Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
электронный образовательный ресурс по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования через сеть интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onlayn-marafon_kak_effektivnaya_forma_vzaimodeystviya.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия 
педагогов и родителей воспитанников ДОУ.

Авторы: Майсак Татьяна Александровна, учитель-логопед;

Майсак Анна Борисовна, педагог-психолог.

Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является сотрудничество организации с семьей. В связи с этим педагоги всегда находятся в поиске новых эффективных форм работы с родителями воспитанников. Для нас, как для сотрудников детского сада для детей с речевой патологией, в процессе коррекции особенно важны взаимосвязь и совместная работа педагогов и родителей.

Ориентируясь на одну из задач, поставленных во ФГОС ДО - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, мы искали такой способ общения с родителями, который бы позволил:

  1. отойти от формального общения и от назидательной позиции педагога;
  2. обеспечить современный способ взаимодействия родителя и педагога, удобный для родителей, не имеющих возможности посещать мероприятия ДОУ в рабочее время;
  3. максимально включить в образовательный процесс родителей;
  4. обеспечить длительное и системное обучение родителей.

Проанализировав опыт коллег в проведении мероприятий для родителей, мы пришли к выводу, что нашим требованиям отвечает такой формат работы, как проведение онлайн-марафона. Он подразумевает под собой длительный курс обучения, проводимый через сеть Интернет. В рамках курса участникам поэтапно предоставляются теоретические знания (в виде статей, вебинаров, учебной литературы и др.) и практические задания, выполнив которые участники отчитываются, описывая успехи и сложности, прикладывая фото и видео материалы. В ходе марафона участники имеют возможность задавать вопросы педагогу по теоретической части или в процессе выполнения практических заданий, что помогает лучше разобраться в материале и скорректировать ход упражнений, игр и т.п.

Принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а это значит, что ОУ должно не просто дать знания, а научить получать и применять их. В тоже время, учитывая опыт работы, мы пришли к выводу, что для многих детей требуются дополнительные занятия на развитие высших психических функций в дополнение к программе ДОУ.

Опираясь на вышесказанное, мы определили для себя приоритетное направление в рамках взаимодействия с родителями – ознакомление с видами мышления и средствами их развития. Учитывая, что родитель является полноценным участником образовательных отношений, выбор темы марафона мы оставили за родителями, предложив следующие: «Хорошее мышление - успешное обучение», «Зимние каникулы. Отдыхаем с пользой» и «Безречевые игры для речевых детей». По итогам опроса родители одного воспитанника выбрали тему «Зимние каникулы. Отдыхаем с пользой», остальные родители группы отдали предпочтение теме «Хорошее мышление - успешное обучение».

В рамках темы «Хорошее мышление - успешное обучение» мы определили следующие цель и задачи.

Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития всех видов мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями.

Основные задачи:

-установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

- «трансформация» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса;

- повышение интереса родителей к особенностям развития своего ребенка;

- оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах развития всех видов мышления детей;

- создание благоприятных условий развития способностей детей, их творческого потенциала в процессе игрового взаимодействия с родителями;

- повышение речевой активности и развитие мышления ребёнка в процессе игровой деятельности с родителями.

Марафон проходил со 2 ноября по 28 декабря. Для его проведения была создана отдельная закрытая группа в наиболее популярной среди родителей социальной сети «ВКонтакте». Перед началом родители были ознакомлены с правилами марафона. Каждую пятницу, родители получали материалы: описание игр на развитие мышления и речи и методические рекомендации к ним, при необходимости, наглядный материал. В течение недели у родителей была возможность ознакомиться с игрой, подготовить необходимые материалы и поиграть в нее с ребенком. По истечении недели, то есть до вечера следующей пятницы, родителям предлагалось подготовить отчет по выполнению задания. Следует отметить, что отчёт не являлся обязательным, но приветствовался педагогом. Отчет представлял собой короткий рассказ о том, как прошла игра. Приветствовались фотографии и видео (если это подразумевало задание), вопросы, предложения, описание возникших трудностей, "педагогические уловки", использованные родителями при выполнении заданий. Отчеты предлагалось выкладывать в комментариях в группе (таким образом, отчёт видели все участники марафона) или присылать личными сообщениями педагогу. Хочется отметить, что самые первые отчеты некоторые родители прислали именно в личном сообщении, но уже на втором задании включились в общее обсуждение в группе, чему способствовала благоприятная атмосфера и активное общение между всеми участниками процесса.

