Способы проведения исследовательской деятельности детей в ДОУ
учебно-методический материал

Емельянова Елена Викторовна

       В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей, направляя их деятельность в нужное русло, педагоги могут с большим успехом вызывать желание ребёнка активно исследовать и познавать окружающий мир. Ребенку бесполезно просто говорить о пользе познания, исследования, если не существует их реализации в действиях окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_provedeniya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:


 Способы проведения исследовательской деятельности детей в ДОУ

       В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей, направляя их деятельность в нужное русло, педагоги могут с большим успехом вызывать желание ребёнка активно исследовать и познавать окружающий мир. Ребенку бесполезно просто говорить о пользе познания, исследования, если не существует их реализации в действиях окружающих людей.

     В старшем дошкольном возрасте начинают происходить изменения в коре головного мозга ребенка, в результате возрастает ее роль в регуляции поведения, развивается способность действовать по заданному образцу, выполнять указания взрослых и придерживаться существующих правил поведения. Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка с взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами. Но ребенку, даже очень развитому, еще не всегда легко реализовывать свои знания и умения в повседневной деятельности, к тому же, его жизненный опыт еще слишком мал, однако основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении у ребёнка стремления быть таким же, как взрослый. Именно в подражании деятельности, поведению взрослых (педагогов и родителей),  кроется основной познавательный потенциал развития ребенка в целом, и исследовательских, экспериментаторских навыков в частности. 

1.1 Правила организации исследовательской деятельности дошкольников.

      Для полноценного использования познавательного потенциала развития исследовательских умений и навыков у дошкольников педагоги могут использовать следующие правила и принципы организации исследовательской деятельности детей:

     1. Работу следует организовать так, чтобы у ребенка было желание участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы он осознавал, что исследование, эксперимент содержит такие задания, которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет выполнить.

     2. Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования, и в выдвижении гипотез, и в определении путей решения проблемы. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность.

     3. К любым наблюдениям ребёнка следует относиться серьезно, и при этом хвалить его как можно чаще. Ребёнок должен почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

     4. Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-то выполнил неправильно, а его выводы и действия являются ошибочными. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В случае, если он допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком, при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так, чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должны бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду, что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.

     5. Следует избегать в своей речи назидательности, морализаторства и лозунгов. Вместо этого, взрослому (родителю, педагогу) следует незаметно и доходчиво подвести ребёнка к пониманию наблюдаемых результатов, закономерностей, явлений. Исследовательское поведение должно основываться исключительно на понимании, но никак не на запоминании.

     6. Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес ребёнка к окружающему миру, к природе, стимулировать детскую любознательность. Сохранение  и развитие этих качеств является залогом успешного развития исследовательских качеств.

     7. В процессе выполнения исследовательской деятельности должны быть максимально задействованы все органы чувств ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание. При этом с помощью соответствующих заданий необходимо развивать и эмоциональную сферу детей.

     8. Необходимо помочь детям увидеть необыкновенное в повседневном и обыденном, обращать их внимание на всё необычное, красивое, изменяющееся, побуждать их изучать заинтересовавший их вопрос (объект, явление, событие)  более внимательно и с разных сторон.

     9. Исследовательская деятельность должна осуществляться как сотворчество взрослых и детей. Родитель (педагог) должен выступать в роли соавтора, а для того, чтобы дети почувствовали это, следует делиться с ними своими чувствами и впечатлениями.

10. Следует стремиться развивать творчество и фантазию. Не страшно, если ребёнок будет дополнять реальные исследования, эксперименты придуманными рассказами, не следует уличать его при этом во лжи. (9; 18)

     Придерживаясь данных рекомендаций, можно сделать исследовательскую деятельность эффективным инструментом развития личности ребёнка, формирования знаний, умений.

     В то же время необходимо знать и помнить, что может препятствовать развитию исследовательской деятельности ребенка.

     Одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации:

1. Условия, при которых все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребенка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен  и не сулит удачи.

2.  Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если педагоги и родители оберегают его от малейшего проявления самостоятельности, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает. 

     При организации совместной исследовательской деятельности с детьми, для активизации этой деятельности, я бы рекомендовала (авт.)  придерживаться следующих правил:

Меньше учите, больше делитесь. Дошкольник эффективно способен усвоить только ту информацию, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь  необходима эмоциональная окраска.

Поощряйте поисковую активность детей. В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребёнка. На прогулках, на отдыхе, дома занимайте внимание ребёнка загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
Дети редко забывают опыт прямого общения с  природой. Живая и неживая природа – неиссякаемый источник познания для ребёнка.

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным.  Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству, к желанию исследовать и познавать окружающее.

Какие трудности могут возникнуть у педагога при организации исследовательской деятельности детей?

