Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе на тему «Конь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Программное содержание:
- Закрепить названия фигур их ходы;
- Познакомить детей с конём, правилами хода, умением «перехитрить часовых»;
- Развивать память, внимание, восприятие, мышление;
- Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
шахматы Конь конспект | 149.82 КБ |
Приложение к конспекту Конь | 934.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе
на тему «Конь»
Программное содержание:
- Закрепить названия фигур их ходы;
Подготовила: Сецко А.Н.
воспитатель МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №8 «Росинка»
- Познакомить детей с конём, правилами хода, умением «перехитрить часовых»;
- Развивать память, внимание, восприятие, мышление;
- Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Оборудование: шахматы, мешочек, карточки «Фигуры», «Чей ход?»,
«Правила игры», «Расстановка фигур», шаблоны для хода коня, рабочие тетради, проектор, раскраски, ноутбук, интерактивная доска SMARTNotebook.
Организацион- ный момент | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивация. Чтение полученного письма. | - Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо, давайте прочтем его… «Здравствуйте ребята! Пишут вам три богатыря. Все вы знаете, что мы ездим на своих конях. Но недавно мы узнали, что существует шахматный конь. Нам стало интересно что это за конь ? Как он выглядит ? Как передвигается? И можно ли на нем ездить?» (Приложение 1) | Дети с воспитателем находят письмо, воспитатель зачитывает, дети слушают. |
Повторение пройденного материала – правила игры. | -Ребята, а давайте, мы с вами соберем для богатырей посылку, сложим в нее все, что мы знаем о шахматах. (Приложение 2)
-Шахматы-это тихая настольная игра; -На шахматной доске есть черные и белые поля;
перед собой (правое нижнее поле должно быть белого цвета);
-Первыми ходят белые фигуры. | Дети рассказывают правила игры по схеме. Складывают правила игры в коробку (посылку). | ||||
Шахматные правила | ||||||
Повторение | - Ребята, а без чего не получится | Дети называют | ||||
пройденного | играть в шахматы? Без фигур. | фигуры, | ||||
материала – | Давайте вспомним названия всех | изображенные на | ||||
названия | фигур. | карточках. | ||||
шахматных | (Приложение 3) | |||||
фигур. | ||||||
Повторение пройденного материала. Игра «Волшебный мешочек». | - А чтобы богатыри тоже запомнили все шахматные фигуры, мы отправим им игру «Волшебный мешочек».Давайте покажем гостям, как в нее играть. В мешочке лежат шахматные фигуры, вы должны не глядя взять одну фигуру в руку, на ощупь определить ее, назвать и показать нам. | Дети по очереди достают из мешочка шахматные фигуры, на ощупь определяют их, называют и показывают. Остальные проверяют. Складывают «Волшебный мешочек» в коробку |
(посылку). | ||
Повторение пройденного материала. Расстановка фигур. | - Ребята, а фигуры на доске стоят в любом порядке или нет? У каждой фигуры есть свое место. Давайте пройдем к доске и вспомним их расположение. А поможет нам в этом стихотворение. Давайте вместе расскажем его. (Приложение 4) | Дети садятся перед доской и вместе рассказывают стихотворение о расположении фигур на шахматной доске. |
Изучение нового материала. Ход коня. |
Посмотрите, на карточках нарисованы ходы, но не написано, чьи они. Попробуйте определить, чьи они и отметить правильный ход прищепкой. Чтобы богатыри не запутались и запомнили их. (Воспитатель подкладывает карточку с ходом коня).
«Г». Он ходит на три поля: раз, два – прямо, три - в сторону. Чтобы сделать ход правильно, можно выучить рифмовку: «Прыг-скок и вбок». Конь может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры, но бьет только ту фигуру, на место которой он встает. Чтобы сделать ход конем правильно можно использовать прозрачный шаблон «Г». Этот шаблон мы тоже положим в посылку богатырям, чтобы они научились делать «Ход | Дети выбирают карточки, определяют ход и прицепляют прищепку к правильному ответу. Складывают карточки в посылку. Дети смотрят на доску, слушают объяснения воспитателя, тренируются в выполнении хода коня на доске. Дети складывают шаблон в коробку (посылку). |
конем». (Приложение 5) | ||
Физминутка | Конь меня в дорогу ждет, Воздух в грудь он наберет Бьет копытом у ворот, На ветру играет гривой, Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскочу, Не поеду – полечу! | Дети выполняют движения по тексту. Руки на поясе Глубокий вздох и выдох 2 р. Ритмичные, поочередные поднимания согнутых в коленях ног. Покачивания головой, затем наклоны в стороны. Подскоки. |
Практическое применение новых знаний. Игра «Один в поле воин» | - Представьте, что белый конь остался один на поле. И он должен побить все черные фигуры, уничтожая каждым ходом по фигуре. | Дети пытаются побить все фигуры на пути своего коня. (Работают в тетрадях и у доски). |
Практическое применение новых знаний. Игра «Перехитри часовых» | - Конь справился с заданием и доказал, что даже один в поле воин. А сейчас ему нужно по минному полю добраться до замка и перехитрить часовых. | Дети пытаются добраться до замка конем и не попасть на минное поле (Работают в тетрадях и у доски). |
Итог. Рефлексия. Сюрпризный момент. | - Ребята, мы собрали посылку для богатырей. Давайте вспомним, что мы туда сложили (шахматы, | Дети запечатывают посылку, подписывают адресата, разбирают |
карточки с названием, изображением и правилами хода фигур, правила игры, шаблон для хода коня). Ребята, а вписьме еще, что-то осталось, посмотрите, это же раскраски про богатырей. Видимо они прислали их для вас в благодарность за вашу помощь. | раскраски. |
Предварительный просмотр:
Приложение к занятию
Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе на тему «Конь»
Приложение 1
Письмо
Здравствуйте ребята!
Пишут вам три богатыря.
Все вы знаете, что мы ездим на своих конях. Но недавно мы узнали, что существует шахматный конь.
Нам стало интересно, что это за конь? Как он выглядит? Как передвигается?
И можно ли на нем ездить?
Приложение 2
Шахматные правила | ||
Приложение 3
Шахматные фигуры
Изначальная расстановка шахматных фигур
Приложение 4
Ходы шахматных фигур
Приложение 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по грамоте в подготовительной к школе группе на тему "День Рождения буквы С"
Цели:1. Знакомство с буквой «с» и звуком [с].2. Различия между [с] и [с̕].3. Развитие речи и логического мышления детей.4....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме "Космическое путешествие"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме "Космическое путешествие"...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе на тему: «Презентация альбома о животных разных стран».
Представляю вашему вниманию методическую разроботку-конспект, цель которого формирование первичных ценностных представлений о животных как меньших братьях человека....
Конспект - занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе по теме «Для чего нужны дорожные знаки»
Конспект - занятия непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе по теме «Для чего нужны дорожные знаки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме «Хохломские ложки».
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированого занятия по изодеятельности и музыке....
Непосредственно образовательная деятельность по шахматам в подготовительной к школе группе на тему «Ценность фигур»
Программное содержание:Дать представление детям о ценности фигур.Формировать умение правильно оценивать фигуры.Развивать память, внимание, восприятие, мышление.Воспитывать интерес к игре в шахматы....