Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пейзажная живопись»
рабочая программа
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА (ПРИНЯТА)* Педагогическим Советом Протокол №____от ______ 20__г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом №____от ______ 20__г. Руководитель ____________________________Ф.И.О. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пейзажная живопись»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Патракова Светлана Георгиевна,
воспитатель
.
с. Саранпауль – 2021год
Пояснительная записка
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Знакомство детей с пейзажной живописью начинается с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.
Работу по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного аппаратов, формирование представлений об основных средствах изобразительного языка и параметров изображения, воспитание серьезного отношения продуктам своего творчества.
Кроме того, в работе представлена система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы взрослого с детьми.
Мы открываем перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И. чтобы состоялся серьезный и доверительный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце, свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни.
Программа «Пейзажная живопись» опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Основная задача педагога дополнительного образования – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.
Актуальность программы
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с пейзажной живописью должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к пейзажам, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Для успешного создания детьми выразительного образа природы, работа по ознакомлению с пейзажной живописью должна вестись знакомство с творчеством художников и рисование пейзажа.
Направленность программы – художественный
Уровень освоения программы –общекультурный (стартовый).
Отличительные особенности
Дополнительная программа художественно – эстетического направления приобщает детей к искусству посредством экскурсии - наблюдения за природой в разное время года. Для развития творческого воображения - игры, задания, чтоб он смог использовать свои художественные способности. Развитие тонкой чувствительности к цвету начинается с ознакомления с цветами при смешивании красок на палитре. Рассматривание репродукции картины, замечает колорит воды, неба, состояние природы в разные времена. Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.
Адресат – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель программы:.развивать художественно – эстетический вкус через произведения изобразительного искусства
Задачи:
- познакомить детей с видом живописи - пейзаж;
- учить понимать замысел произведения, его содержание;
- развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником – пейзажистом для передачи чувств и настроений;
- обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами;
- научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.
Сроки реализации программы:
Программа «Пейзажная живопись» рассчитана на 1 года обучения. В старшей и подготовительной к школе группе, не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут, количество занятий – 36.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Условия реализации программы.
- групповая комната;
- участок;
-прилегающая территория детского сада;
- музыкальный зал;
- набор репродукции художников;
-живописных произведений;
-слайдовые презентации;
-развивающие и дидактические игры;
-магнитофон, наборов записи соответствующие музыкальных произведений, художественная литература по временам года;
- краски;
-гуашь;
-альбомные листы;
- кисти;
- стаканы-непроливашки;
-палитра;
-мольберт.
Методические приемы:
- наблюдения;
- сюрпризные моменты;
- экспериментирование красками;
- художественная литература;
- экскурсии;
- дидактические игры.
Формы работы:
- занятия путешествия;
- занятия практические,
- занятия теоретические
- целевые прогулки;
- индивидуальная работа
- развлечения
- викторины
Ожидаемые результаты:
- проявляют интерес к рассматриванию репродукции картин о природе, видят и понимают выразительные средства, которые использует художник, чувствуют красоту произведения искусства;
- повышение уровня владения детьми специальными художественно- изобразительными навыками и умениями пейзажного рисования: рисование линии горизонта: составление композиции ( близко, далеко), изображение деревьев, учитывая их характерные особенности, в разное время года.
Результаты работы – творческие выставки в детском саду, участие в творческих конкурсах, беседы, анализ детских картин.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, приобретение необходимого материала).
2 этап – знакомствос пейзажной живописью, с художественно –эстетической деятельностью. Закрепление правил безопасности во время проведения рисования.
3этап – знакомство с новой темой..
4этап – самостоятельное рисованиядетьмии подведение итогов работы.
5этап – уборка рабочего места.
