Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пейзажная живопись»
рабочая программа
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_peyzazhnaya_zhivopis_patrakova_s.g.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА (ПРИНЯТА)* Педагогическим Советом Протокол №____от ______ 20__г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом №____от ______ 20__г. Руководитель ____________________________Ф.И.О. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пейзажная живопись»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Патракова Светлана Георгиевна,
воспитатель
.
с. Саранпауль – 2021год
Пояснительная записка
Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. В нашем детском саду проходит знакомство детей с этим жанром, который способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Знакомство детей с пейзажной живописью начинается с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.
Работу по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного аппаратов, формирование представлений об основных средствах изобразительного языка и параметров изображения, воспитание серьезного отношения продуктам своего творчества.
Кроме того, в работе представлена система, предназначенная для ознакомления детей с пейзажем и развития их творческих способностей, включающая принципы отбора картин, задачи, формы и методы работы взрослого с детьми.
Мы открываем перед детьми дверь в бесконечный и прекрасный мир искусства. И. чтобы состоялся серьезный и доверительный разговор, чтобы дети смогли острее видеть и глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце, свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни.
Программа «Пейзажная живопись» опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Основная задача педагога дополнительного образования – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.
Актуальность программы
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с пейзажной живописью должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к пейзажам, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Для успешного создания детьми выразительного образа природы, работа по ознакомлению с пейзажной живописью должна вестись знакомство с творчеством художников и рисование пейзажа.
Направленность программы – художественный
Уровень освоения программы –общекультурный (стартовый).
Отличительные особенности
Дополнительная программа художественно – эстетического направления приобщает детей к искусству посредством экскурсии - наблюдения за природой в разное время года. Для развития творческого воображения - игры, задания, чтоб он смог использовать свои художественные способности. Развитие тонкой чувствительности к цвету начинается с ознакомления с цветами при смешивании красок на палитре. Рассматривание репродукции картины, замечает колорит воды, неба, состояние природы в разные времена. Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.
Адресат – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель программы:.развивать художественно – эстетический вкус через произведения изобразительного искусства
Задачи:
- познакомить детей с видом живописи - пейзаж;
- учить понимать замысел произведения, его содержание;
- развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником – пейзажистом для передачи чувств и настроений;
- обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами;
- научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.
Сроки реализации программы:
Программа «Пейзажная живопись» рассчитана на 1 года обучения. В старшей и подготовительной к школе группе, не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут, количество занятий – 36.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Условия реализации программы.
- групповая комната;
- участок;
-прилегающая территория детского сада;
- музыкальный зал;
- набор репродукции художников;
-живописных произведений;
-слайдовые презентации;
-развивающие и дидактические игры;
-магнитофон, наборов записи соответствующие музыкальных произведений, художественная литература по временам года;
- краски;
-гуашь;
-альбомные листы;
- кисти;
- стаканы-непроливашки;
-палитра;
-мольберт.
Методические приемы:
- наблюдения;
- сюрпризные моменты;
- экспериментирование красками;
- художественная литература;
- экскурсии;
- дидактические игры.
Формы работы:
- занятия путешествия;
- занятия практические,
- занятия теоретические
- целевые прогулки;
- индивидуальная работа
- развлечения
- викторины
Ожидаемые результаты:
- проявляют интерес к рассматриванию репродукции картин о природе, видят и понимают выразительные средства, которые использует художник, чувствуют красоту произведения искусства;
- повышение уровня владения детьми специальными художественно- изобразительными навыками и умениями пейзажного рисования: рисование линии горизонта: составление композиции ( близко, далеко), изображение деревьев, учитывая их характерные особенности, в разное время года.
Результаты работы – творческие выставки в детском саду, участие в творческих конкурсах, беседы, анализ детских картин.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, приобретение необходимого материала).
2 этап – знакомствос пейзажной живописью, с художественно –эстетической деятельностью. Закрепление правил безопасности во время проведения рисования.
3этап – знакомство с новой темой..
4этап – самостоятельное рисованиядетьмии подведение итогов работы.
5этап – уборка рабочего места.
