Творческий проект «Масленица - русский народный праздник»
проект (средняя группа)
Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой?
Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Масленица - древнейший славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Самый весёлый, народный и сытный праздник. Блины непременный атрибут масленицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslinitsa_srednyaya_gruppa.docx | 240.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 46 с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей»
Творческий проект
«Масленица - русский народный праздник»
Воспитатели: Зайцева Е.А.
Кривенко Л.Н.
г. Ачинск
2024г.
Творческий проект «Масленица - русский народный праздник»
Группа: средняя
Тип проекта: творческий
Срок реализации проекта: 1 неделя (с 11.03.2024 г по 15.03.2024г)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Актуальность: Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой?
Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Масленица - древнейший славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Самый весёлый, народный и сытный праздник. Блины непременный атрибут масленицы.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица; воспитание любви и патриотизма к своей Родине.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с традициями, русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).
2. Развитие художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно прикладного искусства русской культуры;
3. Воспитание чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно -нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
4. Создание благоприятных условий для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».
Формы реализации проекта:
Непосредственно образовательная деятельность;
Игры;
Беседы;
Консультации родителям.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный этап:
Подготовить художественную, познавательную литературу для чтения детям. Договориться с родителями о том, чтобы всю неделю с детьми дома пекли блины. Подготовить родителям познавательный материал по теме, подборку рецептов блинов.
Основной этап: Подборка художественной литературы по теме. Разработать конспект развлечения. Подборка закличек, пословиц, поговорок, примет связанных с праздником. Подборка иллюстраций, картинок к теме «Масленица». Рецепты приготовления блинов. Консультативный материал для родителей. Рисунки детей, коллективная работа с детьми.
Завершающий этап: Книжка самоделка рецептов блинов с фото. Музыкальный досуг «Широкая масленица».
Ожидаемый результат:
1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о празднике.
2. Положительные эмоции и осознанное отношение к празднику.
3. Готовность участия в проведении праздника, отражение в детских работах его сущности.
4. Сформировать навыки культурного поведения во время проведения мероприятия.
План мероприятий:
Понедельник: 11.03.2024г
«Первый блин - Встреча»:
Беседа на тему: «Праздники и традиции русского народа»
Аппликация: «Солнышко, нарядись и в блиночек превратись!»
П/и: «Шишки, желуди, орехи», «Ручеек»
Просмотр фильма «Масленица. Смешарики»
Интернет-ресурс.
Вторник: 12.03.2024г
«Второй блин - Заигрыши»:
Беседа на тему «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая!»
Разгадывание загадок о Масленице, заучивание стихов и потешек.
ФЕМП «Масленица пришла – весну принесла)
П/и: «Заря», «Кто быстрее на метле», «Снежная крепость».
Просмотр мультфильма «На масленице»
Интернет-ресурс
Среда: 13.03.2024г
«Третий блин - Лакомка»
Беседа на тему:«Здравствуй Масленица!»
Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»
Рисование на тему: «Барыня-Масленица»
П/и «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота»
Просмотр презентации «Широкая Масленица»
Чтение пословиц и поговорок о масленице.
Четверг: 14.03.2024г
«Четвертый блин-Разгул»:
Беседа на тему «Огонь-не забава».
Лепка: «Блины для масленицы»
Разучивание стихотворения «Весна-весна красна».
П/и: «Попади снежком в цель», «Перезвон»
Просмотр мультипликационного фильма «Крылатый, мохнатый да масляный»
Интернет-ресурс
Пятница: 15.03.2024г
«Пятый блин - Вечерки»:
Беседа о правилах поведения во время праздника.
