«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».
статья по теме

Рощина Лариса Николаевна

Статья «Воспитание  культуры  поведения  при  обучении  детей  дошкольного  возраста  правилам  столового  этикета».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание  культуры  поведения  при  обучении  детей  дошкольного  возраста  правилам  столового  этикета».

 

      Воспитанию  культуры  поведения  всегда  уделялось  огромное  внимание. В  семье, в  детских  воспитательных  и  образовательных  учреждениях  формируются  основы  поведенческой  культуры, сознательная  потребность  в  культурном  поведении.

      В  глубокой  древности  человечество  выработало  определенные   социальные  нормы  поведения, дающие  возможность  человеческому  обществу  существовать, функционировать, развиваться.

      Культура  поведения  помогает  общению  человека  с  окружающими, обеспечивает  ему  эмоциональное  благополучие  и  комфортное  самочувствие. Поведенческая  культура, являясь  частью  общечеловеческой, отражает  состояние  общественного  развития  и  вместе  с  тем  оказывает  на  него  серьезное  влияние.  Само  понятие  поведенческой  культуры  включает  в  себя  обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет. А  также  связанные  с  поведением  этические  и  эстетические  взгляды.

      Воспитание  нравственных  чувств  у  дошкольников  связано  с  формированием  у  них  этических  представлений. Отсутствие  у  детей  таких  представлений, незнание  того, «что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо», может  явиться  причиной  слез, капризов, негативного  отношения  к  требованиям  взрослых.

     Формирование  личности  ребенка, воспитание  у  него  определенного  отношения  к  окружающему, определенной  нравственной позиции  -  сложный  педагогический  процесс. В  основе  его  лежит  правильное, гармоничное  развитие  чувств. «Под  нравственными  чувствами  надо  понимать  такие  эмоциональные  отношения  к  поведению  других  людей  и  своему  собственному, которые  отражают  общественную  мораль, сложившиеся  нравственные  традиции, реальные  отношения  людей  друг  к  другу…» - пишет  в  своей  работе «Психология  личности»  А.Г.Ковалев.

     Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с понятием «культура поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: «культура  поведения» - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура  поведения - совокупность  полезных  для  общества  устойчивых  форм  нравственного поведения  в быту, общении, в  различных  видах  деятельности.

      Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Дошкольная  педагогика  выделяет  в культуре поведения  дошкольника  следующие компоненты:

- культура деятельности,        

- культура общения,

- культурно-гигиенические навыки и привычки.

   

      Воспитание  поведенческой  культуры предполагает  совместную  работу  педагогов  и  родителей: воспитатель  дает  ориентиры  формирования  этикетного  поведения, родители  ежедневно  практически  организуют, контролируют, подправляют  деятельность  ребенка   по  самовоспитанию.

      В  детском  саду  ребенок  попадает  в  мир, в  котором  соблюдение  правил  поведения  необходимо  для  нормального  существования  детского  коллектива. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

      Обучение  правильному  поведению  способствует  речевому  развитию  детей, актуализации  этико-поведенческих  понятий, что  достигается  с  помощью  систематического  проведения  словесной  работы.

      Содержание педагогического процесса в дошкольном возрасте включает в себя воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. Необходимо активно и последовательно формировать у детей дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительных персонажей известных художественных произведений.

В нравственном воспитании дошкольника огромную роль играет  воспитание культуры общения, формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Игра -  одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр: подвижные игры, театрализованные игры, народные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучение правильному поведению. Тогда не будет скучных  нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.

      В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности – более устойчивым и организованными.

Необходимо также учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдения  различных жизненных  ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретают индивидуальные  и групповые этические беседы, очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир  дошкольника, социальную нравственность его поведения.

      Важно также чтобы нравственно направленные беседы содержали не только правила этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.    

      Один  из  разделов  дошкольного  этикета – обучение  правилам  столового  этикета. Знание  правил  столового  этикета  позволяет  человеку  быть  уверенным  в  себе, красиво  и  правильно  вести  себя  за  столом, а  значит, быть  приятным  в  застольном  общении.