В ходе марафона родителям были предложены следующие игры:

1. «Прошлое и будущее» 

Цель: развитие воображения и креативного мышления.

Ход игры: Родитель называет любой предмет и задаёт ребёнку вопрос: «Как ты думаешь, чем этот предмет был в прошлом?». Затем: «Придумай, чем этот предмет может стать в будущем?». 

В процессе игры дети проникают в суть предметов и явлений. К ним приходит понимание того, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму. 

2. «Кубики»

Цель: развитие пространственного восприятия, воображения и мышления.

Ход игры: Родитель демонстрирует ребенку три проекции, и предлагает построить по ним. Далее предлагается ребенку самостоятельно построить конструкции из кубиков и зарисовать их проекции: вид спереди, вид сбоку и вид сверху. 

3. «Третий лишний».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход игры: Предложить ребенку выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег.

Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка.

Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка.

Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка .

Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое.

Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля и др.

4. «Подбери слово» 

Цель: развитие словесно-логического мышления. 

Ход игры: Родитель называет ребенку пару слов, затем озвучивает слово – «одиночку» и просит ребенка подобрать к нему такое слово, которое составит ему пару и будет относиться к слову – «одиночке» также, как слова в паре (по аналогии). Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. 

Белка - дупло, волк - … 

Кофта – шерсть, шуба - … 

Колесо – круг, картина -… 

Больница – врач, магазин - … 

Автомобиль – дорога, корабль - … 

Ваза – стекло, кастрюля - … 

Человек – руки, птица - … 

Самолет – аэропорт, корабль - … и др.

 5.  «Числовые пирамиды»

Цель: развитие логического мышления.

Ход игры: родитель предлагает ребенку заполнить пустые кружки в пирамиде, чтобы завершить ее. В каждой пирамиде число в кружке является суммой двух чисел в кружках под ним.

6. "100 лет тому назад и путешествие в будущее»

Цель: развитие познавательного интереса, креативного мышления, обучение умению поиска нужной информации,  речи.

Ход игры: за основу родитель берет любой предмет/действие/явление. Предлагает ребенку предположить, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем. 

7. «На что похоже» 

Цель: развитие воображения и креативного мышления.

Ход игры: родитель предлагает ребенку лист бумаги с нарисованными геометричесими фигурами (кругами, квадратами, треугольниками) и просит дорисовать детали, чтобы получился предмет. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! Ребенку дается установка: не повторять изображения. Рекомендуется начать с одной геометрической фигуры, например круга. Когда идеи будут на исходе, как усложнение родитель предлагает ребёнку лист с изображением разных геометрических фигур. На этот раз ему необходимо будет не просто дорисовать каждую из них, а объединить все единым сюжетом. 

8. "Логические задачи".

Цель: развитие логического мышления и доказательной речи.

Ход игры: родитель предлагает ребенку прослушать задачу и ответить на вопрос. В случае затруднения, задачу можно зарисовать.

Задача №1. 

Леша и Андрей завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрей – фрукты. Кто из ребят ел творог, а кто – сливу? 

Задача № 2. 

Вася и Витя очень любят животных. У Васи дома есть попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц. 

Задача № 3. 

Мама с детьми пошла в магазин. Она купила дочке сарафан и блузку, а сыну – барабан и мяч. Кто из детей получил новые игрушки, а кто новую одежду? 

Задача № 4. 

