Рабочая программа воспитания в подготовительной к школе логопедической группе. (2023 - 2024г)
рабочая программа (подготовительная группа)

Рабочая программа воспитания в подготовительной к школе логопедической группе. (2023 - 2024 учебный год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitaniya_2023-24.docx130.72 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

Рабочая программа воспитания

в подготовительной к

школе логопедической группе

   

        

                           2023 - 2024г.

Воспитатель: Бобина Т.Ю.

2.7. Рабочая программа воспитания.

Рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее - программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

2.7.1. Целевой раздел.

Общая цель воспитания в Организации - личностное развитие дошкольников с ОВЗ и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (4 - 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ТНР.

Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

- принцип гуманизма: приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- принцип ценностного единства и совместности: единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

- принцип общего культурного образования: воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

- принцип следования нравственному примеру: пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

- принципы безопасной жизнедеятельности: защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

- принцип совместной деятельности ребенка и педагогического работника: значимость совместной деятельности педагогического работника и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

- принцип инклюзивности: организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад образовательной организации опирается на базовые национальные ценности, содержащие традиции региона и Организации, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ, способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками, и учитывает психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Общности ДОУ:

1. Профессиональная общность включает в себя устойчивую систему связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемых всеми сотрудниками Организации. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Педагогические работники должны:

- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

- мотивировать обучающихся к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы обучающихся принимала общественную направленность;

- заботиться о том, чтобы обучающиеся непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к другим детям, побуждать обучающихся сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему другому ребенку;

- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество других детей (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность);

- учить обучающихся совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

2. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех педагогических работников членов семей обучающихся, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания обучающихся, но и уважение друг к другу. Основная задача: объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ.

3. Детско-взрослая общность: характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят педагогические работники в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

4. Детская общность: общество других детей является необходимым условием полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе других детей рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В Организации должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности обучающихся дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования

5. Культура поведения педагогического работника в Организации направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов являются необходимыми условия нормальной жизни и развития обучающихся.

Социокультурным контекстом является социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

Деятельности и культурные практики в Организации.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника с ОВЗ, обозначенных в Стандарте. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые педагогическим работником, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителям (законным представителям);

- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от педагогического работника, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания.

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка с ОВЗ. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка с ОВЗ к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне Организации не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии со Стандартом, так как "целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся".

Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся с ТНР дошкольного возраста (до 8 лет).

Портрет ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья,

дружба,

сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

2.7.2. Содержательный раздел.

2.7.2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания.

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми с ТНР дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в Стандарте, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

2.7.2.2. Патриотическое направление воспитания.

Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;

- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом;

- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- ознакомлении обучающихся с ТНР с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение обучающихся с ТНР к российским общенациональным традициям;

- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

2.7.2.3. Социальное направление воспитания.

Семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок с ТНР открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей.

Основная цель социального направления воспитания дошкольника с ТНР заключается в формировании ценностного отношения обучающихся к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются основные задачи социального направления воспитания:

1. Формирование у ребенка с ТНР представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих обучающихся с ТНР в группе в различных ситуациях.

2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.

При реализации данных задач воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду), игры с правилами, традиционные народные игры;

- воспитывать у обучающихся с ТНР навыки поведения в обществе;

- учить обучающихся с ТНР сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;

- учить обучающихся с ТНР анализировать поступки и чувства - свои и других людей;

- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

- создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.7.2.4. Познавательное направление воспитания.

Цель: формирование ценности познания (ценность – «знания»).

Значимым для воспитания ребенка с ТНР является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2) формирование ценностного отношения к педагогическому работнику как источнику знаний;

3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии).

Направления деятельности воспитателя:

- совместная деятельность воспитателя с детьми с ТНР на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;

- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ТНР совместно с педагогическим работником;

- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

2.7.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания.

Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком с ТНР своего тела, происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок (ценность – «здоровье»).

Задачи по формированию здорового образа жизни:

- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания обучающихся с ТНР (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;

- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;

- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

- создание детско-педагогических работников проектов по здоровому образу жизни;

- введение оздоровительных традиций в Организации.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников с ТНР понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка с ТНР в Организации.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок с ТНР вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у обучающихся с ТНР культурно-гигиенические навыки, воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- формировать у ребенка с ТНР навыки поведения во время приема пищи;

- формировать у ребенка с ТНР представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;

- формировать у ребенка с ТНР привычку следить за своим внешним видом;

- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка с ТНР, в игру.

