Банк-картотека методик по выявлению одарённости у детей
картотека (старшая группа)

Соломонова Ксения Владимировна

Картотека методик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_kartoteka.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Банк – картотека диагностических методик по выявлению одарённости у детей

Название

методики

Возраст

Характеристика

Особенности

методики

Опросник для выявления одарённости детей А.А.Лосевой

От 5 лет

Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности:

 -интеллектуальные

-академические достижения

-творческие

-литературные

-артистические

-музыкальные

-технические

-двигательные

-художественные

-социальные

Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. 

«Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым

от 5 до 10 лет

Она позволяет оценить степень развития у ребёнка следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. 

Предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым,

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость), требовательность к результатам собственной деятельности.По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е.Е. Туник 

(для детей от 5 лет)

Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты.

делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Шкала Векслера  (детский)

От 6,5 лет

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д.

Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.

  • тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

батарея тестов Е. Торренса

От 5 лет

12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. 
Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

 Субтест 2. «Завершение фигуры».
Субтест 3. «Повторяющиеся линии».
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». 

«Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. 

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест состоит из двух параллельных форм, каждая из которых включает в себя из 180 заданий, объединенных в 9 субтестов. Методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. 

позволяет оценить способности человека к естественным, общественным, математическим, техническим наукам, иностранным языкам, предпринимательству, а также к ряду конкретных профессий и прогнозировать успешность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Прогрессивные матрицы Равена

От 4,5-8 лет

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.36 заданий

Для детей дошкольного возраста или, по мнению психолога, с интеллектуальной недостаточностью и трудностями понимания инструкции, объяснение способа дальнейшей работы может иметь более выраженный, «наглядный характер».

Например, можно сказать: «Коврик с дыркой», «Узор, который разрезали» и т. п.

Затем следует показать, что вырезанные кусочки находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них «по-настоящему» подходит (фрагменты, приведенные внизу матрицы, показываются по очереди в следующей последовательности: 1, 2, 3, 6). При этом диагност объясняет, почему эти фрагменты не подходят «по-настоящему».

Далее ребенку сообщается, что только один из этих фрагментов подходит, и сейчас ему нужно будет показать, какой именно кусочек подойдет лучше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

      Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основ...

Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, у...

Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через разные виды творческой деятельности

laquo;Творческий ребенок , творческая личность- это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности» ...

Диагностические методики для выявления нарушений у детей дошкольного возраста

Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста1Социометрическая методика "Два домика"  Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Учебник ...

Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...

Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста

Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста 1Социометрическая методика "Два домика"  Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Уч...

Анкета для родителей на выявление одарённости у детей.

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да...