Творческий проект «Масленица - русский народный праздник»
проект (средняя группа)

Кривенко Людмила Николаевна

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой?

Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Масленица - древнейший славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Самый весёлый, народный и сытный праздник. Блины непременный атрибут масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslinitsa_srednyaya_gruppa.docx240.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 46 с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей»

              Творческий проект

«Масленица - русский народный праздник»

https://sun9-48.userapi.com/impg/i1x0tDLRdPg9K_cGWjhoufpe2U_GubxzGXI2CA/bMmaPjJp9O4.jpg?size=1024x576&quality=95&sign=caa1e3fc93ed18a7f45692b87c7cc3bc&c_uniq_tag=eAHx82ZQw-uLH0NleQSDfZFG6hQsbbYlwmvTbkbgQr4&type=album

Воспитатели: Зайцева Е.А.

                          Кривенко Л.Н.

                    г. Ачинск

                        2024г.

 

Творческий проект «Масленица - русский народный праздник»

Группа: средняя

Тип проекта: творческий

Срок реализации проекта: 1 неделя (с 11.03.2024 г  по 15.03.2024г)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Актуальность: Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой?

Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Масленица - древнейший славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Самый весёлый, народный и сытный праздник. Блины непременный атрибут масленицы.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица; воспитание любви и патриотизма к своей Родине.

 Задачи  проекта:

1. Познакомить детей с традициями,  русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).

2. Развитие художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно прикладного искусства русской культуры;

3. Воспитание чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно -нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;

4. Создание благоприятных условий для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица». 

Формы реализации проекта:

Непосредственно образовательная деятельность;

Игры;

Беседы;

Консультации родителям.

Проект включает в себя три этапа:

Подготовительный этап:

Подготовить художественную, познавательную литературу для чтения детям.            Договориться с родителями о том, чтобы всю неделю с детьми дома пекли блины.                                                                                                                        Подготовить родителям познавательный материал по теме, подборку рецептов блинов.

                                                                                                                                              Основной этап:                                                                                                                                  Подборка художественной литературы по теме.                                                                        Разработать конспект развлечения.                                                                                        Подборка закличек, пословиц, поговорок, примет связанных с праздником.            Подборка иллюстраций, картинок к теме «Масленица».                                                              Рецепты приготовления блинов.                                                                         Консультативный материал для родителей.                                                                          Рисунки детей, коллективная работа с детьми.

Завершающий этап:                                                                                                                         Книжка самоделка рецептов блинов с фото.                                                          Музыкальный  досуг «Широкая масленица».

Ожидаемый результат:

1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о празднике.

2. Положительные эмоции и осознанное отношение к празднику.

3. Готовность участия в проведении праздника, отражение в детских работах его сущности.

4. Сформировать навыки культурного поведения во время проведения мероприятия.

План мероприятий:

Понедельник: 11.03.2024г

 «Первый блин - Встреча»:

Беседа на тему: «Праздники и традиции русского народа»

Аппликация: «Солнышко, нарядись и в блиночек превратись!»

П/и:  «Шишки, желуди, орехи», «Ручеек»

Просмотр фильма «Масленица. Смешарики»

Интернет-ресурс.

Вторник: 12.03.2024г

 «Второй блин - Заигрыши»:

Беседа на тему «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая!»

Разгадывание загадок о Масленице, заучивание стихов и потешек.

ФЕМП «Масленица пришла – весну принесла)

П/и:  «Заря», «Кто быстрее на метле», «Снежная крепость».

Просмотр мультфильма «На масленице»

Интернет-ресурс

Среда: 13.03.2024г

 «Третий блин - Лакомка»

Беседа на тему:«Здравствуй Масленица!»

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица»

Рисование на тему: «Барыня-Масленица»

П/и «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота»

Просмотр презентации «Широкая Масленица»

Чтение пословиц и поговорок о масленице.

Четверг: 14.03.2024г

 «Четвертый блин-Разгул»:

Беседа на тему «Огонь-не забава».

Лепка: «Блины для масленицы»

Разучивание стихотворения «Весна-весна красна».

