рисунок, доиграть в игру, доделать работу в огороде на окне).
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
Ознакомление родителей с проектом «Чудо огород». Воспитателями проводятся консультации, беседы для родителей о значимости создания проекта и его реализации «Огород для детей - развлекаемся и учимся!», «Работа с детьми в огороде и цветниках», «Проращиваем семена вместе с детьми», «Как приобщить ребёнка к труду», «Не запрещайте ребёнку помогать вам».
Творческая деятельность детей.
Занятия творческой деятельностью, будут способствовать отражению знаний, умений у детей, накопленных в процессе реализации проекта в изобразительной деятельности, а так же речевому развитию (обогатится словарный запас детей, связная речь, разовьются: мелкая моторика рук, внимание, мышление, память).
Познавательно- исследовательская деятельность детей
Дети совместно с воспитателем будут рассматривать семена, с помощью исследовательской работы будут выявлять многообразие и разнообразие посевного материала, научаться их проращивать, сеять, наблюдать за их ростом. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений, приобретут умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, приобретут навыки наблюдения за культурными растениями.
Игровая деятельность детей
Дети совместно с воспитателем и самостоятельно будут играть в дидактические игры, выполнять дидактические упражнения. Участвовать в играх- инсценировках. Играть в организованные сюжетно-ролевые игры, исследовательские, подвижные, разучивать логоритмические, пальчиковые игры, упражнения.
Ключевые моменты проекта:
Формы работы по введению участников проекта в тему:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор, изготовление наглядного материала;
- атрибуты к играм;
- систематизация наглядного материала.
Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта:
Педагог:
- Коррекция деятельности всех участников проекта.
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о культурных растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Организация ННОД, развлечений, игр на развитие исследовательской, познавательной, физической активности.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Создание выставки, презентаций.
Дети:
- Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
- Практическая работа в огороде на окне (посадка, уход за растениями, наблюдение).
- Создание поделок из пластилина, аппликаций, рисунков по теме проекта.
- Разучивание стихотворений, потешек, логоритмических игр, подвижных игр; рассказывание сказок.
- Участие в играх по исследовательской деятельности, в играх инсценировках.
- Просмотр презентаций.
Родители:
- Сбор необходимого материала для создания огорода (земля, семена, ёмкости, контейнеры).
- Изготовление поделок в огород.
- Ознакомление с консультациями.
- Изготовление дидактических игр, лэпбуков, книжек - малышек.
- Закрепление с детьми разучиваемого материала, беседы по теме проекта.
Итоговое мероприятие: ННОД «Мы садили огород»
Описание продукта, полученного в результате проекта
- Выставка детских работ по теме проекта.
- Поделки из пластилина «Овощи большие и маленькие», «Весёлый огород».
- Аппликации «Стручок», (коллективная) «Зайкин огород».
- Рисунки «Лук от всех недуг»», «В огороде я росту».
- Дидактические игры: «Знай овощи», «Что лишнее», «Вершки и корешки», «Что, где растёт?», «Парные картинки».
- Лэпбуки «Огород на подоконнике», «Огород – круглый год».
- Книжки – малышки «Магия овощей».
- Презентации «Как растёт цветок», «Познакомимся с растениями».
- «Чудо огород».
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Состав участников:
Дети: младшей группы №5 «Красная шапочка»
Педагоги: воспитатели группы- Жеребцова Надежда Алексеевна, Мракова Наталья Александровна.
Помощник воспитателя: Соловьёва Ирина Анатольевна
Родители.
Интеграция образовательных областей:
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) | Чтение художественной литературы. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) | Формировать умения передавать свои творческие замыслы через изобразительное искусство. - совершенствовать технику лепки используя знакомые приёмы (скатывания, сплющивания, вдавливание и др.) - развивать любознательность, интерес к овладению способами, сюжетно-игровой замысел; - воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к культурным растениям. |
2 | Речевое развитие | Беседы с детьми и вопросы по их содержанию (на прогулках, занятиях, в играх, при посадке и наблюдении за ростениями). Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, книг, чтение сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта. Заучивание игр, стихотворений, потешек. | Совершенствовать умение играть совместно со сверстниками, общаться в игре, заучивать игры, потешки, слушать и рассказывать сказки, отвечать на вопросы; закрепить и расширить первоначальные знания детей о семенах, культурных растениях, способ их распространения; формировать умение правильно ухаживать за растениями; формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности; расширить словарный запас детей. |
3 | Познавательное развитие | Дидактические, логоритмические, пальчиковые игры, СРИ, исследовательские, игры – инсценировки, беседы, рассказы воспитателя. Чтение х/л, рассматривание иллюстраций, выставок, энциклопедий, книжек – малышек, уход за огородом. | Уточнить и обобщить знания детей о культурных растениях, семенах; - вызвать познавательный интерес; - развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; - развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения; - воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность. |
4 | Социально-коммуникативное развитие | Выставки, сюжетно ролевые игры, подвижные игры, игры- инсценировки, ННОД. | Формировать у детей интерес к рассматриванию рисунков, поделок, книжек - малышек на выставке; развивать первичные навыки в области искусства, способность к импровизации, речевой активности; воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
- Организация родителей (их ответственность в выполнении заданий и участие в реализации проекта).