Работа по формированию у ребенка с ТНР культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

2.7.2.6. Трудовое направление воспитания.

Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду (ценность – «труд»).

Основная Основные задачи трудового воспитания:

1) Ознакомление обучающихся с ТНР видами труда педагогических работников и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности педагогических работников и труда самих обучающихся с ТНР.

2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности обучающихся с ТНР, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

- показать детям с ТНР необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

- воспитывать у ребенка с ТНР бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей (законных представителей), других людей), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;

- предоставлять детям с ТНР самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у обучающихся с ТНР соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

2.7.2.7. Этико-эстетическое направление воспитания.

Цель: формирование конкретных представления о культуре поведения, (ценности – «культура и красота»).

Основные задачи этико-эстетического воспитания:

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка с ТНР действительности;

6) формирование у обучающихся с ТНР эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у обучающихся с ТНР культуру поведения, воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- учить обучающихся с ТНР уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

- воспитывать культуру общения ребенка с ТНР, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

- воспитывать культуру речи: называть педагогических работников на «вы» и по имени и отчеству, не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;

- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом Организации; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Цель эстетического воспитания - становление у ребенка с ТНР ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка с ТРН.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих обучающихся с ОВЗ с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

- уважительное отношение к результатам творчества обучающихся с ТНР, широкое включение их произведений в жизнь Организации;

- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды;

- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;

- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми с ТНР по разным направлениям эстетического воспитания.

Программа воспитания дополняется парциальной программой «Я люблю Россию», в которой представлены планирование воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста и интегрированные тематические занятия.

2.7.3. Организационный раздел.

2.7.3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания.

Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические) необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела Программы.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений, учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни Организации.

Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой Организации и быть принят всеми участниками образовательных отношений.

Процесс проектирования уклада Организации включает следующие шаги.

N п/п

Шаг

Оформление

1.

Определить ценностно-смысловое наполнение жизнедеятельности Организации.

Устав Организации, локальные акты, правила поведения для обучающихся и педагогических работников, внутренняя символика.

2.

Отразить сформулированное ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности Организации:

специфику организации видов деятельности; обустройство развивающей предметно-пространственной среды; организацию режима дня;

разработку традиций и ритуалов Организации; праздники и мероприятия.

АОП ДО и Программа воспитания.

3.

Обеспечить принятие всеми участниками образовательных отношений уклада Организации.

Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников. Взаимодействие Организации с семьями обучающихся.

Социальное партнерство

Организации с социальным окружением.

Договоры и локальные нормативные акты.

Уклад и ребенок с ТНР определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда - это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

- «от педагогического работника», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;

- «от совместной деятельности ребенка с ТНР и педагогического работника», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка с ТНР в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка с ТНР и педагогического работника, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;

- «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности - игровой.

2.7.3.2. Взаимодействия педагогического работника с детьми с ТНР. События Организации.

Спроектированная педагогическим работником образовательная ситуация является воспитательным событием. В каждом воспитательном событии педагогический работник продумывает смысл реальных и возможных действий обучающихся и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи обучающихся, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты. Планируемые и подготовленные педагогическим работником воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Организации, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в Организации возможно в следующих формах:

- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры);

- создание творческих детско-педагогических работников проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» - показ спектакля для обучающихся из других групп ДОУ).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогическому работнику создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами обучающихся, с каждым ребенком.

2.7.3.3. Организация предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда (далее - ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику образовательного учреждения и включет:

- оформление помещений;

- оборудование, в том числе специализированное оборудование для обучения и воспитания обучающихся с ТНР;

- игрушки.

ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком с ТНР.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится Организация.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.

Среда обеспечивает ребенку с ТНР возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.

Среда обеспечивает ребенку с ТНР возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.

Среда обеспечивает ребенку с ТНР возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей обучающихся, героев труда, представителей профессий) Результаты труда ребенка с ТНР могут быть отражены и сохранены в среде.

Среда обеспечивает ребенку с ТНР возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку с ТНР возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.

