Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
электронный образовательный ресурс по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования через сеть интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onlayn-marafon_kak_effektivnaya_forma_vzaimodeystviya.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия
педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
Авторы: Майсак Татьяна Александровна, учитель-логопед;
Майсак Анна Борисовна, педагог-психолог.
Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является сотрудничество организации с семьей. В связи с этим педагоги всегда находятся в поиске новых эффективных форм работы с родителями воспитанников. Для нас, как для сотрудников детского сада для детей с речевой патологией, в процессе коррекции особенно важны взаимосвязь и совместная работа педагогов и родителей.
Ориентируясь на одну из задач, поставленных во ФГОС ДО - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, мы искали такой способ общения с родителями, который бы позволил:
- отойти от формального общения и от назидательной позиции педагога;
- обеспечить современный способ взаимодействия родителя и педагога, удобный для родителей, не имеющих возможности посещать мероприятия ДОУ в рабочее время;
- максимально включить в образовательный процесс родителей;
- обеспечить длительное и системное обучение родителей.
Проанализировав опыт коллег в проведении мероприятий для родителей, мы пришли к выводу, что нашим требованиям отвечает такой формат работы, как проведение онлайн-марафона. Он подразумевает под собой длительный курс обучения, проводимый через сеть Интернет. В рамках курса участникам поэтапно предоставляются теоретические знания (в виде статей, вебинаров, учебной литературы и др.) и практические задания, выполнив которые участники отчитываются, описывая успехи и сложности, прикладывая фото и видео материалы. В ходе марафона участники имеют возможность задавать вопросы педагогу по теоретической части или в процессе выполнения практических заданий, что помогает лучше разобраться в материале и скорректировать ход упражнений, игр и т.п.
Принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а это значит, что ОУ должно не просто дать знания, а научить получать и применять их. В тоже время, учитывая опыт работы, мы пришли к выводу, что для многих детей требуются дополнительные занятия на развитие высших психических функций в дополнение к программе ДОУ.
Опираясь на вышесказанное, мы определили для себя приоритетное направление в рамках взаимодействия с родителями – ознакомление с видами мышления и средствами их развития. Учитывая, что родитель является полноценным участником образовательных отношений, выбор темы марафона мы оставили за родителями, предложив следующие: «Хорошее мышление - успешное обучение», «Зимние каникулы. Отдыхаем с пользой» и «Безречевые игры для речевых детей». По итогам опроса родители одного воспитанника выбрали тему «Зимние каникулы. Отдыхаем с пользой», остальные родители группы отдали предпочтение теме «Хорошее мышление - успешное обучение».
В рамках темы «Хорошее мышление - успешное обучение» мы определили следующие цель и задачи.
Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития всех видов мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями.
Основные задачи:
-установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- «трансформация» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса;
- повышение интереса родителей к особенностям развития своего ребенка;
- оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах развития всех видов мышления детей;
- создание благоприятных условий развития способностей детей, их творческого потенциала в процессе игрового взаимодействия с родителями;
- повышение речевой активности и развитие мышления ребёнка в процессе игровой деятельности с родителями.
Марафон проходил со 2 ноября по 28 декабря. Для его проведения была создана отдельная закрытая группа в наиболее популярной среди родителей социальной сети «ВКонтакте». Перед началом родители были ознакомлены с правилами марафона. Каждую пятницу, родители получали материалы: описание игр на развитие мышления и речи и методические рекомендации к ним, при необходимости, наглядный материал. В течение недели у родителей была возможность ознакомиться с игрой, подготовить необходимые материалы и поиграть в нее с ребенком. По истечении недели, то есть до вечера следующей пятницы, родителям предлагалось подготовить отчет по выполнению задания. Следует отметить, что отчёт не являлся обязательным, но приветствовался педагогом. Отчет представлял собой короткий рассказ о том, как прошла игра. Приветствовались фотографии и видео (если это подразумевало задание), вопросы, предложения, описание возникших трудностей, "педагогические уловки", использованные родителями при выполнении заданий. Отчеты предлагалось выкладывать в комментариях в группе (таким образом, отчёт видели все участники марафона) или присылать личными сообщениями педагогу. Хочется отметить, что самые первые отчеты некоторые родители прислали именно в личном сообщении, но уже на втором задании включились в общее обсуждение в группе, чему способствовала благоприятная атмосфера и активное общение между всеми участниками процесса.
В ходе марафона родителям были предложены следующие игры:
1. «Прошлое и будущее»
Цель: развитие воображения и креативного мышления.
Ход игры: Родитель называет любой предмет и задаёт ребёнку вопрос: «Как ты думаешь, чем этот предмет был в прошлом?». Затем: «Придумай, чем этот предмет может стать в будущем?».
В процессе игры дети проникают в суть предметов и явлений. К ним приходит понимание того, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
2. «Кубики»
Цель: развитие пространственного восприятия, воображения и мышления.
Ход игры: Родитель демонстрирует ребенку три проекции, и предлагает построить по ним. Далее предлагается ребенку самостоятельно построить конструкции из кубиков и зарисовать их проекции: вид спереди, вид сбоку и вид сверху.
3. «Третий лишний».
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход игры: Предложить ребенку выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег.
Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка.
Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка.
Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка .
Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое.
Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля и др.
4. «Подбери слово»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход игры: Родитель называет ребенку пару слов, затем озвучивает слово – «одиночку» и просит ребенка подобрать к нему такое слово, которое составит ему пару и будет относиться к слову – «одиночке» также, как слова в паре (по аналогии). Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Белка - дупло, волк - …
Кофта – шерсть, шуба - …
Колесо – круг, картина -…
Больница – врач, магазин - …
Автомобиль – дорога, корабль - …
Ваза – стекло, кастрюля - …
Человек – руки, птица - …
Самолет – аэропорт, корабль - … и др.