- Изучение нужной литературы по теме проекта.
- Интернет сайты.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
- Центр «Игралочка»
В центр помещены дидактические игры «Узнай овощ», «Что лишнее?», «Фрукты и овощи», «Разрезные картинки», лото – огородные культуры. Лэпбуки; наборы игрушек, картинок «Овощи», «Фрукты»
- Центр «Познавайка»
Центр пополнился энциклопедиями, иллюстрациями о культурных растениях, семенами подсолнечника, бобовых, зерновых культур. Помешены игры по исследовательской деятельности «Что в коробочке лежит?», «Переложи фасоль», «Собери фасоль ложкой», «Что в мешочке», «Из чего состоит растение?», «Чьи семена?», «Узнай по вершкам».
- Центр «Красочки»
В данном центре находятся различные материалы (пластилин, тесто, карандаши, фломастеры, мелки, краски и т.д., шаблоны, раскраски, наборы картинок по теме проекта) где дети могут по желанию выбрать себе материал, для выполнения своей фантазии.
- Центр «Попрыгунчики»
В данном центре находятся атрибуты к подвижным играм «Мышкины запасы», «Сеял дедушка горох», «Зайка и капуста», «Кабачок», «Огород у нас в порядке»
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года: весна
Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01. 03. по 29.04. 2022г.)
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | - подбор методической литературы; - подбор наглядного материала для ННОД, дидактических и подвижных игр, пальчиковых, логоритмических, игр по исследовательской деятельности. - подбор игр - инсценировок, сказок, стихотворений, потешек; - подбор материала для выставок; - подбор материала для лэпбуков, презентаций. | 1 неделя марта. |
2 | Аналитический | - анализ подобранного материала к играм, занятиям; информации для родителей воспитанников; - анализ собранной информации для лэпбуков, презентаций; - анализ тем художественно – творческой деятельности, игровой. | 2 неделя марта |
3 | Практический | Дети. Отражение результата через наблюдение, игровую, познавательную, исследовательскую, художественно-творческую деятельность. Педагоги. Организация развивающей среды, подбор методической, художественной литературы для детей. Организация всех видов игр представленных в данном проекте, непосредственно образовательной деятельности по интересам детей, оформление работ детского творчества. Привлечение родителей в процесс реализации данного проекта. | С 3 недели марта по 4 неделю апреля . |
4 | Презентационный | Выставка творческой деятельности детей, книжек- малышек. «Чудо огород» | 3-4 неделя апреля |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Речевая деятельность детей | Моделирование и поддержание ситуаций естественного общения во время всех видов деятельности представленных в проекте (играх, занятиях, беседах, развлечениях, наблюдениях и др.) | 31.-01.по 04.02. 2022г. |
2 | Самостоятельная деятельность | ННОД (Слушать беседы, сказки, рассказы воспитателя, стихотворения, потешки; объяснять, отвечать на вопросы, передавать несложное содержание сказок, рассказов, стихотворений). Общение со сверстниками в игровой деятельности. Рассматривание энциклопедий, лэпбуков, картинок, семян. Выполнение практических поручений воспитателя по уходу за растениями в огороде, наблюдение. | 01.-04. 2022г. |
3 | Взаимодействие с родителями | Проведение консультаций для родителей. Родители оказывают помощь в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне, в изготовлении поделок и наглядного материала по теме проекта. | 30.01.-04.02 2022г |
4 | Итоговое мероприятие | ННОД «Мы садили огород» | 04.02.2022г. |
Список литературы:
Соломенникова О. С. Ознакомление с природой в детском саду. – М.; Мозаика Синтез, 2010; Иванова А. И. Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. – М.; Мир растений, 2005. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф.; «Мир, в котором я живу», М. 2006 г. 215 с.; Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г.
Сказки «Репка», «Пых», «Вершки и корешки», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».
Использование интернет ресурсов:
https://nsportal.ru/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/
https://infourok.ru/proekt-na-temu-ogorod-na-okne-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-3323185.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект опытно-исследовательской деятельности для старших дошкольников "Огород на окошке"
Тема проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков.Цель проекта: Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания рас...
Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Чудо - вода"
Проект направлен на достижение следующих результатов: 1 .Повысится познавательный интерес к исследовательской деятельности.2.Сформируются знания детей о значении воды в на...
Познавательно - исследовательский проект: Наш уголок природы - «Чудо огород на участке»
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проек...
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)
Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...
Проект познавательно-исследовательской направленности «Чудо-огород на окне» во второй младшей группе.
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений....
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо - огород»
Познавательно – исследовательский проектв подготовительной группе«Чудо - огород»...
Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»
Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»...