Основными условиями реализации Программы воспитания в Организации, являются:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;

3) содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) формирование и поддержка инициативы обучающихся в различных видах детской деятельности;

5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания обучающихся с ТНР в условиях Организации являются:

1) формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;

2) формирование доброжелательного отношения к детям с ТНР и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей);

4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

5) расширение у обучающихся с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;

6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся с ТНР;

7) охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их эмоционального благополучия;

8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

         Деятельность воспитателей подготовительной к школе  логопедической группы № 6 «Капелька»  направлена на  реализацию проектирования предметно – развивающей среды в группе.

         

Развивающее пространство группы организованно на основе следующих принципов:

1. Принцип индивидуальной комфортности. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке предрасположен для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого воспитанника, создано личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, чем нравиться.

2. Принцип эстетической организации среды, сочетает в себе привычные и неординарные элементы интерьера, развивает вкус, побуждает воспитанников к активной творческой деятельности.

3. Принцип доступности и единства, продиктован особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме «вижу-действую».

4. Принцип активности творчества. В групповой комнате созданы временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских.

5. Принцип комплексирования и зонирования, реализующий построение непересекающихся сфер активности и дает возможность воспитаннику заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Созданы игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.

6. Предоставления девочкам и мальчикам возможности проявлять свои наклонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип «половых и возрастных различий».

7. Принцип безопасности, который реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкцией по охране жизни и здоровья воспитанников.

8. Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость, эстетичность.

Все групповое пространство распределено на центры. Которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.  У детей свободный доступ  к изобразительным материалам, природному материалу, костюмам и атрибутам для игр – инсценировок.

Развивающая предметно- пространственная среда  подготовительной к школе логопедической  группы «Капелька» представлена центрами активности детей и оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.  Развивающая среда  группы соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

Все пространство  группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.

Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе находятся ковры различных размеров для игр детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности.

В группе используется принцип зонирования. Самая объемная зона – «Познание». В этой зоне расположен центр природы, в котором находятся живые растения и инвентарь по уходу за ними, инвентарь для посадки семян и рассады; дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира, модели строения растений, признаков объектов природы, альбомы, наборы карточек, подборка стихов, примет о явлениях природы, фотографии, дневник наблюдений, календарь погоды, рисунки и поделки из природного материала.

В зоне «Познание» находится центр экспериментальной деятельности – «Лаборатория «Любознайка». Весь игровой и дидактический материал расположен на открытых полках, обеспечивающих легкий доступ детей. экспериментальный материал: минилаборатории «Звуки», «Свет», «Цвет», «Магниты», «Форма», «Запахи», цветовой спектр, измерительные приборы: мерные стаканы, ложки, приборы для измерения длины, веса,  объема, времени; минилаборатории «Злаки», «Почва», коллекции камней, ракушек, семян растений, другого материала, картотека опытов и экспериментов.

В зоне «Познание» находятся центры «Космос», «Безопасная дорога», «Профессии».

Центр «Математические игры» - настольно – печатные игры с математическим содержанием, игры «Лото», «Домино», «Шашки», карты – схемы, счетный материал, схемы задач, состав чисел и т.д.

В группе имеется карта России, символика – флаг, герб, гимн  России, герб города Ртищево.

Зона «Искусство и изобразительная деятельность». Выставка народных игрушек – дымковская, филимоновская, каргопольская, образцы декоративных росписей: хохлома, гжель, городецкая, жостовская  роспись. Здесь же находится разнообразный изобразительный материал, которым дети могут свободно пользоваться, подборка иллюстраций художников – иллюстраторов.

Зона «Художественно – эстетическое и речевое развитие». Здесь находятся центры «Музыка», в котором в доступном для детей месте расположены музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, аудиоальбомы; «Театр» - настольные театры, театр би-ба-бо, теневые театры. Здесь же находится библиотека:  авторские книги А С.Пушкина, С.Я.Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, К Чковского, зарубежных писателей: Ш.Перро, Бр. Гримм, Х.К.Андерсена, полочки по интересам: сказки, книги о природе, любимые стихи, книги для самостоятельного чтения. Здесь же устраиваются тематические выставки.

Центр «Звуки» - карточки с изображением артикуляции звуков, букв, дидактические игры по развитию звуковой культуры речи.