5. «Числовые пирамиды»
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: родитель предлагает ребенку заполнить пустые кружки в пирамиде, чтобы завершить ее. В каждой пирамиде число в кружке является суммой двух чисел в кружках под ним.
6. "100 лет тому назад и путешествие в будущее»
Цель: развитие познавательного интереса, креативного мышления, обучение умению поиска нужной информации, речи.
Ход игры: за основу родитель берет любой предмет/действие/явление. Предлагает ребенку предположить, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.
7. «На что похоже»
Цель: развитие воображения и креативного мышления.
Ход игры: родитель предлагает ребенку лист бумаги с нарисованными геометричесими фигурами (кругами, квадратами, треугольниками) и просит дорисовать детали, чтобы получился предмет. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! Ребенку дается установка: не повторять изображения. Рекомендуется начать с одной геометрической фигуры, например круга. Когда идеи будут на исходе, как усложнение родитель предлагает ребёнку лист с изображением разных геометрических фигур. На этот раз ему необходимо будет не просто дорисовать каждую из них, а объединить все единым сюжетом.
8. "Логические задачи".
Цель: развитие логического мышления и доказательной речи.
Ход игры: родитель предлагает ребенку прослушать задачу и ответить на вопрос. В случае затруднения, задачу можно зарисовать.
Задача №1.
Леша и Андрей завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрей – фрукты. Кто из ребят ел творог, а кто – сливу?
Задача № 2.
Вася и Витя очень любят животных. У Васи дома есть попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц.
Задача № 3.
Мама с детьми пошла в магазин. Она купила дочке сарафан и блузку, а сыну – барабан и мяч. Кто из детей получил новые игрушки, а кто новую одежду?
Задача № 4.
Лера и Варя собирали урожай. Кто-то из них искал крупные ягоды черной смородины, кто то – мелкие ягоды красной смородины. У Леры были мелкие ягоды. Что собирала Варя – красную или черную смородину.
Задача № 5.
Миша и Лена жили на одной улице: кто-то из них – в одноэтажном доме с садом, кто-то в двухэтажном без сада. У дома Лены сада не было. В каком доме жил Миша – в одноэтажном или двухэтажном? И др.
От работы в таком формате положительные эмоции получили все участники педагогического процесса:
- дети, приходя в детский сад, с удовольствием делились впечатлениями, ждали нового задания;
- родители в отзывах писали следующее: «Хочу Вас поблагодарить за участие в марафоне, нам было весело иногда, всегда интересно, мы больше проводили времени вместе, больше общались, больше рассуждали, узнавали всегда что-то новое о мире, о жизни о укладе жизни, о взаимодействии в нашей жизни», «Это был замечательный опыт», «Очень понравился марафон, такие нестандартные задачи были поставлены», «Очень радует, что Вы идёте в ногу со временем, и не противитесь технике, гаджетам и всему, что с ними связано. Формат марафона для моего сына впервые, это популярное сейчас направление, и меня радует, что Вы предложили такой формат взаимодействия».
- мы, как педагоги, при использовании такого формата, как онлайн-марафон, отметили для себя целый ряд положительных моментов:
- Проведение марафона через сеть интернет способствует постоянной вовлеченности родителей в процесс. Это обусловлено доступностью материалов в любое время, что удобно для родителей с разной степенью занятости.
- Обучение родителей ведется ненавязчиво, комфортно, в отличие от таких форм, как мастер-класс, круглый стол или семинар. У родителя есть возможность предварительно самостоятельно ознакомиться с игрой и после наедине с ребенком в комфортной обстановке ее опробовать.
- Устанавливаются партнерские отношений с семьями воспитанников.
- Родители делятся своими успехами не только с педагогом, но и с другими участниками марафона, что позволяет получить положительное подкрепление.
- У родителей есть возможность поддерживать постоянный контакт с педагогом, задавать уточняющие вопросы.
- Проявляется инициативность и повышается самосознание родителя, как первого педагога ребенка, так как есть возможность поделиться с другими участниками марафона своими идеями, вариантами игр и «педагогическими уловками».
- Участие в марафоне позволяет родителям увидеть некоторые особенности развития и интересы ребенка, в том числе:
- стремление ребенка выбрать задание определенной сложности;
- увидеть способность ребенка реагировать на трудности, возникающие в процессе игры;
- интерес ребенка к математическим играм или играм словесным.
В результате этих открытий родители могут выстроить свои собственные цели и задачи.
- У родителей есть возможность пополнения домашней картотеки игр на развитие мышления, воображения и речи детей.
- Родители учатся создавать благоприятные условия для развития способностей детей, их творческого потенциала в процессе игрового общения; изучать с ребенком обыденные вещи через игру и искать новых путей взаимодействия с ребёнком.
Включение в деятельность педагогов ДОУ такого формата взаимодействия с родителями, как онлайн-марафон, является высокоэффективным в коррекционной работе.
Список литературы:
1. Зак А.З. Учимся мыслить логично : занимательные задачи для развития логического мышления у дошкольников – Москва : Аркти, 2002.
2. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи – Москва : Книголюб, 2005.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
4. http://nataliigromaster.blogspot.com/2015/03/10.html
5. https://ok.ru/razwitie.rebenka/topic/65511982058334
6. https://xn--80agbsneq0b4h.xn--p1ai/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса
Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Как показывает практика, жизнь и развитие образовательной организации в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного...
Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"
Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство, установить партнерс...
Памятка "Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников".
Памятка будет полезна как молодым педагогам, так уже имеюим опыт...
Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках работы семейного клуба «Ты не один» это: подход к каждой семье ребенка с ОВЗ (научить родителей не стесняться своего ребенка, а при...
Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесн...
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»
. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...