- большинство детей в ходе организованной исследовательской или экспериментальной деятельности проявляют интерес на начальных этапах исследования, а затем постепенно теряют заинтересованность и переключаются на другие виды деятельности;

- часто испытывают затруднения в применении практических навыков исследования, в оценке последствий своих действий;

-  часть детей не могут обосновать свои ответы, сформулировать выводы, предположения, возникают проблемы в нахождении причинно-следственных связей;

- многие дети не могут определить цель и проблему того или иного исследования, не вносят предложения по его проведению, не видят решения проблемной ситуации.

     Для того чтобы преодолеть эти трудности, нужно правильно организовывать исследовательскую деятельность и опираться на естественные интересы и потребности детей.

 1.2   Формы, способы и методы  организации исследовательской деятельности дошкольников.

     Основной целью развития исследовательских умений и навыков у детей, в рамках дошкольного учреждения и в семье, является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом должны решаться следующие задачи:

· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

· развитие познавательных способностей;

· развитие творческого воображения;

· развитие творческого мышления;

· развитие коммуникативных навыков.

     В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, родителя);

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с родителем, педагогом);

· формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыт; простые, доступные для понимания эксперименты).

     В старшем дошкольном возрасте - это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

· развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

         Дошкольный период является благоприятным временем для знакомства ребенка с живой и неживой природой, с явлениями и закономерностями окружающего мира и это является прекрасной основой для развития исследовательского поведения и навыков экспериментирования. Потому что, ребенок знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее, и может практически с ней взаимодействовать, исследуя и экспериментируя. Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и объекты. У ребенка дошкольного возраста преобладает правополушарный тип мышления, в связи с чем, он знакомятся с окружающим миром посредством эмоционально-чувственного восприятия всех объектов, с которыми сталкивается.

     Дошкольники обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

      Содержание работы педагога с детьми при организации исследовательской деятельности должно строиться на следующих принципах:

принцип опоры на актуальные интересы дошкольников и создания перспективы движения детей к решению новых  задач, к  освоению исследовательских умений;

- принцип широкой реализации исследовательского подхода дошкольников к решению проблемных ситуаций в разных видах деятельности (создание исследовательского пространства в группе ДОУ, активизирующего поисковую, экспериментальную деятельность старших дошкольников);

- принцип непрерывности исследовательской деятельности дошкольников, предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в условиях семьи и взаимодействие детей с родителями;

- принцип дозирования экспериментальной деятельности с учетом уровня исследовательской активности старших дошкольников;

- принцип сочетания индивидуального и коллективного исследовательского поиска, объединения детей в исследовательские мини-проекты, с учетом направленности их интересов;

- принцип партнерского сотрудничества и взаимодействия взрослых (педагогов, родителей) и детей в организации исследовательской деятельности; принцип педагогической поддержки и обеспечения переживания детьми успеха и радости открытий.

        Организацию исследовательской деятельности детей и развитие исследовательской активности и исследовательских умений, навыков   дошкольников нужно выстраивать поэтапно.

     Первый этап - мотивационно-ориентировочный –  направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Реализация цели обеспечивается за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к исследованиям. Создаются такие ситуации, которые вызывают интерес, удивление и эмоциональный отклик у детей. Для этого могут использоваться циклы наглядных экспериментов по блокам «Живая и неживая природа», проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд на вещи - «Что в чёрном ящике?», «Превращения красок». Применяются также приемы исследовательского поиска, которые обеспечивают овладение умением наблюдать, анализировать, сравнивать, использовать схематические изображения состояния вещества. Это подготавливает детей к самостоятельной исследовательской деятельности. Освоенные умения в дальнейшем используются в коллективных исследовательских проектах (например, «Наше дерево»).

     На данном этапе педагог занимает обучающе-организующую позицию: активно привлекает внимание детей к проблемным, необычным ситуациям и явлениям, организовывает поиск способов их решения, инициирует проблемный диалог обсуждения результатов наблюдения, исследования. Рекомендации по работе с родителями: занимают наблюдательно-поддерживающую позицию: проявление интереса к детскому экспериментированию, по рекомендации воспитателя ведут вместе с детьми наблюдения за погодой, оформляют домашние работы по поиску информации и иллюстративного материала, проводят несложные опыты, поддерживая желание детей участвовать в исследовательской деятельности.

       Второй этап - содержательно-деятельностный (основной). Его цель состоит в дальнейшем развитии исследовательских навыков детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования и усложняющейся исследовательской деятельности. Объектом детского экспериментирования могут стать исследовательские макроциклы: «Что умеет вода», «Чудеса песка», «Удивительная соль», «Тонет – не тонет», «Большие тайны маленьких семян», «Превращения веществ». В каждом тематическом цикле должен применяться единый технологический подход к развитию исследовательской активности детей.