В группе есть зона «Физическое развитие». Здесь находятся атрибуты для самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, бросалки, кольцеброс, обручи,  скакалки, выносные игры «Хоккей», «Бадминтон», «Кегли», настольная игра «Хоккей», спортивные эмблемы и кубки, картинки с изображением олимпийских видов спорта; атрибуты для подвижных игр, развития основных движений; пособия для массажа и закаливания: массажные коврики, рукавицы.

Календарный план  воспитательной работы на

 2023-2024 учебный год.

Дата и название

праздника (события)

Краткая информационная справка

Направление воспитательной работы

Форма проведения мероприятия

Ответственные

Сентябрь

1 сенябряДень Знаний

1 сентября - настоящий праздник для миллионов россиян, которые садятся за парты в школах, средних или высших учебных заведениях. С 1984 года он  официально утвержден как День знаний.

Воспитание положительного отношения к обучению, воспитание уважения к профессии учителя.

Организация праздника «День Знаний!

Музыкальный руководитель, воспитатели.

7 сентября

День Бородинского сражения

Знаменательная дата в ходе Отечественной войны  с Наполеоном 1812 года.

Патриотическое воспитание, формирование интереса к истории России

Презентация

Воспитатели

8 сентября - Международный день распространения грамотности,

Международный день распространения грамотности  - праздник, который напоминает о важности получения знаний и постоянного развития  как для отдельного человека так и ждя общества в целом.

Формирование положительного отношения к обучению, к получению знаний.

Беседа

Учитель - логопед, воспитатели

14 сентября День города  

День города  - праздник, посвященный Дню рождения родного города

Патриотическое воспитание, воспитание любви к малой родине, знаний достопримечательностей родного города.

00Д, праздник «День города»

Музыкальный руководитель, учитель - логопед, воспитатели

15 сентября

Российский День леса

Это один из самых крупных экологический  праздников РФ. В это время по всей России проходят мероприятия, направленные на сохранение лесов.

Экологическое воспитание. Воспитание любви к природе, созидательного отношения к миру.

Беседа, рисование на тему «Лес – наше богатство»

Воспитатели

27 сентября  День воспитателя и всех дошкольных работников.

27 сентября - новый общенациональный праздник – день воспитателя и всех дошкольных работников. именно в этот день в 1863 году в Санкт Петербурге был открыт первый детский сад.

Социальное воспитание, воспитание уважение к труду работников детского сада.

Разучивание стихотворений ко Дню дошкольного работника.

Учитель - логопед, воспитатели

Октябрь

01.10

Международный день пожилого человека

Сама дата Дня пожилого человека выбрана неслучайно. Именно осень все поэты и писатели всегда воспевали как золотую пору, и старость, как оказывается, тоже называют золотым временем.

Социально - нравственное, гражданское воспитание.. Воспитание уважения к пожилым людям, желание заботиться о них.

Изготовление открыток ко Дню пожилого человека.

Воспитатели

01.10

Международный День музыки

Международный День музыки Праздник придумал Дмитрий Шостакович. Он считал, что день Музыки поможет объединить представителей разных культур.

Эстетическое воспитание. Воспитание эмоционального восприятия музыкальных произведений.

ООД,

Слушание в грамзаписи музыкальной сказки «Метя и волк» С.Прокофьева.

Воспитатели, учитель - логопед.

03.10

День защиты животных

Чтобы привлечь внимание людей всего мира к проблемам животных, был учрежден праздник – «День защиты животных».

Экологическое, нравственное воспитание

Беседа

Воспитатели

05.10

День учителя

Учителя передают ученикам знания, умения и навыки. Они ведут работу по становлению личности, им посвящается этот профессиональный праздник.

Социальное - нравственное воспитание, воспитание уважения к профессии учителя.

беседа

Воспитатели

06.10

 Всемирный день охраны мест обитания.

Всемирный день охраны мест обитания - международный праздник,  призванный привлечь внимание  человечества к проблеме сохранения среды  обитания  фауны планеты Земля.

Экологическое  воспитание.

Беседа, презентация.

Воспитатели.

14.10

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы называют одним из самых значимых  православных праздников.

Духовно – нравственное воспитание, воспитание интереса к традициям россиян.

Организация праздника «Покров Пресвятой Богородицы»

Музыкальный руководитель, воспитатели.