Развлечение «Широкая Масленица»
Просмотр мультфильма «Ишь ты, Масленица»
Интернет-ресурс
П/и: «Жмурки», «Гори-гори ясно»
Словесная игра: «Какие бывают блины»
Приложение к проекту:
Беседа: «МАСЛЕНИЦА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Цель: воспитание интереса к народным русским праздникам, интерес к истории России. Знакомство детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
- воспитывать дружеские отношения;
- прививать детям интерес к традициям своего народа;
- расширять словарный запас детей;
- знакомить детей с образцами художественного творчества.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте! Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки поднимают вверх, встают на
носочки
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Понедельник — Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда — Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг, сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Снежок
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье — прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Конспект по ФЭМП. «Масленица пришла – весну принесла»
Цель: закрепление понятия «широкий - узкий»; «высокий низкий»; «длинный –короткий»; «один - много»; геометрические фигуры: круг, треугольник
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русским народным праздником Масленица
- закреплять понятие о геометрических фигурах, об их отличиях и особенностях
- закреплять понятие о величине
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям русского народа
Развивающие:
- формировать интерес к народному празднику
- учить находить общее в геометрических фигурах и окружающих предметах
- развивать внимание, мышление
Ход занятия
Введение:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, зимой у нас дни какие были? КОРОТКИЕ, а ночи? ДЛИННЫЕ.
Воспитатель: А сейчас приближается весна и что происходит?
Дети: Дни становятся ДЛИНЕЕ, а ночи КОРОЧЕ.
Воспитатель: Ой кажется я что то слышу. Кто то идет. (ВХОДИТ ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ.)
Кто это к нам пришел в гости, ребята? ЭТО ЧУЧЕЛО, ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ.
Основная часть:
Говорят: «Масленица пришла – весну принесла.» Масленица – это веселый и озорной праздник, который отмечают целую неделю. Люди радуются приходу весны. Играют в игры, пекут блины, катаются на каруселях.
А посмотрите – ка, ребята, какой формы блин?
Дети: КРУГЛОЙ.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: ЖЕЛТОГО.
Воспитатель: А на что похож блин?
Дети: НА СОЛНЫШКО.
Воспитатель: Правильно, на солнышко. Вот почему на масленицу всегда пекут блины, так люди радуются солнышку. А сейчас, внимание на доску. Чего не хватает нашему солнышку?
Дети: ЛУЧИКОВ.
Воспитатель: Правильно. А на что похожи наши лучики?
Дети: НА ТРЕУГОЛЬНИКИ.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас подойдет к доске и прикрепит свой лучик солнышка. Чтобы оно нас согревало.
«Солнышко лучистое,
Взойди поскорей.
Освети, обогрей котят, да щенят,
И малых ребят!»
Воспитатель: Ой, как сразу тепло стало в группе. Сколько было у вас лучиков?
Дети: Один
Воспитатель: А сколько лучиков у солнышка?
Дети: Много
Воспитатель: А теперь, давайте, все вместе отправимся к бабушке в гости на блины
Пальчиковая игра «Будем есть оладушки»
Лады - лады - ладушки,
Будем есть оладушки (ритмично хлопаем в ладошки)
Их с вареньем станем есть, а варенья и несчесть: (ритмично стучим кулачками)
Отличное клубничное,
Вкусное арбузное,
Медовое, айвовое,
Прекрасное ананасовое (загибаем пальчики)
(детям раздаются листы с заданием, воспитатель объясняет задание, зачитывает, проводит индивидуальную работу с теми, у кого не получается)
1. Бабушка напекла блинов. Закрась коричневым карандашом стопку блинов, которая выше, а желтым ту, которая ниже:
2. Блинчики у бабули с молоком и вареньем. Закрась предмет с узким горлышком синим цветом, с широким горлышком красным цветом
3. А еще чаек наша бабушка припасла. Раскрась зеленым цветом тот чайник, у которого носик длиннее
Итог:
Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо потрудились! Масленица вам говорит до свидания! До новых встреч!
Конспект НОД по рисованию «Кукла-Масленица» в средней группе
Задачи :
Познакомить детей с народным праздником Масленицей.
Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.
Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования, умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.
Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.
Демонстрационный и раздаточный материал: картина «Масленица», краски акварельные, белая бумага формата А4, «непроливайка», салфетка тряпочная, кисточка, простой карандаш.
Ход :
В группе на стульчике сидит Мишка грустный (большая мягкая игрушка).
Воспитатель: (подходит вместе с детьми) Мишка, что ты такой грустный?
Мишка: (воспитатель говорит за Мишку): я шел к вам и видел, как на улице все люди веселятся, играют. Про какую -то Масленицу говорят. А я хочу узнать, что такое Масленица.
Воспитатель: Ах, вот в чем дело. А я как раз собиралась ребятам про Масленицу рассказать. Присаживайтесь и слушайте.
(Дети садятся полукругом, Мишка сидит лицом к детям).
