консультация для педагогов "«Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников»
консультация
консультация составлена с элементами мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_s_elementami_master-klassa-_semeynyy_klub.docx | 270.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
«Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников»
Материал подготовила:
Вотчицева Татьяна Ивановна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Димитровград 2023
На ладони взрослого – хрупкая душа ребёнка. Если крепко обхватить и с силой удерживать, то душа получится неуверенная либо мятежная. Если полностью ослабить руку, то можно получить душу дезориентированную. Как найти золотую середину? На этом нелёгком пути поможет понимание психологии ребенка и взаимодействие окружающих его людей.
Родные люди, окружающие ребенка, особенно значимы для него в силу его биологической и психологической зависимости от них. Именно родители с первых дней жизни малыша создают ту уникальную совместную атмосферу, в которой он живет и развивается. Именно в семье ребенок получает то жизненное направление, которое определяет его судьбу. Но родители – не педагоги, они не могут знать закономерности развития детей. Педагоги нашего детского сада всегда готовы помочь. В своей работе вот уже на протяжении нескольких лет мы используем такую форму партнёрства как семейный клуб. Семейный клуб – это консультации (видео, в виде буклетов, семинары-практикумы, тренинги и т.д.) для родителей от педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей.
Опыт организации семейного клуба показывает, что неформальный характер общения педагогов и семьи укрепляет интерес родителей к новой информации, стимулирует на взаимодействие, укрепляет детско-родительские отношения.
В нашем детском саду № 47 «Веселинка» семейный клуб помогает решать следующие задачи:
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблему друг друга;
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
- внедрение активных форм взаимодействия;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых.
Встречи в Семейном Клубе организуются 1-2 раза в месяц. Они проходят в теплой, дружеской атмосфере, способствующей раскрепощению и взаимному обогащению участников заседания.
Вместе с родителями нередко приходят бабушки, дедушки, сестры и братья, специалисты ДОУ, гости-врачи, библиотекари и др. Тематика таких встреч разнообразна, она отвечает интересам и запросам родителей. Форма проведения зависит от выбранной темы, это могут быть:
- беседа
- консультация
- круглый стол
- совместные мероприятия родителей и детей
- обсуждение и распространение семейного опыта
Семейные клубы могут быть разной направленности:
1. Культурно-досуговое:
- организация семейного досуга;
- организация конкурсов и выставок.
2. Образовательно-просветительское:
- семинары;
- тренинги;
- практикумы;
- конкурсы;
- выставки;
- консультации специалистов различных направлений;
- иные занятия, направленные на повышение психолого-педагогической и медицинской грамотности семейных отношений.
3.Благотворительное:
- вовлечение родителей в разнообразные благотворительные акции, проводимые нашим ДОУ в рамках реализации инновационной площадки по воспитанию духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
4. Спортивно-оздоровительное:
- спортивные соревнования, эстафеты, игры;
- мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в физическом развитии детей.
Любое заседание Семейного клуба условно можно разделить на три этапа:
I этап – Организационный
II этап - Практический
III этап – Рефлексивный
На первом этапе обязательным элементом является приветствие участников заседания. Это может быть и психологические тренинги, и игры-приветствия, такие как, например, игра-приветствие «Цветные ладони», в процессе которой родители хаотично двигаются, а педагог в это время держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета.
Варианты сигналов:
красная “ладонь” надо пожать руку,
синяя “ладонь” – погладить по плечу,
зеленая “ладонь” – поздороваться “спинками”.
Затем нами, как правило, через цепочку заданий, экспресс-тестов, игровых приемов озвучивается тема заседания. Предлагаю вам определить тему одного из заседаний нашего семейного клуба.
Данную встречу мы начали с народной мудрости: «Лиши человека воды, и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком»
- Как вы думаете, какой предмет являлся главным символом заседания?
Упражнение «Выбери дистанцию»
- Совершенно верно, символ обсуждаемой темы — детская книга (кладу ее на куб в центре зала).
Задание родителям: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Родители выполняют здание.
Таким образом мы подвели присутствующих родителей к теме заседания «Растим читателя»
II - Практический этап. Название говорит само за себя.