16.10

День отца

День отца - праздник в России новый, недавно получил официальный статус.  Было бы несправедливым не отметить роль отца в воспитании детей. Праздник отмечается в России в третье воскресенье октября

Социально - нравственное, гражданское воспитание.

Изготовление сувениров, разучивание стихов ко Дню отца. Создание видеороликов.

Воспитатели

17.10

Всемирный день туризма.

Современный Всемирный день туризма был учрежден  в 1979 году во время ассамблеи UNWTO.

Воспитание ценностного отношения к здоровому об- разу жизни.

Организация фотовыставки

«Наша семья.  Активный отдых на природе»

Воспитатели.

28.10 –

День бабушек и дедушек

Выбор даты праздника не случаен. Именно 28 октября у славян проходил праздник почитания семьи.

Традиционно в этот день в России бабушкам и дедушкам дарят комнатные растения, композиции из осенних цветов, выражают любовь и признательность за оказанную помощь и заботу.

Социально - нравственное, гражданское воспитание.

Изготовление сувениров бабушкам и дедушкам.

Воспитатели

Ноябрь.

04.11

День народного единства.

День Казанской иконы Божьей матери.

4 ноября 1612 года - одна из самых важных дат российской истории. Люди разного вероисповедания и разных сословий земли Русской объединились в народное ополчение, чтобы освободить Москву от польско-литовских захватчиков.  Под предводительством князя Дмитрия Пожарского и простого гражданина Кузьмы Минина 4 ноября 1612 года

был взят штурмом и освобождён Китай-город, а позже - и

вся Москва.

Патриотическое, духовно – нравственное   воспитание, воспитание интереса к истории России, к русским традициям.

Праздник «День народного единства»

Музыкальный руководитель, воспитатели.

10.11

Всемирный день науки

Всемирный день науки – профессиональный праздник

работников, которые имеют отношение к научной деятельности. Цель праздника: почтить

и объединить труд ученых во всем мире

Воспитание интереса к науке, экспериментальной деятельности.

Беседа.

Проведение опытов и экспериментов.

воспитатели.

12.11

День синички.

Ежегодно 12 ноября в России отмечается Синичкин день. Праздник был утвержден по ходатайству Союза охраны птиц РФ.

А люди делают для них и развешивают на ветвях деревьев кормушки с кормом.

Экологическое воспитание

Беседа

Воспитатели.

13.11

Всемирный день доброты

Всемирный день доброты – праздник действия. Независимо от того, сколько человеку лет, где он живет и какая у него профессия, он может

сделать добро:

 Нравственное воспитание.

Беседа

Воспитатели.

27.11

День матери

Это ещё молодой российский праздник. Он появился в 1998 году и празднуется в послед- нее воскресенье ноября. В праздничный день каждый ребёнок может особо выразить благодарность своей  маме

Социально - нравственное, гражданское воспитание.

Организация праздника – дня Матери. Изготовление сувениров в подарок мамам.

Музыкальный руководитель, учитель - логопед, воспитатели.

30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации.

У каждой страны есть особая атрибутика, которая отличает её от других государств, подчеркивает независимость и историческую самобытность нации. Она называется державной символикой и включает в себя гимн, флаг и официальный знак. Герб России - это особая эмблема, выполненная в соответствии с геральдическими канонами. Он был утвержден 30 ноября 1993 году указом первого

президента страны Бориса Ельцина.

Патриотическое воспитание. Систематизация знаний о символике России.

Беседа, оформление патриотического уголка.

Воспитатели.

Декабрь.

03.12

День неизвестного солдата.

Зимой в нашей стране отмечается День Неизвестного Солдата. Каждый декабрь в России чествуют всех, кто сражался за Родину, но не

снискал ни почета, ни славы. Тех, кто остался лишь в памяти близких

Патриотическое, нравственное  воспитание

Чтение художественной литературы

Учитель – логопед, воспитатели

05.12

День добровольца (волонтёра) в России

Праздник нацелен привлечь внимание общественности к такому важному делу, как волонтерство  -  безвозмездная помощь на благо общества.

Социально - нравственное, гражданское воспитание.