П/и: «Попади снежком в цель», «Перезвон»

Просмотр мультипликационного фильма «Крылатый, мохнатый да масляный»

Интернет-ресурс

Пятница: 15.03.2024г

 «Пятый блин - Вечерки»:

Беседа о правилах поведения во время праздника.

Развлечение «Широкая Масленица»

Просмотр мультфильма «Ишь ты, Масленица»

Интернет-ресурс

П/и: «Жмурки», «Гори-гори ясно»

Словесная игра:  «Какие бывают блины»

 

Приложение к проекту:

Беседа: «МАСЛЕНИЦА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Цель: воспитание интереса к народным русским праздникам, интерес к истории России. Знакомство  детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
- воспитывать дружеские отношения;
- прививать детям интерес к традициям своего народа;
- расширять словарный запас детей;
- знакомить детей с образцами художественного творчества.

                                             ХОД ЗАНЯТИЯ: 

Воспитатель: 

Ребята! Отгадайте загадку! 
Всю неделю отдыхают, 
Всех блинами угощают! 
Холод, зиму провожают, 
А весну с теплом встречают! 
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке? 
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник. 
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла. 
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!                                                               Желтый, круглый, ароматный 
И на вкус такой приятный 
И с вареньем, и с медком, 
Со сгущенным молочком! 
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные! 
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем! 

Подвижная игра: «Весна, весна красная» 
Весна, весна красная водят хоровод 
Приди весна с радостью 
С радостью, с радостью, 
С великой милостью! 
Со льном высоким останавливаются, руки поднимают вверх, встают на 
носочки 
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз 
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки 
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? » 
Игра: «Что за чем, и перед чем? » 
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник) 
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д. 
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе! 
Понедельник — Встреча. 
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. 
Вторник — Заигрыш. 
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки. 
Среда — Лакомка. 
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать! 
Дети отгадывают загадки: 

Что на сковородку наливают 
Да вчетверо сгибают? (блины) 

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и чёрный, он и белый, 
А бывает подгорелый (Хлеб) 

В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо. 
Ну, теперь зови ребят! 
По кусочку все съедят. (Пирог) 

Кольцо не простое, 
Кольцо золотое, 
Блестящее, хрустящее, 
Всем на загляденье. 
Ну и объеденье! (Бублик) 

Из меня пекут ватрушки, 
И оладьи, и блины. 
Если делаете тесто, 
Положить меня должны. (Мука) 

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) 
Я пузырюсь и пыхчу, 
Жить в квашне я не хочу, 
Надоела мне квашня, 
Посадите в печь меня. (Тесто) 

Наша толстая Федора 
Наедается не скоро. 
А зато когда сыта, 
От Федоры – теплота. (Печь) 

"Вырос в поле дом. 
Полон дом зерном. 
Стены позолочены. 
Ставни заколочены. 
Ходит дом ходуном 
На столбе золотом" (Колос) 

Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг) 

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток. 

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать. 

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки! 

Подвижная игра «Снежок» 

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики 
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок 
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг, сжимают руки, гладят ладошки 
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем 
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый 

Снежок 

Два – поймаем, «ловят» снежок 
Три – уроним «роняют» снежок 
И сломаем! топчут снежок ногами. 
Пятница — Тещины вечерки. 

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. 

Суббота — Золовкины посиделки. 

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица! 

Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д) 

Воскресенье — прощенный день или проводы. 
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица. 

Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

 

Конспект  по ФЭМП. «Масленица пришла – весну принесла»

Цель: закрепление понятия «широкий - узкий»; «высокий низкий»; «длинный –короткий»; «один - много»; геометрические фигуры: круг, треугольник
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русским народным праздником Масленица
- закреплять понятие о геометрических фигурах, об их отличиях и особенностях
- закреплять понятие о величине
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям русского народа
Развивающие:
- формировать интерес к народному празднику
- учить находить общее в геометрических фигурах и окружающих предметах
- развивать внимание, мышление

Ход занятия

Введение:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, зимой у нас дни какие были? КОРОТКИЕ, а ночи? ДЛИННЫЕ.
Воспитатель: А сейчас приближается весна и что происходит?
Дети: Дни становятся ДЛИНЕЕ, а ночи КОРОЧЕ.
Воспитатель: Ой кажется я что то слышу. Кто то идет. (ВХОДИТ ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ.)
Кто это к нам пришел в гости, ребята? ЭТО ЧУЧЕЛО, ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ.

