Творческий проект по народной культуре. Календарные народные праздники.
проект (подготовительная группа)

В дошкольных учреждениях накоплен опыт в воспитании дошкольников и младших школьников на основе народной культуры, где педагоги – фольклористы успешно решают задачи нравственного, эмоционально-эстетического, духовного развития детей с помощью фольклора и народных праздников.   

 Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_na_poroge_rozhdestvo.doc333 КБ
PDF icon na_poroge_rozhdestvo.pdf696.88 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « Лицей города Троицка»

Творческий проект по  народной    культуре.

Календарные народные праздники.

           

    «На пороге Рождество»

Руководитель проекта педагог дополнительного образования по фольклору Любимова А.А.

        Тема проекта 

«На пороге Рождество».

Исполнители проекта:

  1. Любимова Алла  Алексеевна,

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

  1. Зуб Алла Савельеввна
  2.  воспитатель первой квалификационной категории;
  1. дети подготовительной группы;
  2. родители,

Вид проекта: творческий.

Срок реализации проекта:   ноябрь - январь  

Постановка проблемы.

Во  дошкольных учреждениях накоплен опыт в воспитании дошкольников и младших школьников на основе народной культуры,  где педагоги – фольклористы успешно решают задачи нравственного, эмоционально-эстетического, духовного развития детей с помощью фольклора и народных праздников.         

 Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой  объединяются действия людей нескольких поколений. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

 

Цель проекта

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками зимнего периода:   «Рождество Христово», « коляда-маляда», « Крещение»; 

2.        Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе музыкального календарного фольклора.  

 

3.        Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

5.        Создать необходимую предметно - развивающую среду.

 План реализации проекта:

В проекте участвовали  дети подготовительных групп, педагог по фольклору,   воспитатели, родители.

 Реализация данного проекта рассчитана на 1 месяц и  проходила в 3 этапа:  

1 этап – подготовительный  На этапе  мы создали информационную  базу  необходимую для реализации проекта:

  • Определили цели и задачи развития обучения, воспитания
  • Составили  план –схему проведения мероприятий.
  • Обеспечили проект  информационным, материально-техническим оснащением  
  • 2 этап – организация деятельности
  • Составили конспекты  тематических занятий, сценарии кукольного спектакля и театрального представления. Подобрали  презентации и видеофильм по теме проекта.
  • Приобрели народные костюмы ( сарафаны и рубахи), обновили народные  инструменты,  пошили костюмы ряженных, сделали декорации для « вертепа»,  изготовили куклы.
  • 3 этап – осуществление деятельности.
  • Вокально-хоровая работа; разучивание песенного материала: зимних закличек, колядок, рождественских песен, игровых и плясовых песен.
  • Разучивание танцевальных – плясовых движений; постановка плясок, театрализация игр и песен.
  • Просмотр учащимися презентации по теме   « Рождество Христово»;  фильма « Колядки»
  • Игра на шумовых народных инструментах .
  • Театрализация действий на основе подобранного фольклорного материала (устного, музыкального и изобразительного);
  • Изготовление тряпичной куклы « Рождественский Ангел»

4 этап -  заключительный.

В заключительном этапе учащиеся показали театрализованное представление «на пороге рождество », в котором продемонстрировали  все приобретённые в ходе проекта учебные  навыки. После представления  все участники проекта (учащиеся, учителя, родители) поделились своими впечатлениями и обсудили  ход и итоги.

Предполагаемый результат:

•        Приобщение к народной культуре и к народным праздникам,    формирование устойчивого интереса к народному музыкальному, устному фольклору.

•        Знание детьми народного календаря, устного народного творчества, песен, декоративно –  прикладного искусства народа.

•        Создание календаря народных праздников, изготовление тряпичной куклы  « Рождественский Ангел»•

•        « Просмотр спектакля на библейский сюжет « Вертеп»

•        « Проведение фольклорного театрализованного представления «На пороге Рождество»

Зал украшен картинками зимней деревни скамейки домик хозяйки.

Дети в народных костюмах сидят в зале

   Ведущая: 

У нас праздник торжество,

Мы встречаем Рождество.

С неба ангел к нам спустился

И сказал: «Христос родился!»

1

У нас на сердце сладостно,

Весело, светло.

Всем сегодня радостно –

Рождество пришло!

2

Рады взрослые и дети -

Праздник лучший на планете:

Рождество приходит в дом,

Чтобы счастье было в нем.