Организация культурных практик в ре- жиме дня (в

соответствии с возрастом детей)

Воспитатели, родители

09.12

День Героев Отечества

День Героев Отечества – это памятная дата, которая отмечается ежегодно 9 декабря. Эта декабрьская дата приурочена к к выдающемуся событию эпохи - правления императрицы Екатерины второй – в 1769 году она учредила орден Святого Георгия Победоносца. В те годы этим орденом награждались воины, проявившие в бою  доблесть, отвагу и смелость.

Героико-патриотическое.

Чтение художественной литературы, презентация.

Воспитатели

12.12

День Конституции РФ

Главный нормативный правовой акт нашей страны, Конституция Российской Федерации была принята  12.12. 1993 года.

Патриотическое воспитание

Беседа

Воспитатели

31.12

Новый год

Главные символы новогоднего праздника в России – красиво украшенная елка, сказочные персонажи Дед Мороз и Снегурочка, куранты, хлопушки, массовые гуляния.

Привитие детям нравственных ценностей, знакомство с традициями россиян.

ООД,

Организация новогоднего утренника, разучивание стихотворений, песен.

Музыкальный руководитель, воспитатели, учитель – логопед.

Январь

07.01

Рождество

Рождество Христово — великий день для всех христиан. Дом издавна украшался еловыми ветками и свечами, под праздничную ель клали подарки, символизировавшие дары, принесенные волхвами младенцу Иисусу.

Привитие детям нравственных ценностей, знакомство с православными традициями россиян.

Русский православный праздник «Рождество»

Музыкальный работник, воспитатели, учитель – логопед.

11.01

День заповедников и национальных парков России.

Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории – это способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы. Проведение Дня  заповедников и национальных парков России поддерживают многие экологические организации и движения.

Экологическое воспитание

Беседа, презентация

Воспитатели

13.01

День российской печати

Праздник связан с исторической датой – началом издания первой печатной российской газеты.

Социально – нравственное воспитание. Воспитание уважения к труду работников печати.

Беседа, рассматривание печатных изданий.

Воспитатели.

27.01

День снятия блокады Ленинграда

Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году. Это День  воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года. 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней.

Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и

дух его защитников.

Патриотическое воспитание

Тематическая беседа «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

Учитель – логопед, воспитатели.

Февраль

2.02

День победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве.

2 февраля в России отмечается День воинской славы –День победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве. Сталинградская битва — одно из крупнейших значимых событий в Великой Отечественной войне.

Героико патриотическое  воспитание.

Тематическая беседа «День победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве»

Воспитатели, учитель – логопед.

8.02

 – День российской науки

Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь науке и исследовательской деятельности. достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество.

Воспитание интереса к обучению, познанию.

Беседа.

Воспитатели.

15.02

День памяти воинов - интернационалистов.

Памятная дата была введена в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность и преданность Родине в период участия в боевых действиях за пределами нашей страны.

Патриотическое воспитание.

Беседа.

Воспитатели, учитель-логопед

21.02

Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию.

Воспитание уважительного отношения к

истории, культуре других стран и народов

Беседа

Воспитатели

23.02

День защитника отечества

Главными защитниками Отечества исторически являлись и являются до сих пор мужчины. В нашей

стране в их честь учреждён официальный праздник -

День защитника Отечества

Патриотическое воспитание.

Организация праздника, посвященного Дню защитника Отечества. Изготовление сувениров.

Музыкальный руководитель, воспитатели, учитель-логопед.

Март

08.03

Международный женский день

В современной России празднование Международного женского дня проводится как день всех женщин, олицетворяющих нежность, заботу, материнство, терпеливость и другие исконно женские качества

Социально - нравственное, гражданское воспитание.

Организация праздничного утренника.

Музыкальный руководитель, воспитатели, учитель-логопед

18 марта  День воссоединения Крыма с Россией

На территории республики Крым этот день является праздничным. Именно в этот день в 2014 году Крым официально вошел в состав Российской Федерации.

Гражданско-патриотическое воспитание

Беседа, презентация

Воспитатели

20 марта – Всемирный день защиты лесов

В 2012 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных

Наций провозгласила 21 марта Международным днем лесов. Этот день отмечается в ознаменование важности всех типов лесов и с целью повышения осведомленности об их роли. Каждый Международный день лесов проводится с целью оказать поддержку усилиям стран на местном, национальном и международном уровнях по организации мероприятий, связанных с лесами и деревьями, напри- мер, кампаниям по посадке

деревьев.