Основная часть:

Говорят: «Масленица пришла – весну принесла.» Масленица – это веселый и озорной праздник, который отмечают целую неделю. Люди радуются приходу весны. Играют в игры, пекут блины, катаются на каруселях.
А посмотрите – ка, ребята, какой формы блин?
Дети: КРУГЛОЙ.

Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: ЖЕЛТОГО.
Воспитатель: А на что похож блин?
Дети: НА СОЛНЫШКО.
Воспитатель: Правильно, на солнышко. Вот почему на масленицу всегда пекут блины, так люди радуются солнышку. А сейчас, внимание на доску. Чего не хватает нашему солнышку?
Дети: ЛУЧИКОВ.
Воспитатель: Правильно. А на что похожи наши лучики?
Дети: НА ТРЕУГОЛЬНИКИ.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас подойдет к доске и прикрепит свой лучик солнышка. Чтобы оно нас согревало.
«Солнышко лучистое,
Взойди поскорей.
Освети, обогрей котят, да щенят,
И малых ребят!»

Воспитатель: Ой, как сразу тепло стало в группе. Сколько было у вас лучиков?
Дети: Один
Воспитатель: А сколько лучиков у солнышка?
Дети: Много
Воспитатель: А теперь, давайте, все вместе отправимся к бабушке в гости на блины

Пальчиковая игра «Будем есть оладушки»
Лады - лады - ладушки,
Будем есть оладушки 
(ритмично хлопаем в ладошки)
Их с вареньем станем есть, а варенья и несчесть: 
(ритмично стучим кулачками)
Отличное клубничное,
Вкусное арбузное,
Медовое, айвовое,
Прекрасное ананасовое 
(загибаем пальчики)
(детям раздаются листы с заданием, воспитатель объясняет задание, зачитывает, проводит индивидуальную работу с теми, у кого не получается)

1. Бабушка напекла блинов. Закрась коричневым карандашом стопку блинов, которая выше, а желтым ту, которая ниже:

2. Блинчики у бабули с молоком и вареньем. Закрась предмет с узким горлышком синим цветом, с широким горлышком красным цветом

3. А еще чаек наша бабушка припасла. Раскрась зеленым цветом тот чайник, у которого носик длиннее

Итог:
Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо потрудились! Масленица вам говорит до свидания! До новых встреч!

Конспект НОД по рисованию «Кукла-Масленица» в средней группе


Задачи :
Познакомить детей с народным праздником Масленицей.
Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.
Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования, умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.
Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.
Демонстрационный и раздаточный материал: картина «Масленица», краски акварельные, белая бумага формата А4, «непроливайка», салфетка тряпочная, кисточка, простой карандаш.

Ход :

В группе на стульчике сидит Мишка грустный (большая мягкая игрушка).
Воспитатель: (подходит вместе с детьми) Мишка, что ты такой грустный?
Мишка: (воспитатель говорит за Мишку): я шел к вам и видел, как на улице все люди веселятся, играют. Про какую -то Масленицу говорят. А я хочу узнать, что такое Масленица. 