3

Этот праздник любят дети,

Папы, мамы неспроста.

Всей планетой мы отметим

День Рождения Христа.

Дети выстраиваются на ковре со свечками

 Песня «Яркая звёздочка»

Яркая звёздочка на небе горит,

Детям у ёлочки мама говорит:

«В целом мире торжество,

Наступило Рождество!

Наступило Рождество!»

 

С праздником, с праздником

Взрослых и ребят,

Даже проказникам это говорят,

Потому что торжество,

Потому что Рождество.

Наступило Рождество.

 

Спать нам не хочется в эту ночь совсем,

Хочется, хочется в город Вифлеем,

Посмотреть на торжество,

Там, где было Рождество.

Там, где было Рождество. 

 

Ведущая: 

Вот и матушка- зима. Отворяй-ка ворота. Пришли святки!

 Пришли колядки

 В Рождество Христос родился,

Новый месяц народился,

Ходит бродит коляда,

Так было и будет всегда,

 И мороз нас не пугает. Не пугают холода!

 Нас колядки согревают. Песни, пляски до утра.  

 

Дети:

Пришла Коляда

Отворяй ворота!

Ворота отворяй,

И гостей принимай!

 Уж как наша Коляда

Не мала, не велика.

Она в дверь к нам идет

Да поклон всем шлет.

 

 Дети исполняют Колядки – колядки»    

Колядки – колядки

Собрались ребятки

По деревне пошли

Бабку коляду нашли

Коляда – коляда

Подавай пирога

Хлеба  ломтину

Денег полтину

Пироги да пышки

Сладкие коврижки

 Курочку с хохолком

 Петушка с гребешком

Кто не даст пирога

Мы корову за рога

 Уведем на Торжок

Продадим за пирожок  

Колядки – колядки

Собрались ребятки

По деревне пошли

Бабку коляду нашли

Наша бабка коляда

Всех детей собрала

Вех детей собрала

 Всем гостинцы дала

 Спасибо тебе бабка \. Бабка колядка!

Дети

Чем, хозяюшка, нас одарите?

                             Что, хозяюшка, нам подарите?

                             Кувшин молока или каши горшок?

                             Кусок пирога или денег мешок.

 Ведущая:

Ах, спасибо вам, колядки,

      Что пришли в наш дом на святки!

      Пожелали нам добра!

      Вот вам угощенье - Вкусное печенье

      Сладкие конфетки, Кушайте, детки!

Ведущий. Ребятки, слышите, все шумит и бренчит, кто то к нам сюда спешит.

Да это же ряженные! Коза - дереза идет  с собою козочку ведет.

Коза – Меня, козу, не ждали,

 А я сама пришла и свиту с собой привела.

Моя козочка по двору ходит

Добра всем желает

Козочка

Куда коза ходит – там жито родит

Куда коза хвостом – там жито кустом

Куда коза ногой – там жито копной

Куда коза рогом  - там жито стогом

Сколько елок – столько вам коровок

Сколько осинок  - столько вам свинок

Вам прославленье – а мне угощенье.

Ведущий: спасибо тебе козочка, вот тебе конфетку

Коза всего одну конфетку, нет так не пойдет.

 А ну-ка, открывайте сундуки,

 Доставайте пятаки.

 Если нет пятака, то давайте пирога.

 Не дадите пирога,

 Посажу вас на рога (у-у-у)

Дети исполняют  песня  «гу-гу, коза»

Го-го-го, коза,

го-го, серая,

коза белая,

Где ж ты, козочка,

Где ж ты ходила,

где ж ты бродила?

Ходила коза

по сырым лесам,

по ширым борам.

Як тебя, козочку,

Волки не съели,

стрельцы не ўбили?

Не боюся я

Ни стрельцов, волков,

А боюся я

Деда старого.

У того деда

борода седа.

Он меня козочку

Исколя, испоря

Сквози полотенце

В ретивое сердце.

Тут коза устала,

На ноги упала,

Коза – Что, испугались, козу все боятся.

Баб. – да кто же тебя боится, мы тебя сейчас в клетку посадим.

           (встают вокруг козы и не выпускают ее)

Коза – Я – коза-дереза, я – коза-дереза,

            Ножками затопчу, рожками заколю. Страшно?

Дети – Нет!

Коза – А вы рогов моих не боитесь?

Дети – Нет!

Коза – И копыт не боитесь?

Дети – Нет!