Экологическое воспитание

Тематическая беседа

Воспитатели

27.03

Всемирный день театра

Всемирный день театра – международный профессиональный праздник работников театра. В России в 2021 году Всемирный день театра отмечается 27 марта и про- ходит 59 раз. Цель праздника – популяризировать зрелищное искусство, укрепить и наладить культурные связи. Девиз торжества: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Культурно - эстетическое воспитание

Беседа

Воспитатели, учитель-логопед

Апрель.

01.04

Международный

день птиц.

  День смеха.

Международный день птиц - праздник, близкий сердцу любого человека. Праздник с начала ХХ века приурочен ко времени начала возвращения птичьих стай с мест зимовок. Его главная цель - со- хранение диких птиц. Доброй традицией праздника является изготовление и развешивание «птичьих домиков» в ожидании прилёта пернатых

Экологическое воспитание.

Беседа о бережном отношении к объектам живой природы.

Вечер развлечений, посвященный дню Смеха.

Воспитатели.

 Музыкальный руководитель.

02.04

Международный день детской книги.

Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Г. Х. Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.  Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге. Этот день - отличный повод еще раз вспомнить, какую важную роль играет чтение в жизни ребенка.

Социальное воспитание.

Выставка детских книг, чтение художественной литературы.

Воспитатели.

07.04

Всемирный день здоровья

Всемирный день здоровья проводится с 1950 года. Со- временное человечество отчётливо осознаёт: границы между государствами

условны, болезни одной страны через некоторое

время становятся болезнями государств-соседей. Поэтому и бороться с ними надо сообща, всем миром.

Формирование здорового образа жизни

Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух!»

Инструктор по физкультуре, воспитатели

12.04

День космонавтики

День космонавтики – праздник, посвященный первому полету человека в космос.Первый орбитальный полет вокруг Земли выполнил советский космонавт Юрий Гагарин на комическом корабле «Восток»

— это историческое событие произошло 12 апреля 1961 года.

Патриотическое воспитание

Тематическая неделя «Космос». Утренник, посвященный Дню космонавтики.

Воспитатели, учитель-логопед.

22.04

Международный день Земли

В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля. Губительное воздействие человека на окружающую среду с каждых днем достигает поистине невероятных масштабов, что с легкостью может привести к всемирной катастрофе и угасанию этих красот, если прямо сейчас не начать задумываться о решительных мерах против таких последствий. Международный день Земли 2024 призван напомнить человечеству о важности заботы о нашей планете.

Экологическое воспитание

Экологический праздник

Музыкальный работник, воспитатели

Май

01.05

День  Весны и труда

Первое мая – праздник, который сейчас

в России посвящен труду и весне, отмечается во многих странах и имеет разные

названия. Первомай – традиционный выходной, который празднуют во многих семьях

Социально - нравственное, патриотическое воспитание.

Тематическая неделя. Вырезание цветов и голубей для украшения окон детского сада к празднику.

Воспитатели, учитель-логопед.

09.05

День Победы

9 мая в России ежегодно отмечается всенародный праздник – День Победы, проводимый в ознаменование победоносного завершения Великой Отечествен- ной войны 1941-1945

Героико-патриотическое воспитание.

Тематическая неделя, «День Победы. Главный праздник страны»

Музыкальный руководитель, воспитатели, учитель-логопед.

13.05

День основания Черноморского флота России

13 мая в России отмечается День Черноморского флота ВМФ РФ. Праздник был установлен приказом главкома Военно-Морского флота в июле 1996 года. Однако история флота насчитывает почти в десять раз больше лет..

Патриотическое воспитание

Беседа

Воспитатели, учитель – логопед.

19 мая  День детских общественных организаций России

Праздник юности, патриотизма и любви к Родине — День детских общественных объединений.

Патриотическое воспитание

Беседа

Воспитатели

24 мая – День славянской письменности и культуры.

 

Этот праздник - дань памяти славянским первоучителям - святым Кириллу и Мефодию. Братья из Солуни создали первую славянскую азбуку,

Патриотическое, культурно – нравственное  воспитание.

Экскурсия в библиотеку

Воспитатели, учитель – логопед.

Июнь.

01.06

Международный день защиты детей

1 июня отмечается Между- народный день защиты детей. Это один из международных праздников, его от чают во всем мире с 1950 года. Это, прежде всего, напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей.