Лера и Варя собирали урожай. Кто-то из них искал крупные ягоды черной смородины, кто то – мелкие ягоды красной смородины. У Леры были мелкие ягоды. Что собирала Варя – красную или черную смородину. 

Задача № 5.

Миша и Лена жили на одной улице: кто-то из них – в одноэтажном доме с садом, кто-то в двухэтажном без сада. У дома Лены сада не было. В каком доме жил Миша – в одноэтажном или двухэтажном?  И др.

От работы в таком формате положительные эмоции получили все участники педагогического процесса:

- дети, приходя в детский сад, с удовольствием делились впечатлениями, ждали нового задания;

- родители в отзывах писали следующее: «Хочу Вас поблагодарить за участие в марафоне, нам было весело иногда, всегда интересно, мы больше проводили времени вместе, больше общались, больше рассуждали, узнавали всегда что-то новое о мире, о жизни о укладе жизни, о взаимодействии в нашей жизни», «Это был замечательный опыт», «Очень понравился марафон, такие нестандартные задачи были поставлены», «Очень радует, что Вы идёте в ногу со временем, и не противитесь технике, гаджетам и всему, что с ними связано. Формат марафона для моего сына впервые, это популярное сейчас направление, и меня радует, что Вы предложили такой формат взаимодействия».

- мы, как педагоги, при использовании такого формата, как онлайн-марафон, отметили для себя целый ряд положительных моментов:

  1. Проведение марафона через сеть интернет способствует постоянной вовлеченности родителей в процесс. Это обусловлено доступностью материалов в любое время, что удобно для родителей с разной степенью занятости.  
  2. Обучение родителей ведется ненавязчиво, комфортно, в отличие от таких форм, как мастер-класс, круглый стол или семинар. У родителя есть возможность предварительно самостоятельно ознакомиться с игрой и после наедине с ребенком в комфортной обстановке ее опробовать.
  3. Устанавливаются партнерские отношений с семьями воспитанников.
  4. Родители делятся своими успехами не только с педагогом, но и с другими участниками марафона, что позволяет получить положительное подкрепление.
  5. У родителей есть возможность поддерживать постоянный контакт с педагогом, задавать уточняющие вопросы.
  6. Проявляется инициативность и повышается самосознание родителя, как первого педагога ребенка, так как есть возможность поделиться с другими участниками марафона своими идеями, вариантами игр и «педагогическими уловками».
  7. Участие в марафоне позволяет родителям увидеть некоторые особенности развития и интересы ребенка, в том числе:
  • стремление ребенка выбрать задание определенной сложности;
  • увидеть способность ребенка реагировать на трудности, возникающие в процессе игры;

- интерес ребенка к математическим играм или играм словесным. 

В результате этих открытий родители могут выстроить свои собственные цели и задачи.

  1. У родителей есть возможность пополнения домашней картотеки игр на развитие мышления, воображения и речи детей. 
  2. Родители учатся создавать благоприятные условия для развития способностей детей, их творческого потенциала в процессе игрового общения; изучать с ребенком обыденные вещи через игру и искать новых путей взаимодействия с ребёнком.

Включение в деятельность педагогов ДОУ такого формата взаимодействия с родителями, как онлайн-марафон, является высокоэффективным в коррекционной работе.

Список литературы:

1. Зак А.З. Учимся мыслить логично : занимательные задачи для развития логического мышления у дошкольников – Москва : Аркти, 2002.

2. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи – Москва : Книголюб, 2005.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

4. http://nataliigromaster.blogspot.com/2015/03/10.html

5. https://ok.ru/razwitie.rebenka/topic/65511982058334

6. https://xn--80agbsneq0b4h.xn--p1ai/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Как показывает практика, жизнь и развитие образовательной организации в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного...

Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"

Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство,  установить  партнерс...

Памятка "Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников".

Памятка будет полезна как молодым педагогам, так уже имеюим опыт...

Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках работы семейного клуба «Ты не один» это: подход к каждой семье ребенка с ОВЗ (научить родителей  не стесняться своего ребенка, а при...

Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесн...

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»

. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...