Коза – Выпустите меня, я вам выкуп дам.

Баб. – Какой ты выкуп дашь?

Коза – Веревочку.

Баб. – Мало.

Коза – 3 копеечки.

Баб. – Мало.

Коза – А что вам надо?

Баб. – Насмеши нас, позабавь, или песенку спой, спляши.

Коза – Ладно, а вы поможете мне?

Дети – Да!

Дети исполняют «Шел козел по лесу»

Коза ох устала, я давно так не играла, это вон ребята скачут и скачут, а мне передых нужен.

Ведущий: ребятки давайте и мы посидим друг на друга поглядим.

А я предлагаю вам погадать ведь вся неделя после Рождества святочная, вот ребятки и гадают, судьбу пытают

 

Тут в мешочке у меня разные предметы лежат и каждый из них, что-то обозначает, денежка к богатству , колечко к жениху, а пуговица к прибавлению в семье. Я по кружочку пройду, перед кем остановлюсь тот и тянуть из мешка будет.

( в конце подходит к козе)

Ведущий: коза чего ты там копаешься,         

Коза как чего я колечко ищу , я колечко хочу,

Ведущий : ты коза никак женихом обзавестись желаешь,

Коза да жениха хочу. Молодца красного, вон у вас их сколько молоденькие да красивенькие .

Ведущий: вот именно молоденькие , а ты для них старовата, да еще и рогата. А у наших ребят и свои невесты есть посмотри как они невест выбирают да на танец их приглашают

Эй, ребятки не сидите

Девиц на танец выводите.

Дети исполняют танец « Кадриль»

Ведущий: молодцы ребятки давайте им похлопаем.  Ну а ты коза что приуныла, смотри какие ребята молодцы.

Коза: Я тоже молодец и плясать не хуже умею, только меня никто не пригласил, я обиделась.

Ведущий: ты коза не обижайся, вот тебе бантик, будешь красивая коза с бантиком

Коза: бантик возьму, а обижаться все равно буду.

Ведущий: а вот тебе леденец полакомись.

Коза: ну ладно больше дуться не буду. А то устала сидеть, веселиться хочу.

Ведущий ну тогда вставай с ребятами в кружок поиграем в игру

 Игра «Золотые ворота».

Дети разделяются на две команды. Одна команда берётся за руки и произносит слова:

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом "змейкой". На последние слова дети опускают руки, и те, кто остался в кругу, становятся в хоровод, остальные продолжают игру.

Коза: вот какой кружочек большой получился.

А я по кружочку пройду

И свою игру заведу.

Я коза – дереза

Ножками затопчу

Рожками заколю

Подавайте кренделей

А то слопаю детей

Ведущий: ты коза тут не шуми

Ножками не стучи

Рожками не мотай

Ты попробуй нас поймай.

( Дети выстраиваются за ведущей, коза пытается схватить последнего в шеренге детей).

Коза: ну и шустрые детки, как не старалась а за бочок не ухватила, только свои бока растрясла.

Ведущая: а ты свои бока не жалей, дело наживное вот отведай пирожка с капусткой.

Коза: а чего один давай два, что бы бока нарастить.

Ведущий: угощайся коза, а вы ребятки небось устали на скамейках сидеть, повеселите нас на последок пляской веселой и задорной.

Дети исполняют пляску « В Роще»

Ведущий:

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли.
Но наш праздник подошел к концу.
Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.
Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.
Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!
Под веселую музыку дети уходят из зала

Ведущая : вот и праздник подошёл к концу пора и по домам расходиться

спасибо тебе коза порадовала нас игрой своей, вот тебе за это корзиночку сластей пряники ватрушки конфеты и сушки.

Коза: спасибо, я с козочкой своей поделюсь она у меня тоже умница.

Ведущая: и вам ребятки тоже угощение за ваше поздравление

За песни пляски веселые конфеты и пряники медовые.

  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Масленица русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Маслениц...

Сценарий календарного народного праздника "Пасхальная весна"

Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с празднованием праздника «Пасха»....

Краткосрочная образовательная практика «Календарные народные праздники»

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального ...

Творческий проект «Масленица русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культу...

Календарные народные праздники и обряды

Календарные народные праздники и обряды...

Творческий проект: «Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»

Творческий проект:«Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»«Празднование Масленицы и Нового года по адыгским обычаям – сходство и различие&raq...

Творческий проект «Масленица - русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой?Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культур...