Нравственно - гражданское, правовое воспитание.

Организация праздничных мероприятий в течение дня.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

05.06

Всемирный день окружающей среды.

Всемирный день окружающей среды, отмечаемый 5 июня, объединяет миллионы людей по всему мира и вовлекает их в мероприятия по защите и восстановлению Земли — нашего общего дома.

Экологическое воспитание.

Беседа

Воспитатели.

6 июня  День русского языка.

В России 6 июня справляют праздник, имеющий особое значение для людей, населяющих страну и многие другие государства, — День русского языка. Праздник призван служить напоминанием о равноправии официальных языков ООН и повышать информированность об истории, культуре и развитии русского языка среди населения мира.

 Гражданское,  патриотическое воспитание

Беседа

Воспитатели, учитель-логопед.

12 июня  День России

День России – важный государственный праздник Российской Федерации, отмечаемый ежегодно 12 июня.

Патриотическое воспитание

Мероприятия, посвященные Дню России, украшение окон

Музыкальный руководитель, воспитатели

22 июня  День памяти и скорби,

День памяти и скорби– это день начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941-го

началась самая кровопролитная и страшная война в истории нашей страны, ставшая основной частью Второй мировой войны 1939–1945 годов.

Патриотическое воспитание

Беседа, презентация

Воспитатели

Третье воскресенье июня – День медицинского работника.

Это профессиональный праздник для всех врачей, медсестер, фельдшеров и всех медиков, которые спасают жизни и здоровье людей.

Социально-нравственное воспитание.

Беседа

Воспитатели

Июль

08.07

День любви, семьи и верности

Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.

Гражданское, социально-нравственное воспитание

Изготовление открыток, поздравления  

Воспитатели

26.07

День вое нно-

морского флота

День Военно-морского флота (ВМФ) отмечается в Рос- сии в последнее воскресенье июля на основании указа президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Патриотическое воспитание

Презентация

воспитатели

Август

05.08

Международный день светофора

Главная задача этого дня еще раз напомнить пешеходам и водителям, что светофоры установлены на улицах не просто так. Ценой нарушения правил дорожного движения может стать человеческая жизнь.

Формирование основ безопасной жизни

Дидактические игры, беседы

Воспитатели

12.08

День физкультурника в России

День физкультурника — праздничная дата, которая отмечается в России во вторую субботу августа на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР День физкультурника отмечается с 1939 года. Девиз праздника – «В здоровом теле – здоровый дух!»

Здоровый образ жизни

Спортивный праздник

Воспитатели, инструктор по физкультуре.

19 августа – яблочный спас

 Яблочный Спас – это самый известный и значительный из всех августовских Спасов. Он наполнен глубоким христианским содержанием и народными традициями.

Духовно - нравственное воспитание

Рассказ о народных традициях

Воспитатели

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации.

Он был установлен на основании указа президента РФ от 20 августа 1994 года "О Дне Государственного

флага Российской Федерации".

В этот день в 1991 году Верховный Совет

РСФСР  принял постановление  "Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР"

Патриотическое

Тематический день, посвященный Дню Государственного флага России.

Воспитатели

В группе есть зона «Физическое развитие». Здесь находятся атрибуты для самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, бросалки, кольцеброс, обручи,  скакалки, выносные игры «Хоккей», «Бадминтон», «Кегли», настольная игра «Хоккей», спортивные эмблемы и кубки, картинки с изображением олимпийских видов спорта; атрибуты для подвижных игр, развития основных движений; пособия для массажа и закаливания: массажные коврики, рукавицы.

Календарный план  воспитательной работы на

 2023-2024 учебный год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

   Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...

Рабочая программа образовательной деятельности подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) общеразвивающей направленности 2022- 2023 учебный год

1. Пояснительная запискаСодержание образовательного процесса в подготовительной к школе построено на основании образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Радуга...

Рабочая программа МБОУ "Серго-Ивановская основная школа" дошкольная группа 2023 год

Рабочая программа МБОУ "Серго-Ивановская основная школа" дошкольная группа 2023 год...

Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (6 – 7 лет) на 2023 – 2024 учебный год

Целью данной программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его ...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе логопедической группе.

В данном конспекте дети знакомятся с понятием "Бессмертный полк", герой ВОВ, учатся рассказывать о своих родных, участвующих в отечественной войне....