      Профессиональная  обязанность педагога – обучить  ребенка  правилам  поведения  за  столом. Это  обучение  происходит во время непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной игровой деятельности,   в процессе режимных моментов. Воспитатель, завтракая  и  обедая  вместе  с  детьми, демонстрирует  им  красоту, разумность  и  необходимость  соблюдения  этикета  во  время  застолья. Между  людьми, вместе  принимающими  пищу,  возникают  более  тесные  взаимоотношения: ребенок  воспринимает  воспитателя  как  часть  своего  родственного  сообщества, доверяет  ему  и  прислушивается  к  его  словам. Во  время  приема  пищи  воспитатель  видит  присущую  каждому  ребенку  культуру  еды, заведенные  в  семьях  воспитанников  застольные  порядки. Понимая  необходимость  соблюдения  этикета  за  столом, он  терпеливо  и  постоянно  обучает  детей  его  правилам  во  время  еды, специально  организованных  игр и игровых упражнений.  

      Важно организовать взаимодействие с родителями воспитанников, решая  таким  образом  задачу  соблюдения  единства  требований  в  семье  и  в  детском  саду. Родители  в  процессе такого взаимодействия  обучаются  сами  или  уточняют  свои  знания, помогают  воспитателю  обучать  своего  ребенка, наблюдая  за  правильностью  его  действий  и  поправляя  его.

      Воспитатели  и  родители  должны  стать  партнерами, коллегами  и  помощниками. Перед  воспитателем  стоит  задача: убедить  родителей  в  необходимости  обучения столовому  этикету, настроить  на  помощь  ребенку  дома  в  усвоении  правил  поведения  во  время  еды, довести  до  родителей  содержание  и  требования  современного  столового  этикета.  

           

Организованная деятельность, игры  и  упражнения  для   закрепления  правил  столового  этикета.

«Приятного  аппетита!»

Оборудование: игрушечный  медведь, иллюстрации  к  сказке  С.Маршака «Кошкин  дом», набор  игрушечной  посуды, набор  обычной  посуды, салфетки, хлеб.

Цель: закрепление  правил  столового  этикета.

Задачи: формировать  понимание  необходимости  выполнения  правил  и  норм  этического  поведения, организовать  упражнение  детей  в  выполнении  норм  простейших  норм  этикета (правил  поведения  за  столом, в  гостях), продолжать  упражнение  детей  в  правильном  общении  друг  с  другом.

Ход организованной деятельности:

Раздается  стук  в  дверь.

- Кто  там? Войдите, пожалуйста!

Входит  медведь. У  него  тарелка, ложка, к поясу  привязана  кружка.

Медведь: Здравствуйте !

Воспитатель: Здравствуй, Миша! Ты  куда  это  собрался?

Медведь: Как  это  куда? Меня  звери  из  сказки «Теремок»  в  гости  пригласили. Я  так  рад! Вот  видите – уже  собрался: ложку  взял  побольше  и  тарелку  поглубже, вдруг  медом  будут  угощать?

Воспитатель: Ребята, а  вы  тоже  так  в  гости  собираетесь?

Ответы  детей.

Воспитатель: Видишь, Миша, ребята  считают, что  так  в  гости  не  собираются. Ты  что  ж  никогда  в  гости  не  ходил?

Медведь: Как  не  ходил? Конечно, ходил. Только  это  уже  очень  давно  было. А  теперь  меня  что-то  никто  не  приглашает.

Воспитатель: А  почему? Давай  попробуем  разобраться. У  кого  ты  был  в  последний  раз?

Медведь: Были  у  кошки  я, свинья, козел  с  козой…Я  могу  вам  рассказать, как  там  было.

Воспитатель  вместе  с  детьми  рассматривает  иллюстрации.

Воспитатель: Миша, нам  с  ребятами  стало  ясно, почему  тебя  теперь  в  гости  не  приглашают. Вы  же нарушили  правила  вежливого  поведения!

Медведь: Ребята, помогите  мне, пожалуйста, научиться  вести  себя  в  гостях.

Воспитатель: Мы  начнем  с  правил  поведения  за  столом. Это  очень  важные  правила, они  всем  очень  нужны. Приятно  бывает  сидеть  за  столом  с  тем, кто  ест  аккуратно, чисто  и  красиво. Но  прежде, чем  сесть  за  стол, что  нужно  сделать? Правильно, вымыть  руки.

