Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Долгосрочный проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Нэбзый»»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе
«Дорожка в сказку»
Воспитатель
Подготовительной группы №1
«Звёздочки» №3
Лысенко А.С.
Пгт.Яблоновский
2023-2024гг.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сентябрь-май.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность проекта
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность, как эффективное средство совершенствования речи детей.
Проблема
У детей недостаточно развита связная речь, словарный запас слов беден и однообразен. Речь невыразительна, монотонная.
Цель проекта: Развитие связной речи, навыков эмпатии, интонационной стороны речи, у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
- Развитие связной речи детей;
- Развитие интонационной стороны речи;
- Развитие мелкой моторики детей, их воображения, фантазии;
-Закрепление умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный); совершенствовать навыки драматизации, умение распределять между собой обязанности и роли.
- Использование в речи знакомых элементов сказки: присказка, зачин, концовка.
Задачи для педагогов:
- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
- Активизировать развитие речи детей через театрализованную деятельность.
-Способствовать созданию сотрудничества и партнерских взаимоотношений с родителями.
Ожидаемый результат
- Пополнение в группе театрально-игрового уголка новыми атрибутами, настольными театрами.
- Дети научатся передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонациями.
- Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, родителей для родителей и воспитанников младшей группы, постановка сказки «Теремок».
- Фотовыставка, презентация проекта.
Направление реализации проекта:
- Совместная деятельность с детьми;
-Партнерские взаимоотношения с родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Пополнение театрально-игровой зоны в группе разными видами театров, костюмами для ряженья.
2 этап. Основной
- Проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, подвижных игр;
- Чтение произведений из раздела « Русские народные сказки»;
- Систематизация информации;
-Изготовление настольного театра «Колобок», «Три поросенка»;
-Постановка сказок «Три поросенка», «Курочка Ряба», и др.
- Изготовление атрибутов, декораций для постановки сказок; афиш и приглашений на театрализованное представление.
-Конструирование: «Кто, кто в теремочке живет?»
-Показ сказки «Репка» родителями.
3 этап Заключительный
- Фотовыставка: участие детей и родителей в театрализованной деятельности.
Выступление с мультимедийной презентацией на педсовете ДОУ «Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников " (отчет о проделанной работе).
План мероприятий (2 этап)
Беседа на тему: «Что такое театр?»
Чтение художественной литературы: «Теремок», рассматривание иллюстраций.
Игра- драматизация сказки « Теремок» с использованием настольного театра.
Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Рисуем круг», «Трубочка», « Лягушки улыбаются», Грибок» др.
Упражнение на речевое дыхание: «Греем ручки», «Кто дольше сможет подуть на листики? », «Эхо», «Звуки вокруг нас» и др.
Сундучок воспоминаний: «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
Игра-импровизация «Лягушка скачет к теремку», «Как лиса крадется», Мышка бежит» др.
Распределение ролей, разучивание диалогов к сказке.
Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.
Репетиция сказок
Проговаривание чистоговорок, скороговорок с разной интонацией.
Заключение
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Консультация для родителей на тему: «Театральная деятельность как один из факторов всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».
«Театр! Как много значит слово, для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново бывает действие для нас».
Театр – самый лучший вид творчества, который способствует развитию воображения, формированию эстетического вкуса, целеустремленности, развитию коммуникативных навыков и уверенности в своих силах.
Театрализованные игры раскрывают духовный и творческий потенциал ребенка и дают возможность адаптироваться ему в социальной среде, а значит в дальнейшем успешному обучению в школе. Игры позволяют формировать опыт социальных навыков и норм поведения, общения и нравственных установок, ведь каждое художественное произведение (стихи, потешки, сказки) учит доброте, честности, дружбе, справедливости.
Театрализованная деятельность также помогает ребенку решать многие проблемные ситуации от лица персонажа, что помогает преодолеть неуверенность в себе.
Театрализованная деятельность оказывает положительное влияние на все психические процессы ребенка, но особенно на развитие экспрессивной речи, увеличивается речевая активность, развивается связная, диалогическая речь. Ведь заученные во время подготовки к сценкам литературные представления и образы дети активно используют в свободном общении друг с другом.
К примеру русские народные сказки активизируют речевую деятельность и формируют языковую культуру личности, стихи тренируют дикцию, благодаря им, речь становится четкой и грамматически правильной. Заучивание диалогов и стихотворений развивает когнитивные процессы.
В нашей группе есть много видов театра:
- теневой;
- пальчиковый;
- театр на столе;
- варежковый;
- штыковой и т.д.;
- драматический (щапочки-маски, костюмы для перевоплащения) и т.д.
К 5 годам ребенок активно вживается в роль и может справиться с настоящей «актерской работой» (разучить роль и выступить в своем перевоплощении в любимого персонажа для зрителей).
Конечно для благоприятного формирования коммуникативных способностей, развития эмоциональной сферы и психики ребенка в целом необходимо создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе, уметь видеть и реагировать на настроение и желание ребенка по его вербальным и невербальным способам общения.
Там где есть вера в ребенка, положительная оценка его как личности, где созданы условия для формирования положительных взаимоотношений с детьми, есть и высокий уровень коммуникативных умений и навыков, воображения, эмоционально-волевой сферы, социальной адаптации и когнитивных процессов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»
Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "
Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...
Развитие связной речи через театрализованную деятельность
Опыт работы воспитателя МБДОУ детского сада "Журавлик" Куркотовой Галины Михайловны...
Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "
Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сенябрь-март.Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.Возраст де...
Проект на тему «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей младшего дошкольного возраста»...