Учебный план 2021 -2022 учебный год обучения
№ п/п | Название раздела, модуля | Количество часов | Формы контроля* | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Модуль №1 «Пейзажная живопись» | 36 | 18 | 18 | |
Итого часов: | 36 | 18 | 18 |
Календарный учебный график на 2021 – 2022 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий* |
1 год | 01.09.2021 г. | 30.05.2022 | 36 | 36 | 1 раз в неделю, 30 минут |
Календарно-тематическое планирование на 2021 – 2022 учебный год
Дата | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
06.10.2021 | Знакомство с кружком. Пейзаж как жанр художественного творчества | 0,5 | 0,5 | 1 |
13.10.2021 | Знакомство с пейзажной живописью | 0,5 | 0,5 | 1 |
20.10.2021 | «В мире прекрасного» беседы о художниках | 0,5 | 0,5 | 1 |
27.10.2021 | Королева кисточка и волшебные превращения красок (Эксперимент) | 0,5 | 0,5 | 1 |
03.11.2021 | Описание картин художников И.И. Левитана «Золотая осень» рисование по схеме и передача цвета в рисунке. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10.11.2021 | Экскурсия ( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | 0,5 | 0,5 | 1 |
17.11.2021 | «Краски осени» «Осенний пейзаж» Развлечение рисование пейзажа и цветовой чувствительности. | 0,5 | 0,5 | 1 |
24.11.2021 | «Осенний лес» беседа на территории детского сада, и рисование деревьев | 0,5 | 0,5 | 1 |
01.12.2021 | Рассматривание репродукции, понятие о линии горизонта | 0,5 | 0,5 | 1 |
08.12.2021 | Деревья в нашем саду» Передний план ,задний план | 0,5 | 0,5 | 1 |
15.12.2021 11 занятие | Составление пейзажа игры «Из чего состоит пейзаж» | 0,5 | 0,5 | 1 |
22.12.2021 | Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима», составление рассказа по картине.. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29.12.2021 | Составление альбома «Рисуем сами» Выставка | 0,5 | 0,5 | 1 |
12.01.2022 | «Игры, викторины». | 0,5 | 0,5 | 1 |
19.01.2022 | «Краски зимы» пейзаж | 0,5 | 0,5 | 1 |
26.01.2022 | «Дует сильный ветер» рисование деревьев цветными мелками | 0,5 | 0,5 | 1 |
02.02.2022 | Умение передавать пейзаж в перспективе | 0,5 | 0,5 | 1 |
09.02.2022 | Рассматривание Морской пейзаж | 0,5 | 0,5 | 1 |
16.02.2022 | Применение в пейзаже нетрадиционной технике( фольга, палочки и.т.д) | 0,5 | 0,5 | 1 |
3.02.2022 | Свободная тема Прослушивание музыкальных произведений, стихотворений. Рисование пейзажа по замыслу | 0,5 | 0,5 | 1 |
02.03.2022. | И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» рассматривание | 0,5 | 0,5 | 1 |
09.03.2022 | Рисование «Закат» техника монотипия | 0,5 | 0,5 | 1 |
16.03.2022 | Рассматривание картины И.И.Левитана «Март», описание картины. Рисование по картине. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23.03.2022 | «Сельский пейзаж» | 0,5 | 0,5 | 1 |
30.03.2022 | Экскурсия( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | 0,5 | 0,5 | 1 |
06.04.2022 | «Краски весны» пейзаж | 0,5 | 0,5 | 1 |
13.04.2022 | Дид.игра найди картину на палитре. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20.04.2022 | рисование«Весенние воды» И.И.Левитан «Большая вода» | 0,5 | 0,5 | 1 |
27.04.2022 | Самостоятельная деятельность прослушивание произведений , стихотворений. | 0,5 | 0,5 | 1 |
04.05.2022 | «Грачи прилетели» А.К.Саврасов рассматривание картины | 0,5 | 0,5 | 1 |
18.05.2022 | Итоговое занятие с детьми | 0,5 | 0,5 | 1 |
Подведение итога работы за год. | ||||
Итого | 18 | 18 | 36 |
Система контроля результативности программы
Пейзажная живопись позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Результаты диагностики старших дошкольников в ходе работы подтверждают результативность работы, так как у детей повысился не только уровень владения специальными художественно – изобразительными навыками и умениями, но и уровень знаний и восприятия в пейзажной живописи.
- Высокий уровень:
Называет художников – пейзажистов,знает о их творчестве, самостоятельно определяет, что изображено, рассказывает, о чем это картина, самостоятельно может передать в рисунке пейзаж, у ребенка устойчивый интерес, желание общаться с прекрасным в произведениях искусства и окружающей действительности.
2. Средний уровень.
С помощью воспитателя называет художников – пейзажистов, о их творчестве, самостоятельно определяет, что изображено, затрудняется рассказывать, о чем это картина, с помощью воспитателя может передать в рисунке пейзаж, у ребенка устойчивый интерес, желание общаться с прекрасным в произведениях искусства и окружающей действительности.
3. Низкий уровень.
Затрудняется, называет художников – пейзажистов, о их творчестве, с помощью воспитателя определяет, что изображено, не может рассказывать, о чем это картина, с помощью воспитателя может передать в рисунке пейзаж, у ребенка устойчивый интерес, желание общаться с прекрасным в произведениях искусства и окружающей действительности.
Методическое обеспечение программы
Для успешной работы с детьми на занятиях «Пейзажная живопись» по «художественно – эстетической деятельности», является наличие методической литературы, репродукции картин великих художников, оборудование и материалы. Чтобы научить ребенка описывать картины, наслаждаться красотой, поводить экскурсии, мини- выставки произведений великих художников. Занятие по программе увлекательные, обучающие, творческие и проходят в игровой форме, каждому ребенку обеспечить, как групповые и индивидуальный подход.
