«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».
статья по теме
Статья «Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».
Воспитанию культуры поведения всегда уделялось огромное внимание. В семье, в детских воспитательных и образовательных учреждениях формируются основы поведенческой культуры, сознательная потребность в культурном поведении.
В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать, развиваться.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет. А также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
Воспитание нравственных чувств у дошкольников связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. «Под нравственными чувствами надо понимать такие эмоциональные отношения к поведению других людей и своему собственному, которые отражают общественную мораль, сложившиеся нравственные традиции, реальные отношения людей друг к другу…» - пишет в своей работе «Психология личности» А.Г.Ковалев.
Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с понятием «культура поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: «культура поведения» - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Дошкольная педагогика выделяет в культуре поведения дошкольника следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу педагогов и родителей: воспитатель дает ориентиры формирования этикетного поведения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, подправляют деятельность ребенка по самовоспитанию.
В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.
Содержание педагогического процесса в дошкольном возрасте включает в себя воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. Необходимо активно и последовательно формировать у детей дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительных персонажей известных художественных произведений.
В нравственном воспитании дошкольника огромную роль играет воспитание культуры общения, формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр: подвижные игры, театрализованные игры, народные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучение правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.
В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности – более устойчивым и организованными.
Необходимо также учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдения различных жизненных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретают индивидуальные и групповые этические беседы, очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир дошкольника, социальную нравственность его поведения.
Важно также чтобы нравственно направленные беседы содержали не только правила этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.
Один из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета. Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным в застольном общении.
Профессиональная обязанность педагога – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит во время непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной игровой деятельности, в процессе режимных моментов. Воспитатель, завтракая и обедая вместе с детьми, демонстрирует им красоту, разумность и необходимость соблюдения этикета во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть своего родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам. Во время приема пищи воспитатель видит присущую каждому ребенку культуру еды, заведенные в семьях воспитанников застольные порядки. Понимая необходимость соблюдения этикета за столом, он терпеливо и постоянно обучает детей его правилам во время еды, специально организованных игр и игровых упражнений.
Важно организовать взаимодействие с родителями воспитанников, решая таким образом задачу соблюдения единства требований в семье и в детском саду. Родители в процессе такого взаимодействия обучаются сами или уточняют свои знания, помогают воспитателю обучать своего ребенка, наблюдая за правильностью его действий и поправляя его.
Воспитатели и родители должны стать партнерами, коллегами и помощниками. Перед воспитателем стоит задача: убедить родителей в необходимости обучения столовому этикету, настроить на помощь ребенку дома в усвоении правил поведения во время еды, довести до родителей содержание и требования современного столового этикета.
Организованная деятельность, игры и упражнения для закрепления правил столового этикета.
«Приятного аппетита!»
Оборудование: игрушечный медведь, иллюстрации к сказке С.Маршака «Кошкин дом», набор игрушечной посуды, набор обычной посуды, салфетки, хлеб.
Цель: закрепление правил столового этикета.
Задачи: формировать понимание необходимости выполнения правил и норм этического поведения, организовать упражнение детей в выполнении норм простейших норм этикета (правил поведения за столом, в гостях), продолжать упражнение детей в правильном общении друг с другом.
Ход организованной деятельности:
Раздается стук в дверь.
- Кто там? Войдите, пожалуйста!
Входит медведь. У него тарелка, ложка, к поясу привязана кружка.
Медведь: Здравствуйте !
Воспитатель: Здравствуй, Миша! Ты куда это собрался?
Медведь: Как это куда? Меня звери из сказки «Теремок» в гости пригласили. Я так рад! Вот видите – уже собрался: ложку взял побольше и тарелку поглубже, вдруг медом будут угощать?
Воспитатель: Ребята, а вы тоже так в гости собираетесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Видишь, Миша, ребята считают, что так в гости не собираются. Ты что ж никогда в гости не ходил?
Медведь: Как не ходил? Конечно, ходил. Только это уже очень давно было. А теперь меня что-то никто не приглашает.
Воспитатель: А почему? Давай попробуем разобраться. У кого ты был в последний раз?