Кто-то  из  детей  отправляется «мыть»  медведю  лапы, остальные  расставляют  на  столе  посуду.

С  помощью  воспитателя  дети  объясняют  медведю, как  вести  себя  за  столом; при  этом  кто-то  из  детей  садится  за  один  стол  с  медведем  и  показывает, как  правильно  выполнять  то, о  чем  будут  говорить  другие  ребята:

- сесть  надо  удобно, на  полном  стуле, ноги  ровно  стоят  на  полу;

- нельзя  хватать  со  стола  куски  до  начала  еды;

- ешь  аккуратно, не  спеша;

- не  разговаривай  с  полным  ртом;

- для  каждого  блюда – свой  прибор, учись  аккуратно  пользоваться  ножом  и  вилкой;

- после  еды  вытри  рот  салфеткой;

- выходя  из-за  стола, обязательно  поблагодари.

Воспитатель: Если  ты, Миша, и  все  ребята  будут  так  вести  себя  за  столом, вы  будете  желанными  гостями. Помни  наш  урок. А  теперь, если  хочешь, поиграй  с  ребятами.

Может  быть  использована  любая  знакомая  игра.

     

      При  изучении столового  этикета  нельзя  забывать  о  том, что  каждый  поведенческий  навык  должен  быть  закреплен  в  практических  упражнениях, каждый  ребенок  должен  себя  попробовать  в  той  или  иной  ситуации. Следует  развивать  творческое  отношение  к  изучаемому  предмету – использовать  такие  приемы, как  рисование, изготовление  поделок, сочинение  сказок  как  самостоятельно, так  и  с  помощью  родителей.

      Для  закрепления  правил  столового  этикета  также  могут  быть  использованы  упражнения:

«За  столом  я  ем  ложкой, вилкой  и  ножом».

Воспитатель  показывает  детям, как  правильно  держать  столовые  приборы  в  руках  и  на  тарелке. Затем  дает  задание: положить  ложку  так, чтобы  было  понятно, что  вы  еще  продолжаете  есть  суп, вы  больше  не  будете  есть  суп; положить  вилку  и  нож  так, чтобы  было  понятно, что  вы  еще  продолжаете  есть, вы  не  будете  больше  есть.

«Как  и  что  едят».

Детям  предлагается  съесть  лежащие  у  каждого  на  тарелке  колбасу, сыр, яйцо, огурец, помидор. Воспитатель  подсказывает  и  помогает  в  овладении  пользовании  приборами.

«Благодарность  за  угощение».

Дети  говорят  слова  благодарности, отрабатывая  умение  благодарить  хозяйку  дома  за  угощение.

      Так  же  используются  всевозможные  игры. Например, игра  с  использованием  любимого  сказочного  персонажа  «И  я  тоже».

Персонаж: Вы  играть  любите? И  я  тоже. Я  буду  говорить, что  я  делаю, а  если  вы  со  мной  согласны, по  моему  сигналу  отвечайте: «И  я  тоже», а  если  нет, тогда  молчите.

- Я  за  столом  всем  говорю «Приятного  аппетита!»

- Я  после  обеда  говорю «Спасибо!»

- Я  всегда  во  время  еды  разговариваю  с  полным  ртом.

- Я  люблю  крошить  хлеб.

- Я  умею  пользоваться  ложкой, вилкой  и  ножом.

-Я  вытираю  рот  салфеткой  после  еды. И  т.д.

      Основу  этикетного  поведения  составляют  нравственные  нормы  и  принципы. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен.  Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.

      Результатом процесса нравственного воспитания является появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств. Оно оказывает существенное влияние на личность ребёнка: на формирование воли, характера, отношение к окружающему…

      Обучение  дошкольников  правилам  современного  этикета  помогает  процессу  социализации, то  есть  адаптации  детей  к  окружающему  миру. Благодаря  социализации  маленький человек  приспосабливается  к  той  среде, в  которой  растет, взаимодействует  с  окружающим  миром  и «преобразует»  его. Вхождение  ребенка  в  современный  мир, взаимодействие  с  ним  и  усилия  по  его  преобразованию  будут  тем  успешнее, чем  лучше  он  усвоит  поведенческую  культуру  общества.

Старший воспитатель семейного детского сада Рощина Л.Н.

Москва 2013 г.