Банк-картотека методик по выявлению одарённости у детей
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Банк – картотека диагностических методик по выявлению одарённости у детей
Название методики | Возраст | Характеристика | Особенности методики |
Опросник для выявления одарённости детей А.А.Лосевой | От 5 лет | Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: -интеллектуальные -академические достижения -творческие -литературные -артистические -музыкальные -технические -двигательные -художественные -социальные Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого. | Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. |
«Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым | от 5 до 10 лет | Она позволяет оценить степень развития у ребёнка следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. | Предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Методика выполняет две функции:
|
Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым, | В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость), требовательность к результатам собственной деятельности.По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком. | адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов). | |
Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е.Е. Туник | (для детей от 5 лет) | Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности. | состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод. |
Шкала Векслера (детский) | От 6,5 лет | Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. | Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
|
батарея тестов Е. Торренса | От 5 лет | 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Субтест 2. «Завершение фигуры». | «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. |
Тест структуры интеллекта Амтхауэра | Тест состоит из двух параллельных форм, каждая из которых включает в себя из 180 заданий, объединенных в 9 субтестов. Методика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. | позволяет оценить способности человека к естественным, общественным, математическим, техническим наукам, иностранным языкам, предпринимательству, а также к ряду конкретных профессий и прогнозировать успешность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. | |
Прогрессивные матрицы Равена | От 4,5-8 лет | Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать (назвать) номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.36 заданий | Для детей дошкольного возраста или, по мнению психолога, с интеллектуальной недостаточностью и трудностями понимания инструкции, объяснение способа дальнейшей работы может иметь более выраженный, «наглядный характер». Например, можно сказать: «Коврик с дыркой», «Узор, который разрезали» и т. п. Затем следует показать, что вырезанные кусочки находятся внизу, что все они имеют подходящую форму, но только один из них «по-настоящему» подходит (фрагменты, приведенные внизу матрицы, показываются по очереди в следующей последовательности: 1, 2, 3, 6). При этом диагност объясняет, почему эти фрагменты не подходят «по-настоящему». Далее ребенку сообщается, что только один из этих фрагментов подходит, и сейчас ему нужно будет показать, какой именно кусочек подойдет лучше всего. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основ...
Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, у...
Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через разные виды творческой деятельности
laquo;Творческий ребенок , творческая личность- это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности» ...
Диагностические методики для выявления нарушений у детей дошкольного возраста
Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста1Социометрическая методика "Два домика" Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Учебник ...
Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...
Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста
Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста 1Социометрическая методика "Два домика" Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Уч...
Анкета для родителей на выявление одарённости у детей.
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да...