Воспитатель: Масленица – это праздник. Очень веселый, народный праздник. Появился он очень давно. Все его любят, что его празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю- семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Как бы провожают зиму и встречают весну. Делают куклу – Масленицу. Вокруг Куклы Масленицы водят хороводы, играют в игры, катают ее на санках.
Мишка: А почему праздник так называется?
Воспитатель: Потому что всю неделю пекут блины и угощают ими всех все семь дней. А потом Куклу-масленицу сжигают на костре. (Можно показать картину «Масленица»).
Я думаю, что все любят веселиться и играть.
Предлагаю поиграть в игру «Блинчик шел по лесу»
Цель игры: Создать хорошее настроение детей.
Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки. Один ребенок изображает блинчик (становится в центр круга). Дети, двигаясь, по кругу, поют:
Блинчик шел по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе бублик, бублик
(все поют эти строки и ходят хороводом по кругу)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(все брыкаются ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(все хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(все топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем,
(все качают из стороны в сторону головой)
И снова начинаем!
(Далее: Бублик шел по лесу…..нашел себе баранку (сушку, тортинку, пышку, пряник, пончик, пирожок, оладушек и т.п.…..и по тексту)
Мишка: Какая интересная игра. Я медвежат научу играть в такую игру, расскажу про Масленицу. А как же я медвежатам покажу саму Масленицу?
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Мишке?
(Ответы детей: можно нарисовать).
Воспитатель: Да. Нарисуем Куклу-Масленицу. Расскажу, как будем рисовать по порядку. Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце). На голове нарисуем лучики треугольные. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания.
Воспитатель: Готовьте рабочее место.
(Дети готовят рабочее место).
Столы стоят буквой «П».
Воспитатель: (Используется метод «пяти пальцев» по методике программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости»).
- (разгибаем мизинец) Что задумали сделать?
Дети: Нарисовать Куклу-Масленицу
Воспитатель: (разгибаем безымянный палец)На чем будем рисовать?
Дети: На бумаге.
Воспитатель:(разгибаем средний палец) Чем будем рисовать? Что нам нужно для работы?
Дети: Краски цветные, кисточка, «непроливайка» с водой, салфетки для промакивания.
Воспитатель: (разгибаем указательный палей) Как будем рисовать?
Дети: По порядку.
Воспитатель: (разгибаем большой палец) Что у вас получится?
Дети: То, что задумали: Кукла-Масленица.
Воспитатель: Приступайте к работе. Мишка ждет ваших картинок, чтоб отнести их медвежатам.
Дети рисуют Куклу-Масленицу и несут Мишке.
Мишка: Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились. Я отнесу их медвежатам.
Воспитатель: А мы, ребята, сейчас пойдем гулять и играть в игры.
Конспект занятия по аппликации в средней группе «Масленичное Солнышко».
Задачи:
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать аккуратность;
- развивать воображение, память и самостоятельность.
Материал для занятия: клей пва, кисти для клея, заготовки для аппликации (Круги желтого и оранжевого цвета и лучики), восковые цветные карандаши, картинки с изображением солнышка, спокойная мелодия, ноутбук.
Ход НОД:
Организационная часть:
Предварительная работа: беседа с детьми о «масленице» и традициях провожать зиму и встречать весну, чтение М. Евсеева «Широкая масленица. Солнышко на тарелке», рассматривание иллюстраций по теме «Масленица».
Сюрпризный момент: (дети сидят на коврике)
Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение:
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: ой, ребята, мне кажется к нам кто-то в гости пришел, пойду открою дверь. Входит масленица.
Воспитатель: давайте поздороваемся с масленицей.
Дети: здороваются
Воспитатель: Ребята, масленица пришла к нам в гости чтобы рассказать о том, как принято на Руси масленицу встречать, о традиционных гуляниях и о символе масленицы о Солнышке (Коротко провести беседу о «масленице»).
Физкультминутка: (дети встают в кружок)
Здравствуй солнце золотое, (подняться на носочки, потянуться к солнышку)
Здравствуй небо голубое, (руки не много в стороны развести)
Здравствуй земля, (присесть на корточки, постучать руками по полу)
Здравствуйте друзья (взяться за руки)
Воспитатель: Ребята, послушайте еще одно стихотворение:
Весеннее солнце
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Воспитатель: Ребята, о чем стихотворение?