Медведь: Были у кошки я, свинья, козел с козой…Я могу вам рассказать, как там было.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации.
Воспитатель: Миша, нам с ребятами стало ясно, почему тебя теперь в гости не приглашают. Вы же нарушили правила вежливого поведения!
Медведь: Ребята, помогите мне, пожалуйста, научиться вести себя в гостях.
Воспитатель: Мы начнем с правил поведения за столом. Это очень важные правила, они всем очень нужны. Приятно бывает сидеть за столом с тем, кто ест аккуратно, чисто и красиво. Но прежде, чем сесть за стол, что нужно сделать? Правильно, вымыть руки.
Кто-то из детей отправляется «мыть» медведю лапы, остальные расставляют на столе посуду.
С помощью воспитателя дети объясняют медведю, как вести себя за столом; при этом кто-то из детей садится за один стол с медведем и показывает, как правильно выполнять то, о чем будут говорить другие ребята:
- сесть надо удобно, на полном стуле, ноги ровно стоят на полу;
- нельзя хватать со стола куски до начала еды;
- ешь аккуратно, не спеша;
- не разговаривай с полным ртом;
- для каждого блюда – свой прибор, учись аккуратно пользоваться ножом и вилкой;
- после еды вытри рот салфеткой;
- выходя из-за стола, обязательно поблагодари.
Воспитатель: Если ты, Миша, и все ребята будут так вести себя за столом, вы будете желанными гостями. Помни наш урок. А теперь, если хочешь, поиграй с ребятами.
Может быть использована любая знакомая игра.
При изучении столового этикета нельзя забывать о том, что каждый поведенческий навык должен быть закреплен в практических упражнениях, каждый ребенок должен себя попробовать в той или иной ситуации. Следует развивать творческое отношение к изучаемому предмету – использовать такие приемы, как рисование, изготовление поделок, сочинение сказок как самостоятельно, так и с помощью родителей.
Для закрепления правил столового этикета также могут быть использованы упражнения:
«За столом я ем ложкой, вилкой и ножом».
Воспитатель показывает детям, как правильно держать столовые приборы в руках и на тарелке. Затем дает задание: положить ложку так, чтобы было понятно, что вы еще продолжаете есть суп, вы больше не будете есть суп; положить вилку и нож так, чтобы было понятно, что вы еще продолжаете есть, вы не будете больше есть.
«Как и что едят».
Детям предлагается съесть лежащие у каждого на тарелке колбасу, сыр, яйцо, огурец, помидор. Воспитатель подсказывает и помогает в овладении пользовании приборами.
«Благодарность за угощение».
Дети говорят слова благодарности, отрабатывая умение благодарить хозяйку дома за угощение.
Так же используются всевозможные игры. Например, игра с использованием любимого сказочного персонажа «И я тоже».
Персонаж: Вы играть любите? И я тоже. Я буду говорить, что я делаю, а если вы со мной согласны, по моему сигналу отвечайте: «И я тоже», а если нет, тогда молчите.
- Я за столом всем говорю «Приятного аппетита!»
- Я после обеда говорю «Спасибо!»
- Я всегда во время еды разговариваю с полным ртом.
- Я люблю крошить хлеб.
- Я умею пользоваться ложкой, вилкой и ножом.
-Я вытираю рот салфеткой после еды. И т.д.
Основу этикетного поведения составляют нравственные нормы и принципы. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Результатом процесса нравственного воспитания является появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств. Оно оказывает существенное влияние на личность ребёнка: на формирование воли, характера, отношение к окружающему…
Обучение дошкольников правилам современного этикета помогает процессу социализации, то есть адаптации детей к окружающему миру. Благодаря социализации маленький человек приспосабливается к той среде, в которой растет, взаимодействует с окружающим миром и «преобразует» его. Вхождение ребенка в современный мир, взаимодействие с ним и усилия по его преобразованию будут тем успешнее, чем лучше он усвоит поведенческую культуру общества.
Старший воспитатель семейного детского сада Рощина Л.Н.
Москва 2013 г.