№ | Тема программы | Формы занятий | Педагогические методики и технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал |
1 | Знакомство с кружком | Групповые, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Презентация «пейзажная живопись» |
2 | Знакомство с пейзажной живописью | Групповые, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Презентация |
3 | «В мире прекрасного» беседы о художниках | Групповые, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | Презентация художники |
4 | Королева кисточка и волшебные превращения красок (Эксперимент) | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, показ опыта, эксперимент | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
5 | Описание картин художников И.И. Левитана «Золотая осень» рисование по схеме и передача цвета в рисунке. | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
6 | Экскурсия ( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
7 | «Краски осени» «Осенний пейзаж» Развлечение рисование пейзажа и цветовой чувствительности. | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
8 | «Осенний лес» беседа на территории детского сада, и рисование деревьев | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
9 | Рассматривание репродукции, понятие о линии горизонта | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
10 | Деревья в нашем саду» Передний план ,задний план | Групповые, творческие, обучающие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Экскурсия Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
11 | Составление пейзажа игры «Из чего состоит пейзаж» | Групповые, обучающие, игры | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
12 | Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима», составление рассказа по картине.. | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
13 | Составление альбома «Рисуем сами» Выставка | Групповые, Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
14 | «Игры, викторины». | Групповые, занятие игры и викторины | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
15 | «Краски зимы» пейзаж | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
16 | «Дует сильный ветер» рисование деревьев цветными мелками | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
17 | Умение передавать пейзаж в перспективе | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
18 | Рассматривание Морской пейзаж | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
19 | Применение в пейзаже нетрадиционной технике (фольга, палочки и.т.д) | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
20 | Свободная тема Прослушивание музыкальных произведений, стихотворений. Рисование пейзажа по замыслу | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
21 | И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» рассматривание | Групповые, Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
22 | Рисование «Закат» техника монотипия | Групповые, обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
23 | Рассматривание картины И.И.Левитана «Март», описание картины. Рисование по картине. | Групповые, беседа Обучающие творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, репродукции картин | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
24 | «Сельский пейзаж» | Групповые, беседа Обучающие творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
25 | Экскурсия( творческие задания для наблюдательности и цветовой чувствительности) | Групповые, беседа Игры, наблюдение | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
26 | «Краски весны» пейзаж | Групповые, беседа Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
27 | Дид.игра найди картину на палитре. | Групповые, беседа занимательные игры-занятия (игры-путешествия) | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, | репродукции картин краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
28 | Рисование«Весенние воды» И.И.Левитан «Большая вода» | Групповые, беседа Обучающие, творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
29 | Самостоятельная деятельность прослушивание произведений , стихотворений. | Групповые, беседа творческие | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин, музыки, художественной литературы |
30 | «Грачи прилетели» А.К.Саврасов рассматривание картины | Групповые, беседа индивидуальные, групповые Обучающие, творческая | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
31 | Итоговое занятие с детьми | Групповые, беседа | Организация учебно- воспитательного процесса, создание мотивации деятельности | Наглядность, Беседа, вопросы, наблюдения, | репродукции картин Краски, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки |
Система контроля результативности программы
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля* | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
Первичный | Сентябрь (год начала реализации программы) | Практические умения и навыки | Беседы, просмотр презентации участие в выставке, | Коллективные работы детские, индивидуальные |
Текущий | В течение всего учебного года | Практические умения и навыки | Выставки, викториныпросмотр презентации участие в выставке, экскурсии | Коллективные работы детские, индивидуальные |
Промежуточный | Декабрь, Май | Практические умения и навыки | Выставки, викториныпросмотр презентации участие в выставке, | Коллективные работы детские, индивидуальные |
Итоговый (если программа завершается) | Игровые задания | Праздник «Краски года» |
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., ТООТК»Петрополис», 1997.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.:Издательский дом «Академия» , 1998.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.:Просвещение ,2003.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.:Прсвещение, 1990.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.:Просвещение, 2005.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
- Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: Творческий центр, 2001.
- Курочкина Н.А. «Детям о пейзажной живописи»СПб Детство-ПРЕСС 2005.
- Курочкина Н.А. «Дети о пейзажной живописи»СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС.2003.
- Курочкина Н.А. «Знакомство с жанром живописи» учебно – наглядное пособие серия «Большое искусство маленьким» СПб Детство-ПРЕСС 2005.
- Курочкина Н.А. «Знакомство со сказочной – былиной живописью»СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС.2007.
- Курочкина Н.А. «Знакомство детей с пейзажной живописью, учебно – наглядное пособие» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС – 2 изд..2005.
- Казакова Т.Г. «Цветные пейзажи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....