Воспитатель: Ах, вот в чем дело. А я как раз собиралась ребятам про Масленицу рассказать. Присаживайтесь и слушайте.
(Дети садятся полукругом, Мишка сидит лицом к детям).
Воспитатель: Масленица – это праздник. Очень веселый, народный праздник. Появился он очень давно. Все его любят, что его празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю- семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Как бы провожают зиму и встречают весну. Делают куклу – Масленицу. Вокруг Куклы Масленицы водят хороводы, играют в игры, катают ее на санках.
Мишка: А почему праздник так называется? 
Воспитатель: Потому что всю неделю пекут блины и угощают ими всех все семь дней. А потом Куклу-масленицу сжигают на костре. (Можно показать картину «Масленица»).
Я думаю, что все любят веселиться и играть.
Предлагаю поиграть в 
игру «Блинчик шел по лесу» 
Цель игры: Создать хорошее настроение детей.
Описание игры: Участники встают в круг и берутся за руки. Один ребенок изображает блинчик (становится в центр круга). Дети, двигаясь, по кругу, поют:
Блинчик шел по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе бублик, бублик
(все поют эти строки и ходят хороводом по кругу)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(все прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(все брыкаются ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(все хлопают в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(все топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем,
(все качают из стороны в сторону головой)
И снова начинаем!
(Далее: Бублик шел по лесу…..нашел себе баранку (сушку, тортинку, пышку, пряник, пончик, пирожок, оладушек и т.п.…..и по тексту)


Мишка: Какая интересная игра. Я медвежат научу играть в такую игру, расскажу про Масленицу. А как же я медвежатам покажу саму Масленицу?
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Мишке?
(Ответы детей: можно нарисовать).
Воспитатель: Да. Нарисуем Куклу-Масленицу. Расскажу, как будем рисовать по порядку. Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин (или солнце). На голове нарисуем лучики треугольные. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное, рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания. 
Воспитатель: Готовьте рабочее место.
(Дети готовят рабочее место).
Столы стоят буквой «П».


Воспитатель: (Используется метод «пяти пальцев» по методике программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости»).
- (разгибаем мизинец) Что задумали сделать?
Дети: Нарисовать Куклу-Масленицу
Воспитатель: (разгибаем безымянный палец)На чем будем рисовать? 
Дети: На бумаге.
Воспитатель:(разгибаем средний палец) Чем будем рисовать? Что нам нужно для работы? 
Дети: Краски цветные, кисточка, «непроливайка» с водой, салфетки для промакивания.
Воспитатель: (разгибаем указательный палей) Как будем рисовать? 
Дети: По порядку. 
Воспитатель: (разгибаем большой палец) Что у вас получится?
Дети: То, что задумали: Кукла-Масленица.
Воспитатель: Приступайте к работе. Мишка ждет ваших картинок, чтоб отнести их медвежатам.


Дети рисуют Куклу-Масленицу и несут Мишке.
Мишка: Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились. Я отнесу их медвежатам. 


Воспитатель: А мы, ребята, сейчас пойдем гулять и играть в игры.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Масленичное Солнышко».

Задачи:

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать аккуратность;

- развивать воображение, память и самостоятельность.

 

Материал для занятия: клей пва, кисти для клея, заготовки для аппликации (Круги желтого и оранжевого цвета и лучики), восковые цветные карандаши, картинки с изображением солнышка, спокойная мелодия, ноутбук.

Ход НОД:

Организационная часть:

Предварительная работа: беседа с детьми о «масленице» и традициях провожать зиму и встречать весну, чтение М. Евсеева «Широкая масленица. Солнышко на тарелке», рассматривание иллюстраций по теме «Масленица».

Сюрпризный момент: (дети сидят на коврике)

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение:

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: ой, ребята, мне кажется к нам кто-то в гости пришел, пойду открою дверь. Входит масленица.

Воспитатель: давайте поздороваемся с масленицей.

Дети: здороваются

Воспитатель: Ребята, масленица пришла к нам в гости чтобы рассказать о том, как принято на Руси масленицу встречать, о традиционных гуляниях и о символе масленицы о Солнышке (Коротко провести беседу о «масленице»).

Физкультминутка: (дети встают в кружок)

Здравствуй солнце золотое, (подняться на носочки, потянуться к солнышку)

Здравствуй небо голубое, (руки не много в стороны развести)

Здравствуй земля, (присесть на корточки, постучать руками по полу)

Здравствуйте друзья (взяться за руки)

Воспитатель: Ребята, послушайте еще одно стихотворение:

Весеннее солнце

Солнце круглое как блин,

Улыбаясь светит.

Рады теплой встрече с ним

Взрослые и дети.

Воспитатель: Ребята, о чем стихотворение?

Дети: о солнце.