Учебный план 2021 -2022 учебный год обучения
№ п/п | Название раздела, модуля | Количество часов | Формы контроля* | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Модуль №1 «Пейзажная живопись» | 36 | 18 | 18 | |
Итого часов: | 36 | 18 | 18 |
Календарный учебный график на 2021 – 2022 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий* |
1 год | 01.09.2021 г. | 30.05.2022 | 36 | 36 | 1 раз в неделю, 30 минут |
Календарно-тематическое планирование на 2021 – 2022 учебный год
Дата | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
06.10.2021 | Знакомство с кружком. Пейзаж как жанр художественного творчества | 0,5 | 0,5 | 1 |
13.10.2021 | Знакомство с пейзажной живописью | 0,5 | 0,5 | 1 |
20.10.2021 | «В мире прекрасного» беседы о художниках | 0,5 | 0,5 | 1 |
27.10.2021 | Королева кисточка и волшебные превращения красок (Эксперимент) | 0,5 | 0,5 | 1 |
03.11.2021 | Описание картин художников И.И. Левитана «Золотая осень» рисование по схеме и передача цвета в рисунке. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10.11.2021 | Экскурсия ( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | 0,5 | 0,5 | 1 |
17.11.2021 | «Краски осени» «Осенний пейзаж» Развлечение рисование пейзажа и цветовой чувствительности. | 0,5 | 0,5 | 1 |
24.11.2021 | «Осенний лес» беседа на территории детского сада, и рисование деревьев | 0,5 | 0,5 | 1 |
01.12.2021 | Рассматривание репродукции, понятие о линии горизонта | 0,5 | 0,5 | 1 |
08.12.2021 | Деревья в нашем саду» Передний план ,задний план | 0,5 | 0,5 | 1 |
15.12.2021 11 занятие | Составление пейзажа игры «Из чего состоит пейзаж» | 0,5 | 0,5 | 1 |
22.12.2021 | Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима», составление рассказа по картине.. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29.12.2021 | Составление альбома «Рисуем сами» Выставка | 0,5 | 0,5 | 1 |
12.01.2022 | «Игры, викторины». | 0,5 | 0,5 | 1 |
19.01.2022 | «Краски зимы» пейзаж | 0,5 | 0,5 | 1 |
26.01.2022 | «Дует сильный ветер» рисование деревьев цветными мелками | 0,5 | 0,5 | 1 |
02.02.2022 | Умение передавать пейзаж в перспективе | 0,5 | 0,5 | 1 |
09.02.2022 | Рассматривание Морской пейзаж | 0,5 | 0,5 | 1 |
16.02.2022 | Применение в пейзаже нетрадиционной технике( фольга, палочки и.т.д) | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.02.2022 | Свободная тема Прослушивание музыкальных произведений, стихотворений. Рисование пейзажа по замыслу | 0,5 | 0,5 | 1 |
02.03.2022. | И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» рассматривание | 0,5 | 0,5 | 1 |
09.03.2022 | Рисование «Закат» техника монотипия | 0,5 | 0,5 | 1 |
16.03.2022 | Рассматривание картины И.И.Левитана «Март», описание картины. Рисование по картине. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23.03.2022 | «Сельский пейзаж» | 0,5 | 0,5 | 1 |
30.03.2022 | Экскурсия( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | 0,5 | 0,5 | 1 |
06.04.2022 | «Краски весны» пейзаж | 0,5 | 0,5 | 1 |
13.04.2022 | Дид.игра найди картину на палитре. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20.04.2022 | рисование«Весенние воды» И.И.Левитан «Большая вода» | 0,5 | 0,5 | 1 |
27.04.2022 | Самостоятельная деятельность прослушивание произведений , стихотворений. | 0,5 | 0,5 | 1 |
04.05.2022 | «Грачи прилетели» А.К.Саврасов рассматривание картины | 0,5 | 0,5 | 1 |
18.05.2022 | Итоговое занятие с детьми | 0,5 | 0,5 | 1 |
Подведение итога работы за год. | ||||
Итого | 18 | 18 | 36 |
Система контроля результативности программы
Пейзажная живопись позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Результаты диагностики старших дошкольников в ходе работы подтверждают результативность работы, так как у детей повысился не только уровень владения специальными художественно – изобразительными навыками и умениями, но и уровень знаний и восприятия в пейзажной живописи.
- Высокий уровень:
Называет художников – пейзажистов,знает о их творчестве, самостоятельно определяет, что изображено, рассказывает, о чем это картина, самостоятельно может передать в рисунке пейзаж, у ребенка устойчивый интерес, желание общаться с прекрасным в произведениях искусства и окружающей действительности.
2. Средний уровень.
С помощью воспитателя называет художников – пейзажистов, о их творчестве, самостоятельно определяет, что изображено, затрудняется рассказывать, о чем это картина, с помощью воспитателя может передать в рисунке пейзаж, у ребенка устойчивый интерес, желание общаться с прекрасным в произведениях искусства и окружающей действительности.
3. Низкий уровень.
Затрудняется, называет художников – пейзажистов, о их творчестве, с помощью воспитателя определяет, что изображено, не может рассказывать, о чем это картина, с помощью воспитателя может передать в рисунке пейзаж, у ребенка устойчивый интерес, желание общаться с прекрасным в произведениях искусства и окружающей действительности.
Методическое обеспечение программы
Для успешной работы с детьми на занятиях «Пейзажная живопись» по «художественно – эстетической деятельности», является наличие методической литературы, репродукции картин великих художников, оборудование и материалы. Чтобы научить ребенка описывать картины, наслаждаться красотой, поводить экскурсии, мини- выставки произведений великих художников. Занятие по программе увлекательные, обучающие, творческие и проходят в игровой форме, каждому ребенку обеспечить, как групповые и индивидуальный подход.