На данном этапе через систему игр и упражнений родители приобретают практические умения и навыки в вопросах развития и воспитания своих любимых чад.
Так, например, в ходе проведения встречи на тему «Уроки воспитания» нами были использованы игры, обогащающие воспитательные умения, способствующие появлению у родителей нового взгляда на ребенка и процесс его воспитания.
Игра «Свеча желаний» предполагала формирование у родителей умения прогнозировать результат воспитания ребенка.
Родителям было предложено встать в круги, передавая свечу, друг другу, назвать самое главное качество, которое они хотели бы воспитать в своем ребенке.
Игра «Комплименты» развивает умение общаться, замечать в людях хорошие качества.
Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя соседу в глаза, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
В текущем году нами была предпринята попытка возрождение уникальной семейной традиции – совместного вечернего чтения. С этой целью на одну из встреч была приглашена библиотекарь, проведена семейная викторина «В мире сказок и приключений», организована презентация лучших образцов детской художественной литературы. А в группах ДОУ была создана «Библиотека выходного дня для взрослых и детей», которая регулярно пополняется и востребована родителями и воспитанниками.
Мы на практике убедились, что одной из эффективных современных форм сотрудничества педагогов и родителей являются интерактивные игры. Их применение позволяет создать комфортную обстановку взаимодействия, где каждый участник чувствует себя успешным и интеллектуально состоятельным. Из зрителей и слушателей родители превращаются в активных участников.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые проводились при заседании на тему «Развиваем мышление и речь в игре»:
- 4 лишний;
- «Что сначала, что потом?»;
- «Что перепутал художник?»
III - Рефлексивный этап.
На данном этапе родителям предлагаются буклеты и памятки на тему заседания, а также оценить важность и полезность обсуждаемой темы для них. Обязательным элементом данного этапа является обобщающий вывод и благодарность за внимание.
Стоит отметить, что периодически заседания Семейного клуба нами проводятся в форме досуга, концерта. На данном мероприятии познавательную информацию мы чередуем концертными номерами подготовленными детьми, совместными играми и мастерскими. Так, к примеру, в процессе заседания семейного клуба «Театр – это здорово!» родители со своими детьми учились мастерить фигурки для настольного домашнего театра из подручных материалов, таких как: втулки от туалетной бумаги, пластиковые тарелки и ложки, ячейки из-под киндер-сюрпризов, носовые платочки и т.д.
Анализируя опыт сотрудничества педагогов и родителей, мы утверждаем, что Семейный клуб – современная и эффективная форма взаимодействия.
Результатом деятельности такой формы сотрудничества являются следующие показатели:
• активная включенность родителей в воспитательно-образовательном процессе, высокая степень доверия к педагогам и специалистам ДОУ;
• приобретение родителями необходимых знаний и воспитательных умений для полноценного общения с детьми;
• изменение родительских установок, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;
• создание единого образовательного пространства в ДОУ и семье;
• сплочение педагогов и большинство родителей в единый коллектив с общими ценностно-целевыми ориентирами и образовательными смыслами.
С нашей точки зрения, совместная деятельность педагогов и родителей в рамках Семейного Клуба позволяет опосредованно влиять на создание психологически комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ и семье, что позитивно отразится на его физическом и психическом здоровье.
В заключении своего выступления, хотим отметить, что Семейный клуб – бесспорно удачная, но и в то же время самая трудоёмкая форма сотрудничества с родителями, требующая подготовки, как от педагогов, так и от родителей. Важно помнить - участие в мероприятиях клуба должны быть добровольными!!!
На память о нашей встрече сегодня, мы предлагаем вам буклеты, которые мы надеемся помогут вам интересно и продуктивно организовать и провести семейный клуб в своем детском саду.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанников.
Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанниковПамятки для воспитателей. Методы работы с родителями...
Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования через сеть интернет....
Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"
В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....
«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26891050","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26891051","attributes":{"alt":"","class"...
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, WEB-НАВИГАТОР КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАННИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье описывается актуальная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и воспитанниками. Представлены способы работы в облачной системе и описаны такие формы д...
Презентация "Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ"
Онлайн- марафон - это мероприятия которые проводятся в сети интренет....
Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...