Воспитатель: правильно, солнце символ масленицы, тепла и весны.

Ну что ж ребята, пора прощаться с масленицей, а в благодарность за то, что она к нам в гости приходила, сделаем веселое яркое и теплое солнышко.

Дети: до свидания масленица!

Воспитатель: Посмотрите, на картинки на нашей доске (демонстрация иллюстраций с изображением солнышка). Что нарисовано на них?

Дети: солнышко.

Воспитатель: а из каких частей состоит солнышко?

Дети: кружок и лучики.

Воспитатель: правильно.

А теперь рассаживаемся за столы.

Воспитатель: ребята, у каждого из вас лежит по два кружочка желтого и оранжевого цвета, клей, кисточки и лучики. Берем оранжевый кружок и приклеиваем по краю лучики, затем мажем клеем весь кружок и приклеиваем сверху второй кружок, желтый. Теперь нам надо не много подождать пока клей подсохнет.

Воспитатель: Ребята, на Руси принято масленицу провожать, да снежками зиму прогонять. Давайте-ка, с вами в снежки поиграем.

Физкультминутка:

Подвижная игра «Снежки»

Каждый игрок должен попасть в цель снежком. Целью может быть пустой ящик от игрушек, корзина, обруч и т.д.

Воспитатель: молодцы ребята, прогнали зиму.

Рассаживаемся за столы. Клей у нас подсох. Посмотрите внимательно на наши солнышки. Мне кажется, что им чего-то не хватает.

Дети: глаз, рта, носа и т.д.

Воспитатель: да, совершенно верно. Давайте-ка сделаем наше солнышко веселым. Возьмите восковые карандаши и нарисуйте солнышку глазки, носик, ротик и румяные щечки. Какие красивые солнышки у вас получились!

Воспитатель: ребята, а теперь давайте ваши поделки аккуратно разместим на стенде. Посмотрите, как у нас стало красиво, солнечно и тепло в группе от ваших солнц. Вы все сегодня молодцы! Выставка аппликаций на стенде.

На этом наше занятие подошло к концу, можете поиграть.

Конспект занятия по лепке в средней группе. «Блины для Масленицы»

Задачи: расширять представление детей о русских народных обычаях; формировать умениепередавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы; умение работать аккуратно; вызвать желание  делать что-то для других.

Материалы: пластилин, доски для лепки, иллюстрации по теме «Масленичная неделя», кукла –Катя.

                                                 Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель: (рассказ сопровождается показам иллюстраций в альбоме «Масленица»)

Совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны.  Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: '"Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинали  печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей.

Как в пословице говорится:

"Без блинов не Масленица".

"Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

 Воспитатель: -Ребята , а теперь поиграем.

Подвижная игра «Яблочко»

 Стук в дверь.

Воспитатель: -Кто то к нам пришел. (воспитатель вносит в группу куклу –Катю)

Кукла-Катя: -Здравствуйте ребята! Меня зовут Катя.  Вы знаете какой сейчас праздник? Правильно, Масленица. Чем в этот праздник угощают гостей хорошие хозяйки? Правильно блинами, ватрушками, пирогами, кренделями. Вы меня угостите?(ответы детей)

 Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и приступить к изготовлению угощений.(сопровождающая музыка)

Анализ.

Воспитатель :-Сколько много угощений вы приготовили для нашей гостьи, пойдемте угощать её. (Предложить каждому ребенку рассказать , что он приготовил для куклы). Молодцы ребята, вы сегодня все постарались, кукле – Кате очень понравились ваши лакомства.

(Кукла прощается с детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Масленица русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культуре. Маслениц...

Творческо-познавательный проект «Русский народный праздник – Боярыня масленица»

В материале представлен план реализации проекта, конспекты НОД, итоговая справка по проекту, картотека русских ародных игр, конспект итогового мероприятия....

Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...

Творческий проект «Масленица русский народный праздник»

Большинство современных детей не знают, что такое праздник «Масленица» и почему её называют блиноежкой? Необходимо расширить, обогатить знания детей о празднике, приобщить к русской культу...

Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"

Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провож...

Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...