№ | Тема программы | Формы занятий | Педагогические методики и технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал |
1 | Знакомство с кружком | Групповые, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Презентация «пейзажная живопись» |
2 | Знакомство с пейзажной живописью | Групповые, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Презентация |
3 | «В мире прекрасного» беседы о художниках | Групповые, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | Презентация художники |
4 | Королева кисточка и волшебные превращения красок (Эксперимент) | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, показ опыта, эксперимент | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
5 | Описание картин художников И.И. Левитана «Золотая осень» рисование по схеме и передача цвета в рисунке. | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
6 | Экскурсия ( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
7 | «Краски осени» «Осенний пейзаж» Развлечение рисование пейзажа и цветовой чувствительности. | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
8 | «Осенний лес» беседа на территории детского сада, и рисование деревьев | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
9 | Рассматривание репродукции, понятие о линии горизонта | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
10 | Деревья в нашем саду» Передний план ,задний план | Групповые, творческие, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Экскурсия Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
11 | Составление пейзажа игры «Из чего состоит пейзаж» | Групповые, обучающие, игры | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
12 | Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима», составление рассказа по картине.. | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
13 | Составление альбома «Рисуем сами» Выставка | Групповые, Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
14 | «Игры, викторины». | Групповые, занятие игры и викторины | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
15 | «Краски зимы» пейзаж | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
16 | «Дует сильный ветер» рисование деревьев цветными мелками | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
17 | Умение передавать пейзаж в перспективе | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
18 | Рассматривание Морской пейзаж | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
19 | Применение в пейзаже нетрадиционной технике (фольга, палочки и.т.д) | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
20 | Свободная тема Прослушивание музыкальных произведений, стихотворений. Рисование пейзажа по замыслу | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
21 | И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» рассматривание | Групповые, Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
22 | Рисование «Закат» техника монотипия | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
23 | Рассматривание картины И.И.Левитана «Март», описание картины. Рисование по картине. | Групповые, беседа Обучающие творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
24 | «Сельский пейзаж» | Групповые, беседа Обучающие творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
25 | Экскурсия( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | Групповые, беседа Игры, наблюдение | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
26 | «Краски весны» пейзаж | Групповые, беседа Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
27 | Дид.игра найди картину на палитре. | Групповые, беседа занимательные игры-занятия (игры-путешествия) | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
28 | Рисование«Весенние воды» И.И.Левитан «Большая вода» | Групповые, беседа Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
29 | Самостоятельная деятельность прослушивание произведений , стихотворений. | Групповые, беседа творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин, музыки, художественной литературы |
30 | «Грачи прилетели» А.К.Саврасов рассматривание картины | Групповые, беседа индивидуальные, групповые Обучающие, творческая | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
31 | Итоговое занятие с детьми | Групповые, беседа | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
Система контроля результативности программы
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля* | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Первичный | Сентябрь (год начала реализации программы) | Практические умения и навыки | Беседы, просмотр презентации участие в выставке, | Коллективные работы детские, индивидуальные |
Текущий | В течение всего учебного года | Практические умения и навыки | Выставки, викториныпросмотр презентации участие в выставке, экскурсии | Коллективные работы детские, индивидуальные |
Промежуточный | Декабрь, Май | Практические умения и навыки | Выставки, викториныпросмотр презентации участие в выставке, | Коллективные работы детские, индивидуальные |
Итоговый (если программа завершается) | Игровые задания | Праздник «Краски года» |
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., ТООТК»Петрополис», 1997.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.:Издательский дом «Академия» , 1998.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.:Просвещение ,2003.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.:Прсвещение, 1990.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.:Просвещение, 2005.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
- Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: Творческий центр, 2001.
- Курочкина Н.А. «Детям о пейзажной живописи»СПб Детство-ПРЕСС 2005.
- Курочкина Н.А. «Дети о пейзажной живописи»СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС.2003.
- Курочкина Н.А. «Знакомство с жанром живописи» учебно – наглядное пособие серия «Большое искусство маленьким» СПб Детство-ПРЕСС 2005.
- Курочкина Н.А. «Знакомство со сказочной – былиной живописью»СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС.2007.
- Курочкина Н.А. «Знакомство детей с пейзажной живописью, учебно – наглядное пособие» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС – 2 изд..2005.
- Казакова Т.Г. «Цветные пейзажи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1050348-1534749627.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Буги-Вуги»
программа ориентирована на детей 5-7лет, рассчитана на один год обучения....