Дети: о солнце.
Воспитатель: правильно, солнце символ масленицы, тепла и весны.
Ну что ж ребята, пора прощаться с масленицей, а в благодарность за то, что она к нам в гости приходила, сделаем веселое яркое и теплое солнышко.
Дети: до свидания масленица!
Воспитатель: Посмотрите, на картинки на нашей доске (демонстрация иллюстраций с изображением солнышка). Что нарисовано на них?
Дети: солнышко.
Воспитатель: а из каких частей состоит солнышко?
Дети: кружок и лучики.
Воспитатель: правильно.
А теперь рассаживаемся за столы.
Воспитатель: ребята, у каждого из вас лежит по два кружочка желтого и оранжевого цвета, клей, кисточки и лучики. Берем оранжевый кружок и приклеиваем по краю лучики, затем мажем клеем весь кружок и приклеиваем сверху второй кружок, желтый. Теперь нам надо не много подождать пока клей подсохнет.
Воспитатель: Ребята, на Руси принято масленицу провожать, да снежками зиму прогонять. Давайте-ка, с вами в снежки поиграем.
Физкультминутка:
Подвижная игра «Снежки»
Каждый игрок должен попасть в цель снежком. Целью может быть пустой ящик от игрушек, корзина, обруч и т.д.
Воспитатель: молодцы ребята, прогнали зиму.
Рассаживаемся за столы. Клей у нас подсох. Посмотрите внимательно на наши солнышки. Мне кажется, что им чего-то не хватает.
Дети: глаз, рта, носа и т.д.
Воспитатель: да, совершенно верно. Давайте-ка сделаем наше солнышко веселым. Возьмите восковые карандаши и нарисуйте солнышку глазки, носик, ротик и румяные щечки. Какие красивые солнышки у вас получились!
Воспитатель: ребята, а теперь давайте ваши поделки аккуратно разместим на стенде. Посмотрите, как у нас стало красиво, солнечно и тепло в группе от ваших солнц. Вы все сегодня молодцы! Выставка аппликаций на стенде.
На этом наше занятие подошло к концу, можете поиграть.
Конспект занятия по лепке в средней группе. «Блины для Масленицы»
Задачи: расширять представление детей о русских народных обычаях; формировать умениепередавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы; умение работать аккуратно; вызвать желание делать что-то для других.
Материалы: пластилин, доски для лепки, иллюстрации по теме «Масленичная неделя», кукла –Катя.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: (рассказ сопровождается показам иллюстраций в альбоме «Масленица»)
Совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.
Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.
Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.
Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: '"Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!
Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.
Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.
Как в пословице говорится:
"Без блинов не Масленица".
"Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".
Воспитатель: -Ребята , а теперь поиграем.
Подвижная игра «Яблочко»
Стук в дверь.
Воспитатель: -Кто то к нам пришел. (воспитатель вносит в группу куклу –Катю)
Кукла-Катя: -Здравствуйте ребята! Меня зовут Катя. Вы знаете какой сейчас праздник? Правильно, Масленица. Чем в этот праздник угощают гостей хорошие хозяйки? Правильно блинами, ватрушками, пирогами, кренделями. Вы меня угостите?(ответы детей)
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы и приступить к изготовлению угощений.(сопровождающая музыка)
Анализ.
Воспитатель :-Сколько много угощений вы приготовили для нашей гостьи, пойдемте угощать её. (Предложить каждому ребенку рассказать , что он приготовил для куклы). Молодцы ребята, вы сегодня все постарались, кукле – Кате очень понравились ваши лакомства.
(Кукла прощается с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Масленица русский народный праздник»
Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Маслениц...
Творческо-познавательный проект «Русский народный праздник – Боярыня масленица»
В материале представлен план реализации проекта, конспекты НОД, итоговая справка по проекту, картотека русских ародных игр, конспект итогового мероприятия....
Программа "Русские забавы. Русские народные праздники, как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста" (в приложении сценарии праздников)
Программа по приобщению дошкольников к традиционным русским народным праздникам...
Творческий проект «Масленица русский народный праздник»
Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культу...
Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"
Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провож...
Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)
Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...
Творческий проект «Масленица - русский народный праздник»
Творческий проект «Масленица - русский народный праздник»...