     На первой ступени используются проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к исследованию. При этом обеспечивается развитие таких исследовательских умений как: умение принять проблему, поставленную взрослым; выдвигать гипотезы ее решения и совместно с воспитателем находить способы решения путем экспериментирования.
     На второй ступени используются проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях предметно-развивающей среды (в детском саду и семье) в роли «разведчиков», «путешественников», «испытателей». При этом обеспечивается дальнейшее развитие умений принять проблему, требующую экспериментирования, найти новые способы решения, применить известные способы экспериментирования в новых условиях, получить результат адекватный поставленной цели.  Особое внимание необходимо уделить развитию умения использовать приборы и инструменты для проведения исследования объектов и совместному с взрослыми (родителями, педагогами) созданию несложных приспособлений для экспериментирования.
     На третьей ступени используются проблемные ситуации, побуждающие детей к дальнейшему исследованию объектов в совместном экспериментировании с педагогами, родителями. Стимулируется стремление детей самостоятельно отражать ход и результаты эксперимента в виде простейших наглядных схем или условных изображений («Помоги Чебурашке выбрать нужное», «Составь письмо», «Убери лишнее», «Зарисуй», «Найди ошибки»). Особое внимание уделялось дальнейшему развитию необходимых для исследования умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную экспериментальным путем информацию об объектах; умение самостоятельно осуществлять элементарный самоконтроль и взаимный контроль по ходу экспериментирования («Все ли верно у Незнайки», «Проверь Чебурашку», «Тайны, которые мы открыли» и др.)

      На четвертой ступени широко используются проблемные ситуации, побуждающие проявление исследовательской активности в условиях свободного детского экспериментирования «по выбору». При этом обеспечивается свобода выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений. На данной ступени происходит активизация всех групп исследовательских умений в рамках осуществляемых детьми мини-исследований в детском саду и семье.

     Позиция педагога на втором этапе изменяется по мере нарастания самостоятельности, развития исследовательских умений дошкольников: от обучающе-организующей к направляюще-корректирующей (создаваёт проблемные ситуации, стимулирующие освоение опыта экспериментирования; поддерживает детские инициативы, самостоятельность).      

    Третий этап - нициативно-творческий – этап совместного исследовательского поиска в рамках коллективного проекта (например, «Наше дерево») и совместных исследовательских проектов детей и родителей. Его цель состоит в  дальнейшем развитии исследовательской деятельности детей и их исследовательских умений и навыков. Этап должен быть построен как процесс взаимодействия детско-взрослого объединения (дети, воспитатели, родители) в рамках совместной исследовательской деятельности, в которой взрослые и дети проявляли бы себя в разных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация).

      На этом этапе, при правильной организации предыдущих этапов организации исследовательской деятельности, могут проявляться изменения эмоционального отношения дошкольников к исследовательской, экспериментаторской деятельности (устойчивый интерес и эмоционально-положительное отношение детей к исследовательскому поиску, желание самостоятельно экспериментировать с различными объектами и предметами, проявление  избирательного отношения к выбору материалов исследования). Если происходят эти изменения, следовательно, цель педагога по развитию исследовательской деятельности и исследовательской активности детей, может считаться достигнутой.

1.3 Методические рекомендации, способствующие эффективному развитию исследовательских умений и навыков у дошкольников:

- тщательный подбор материала для  обучения, для  исследовательской и экспериментальной деятельности, обусловленный возрастными, психологическими и индивидуальными возможностями дошкольников;

- создание положительной эмоциональной атмосферы при организации исследовательской деятельности, направленной на перспективу успеха каждого ребёнка, на предотвращение «страха ошибки»;

- интеграция работы по развитию исследовательских умений и навыков с различными образовательными областями (экология, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и логического мышления) и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры, обучение, труд, творчество);

- активное включение детей в реальную практическую исследовательскую, экспериментальную, трудовую деятельность, в поиск решения проблемных ситуаций;

- регулярное проведение тренингов по развитию умений определять цель и этапы исследования, выдвигать гипотезы и прогнозы, формулировать выводы и вносить предложения;

- базирование исследовательской деятельности на природоведческом материале, на доступных объектах живой и неживой природы;

- активная совместная деятельность педагога с родителями, направленная на развитие исследовательских умений и навыков, поисковой активности не только у детей, но и у родителей;

- полноценное информирование родителей об особенностях исследовательского поведения детей на разных возрастных этапах, о важности исследовательской деятельности для развития ребёнка, о правильной организации исследовательской, экспериментальной деятельности, исследовательского поиска решения проблемы;

- обеспечение  развивающей среды для детского экспериментирования и исследовательской деятельности и её постоянное развитие, обновление;

-  использование личного примера;

- регулярная организация совместной деятельности детей и родителей: исследовательские проекты, творческие работы, конкурсы, выставки, праздники, экскурсии, «Дни открытых дверей» и др.;

- девизом и для педагога, и для родителей должно стать изречение В.А.Сухомлинского  «К ребёнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ТЕМЕ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Пути реализации годовой задачи и результаты тематического контроля по развитию у детей-дошкольников творческого поненциала и коррекция личности. (План проведения педагогического совета, предварительна...

Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"

   Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...

Презентация "Использование проектного метода как способа организации познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста"

В презентации сообщается об использовании проектного метода как способа организации познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста...