Статья «Роль родителей и педагогов в воспитании культуры родного языка у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Статья
«Роль родителей и педагогов в воспитании культуры родного языка у детей дошкольного возраста»
Воспитатель : Султанова З.С.
Санкт- Петербург
2019 год
Развитие речи выступает одной из главных задач в процессе обучения и воспитания детей не только в детском саду, но и дома в семье. С возрастом все большую роль, в общем, и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания.
Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семье. И все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка незабываемо для самого ребенка. Развитие речи ребенка, развитие в ней художественных вкусов, имеет большое значение для дальнейшей жизни. Семья может и должна помогать дошкольному учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка. Значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению в работе с родителями.
С этой целью проводятся консультации, которые могут оказать существенную помощь родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Подобранная детская художественная литература будет способствовать умственному, нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего человека, а именно: чтение сказок, пословиц, поговорок, стихотворений содействует ознакомлению с народной культурой, расширяет кругозор и эмоциональный отклик ребёнка на восприятие художественного слова.
Родители должны следить за тем, чтобы их собственная речь была более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации и внятной.
Успешное усвоение и накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности ребёнка с родителями (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т.д.). Если у ребёнка проявляется нарушения в неправильном согласовании слов, ошибках в падежных окончаниях всех грамматических категорий, неправильном построении фразы. В этом случае родителям необходимо тактично указать ребенку на ошибку, не повторяя ее, правильно проговорить вариант, предложив ребенку повторить его.
Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). К сожалению, сейчас родители практически не играют дома с детьми.
А ведь в процессе игры дети сопровождают свои действия словами и целыми фразами. С помощью игры гораздо легче понять непростые законы речи, научить любить, уважать, беречь её. Игра – как самостоятельная детская активность, чудесная возможность проявить себя в роли и режиссёра, и зрителя, узнать лучше своего ребёнка, посмотреть на его действия со стороны подправлять и направлять его в нужное русло. Увидеть речевые нарушения ребёнка и помочь решить их, чем раньше, тем лучше так как, неясная речь ребенка затрудняет его дальнейшее общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст и самооценка.
Легче скачать в Интернете игру ребёнку, чем показать свой словесный и игровой потенциал родителям. Сейчас дети мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом родителям и воспитателям. Дома прекратили разыгрывать спектакли вместе с детьми. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс и по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком, выйти с ним на контакт, расположить к себе и грамотно выстроить поэтапное обучение родной речи.
Родители не вступают в диалог с детьми, что вообще препятствует развитию диалогической речи. С ребёнком общаются в приказном тоне: « Принеси, отнеси, отдай». И редко когда объясняют свои просьбы, зачем и почему надо это сделать. С какой интонацией родители будут общаться с ребёнком, точно с такой же интонацией ребёнок впоследствии будет говорить с родителями, и в той же манере, и с той же интонацией, и с тем же эмоциональным посылом или раздражения или добра.
Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему или подражают интонации взрослого, особенно в разучивании стихов к праздникам с родителями. Нудно и печально. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно прочтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи.
Все внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, спокойную, четкую и логически последовательную, без ошибок и недостатков.
Очень часто мы заняты своими делами, не отвечаем на вопросы наших
«почемучек» или отделываемся однословными ответами. Ребенок, не получивший ответы на свои вопросы, будет искать их в другом месте, у других людей. И через некоторое время, когда Вам захочется, чтобы ребенок был с вами откровенен, Вы поймете, что контакт с ним уже утерян. Находите время для общения со своими детьми. Пусть Ваша речь будет для них эталоном. Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни!
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей должны стать родители: не раздражайтесь, если придется читать много раз одну и ту же книгу, которую особенно полюбил Ваш малыш, радуйтесь, что он – уже книголюб и имеет собственные пристрастия. Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно спокойным ровным тоном. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. И не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми.
И пока у родителей есть в запасе еще время, пока ребёнок слышит Вас и прислушивается к Вашему мнению и советам. Нужно воспользоваться этим временем с пользой
Каждый ребёнок развивается по разному, каждый индивидуален, и к каждому надо найти свой золотой ключик!
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Этапы формирования фонетической системы родного языка у детей дошкольного возраста"
Данная презентация освещает этапы формирования системы родного языка у детей дошкольного возраста в норме, время появления звуков...
«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».
Статья «Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета»....
"Психолого-педагогические условия развития чутья к родному языку у детей дошкольного возраста"
статья из сборника материалов научно-практической конференции "Дошкольное детство", в которой рассматриваются условия при которых развивается чутье к родному языку у детей дошкольного возраста...
Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».
Методическая разработка по комплекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Воспитание культуры личной безопасности у детей дошкольного возраста" от 18.04.20219 г.
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Воспитание культуры личной безопасности у детей дошкольного возраста" от 18.04.20219 г....
Развитие и воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.Дошкольный возраст имеет огромное значение в воспитании культуры речевого общения, поск...